Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2017 г. N Ф07-12899/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А56-10032/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Голованюк Е.М.
при участии:
от истца (заявителя): Шержинская М.А. - доверенность от 30.12.2016;
от ответчика (должника): Рябенко Г.О. - доверенность от 18.01.2017;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14977/2017) ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2017 по делу N А56-10032/2017(судья Корушова И.М.), принятое
по заявлению ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к УФАС по Ленинградской области
об оспаривании постановления
установил:
публичное акционерное общество "Ленэнерго" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (далее - Ленинградское УФАС, Управление) о признании незаконным и отмене постановления от 31.01.2017 по делу об административном правонарушении N 125-05-Ш/16, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.05.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе ПАО "Ленэнерго" просит решение суда от 19.05.2017 отменить и удовлетворить требования заявителя. По мнению подателя жалобы, выводы суда основаны на неправильном применении и толковании норма материального права - пункта 10 Правил недискриминационного доступа, а также противоречат фактическим обстоятельствам дела, так как заявитель указал в заявке от 16.08.2016 только наименование гарантирующего поставщика, но не указал вид договора. А также наименование энергопринимающего устройства.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, представитель УФАС доводы жалобы отклонил по основаниям, приведенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, ООО "Титан" (заявитель) была подана в сетевую организацию заявка (вх. N 16-25144) на технологическое присоединение.
Письмом от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11744 ПАО "Ленэнерго" уведомило заявителя об отсутствии в комплекте документов, необходимых для заключения договора об осуществлении технологического присоединения, и затребовало представления следующих документов:
- копия свидетельства о регистрации в качестве юридического лица;
- копия свидетельства о постановке на налоговый учет;
- копия Устава;
- копия документа, подтверждающего полномочия руководителя (решение уполномоченного органа об избрании, утверждении лица на должность руководителя юридического лица);
- письменное согласие на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 N 152.
ООО "Титан" обратилось в УФАС с жалобой о нарушении ПАО "Ленэнерго" требований Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
Определением Управления от 17.10.2016 в отношении ПАО "Ленэнерго" возбуждено дело N 125-05-Ш/16 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Управление пришло к выводу о том, что Обществом в нарушение требований пунктов 10 и 11 Правил N 861 были запрошены документы, не предусмотренные настоящими Правилами.
По факту выявленного правонарушения 26.10.2016 Управлением в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении N 8, на основании которого 31.01.2017 вынесено постановление N 125-05-Ш/16, которым ПАО "Ленэнерго" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Считая указанное постановление антимонопольного органа незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, сделав вывод о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, не усмотрел также оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом правонарушения малозначительным, однако снизил размер штрафа до 300 000 руб., применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП.
Апелляционная коллегия, исследовав материалы дела и оценив доводы жалобы, не усматривает оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы Общества в связи со следующим.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей (часть 2 статьи 9.21 КоАП РФ).
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным. Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями также урегулирован Правилами технологического присоединения N 861.
Указанные Правила определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - энергопринимающие устройства), к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с пунктом 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Пунктом 9 Правил определены сведения, которые должны быть указаны в заявке.
В пункте 10 Правил установлен перечень документов, которые прилагаются к заявке.
В подпункте "и" пункта 10 Правил N 861 (в редакции Постановления Правительства РФ от 22.02.2016 N 128) указано, что в случае, если в заявке указаны сведения в соответствии с подпунктом "л" пункта 9 настоящих Правил, следует представить также документы заявителя, предусмотренные пунктом 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии.
Подпунктом "л" пункта 9 Правил технологического присоединения предусмотрено указание в заявке наименования субъекта розничного рынка, с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, и вид такого договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности). В случае наличия у заявителя договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в рамках которого заявителем предполагается осуществление энергоснабжения энергопринимающих устройств, в отношении которых подается заявка, в заявке указываются наименование субъекта розничного рынка, номер и дата указанного договора.
Отсутствие в заявке сведений, предусмотренных подпунктом "л" настоящего пункта, не является основанием для невыполнения сетевой организацией обязательств, предусмотренных настоящими Правилами, в части соблюдения процедуры технологического присоединения (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2016 N 128 и действовал на момент обращения ООО "Титан" в сетевую организацию).
Таким образом, правильным является вывод суда первой инстанции о том, что сведения, предусмотренные подпунктом "л" пункта 9 Правил N 861, указываются по желанию заявителя при намерении последнего предоставить документы для заключения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к объектам электросетевого хозяйства этой организации, либо уже при наличии такого договора купли-продажи электрической энергии.
