г.Самара |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А65-6141/2017 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Семушкина В.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.06.2017 по делу N А65-6141/2017 (судья Абдуллаев А.Г.), принятое в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Молэнд" (ИНН 1660216174, ОГРН 1141690070576), г.Казань, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан, г.Казань, об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Молэнд" (далее - ООО "Молэнд", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (далее - административный орган) от 17.02.2017 N 298/з по делу об административном правонарушении.
Решением от 23.06.2017 по делу N А65-6141/2017, принятым в порядке упрощенного производства, Арбитражный суд Республики Татарстан заявление удовлетворил.
Административный орган в апелляционной жалобе просил отменить решение суда первой инстанции.
ООО "Молэнд" апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В соответствии с ч.1 ст.272.1 АПК РФ дело рассматривается судьей единолично без вызова сторон.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как видно из материалов дела, в административный орган от ГАУЗ "Республиканская клиническая инфекционная больница имени А.Ф. Агафонова" (далее - больница) поступили материалы (контракт от 16.12.2015 между больницей и ООО "Молэнд", товарная накладная от 10.02.2016 N 175, протокол лабораторных испытаний от 18.02.2016 N 10772), по результатам рассмотрения которых административный орган установил, что в нарушение требований ч.3 и 4 ст.5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (утв.Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880), п.5 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" (утв.Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 N 67) ООО "Молэнд" поставило в больницу молоко питьевое пастеризованное м.д.ж.3,2% ненадлежащего качества и без товаросопроводительной документации, обеспечивающей прослеживаемость этой продукции.
По данному факту административный орган составил протокол от 13.05.2016 об административном правонарушении и вынес постановление от 17.02.2017 N 298/з, которым привлек общество к административной ответственности по ч.1 ст.14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в сумме 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением административного органа, ООО "Молэнд" обратилось в арбитражный суд.
Согласно ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.ст.14.37, 14.44, 14.46, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к данной статье разъяснено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с п.1, 1.1, 6.2 ст.46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно п.1 ст.46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу этого закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
Под техническим регламентом понимается документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) (ст.2 Закона N 184-ФЗ).
В соответствии с п.1 ст.36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.3 и 4 ст.5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении, в том числе продовольственное (пищевое) сырье, должна сопровождаться товаросопроводительной документацией, обеспечивающей прослеживаемость данной продукции. Пищевая продукция, не соответствующая требованиям данного технического регламента и (или) иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
В соответствии со ст.4 ТР ТС 021/2011 прослеживаемость пищевой продукции - это возможность документарно (на бумажных и (или) электронных носителях) установить изготовителя и последующих собственников находящейся в обращении пищевой продукции, кроме конечного потребителя, а также место происхождения (производства, изготовления) пищевой продукции и (или) продовольственного (пищевого) сырья.
Исходя из п.5 раздела II ТР ТС 033/2013, под молоком понимается продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него.
Пп."г" п.6 раздела III TP ТС 033/2013 установлено, что в случае если молоко и молочную продукцию невозможно идентифицировать по наименованию, визуальным методом или органолептическим методом, идентификацию проводят аналитическим методом путем проверки соответствия физико-химических и (или) микробиологических показателей молока и молочной продукции признакам, установленным в данном техническом регламенте, определенной технической документации, в соответствии с которой изготовлены молоко и молочная продукция, а также в других технических регламентах Таможенного союза, действие которых распространяется на молоко и молочную продукцию.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются, в том числе посредством проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно ст.4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям.
В силу ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Ч.1 ст.65 и ч.4 ст.210 КоАП РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для вынесения постановления о назначении административного наказания, возложена на административный орган.
Как следует из материалов административного дела, ООО "Молэнд" по товарной накладной от 10.02.2016 N 175 поставило в больницу молоко пастеризованное питьевое м.д.ж.3,2% (изготовитель ООО "НовМолДом", Ульяновская область, Новоспасский район, с.Троицкий Сунгур, ул.Молодежная, 7а). Какие-либо документы, обеспечивающие прослеживаемость молока от изготовителя до ООО "Молэнд", не представлены.
