г. Москва |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А41-76897/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семушкиной В.Н.,
судей Бархатова В.Ю., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Морозовым А.А.,
при участии в заседании:
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Виноградова Елена Александровна по доверенности от 22.12.2016 N 27ДОВ-404;
от ООО "Пригород Лесное": Ковальчук Лидия Константиновна, по доверенности от 15 февраля 2017 года N 13-17, Боброва Юлия Семёновна по доверенности от 23 ноября 2016 г. N 93-16, Рихтерман Вера Яковлева по доверенности от 23 ноября 2016 N 121-16;
от Администрации Ленинского муниципального района Московской области: Валевский Марк Владимирович по доверенности от 09.01.2017 N 14;
от Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены;
от ТУ ФАУГИ в Московской области: Гуляева Кристина Олеговна по доверенности от 21.08.2017 N 435-Д;
от Росреестра: не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета лесного хозяйства Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2017 года по делу N А41-76897/16, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению Комитета лесного хозяйства Московской области к ООО "Пригород Лесное"; Администрации Ленинского муниципального района Московской области, третьи лица: ТУ ФАУГИ в Московской области; Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области; ФГБУ "ФКП Росреестра", в лице филиала по Московской области об истребовании из чужого незаконного владения земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0060103:239, 50:21:0060310:257 в части наложений на земли лесного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Комитет лесного хозяйства Московской области обратился в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к ООО "Пригород Лесное", Администрации Ленинского муниципального района Московской области со следующими требованиями: - истребовать из чужого незаконного владения ООО "Пригород Лесное" земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:0060103:239 и 50:21:0060310:257, в части наложений на земли лесного фонда (с учетом принятых судом уточнений).
Решением Арбитражного суда Московской области от 17 мая 2017 года по делу N А41-76897/16 в удовлетворении исковых требований Комитета лесного хозяйства Московской области отказано.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Комитет лесного хозяйства Московской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представители Комитета лесного хозяйства Московской области, ТУ ФАУГИ в Московской области поддержали доводы апелляционной жалобы, просили отменить решение суда первой инстанции.
Представители ООО "Пригород Лесное", Администрации Ленинского муниципального района Московской области в судебном заседании поддержали решение суда, просили оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Росреестра, Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 29 июня 2006 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0060103:239, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", общей площадью: 116 650 кв.м. 30 июня 2006 г. между Министерством имущественных отношений Московской области и ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 13054-Z, по условиям которого ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" приняло в аренду земельный участок площадью 116 650 кв.м. с кадастровым номером 50:21:060103:0239, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", в границах, указанных на плане земельного участка строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, южнее д. Мисайлово, уч. N 100ю, для сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет.
04.12.2007 г. между ООО "Колхоз-племзавод им. М. Горького" и ООО "МегаЛайн" заключен договор N 2 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13054-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:060103:0239 перешли к ООО "МегаЛайн".
04.08.2008 г. между ООО "МегаЛайн" и ООО "Мисайлово" заключен договор N б/н о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13054-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:060103:0239 перешли к Обществу с ограниченной ответственностью "Мисайлово".
22.07.2009 г. между Министерством имущественных отношений Московской области, Муниципальным образование "Ленинский муниципальный район Московской области", Обществом с ограниченной ответственностью "Мисайлово" заключено Дополнительной соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 13054-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого Муниципальное образование "Ленинский муниципальный район Московской области" приняло права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка N 13054-Z от 30.06.2006 г.
09.07.2011 г. между ООО "Мисайлово" и ООО "Вудлэнд" заключен договор N б/н о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13054-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:060103:0239 перешли к ООО "Вудлэнд".
30.05.2013 г. между ООО "Вудлэнд" и ООО "Мегагород" заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13054-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:060103:0239 перешли к ООО "Мегагород".
Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13054-Z от 30.06.2006 г. зарегистрировано в установленном законодательстве порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 08.07.2013 г. за номером государственной регистрации 50-50-21/038/2013-065, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
28 июня 2006 года в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:21:0060310:257, категория земель: "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования: "для сельскохозяйственного производства", площадь: 86 700 кв.м. 30 июня 2006 г. между Министерством имущественных отношений Московской области и Обществом с ограниченной ответственностью "Колхоз- племзавод им. М. Горького" заключён договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 13055-Z, по условиям которого Общество с ограниченной ответственностью "Колхоз-племзавод им. М. Горького" приняло в аренду земельный участок площадью 86 700 кв.м. с кадастровым номером 50:21:0060310:0257, категория земель: "земли сельскохозяйственного назначения", в границах, указанных на плане земельного участка строительных, санитарных, природоохранных, противопожарных норм, расположенный по адресу: Московская область, Ленинский район, сельское поселение Молоковское, южнее д. Мисайлово, уч. N 102ю, для сельскохозяйственного производства, сроком на 49 лет.
04.12.2007 г. между ООО "Колхоз- племзавод им. М. Горького" и ООО "МегаЛайн" заключен договор N 1 о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13055-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:0257 перешли к Обществу с ограниченной ответственностью "МегаЛайн".