В рассматриваемом случае из заявки ООО "Титан" не следовало, что заявитель намеревался заключить договор купли-продажи электрической энергии (мощности) на розничном рынке через сетевую организацию до завершения процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Кроме того, в заявке не указан вид договора (договор энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), который заявитель намеревалось заключить и наименование субъекта розничного рынка (согласно статье 54 ГК РФ), с которым заявитель намеревается заключить договор, обеспечивающий продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке.
Вопреки доводам жалобы, указание в пункте 10 заявки ООО "Титан" в качестве гарантирующего поставщика, с которым планируется заключением договора энергоснабжения, аббревиатуры "ПСК" вовсе не следует, что договор уже заключен или планируется к заключению с конкретной энергоснабжающей организацией.
Доводы Общества со ссылками на положения статей 49 и 51 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что запрошенные ПАО "Ленэнерго" документы подтверждают правоспособность юридического лица для совершения сделки, обоснованно отклонены судом, поскольку пунктом 10 Правил технологического присоединения предоставление правоустанавливающих документов заявителя не требуется за исключением подпункта "и" пункта 10 Правил. Учитывая, что в заявке указаны ИНН и ОГРН юридического лица, Общество имело возможность получить необходимые сведения о правоспособности юридического лица (сведения о регистрации юридического лица и его руководителе) из открытых источников в сети "Интернет" на сайте ФНС России.
В письме от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11744 ПАО "Ленэнерго" затребовало у ООО "Титан" представление письменного согласия на обработку персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О персональных данных", персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). В соответствии с пп. 5 пунктом 1 статьи 6 названного Федерального закона обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, в том числе, в случае реализации оператором своего права на уступку прав (требований) по такому договору, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.
В рассматриваемом случае судом установлено, что Туманов А.С., действующий на основании доверенности от 21.07.2016, являлся для ПАО "Ленэнерго" лицом, уполномоченным ООО "Титан" на заключение договора на технологическое присоединение, следовательно, требование ПАО "Ленэнерго" о предоставлении согласия на обработку персональных данных основано на положениях Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", кроме того, обеспечивало защиту прав и свобод Туманова А.С. при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, учитывая, что Доверенность от 21.07.2016 содержала сведения о дате рождении, месте жительства и паспортных данных гражданина Туманова А.С.
Вместе с тем, отказ в предоставлении согласия на обработку персональных данных представителя, действовавшего на основании доверенности, не мог являться основанием для отказа в заключении договора на технологическое присоединения, а из письма ПАО "Ленэнерго" от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11743 не следует, что представление согласия на обработку персональных данных являлось необязательным.
Суд также обоснованно отклонил доводы заявителя о наплавлении в адрес ООО "Титан" письма от 22.08.2016 N ЭСКЛ/16-01-12041 с указанием на нарушении требований пункта 9 Правил технологического присоединения (не указано наименование энергопринимающего устройства), поскольку указанные обстоятельства не являлись предметом рассмотрения дела об административном правонарушении N 125-05-Ш/16, а кроме того, в заявке было указано наименование энергопринимающего устройства "ЭПУ на земельном участке 10кВ".
Как следует из текста оспариваемого постановления от 31.01.2017 Общество привлечено к административной ответственности за нарушение пунктов 10 и 11 Правил технологического присоединения по факту требования дополнительных документов письмом от 16.08.2016 N ЭСКЛ/16-01/11744.
Поскольку Общество ранее привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ, Управление правомерно квалифицировало действия Общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом вышеуказанных требований Правил технологического присоединения, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, равно как и доказательств принятия всех зависящих мер по соблюдению таких требований и недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется, что свидетельствует о наличии в действиях Общества также субъективной стороны правонарушения применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявления Общества, признав доказанным наличие в действиях ПАО "Ленэнерго" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Судом не установлено существенных нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, являющихся безусловным основанием для отмены оспариваемого постановления. Постановление вынесено в пределах срока, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, суд посчитал возможным изменить оспариваемое постановление в части назначения наказания, снизив размер назначенного Обществу административного штрафа до 300000 руб., применив положения частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки. В отзыве Управления также не содержатся возражения относительно применения судом статьи 4.1 КоАП и снижения штрафа ниже низшего предела.
Апелляционная коллегия полагает обоснованным неприменение судом первой инстанции статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, ввиду отсутствия исключительности обстоятельств его совершения.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем обстоятельствам деле, правильно применены нормы материального права, не допущено нарушений процессуальных норм. Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным заявителем при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которым судом дана надлежащая правовая оценка.
Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда от 19.05.2017 и удовлетворения апелляционной жалобы ПАО "Ленэнерго" не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 мая 2017 года по делу N А56-10032/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-10032/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 декабря 2017 г. N Ф07-12899/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области