г. Челябинск |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А07-29996/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой И.Ю.,
судей Богдановской Г.Н., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Каримовой Е.О., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башремстрой" и индивидуального предпринимателя Якуповой Гульнары Роменовны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2017 по делу N А07-29996/2016 (судья Вальшина М.Х.).
Общество с ограниченной ответственностью "Башремстрой" (далее - заявитель, ООО "Башремстрой") и индивидуальный предприниматель Якупова Гульнара Роменовна (далее - заявитель, ИП Якупова Г.Р.) обратились в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Совету городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании недействительным Решения Совета городского округа г. Уфа Республики Башкортостан N 41/6 от 28.01.2015 "О резервировании земельных участков в границах городского округа г. Уфа, Республики Башкортостан для муниципальных нужд" в части резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:53.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Администрация), Главное управление архитектуры градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - третье лицо, Управление архитектуры).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2017 (резолютивная часть оглашена 19.06.2017) в удовлетворении заявленных требований отказано.
С вынесенным решением не согласились заявители, обжаловав его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ООО "Башремстрой" и ИП Якупова Г.Р. (далее также - податели жалобы, апеллянты) просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податели апелляционной жалобы ссылаются на необоснованность вывода суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для осуществления резервирования земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителям строения. Представленные в материалы дела доказательства не позволяют сделать вывод о целях резервирования. По сообщению Управления архитектуры, земельный участок расположен в границах действующих красных линий существующей улицы Юбилейная, однако документы об утверждении проекта отсутствуют. Кроме того, выкопировка из проекта свидетельствует о расположении красных линий за границами земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:53.
Вывод суда о наличии свободной от застройки площади земельного участка (164 кв.м.) не исключают довода заявителей о прохождении красных линий по отмостке принадлежащего им объекта недвижимости 1938 года постройки. Между тем, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. Линейно-кабельные сооружения, сооружения и пешеходные зоны, используемые неограниченным кругом лиц в пределах земельного участка отсутствуют.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы уведомлены посредством почтовых отправлений, а также путем размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено арбитражным судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании был объявлен перерыв в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 час. 50 мин.
Законность и обоснованность судебного акта проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Башремстрой" принадлежат на праве собственности помещения на 1 этаже N N 1-9, 11-33; на 2 этаже N N 1-39; на 3 этаже N N 1-40, 46 нежилого строения - здание типографии кадастровым номером 02:55:030312:1520 общей площадью 1274 кв.м. по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Юбилейная, дом 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л. д.20).
В собственности индивидуального предпринимателя Якуповой Гульнары Роменовны находятся помещения, номера на поэтажном плане 10, 34, 34а, 346, 35-47 (1 этаж); 40-54 (2 этаж), 41-45, 47-51 (3 этаж), 1-5 (4 этаж) в здании типографии по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Юбилейная, дом 8, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л. д.21).
На основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан N 1183 от 28.07.2010, Якуповой Гульнаре Роменовне был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:030312:53 площадью 989 кв.м, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Юбилейная, дом 8 для эксплуатации нежилых административно-бытовых помещений, механической мастерской, склада, сроком действия с 28.07.2010 по 27.07.2015 (л. д.22-23).
На основании приказа Министерства земельных и имущественных отношений N 158 от 05.02.2014 обществу "Башремстрой" был предоставлен тот же земельный участок в аренду со множественностью лиц на стороне арендатора и предписано оформить соглашение о присоединении к договору аренды N М 105-10 от 21.09.2010 (л.д. 25).
04.10.2016 общество "Башремстрой" и предприниматель Якупова Г.Р. обратились в Администрацию с совместным заявлением о предоставлении им в долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:53, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Юбилейная, дом 8, общей площадью 989 кв.м. на основании ст. 39.20 Земельного кодекса РФ (л.д. 30).
Письмом N 32427 от 20.10.2016 Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало в предоставлении в собственность заявителей испрашиваемого земельного участка по причине включения в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель Решением Совета городского округа город Уфа 28.01.2015 N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа г. Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (л.д.31-32).
Полагая, что правовые основания для резервирования земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:53 отсутствовали, заявители обратились в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции установил, что спорный земельный участок входит в состав земель, зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур и расположен в границах действующих красных линий улицы Юбилейная, утвержденных проектом "Северный промрайон г. Уфы. Схема упорядочения застройки и кооперирование вспомогательных хозяйств предприятий северного промрайона", который разработан ПИ "Куйбышевский Промстройпроект" в 1972 году. Ссылка заявителей на установление красных линий без учета существующей застройки (по отмосткам здания) отклонена судом первой инстанции исходя из наличия свободной от застройки площади земельного участка. Также были отклонены судом первой инстанции ссылки на отсутствие государственной регистрации обременения земельного участка в виде его резервирования, поскольку такая регистрация не носит правообразующего характера.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частями 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
28.01.2015 Советом городского округа город Уфа принято решение N 41/6 "О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" (опубликованное 29.01.2015 в выпуске "Вечерняя Уфа" N 17-18 (12665-12666)), которым зарезервированы земли в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан, относящиеся к категории земель населенного пункта в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд (л.д. 115-118).
Решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.2015 N 55/4 внесены изменения в решение Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 28.01.2015 N 41/6, согласно которым приложения N 1,2 изложены в новой редакции (лд.120-124).
Согласно приложению N 2 к названным решениям земельный участок с кадастровым номером 02:55:030312:53 включен в перечень действующих красных линий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур.
Указанное также следует из выкопировки из приложения N 1 к оспариваемому Решению Совета (л.д. 126, 150).
Из приведенной в выкопировке схемы усматривается частичное наложение границы земельного участка с кадастровым номером 02:55:030312:53 с красными линиями улицы Юбилейная.
Согласно сообщению Управления архитектеры, испрашиваемый земельный участок частично расположен на территории общего пользования (пешеходная часть улицы) в границах действующих красных линий существующий улицы Юбилейная. Красные линии разработаны и утверждены проектом "Северный промрайон г. Уфы. Схема упорядочения застройки и кооперирование вспомогательных хозяйств предприятий северного промрайона" ПИ "Куйбышевский Промстройпроект" в 1972 году (л.д. 125-126, 148-150).
Под резервированием земель понимается реализуемая в определенном (административном) порядке процедура, при которой происходит ограничение прав на землю и оборотоспособности земельных участков на определенный срок в целях решения государственных или местных задач.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (здесь и далее - в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого Решения от 28.01.2015 N 41/6) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
Согласно пункту 2 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель допускается в установленных документацией по планировке территории зонах планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что красные линии это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Вопреки утверждениям подателей апелляционной жалобы, определение границы пешеходной части улицы, является самостоятельным основанием установления красных линий и не требует доказательств размещения в границах земельного участка линейно-кабельных и иных сооружений.
Из информации Управления архитектуры от 19.06.2017 N 7-3895/ОПО следует, что документация о существующих красных линиях улицы Юбилейная города Уфа сохранилась в виде красных линий, нанесенных на планшет опорного плана территории города (л.д. 139). Изменению такая документация не подвергалась.
Ссылки подателей апелляционной жалобы на необходимость исследования вопроса об утверждении проекта "Северный промрайон г. Уфы. Схема упорядочения застройки и кооперирование вспомогательных хозяйств предприятий северного промрайона" разработанного ПИ "Куйбышевский Промстройпроект" в 1972 году, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
В силу пунктов 4, 6, 7 п. 3.2.1 Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 29.10.2002 N 150 графические материалы проекта планировки и включают в себя план современного использования территории (опорный план). На плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользований; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения; сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Исходя из Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утв. Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30, в отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3).
Учитывая, что предоставленные Управлением архитектуры документы подтверждают факт частичного нахождения спорного земельного участка в границах действующих красных линий и, соответственно, отнесение его к землям общего пользования, органом местного самоуправления правомерно произведено его резервирование.
Ссылки заявителей на установление границ красных линий без учета существующей застройки, с наложением на границы принадлежащих заявителям объектов недвижимости, не подтверждены доказательствами.
Из представленного заявителями плана земельного участка усматривается, что занятая строениями площадь составляет 825 кв.м., площадь свободная от застройки составляет 164 кв.м., (л. д. 151). Приведенная схема взаимного расположения строений и границ земельного участка не позволяет сделать вывод об их совпадении, в том числе с отмосткой здания. Доказательств ее наличия, как и возведения здания типографии с 1938 году, материалы дела не содержат.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении Советом городского округа при включении в перечень резервированных кадастровых номеров спорного земельного участка предусмотренных действующим законодательством требований.
В силу части 3 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 18.06.2013 N 136/13, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке правил землепользования и застройки состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса.
С учетом названного, предусмотренный законом запрет на передачу зарезервированных для муниципальных нужд земельных участков в собственность, при условии соответствия такого резервирования действующему законодательству, не может быть признан нарушающим права заявителей.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителей, у суда первой инстанции не имелось.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции распределяется между лицами, участвующими в деле, в соответствии с правилами, установленными статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.06.2017 по делу N А07-29996/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Башремстрой" и индивидуального предпринимателя Якуповой Гульнары Роменовны - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
И.Ю. Соколова |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-29996/2016
Истец: ИП Якупова Гульнара Роменовна, ООО "БАШРЕМСТРОЙ", ООО БАШРЕМСТРОЙ, Якупова Г. Р.
Ответчик: Совет ГО г.Уфа РБ
Третье лицо: Администрация ГО г. Уфа РБ, Главархитектура Администрации ГО г. Уфа, ИП Якупова Гульнара Роменовна