04.08.2008 г. между ООО "МегаЛайн" и ООО "Мисайлово" заключен договор N б/н о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13055-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:0257 перешли к ООО "Мисайлово".
22.07.2009 г. между Министерством имущественных отношений Московской области, Муниципальным образование "Ленинский муниципальный район Московской области", ООО "Мисайлово" заключено Дополнительной соглашение к договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности N 13055-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого Муниципальное образование "Ленинский муниципальный район Московской области" приняло права и обязанности Арендодателя по договору аренды земельного участка N 13055-Z от 30.06.2006 г.
09.07.2011 г. между ООО "Мисайлово" и ООО "Вудлэнд" заключен договор N б/н о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13055-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:0257 перешли к ООО "Вудлэнд".
30.05.2013 г. между ООО "Вудлэнд" и ООО "Мегагород" заключено Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13055-Z от 30.06.2006 г., по условиям которого права и обязанности Арендатора земельного участка с кадастровым номером 50:21:0060310:0257 перешли к ООО "Мегагород".
Соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка N 13055-Z от 30.06.2006 г. зарегистрировано в установленном законодательстве порядке в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области 08.07.2013 г. за номером государственной регистрации 50-50-21/038/2013-064, что подтверждается выпиской из ЕГРП.
Комитетом лесного хозяйства Московской области входе проведения плановых мероприятий было установлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:21:060103:239 имеет пересечение с землями лесного фонда квартала 7 Коробовского участкового лесничества и квартала 32 Подольского сельского участкового лесничестве Подольского участкового лесничества (площадь наложения 103 236, 67 кв.м.), а земельный участок с кадастровым номером 50:21:060103:257 имеет пересечение с землями лесного фонда квартала 32 Подольского сельского участкового лесничества (площадь наложения 68 715, 47 кв.м.).
13.06.2016 года Комитет лесного хозяйства Московской области направил в адрес ответчиков - Администрации Ленинского муниципального района Московской области и ООО "Мегагород", претензию в которой просил прекратить незаконные пользование частями земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:060103:239, 50:21:0060310:257, имеющих пересечение с землями лесного фонда, и обеспечить их передачу Комитету лесного хозяйства Московской области.
Поскольку в досудебном порядке, ответчики земельные участки не возвратили, истец обратился в суд с настоящим исковым требованием.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Повторно изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Согласно частям 1, 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 67, 92 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса.
Правила проведения лесоустройства устанавливаются лесоустроительной инструкцией, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Законом N 221-ФЗ. В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции, действовавшей на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка (далее - Закона N 221- ФЗ), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона N 221-ФЗ каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер).
Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. При этом в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе об описании местоположения границ земельного участка, площади земельного участка (статья 7 Закона N 221-ФЗ).
Из части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ следует, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
В соответствии с частью 4 статьи 6 закона N 221-ФЗ при ведении государственного кадастра недвижимости применяется единая государственная система координат, установленная Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ.
В статье 22 Федерального закона N 221-ФЗ установлен перечень представляемых на кадастровый учет документов, в том числе и межевой план. Документы, представляемые для осуществления кадастрового учета, проходят проверку органом кадастрового учета, и в случае выявления их недостаточности или противоречий, в том числе пересечения границ вновь образуемого земельного участка с уже существовавшим участком, выносится решение о приостановлении, а затем об отказе в проведении кадастрового учета (статьи 26, 27 Федерального закона N 221-ФЗ).
Спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет, сведения о местоположении (границах) земельных участков были внесены в ГКН.
При этом, лесной участок, расположенный в квартале 7 Коробовского участкового лесничества и в квартале 32 Подольского сельского участкового лесничестве Подольского участкового лесничества на государственный кадастровый учет не поставлены.
Обосновывая свои доводы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами 50:21:060103:239 и 50:21:0060310:257 расположены на землях лесного фонда, Комитет лесного хозяйства ссылается на то, что данный факт подтверждается Справкой о пересечении границ земельных участков с землями лесного фонда, подготовленной с использованием системы РГИС МО, выпиской из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах, Свидетельством о государственной регистрации права от 24.04.2009 г.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Таким образом, правомочия собственника земельного участка состоят во владении, пользовании и распоряжении земельным участком.
При этом под владением понимается юридически обеспеченная возможность волевого, фактического и непосредственного господства лица над земельным участком; пользование - это юридически обеспеченная возможность извлечения из земельного участка полезных свойств, плодов и иных доходов в процессе его эксплуатации; распоряжение - это юридически обеспеченная возможность определения судьбы земельного участка.
