город Воронеж |
|
28 августа 2017 г. |
Дело N А14-5318/2017 |
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Семенюта Е.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Страхового акционерного общества "ВСК" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2017 по делу N А14-5318/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Ловчикова Н.В.) по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу к Страховому акционерному обществу "ВСК" (ОГРН 1027700186062, ИНН 7710026574) о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ,
третье лицо: Усова Наталья Владимировна, г. Воронеж
УСТАНОВИЛ:
Центральный банк Российской Федерации (Банк России) в лице Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу (далее -административный орган, Отделение Орел) обратился в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о привлечении страхового акционерного общества "ВСК" (далее - САО "ВСК", Общество, Страховщик) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Усовой Н.В.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2017, принятым по настоящему делу, заявленные требования удовлетворены. САО "ВСК" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 31 000 рублей.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Общество обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что гражданская ответственность страхователя САО "ВСК" не наступила, а вред должен возмещаться по общим правилам причинения вреда в соответствии с ГК РФ.
Полагает, что суд первой инстанции незаконно привлек Общество к административной ответственности, поскольку отсутствует событие правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу Отделение Орел указывает, что действия Общества свидетельствуют о нарушении Страховщиком требований страхового законодательства Российской Федерации.
Считает, что в действиях САО "ВСК" доказан состав административного правонарушения.
Апелляционная жалоба рассматривалась судом в соответствии с положениями ст.272.1 АПК РФ и разъяснениями, изложенными в п.47 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив в совокупности все представленные доказательства, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу 08.11.2016 поступило обращение гражданки Усовой Л.А. о нарушениях САО "ВСК" страхового законодательства Российской Федерации.
В жалобе Усова Л.А. указывает на нарушение САО "ВСК" сроков и порядка выплаты страхового возмещения.
Для проверки сведений, изложенных в жалобе, административным органом 15.11.2016 был направлен запрос в САО "ВСК".
Во исполнение запроса страховщиком 29.11.2016 были представлены в банк объяснения и копии документов, при рассмотрении которых установлено следующее.
Усовой Н.В. 24.08.2016 в Воронежский филиал САО "ВСК" было представлено заявление о страховой выплате по договору ОСАГО с приложением необходимых документов за возмещением ущерба здоровью в результате ДТП, произошедшего 03.07.2015 на 8 км автодороги Курск-Борисоглебск-Панино-Эртиль.
В комплекте документов вместе с заявлением был представлен полис ОСАГО серии ЕЕ N 0333123117.
Согласно представленным страховщиком объяснениям бланк страхового полиса серии ЕЕЕ N 0333123117 использован САО "ВСК" для заключения договора ОСАГО в Орловском филиале САО "ВСК". Виновный в совершении ДТП, произошедшего 03.07.2015 Дуленков А.В. не являлся страхователем, владельцем транспортного средства или лицом, допущенным к управлению транспортным средством по договору ОСАГО серии ЕЕЕ N 0333123117. Договор ОСАГО ЕЕЕ N 0333123117 был заключен не в отношении транспортного средства ВАЗ-21102 г/н М573НТ36, которым управлял Дуленков А.В. в момент ДТП, а в отношении иного транспортного средства.
На основании того, что гражданская ответственность гражданина Дуленкова А.В. не была застрахована по полису серии ЕЕЕ N 0333123117, САО "ВСК" 24.11.2016 направило в адрес Усовой Н.В. извещение об отказе в страховой выплате с указанием причин.
Заявителем было установлено, что Общество, получив заявление о страховой выплате 24.08.2016, направило 24.11.2016 извещение об отказе в страховой выплате с нарушением срока, установленного положениями норм п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО и п. 4.22 Правил ОСАГО (д.б. направить ответ не позднее 13.09.2017).
Согласно объяснений страховщика, письмо с отказом в выплате страхового возмещения в ответ на заявление гр. Усовой Н.В. не было своевременно направлено по причине халатного отношения сотрудников, отвечающих за обработку входящей корреспонденции.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 12.04.2017 заместителем начальника отдела по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Отделения по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в присутствии представителя страховщика по доверенности в отношении САО "ВСК" протокола N ТУ-54-ЮЛ-17-3994/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Уведомление о составлении протокола N ТУ-54-ЮЛ-17-3994/1020-1 от 12.04.2017, в котором Обществу сообщено о необходимости явиться 12.04.2017 в 09 час. 30 мин. в Отделение по Орловской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу для дачи объяснений по факту нарушения, а также для подписания протокола об административном правонарушении, направлено в адрес САО "ВСК" телеграфом и получено Обществом 10.04.2017, о чем свидетельствует соответствующее телеграфное уведомление. Своевременное получение уведомления страховой компанией не оспаривается.
Для привлечения виновного лица к административной ответственности, материал был направлен в арбитражный суд.
При рассмотрении данного спора суд области, оценив представленные доказательства, в т.ч. протокол об административном правонарушении, пришел к выводу о том, что материалами дела об административном правонарушении подтверждается событие и состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности судом первой инстанции не установлено.
В связи с чем Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в сумме 31000 рублей.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции о наличии в действиях Общества вменяемого правонарушения и относительно назначенного наказания и для отмены обжалуемого решения.