Кроме того, согласно протоколу лабораторных исследований (испытаний) ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Татарстан (Татарстан)" от 18.02.2016 N 10772 пробы указанного молока не соответствуют требованиям ТР ТС 033/2013 - выявлены растительные стерины (более 2%), при том, что их наличие в молоке недопустимо.
Между тем, из материалов дела видно, что пробы молока отобраны и доставлены в лабораторию самой больницей, при этом протокол отбора проб не составлялся, представители ООО "Молэнд" и административного органа при отборе проб не присутствовали (доказательств обратного не представлено). Акт приема проб также не составлялся. Сведения о молочной продукции, производителе и поставщике получены со слов работника больницы.
Административный орган после получения от больницы результатов лабораторных исследований молока, проведенных по инициативе больницы, самостоятельно в установленном законом порядке отбор проб рассматриваемой молочной продукции не производил и экспертизу качества не инициировал.
При таких обстоятельствах, как верно указал суд первой инстанции, административным органом не доказано, что исследованию подверглась молочная продукция, поставленная в больницу именно по товарной накладной ООО "Молэнд" от 10.02.2016 N 175.
Следовательно, представленный протокол лабораторных исследований (испытаний) от 18.02.2016 N 10772 не может быть принят в качестве доказательства несоответствия поставленного ООО "Молэнд" молока требованиям технических регламентов.
Других допустимых и относимых доказательств несоответствия поставленной ООО "Молэнд" молочной продукции требованиям ТР ТС 033/2013 административный орган не представил.
Вопрос наличия/отсутствия документов, обеспечивающих прослеживаемость молока от изготовителя до ООО "Молэнд", административным органом не исследовался; доказательств получения ООО "Молэнд" запроса о представлении таких документов в материалах дела не имеется.
Уведомление от 30.03.2016 N 09/6051 на составление 13.05.2016 протокола об административном правонарушении, содержащее в том числе требование о представлении товаросопроводительных документов, обеспечивающих прослеживаемость молочной продукции, ООО "Молэнд" не получило, что подтверждается информацией официального сайта Почты России (трек-номер 42011196069388).
Таким образом, факт нарушения ООО "Молэнд" требований технических регламентов к качеству молока и требований законодательства относительно обеспечения прослеживаемости реализуемой пищевой продукции административным органом не доказан.
Отсутствие события административного правонарушения в силу п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Ч.2 ст.25.1 КоАП РФ установлено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о его надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно п.2 и 4 ч.1 ст.29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
ВАС РФ в п.24 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10) разъяснил, что при рассмотрении дел об административном правонарушении судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
Определение (извещение) от 20.01.2017 о рассмотрении 17.02.2017 в 09:30 дела об административном правонарушении и составлении постановления ООО "Молэнд" не получило. Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, на момент вынесения оспариваемого постановления административный орган не располагал сведениями о вручении/невручении ООО "Молэнд" этого извещения. На официальном сайте Почты России по состоянию на дату вынесения постановления (17.02.2017) такая информация отсутствовала, а почтовое отправление с указанным определением с отметкой "истек срок хранения" в административный орган возвратилось только 15.03.2017.
Доказательств принятия каких-либо иных мер по извещению ООО "Молэнд" административный орган не представил.
Таким образом, административный орган не выяснял, извещено ли ООО "Молэнд" в установленном порядке, и вынес постановление от 17.02.2017 N 298/з в отсутствие представителя общества, которое не вправе было считать надлежаще извещенным о времени и месте составления постановления.
В соответствии с п.10 Постановления N 10 нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отмены оспариваемого постановления административного органа (ч.2 ст.211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Административным органом в данном случае допущено существенное нарушение процедуры привлечения к административной ответственности, которое не может быть восполнено при рассмотрении дела в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление ООО "Молэнд".
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, основания для отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 июня 2017 года по делу N А65-6141/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-6141/2017
Истец: ООО "Молэнд", г.Казань, ООО Представитель "Молэнд" Багров Д.В.
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по РТ (Роспотребнадзор), г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
04.09.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10354/17