Согласно ч. 6 ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении лицензируемой деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Субъектом данного правонарушения является лицо, осуществляющее подлежащую лицензированию предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных условий и требований, то есть обязательным признаком субъекта вменяемого правонарушения является наличие у него лицензии на определенный вид деятельности.
Субъективная сторона заключается в том, что лицензиат, получив лицензию на осуществление деятельности и приняв на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности, не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований при осуществлении указанной деятельности.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензируемый вид деятельности - это вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Федерального закона его положения не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования страховой деятельности.
Лицензирование страховой деятельности в силу части 3 статьи 1 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществляется в порядке, установленном федеральными законами, регулирующими отношения в этой сфере деятельности.
Общие требования о лицензировании, предъявляемые к субъектам страхового дела, установлены Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 4015-1).
В силу п. 3 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1) добровольное страхование осуществляется на основании договора страхования и правил страхования, определяющих общие условия и порядок его осуществления. Правила страхования принимаются и утверждаются страховщиком или объединением страховщиков самостоятельно в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Законом N 4015-1 и содержат положения о субъектах страхования, об объектах страхования, о страховых случаях, о страховых рисках, о порядке определения страховой суммы, страхового тарифа, страховой премии (страховых взносов), о порядке заключения, исполнения и прекращения договоров страхования, о правах и об обязанностях сторон, об определении размера убытков или ущерба, о порядке определения страховой выплаты, о случаях отказа в страховой выплате и иные положения.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Закона РФ N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство. Лицензия на осуществление страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера представляет собой в силу пункта 1 статьи 32 Закона РФ N 4015-1 специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.
Подпунктом 14 пункта 2 статьи 32 Закона N 4015-1 определено, что для получения лицензии соискатель лицензии на осуществление страхования, перестрахования представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие соответствие соискателя лицензии требованиям, установленным федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования (в случаях, если федеральные законы содержат дополнительные требования к страховщикам).
В соответствии с п. 1 ст. 929 ГК РФ по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключён договор (выгодоприобретателю), причинённые вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определённой договором суммы (страховой суммы).
В силу пункта 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон ОСАГО), одним из видов обязательного страхования гражданской ответственности является страхование владельцами своих транспортных средств.
В соответствии с вышеуказанным законом и Законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены законодательством, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 данного Закона.
Вместе с тем, страховщик обязан заключать с владельцами транспортных средств договор обязательного страхования их гражданской ответственности. Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона об ОСАГО порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации в правилах обязательного страхования.
Согласно пункту 21 статьи 12 Закона об ОСАГО в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
В силу пункта 4.22 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, являющихся Приложением 1 к Положению Банка России от 19.09.2014 N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Правила ОСАГО) страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и предусмотренные пунктами 3.10, 4.1, 4.2, 4.4 - 4.7 и 4.13 настоящих Правил документы в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, с даты их получения.
В течение указанного срока страховщик обязан составить документ, подтверждающий решение страховщика об осуществлении страхового возмещения или прямого возмещения убытков, фиксирующий причины и обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, являющегося страховым случаем, его последствия, характер и размер понесенного ущерба, размер подлежащей выплате страховой суммы (далее - акт о страховом случае), и произвести страховую выплату, а в случае возмещения вреда в натуре, выдать потерпевшему направление на ремонт (в последнем случае акт о страховом случае не составляется страховщиком) либо направить в письменном виде извещение об отказе в страховой выплате или отказе в выдаче направления на ремонт с указанием причин отказа.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что заявление о страховой выплате было получено страховщиком 24.08.2016, следовательно САО "ВСК" должно было направить извещение об отказе в страховой выплате, из которого гражданка Усова Н.В. могла узнать о том, что гражданская ответственность виновника ДТП гражданина Дуленкова А.В. не была застрахована по полису серии ЕЕЕ N 0333123117, не позднее 13.09.2016.
Таким образом, Обществом было допущено нарушение требований п. 21 ст. 12 Закона об ОСАГО и п. 4.22 Правил ОСАГО.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ на административные органы при производстве по делам об административных правонарушениях возложены задачи по всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом.
Согласно требованиям статьи 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.
На основании части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Наличие состава административного правонарушения в действиях (бездействии) САО "ВСК" подтверждается протоколом об административном правонарушении N ТУ-54-ЮЛ-17-3994/1020-1, обращением гражданки Усовой Ю.А. в Отделение Орел, и имеющимися в административном деле доказательствами, которые с учетом положений ст. 26.2 КоАП РФ соответствуют критериями относимости, допустимости, достоверности и достаточности для подтверждения факта нарушения.
Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него необходимых и достаточных мер по соблюдению норм действующего законодательства в материалах дела не представлено. Данное обстоятельство свидетельствует о наличии вины заявителя во вмененном ему правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих вину Общества, судами не установлено.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что действия САО "ВСК" образуют состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена санкцией ч. 3 ст. 14.3 КоАП РФ. Наказание Обществу назначено в пределах санкции статьи и с учетом того обстоятельства, что последнее ранее подвергалось административному наказанию.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к иному толкованию действующих норм и направлены на переоценку выводов суда.
Однако, аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не заявлено.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд области полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.06.2017 по делу N А14-5318/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-5318/2017
Истец: ГУ ЦБ РФ (Банк России) в лице Отделения по Орловской области ЦБ РФ по ЦФО
Ответчик: САО "ВСК"
Третье лицо: Усова Наталья Владимировна