Статья 301 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Исходя из взаимосвязанного смысла статей 209, 301 Гражданского кодекса РФ истцом по виндикационному иску может быть лицо (собственник, либо лицо владеющее имуществом в силу закона или договора), из обладания которого незаконно выбыло имущество (вещь), являющееся предметом виндикационного иска, а ответчиком по виндикационному иску является незаконный владелец, фактически обладающий имуществом (вещью) на момент предъявления требования.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
В целях установлении факта пересечения земельных участков, принадлежащих ответчику, с землями лесного фонда по ходатайству ООО "Пригород Лесное" определением Арбитражного суда Московской области от 22 марта 2017 года по делу N А41-76897/16 была назначена судебная экспертиза.
В соответствии с заключением эксперта установлено, что определить границы земельного участка лесного фонда, образующего квартал 32(5) Подольского участкового лесничества, и земельного участка лесного фонда, образующего квартал 7 Коробовского участкового лесничества, не представляется возможным, а также что наложение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:21:0060103:239 и 50:21:0060310:257 на границы земельных участков лесного фонда отсутствует.
Комитет представил письменные пояснения на заключение экспертизы, в которых просил суд не принимать во внимание результаты экспертизы, в том числе ссылаясь на то, что факт наложения подтверждается региональной географической информационной системой Московской области.
Судом апелляционной инстанции не принимается данный довод комитета по следующим основаниям.
Государственная информационная система Московской области "Региональная геоинформационная система Московской области" создана в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012.
В соответствии с данным постановлением РГИС Московской области представляет собой государственную информационную систему Московской области, в состав которой входят сведения об объектах недвижимости, объектах землеустройства, элементах планировочной структуры и улично-дорожной сети территорий населенных пунктов Московской области, картографическая, статистическая и иная документированная информация.
При этом данным постановлением дано указание Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в срок до 15.12.2012 провести экспертную оценку документов и программ, используемых в рамках планирования, создания и использования РГИС Московской области.
Следовательно, сама программа РГИС Московской области стала внедряться только после принятия указанного постановления Правительства Московской области, а постановка спорного земельного участка на государственный кадастровый учет была осуществлена 02.08.2012, то есть до создания и внедрения на территории Московской области данной программы.
Тем более, сведения в данную программу вносились на основании данных, предоставляемых комитетом.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.
При указанных обстоятельствах комитет не доказал то обстоятельство, на которое ссылается в своем исковом заявлении.
Кроме того, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что комитет является ненадлежащим истцом по настоящему спору.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. В силу указаний, содержащихся в пункте 36 совместного постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22, в соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Лесного кодекса лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, в суд с заявлением об истребовании имущества из чужого незаконного владения имеет право обращаться собственник данного имущества либо уполномоченное им лицо. Принимая во внимание, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности, в суд с таким иском может обратиться соответствующий государственный орган исполнительной власти Российской Федерации, наделанный соответствующими полномочиями.
Действующее законодательство Российской Федерации закрепляет право соответствующих органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на осуществление деятельности данных органов лишь в пределах их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законами субъекта Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 12 Положения о комитете, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 26.06.2012 N 863/22, в состав полномочий истца не входит судебная защита прав собственника в отношении лесных участков, принадлежащих Российской Федерации. Согласно пункту 14.5 данного Положения комитет имеет право обращаться в установленном порядке в суд, арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных законодательством. Комитет не обосновал наличие у него права на обращение в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 82 Лесного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области лесных отношений имеют право владения, пользования и распоряжения лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
Между тем участок лесного фонда, на котором, по мнению комитета, расположены спорные земельные участоки, в таком случае должен находиться в федеральной собственности, а не в собственности субъекта Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно отклонена ссылка комитета на статью 83 Лесного кодекса (в обоснование довода о том, что данные полномочия переданы Российской Федерации органам государственной власти субъекта).
В соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление следующих полномочий в области лесных отношений: 1) разработка и утверждение лесных планов субъектов Российской Федерации, лесохозяйственных регламентов, а также проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов; 2) предоставление в границах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений (в том числе организация и проведение соответствующих аукционов), принятие решений о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, заключение соглашений об установлении сервитутов в отношении лесных участков в границах земель лесного фонда, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в границах земель лесного фонда; 3) выдача разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; 4) организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; 5) ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта РФ; 6) осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса; 7) установление перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), и перечня должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах; 8) учет древесины, заготовленной гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на землях лесного фонда.
В этих положениях отсутствует указание на то, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право обращаться в суд в защиту интересов Российской Федерации как собственника земель лесного фонда.
В тоже время в соответствии с пунктом 6.10 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, именно данный федеральный орган государственной власти имеет право обращаться в суды с исками с заявлениями от имени РФ в защиту имущественных и иных прав и законных интересов РФ по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом.
В данном деле ТУ ФАУГИ не заявляло требование об истребовании части спорного земельного участка, не просило суд привлечь его в качестве соистца по настоящему делу.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что комитетом как истцом не представлено достаточных доказательств, подтверждающих основание заявленного им требования об истребовании из чужого незаконного владения части земельных участков, а также учитывая, что комитет не является надлежащим истцом по данной категории дел, суд первой инстанции правомерно оставил исковое заявление комитета без удовлетворения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют доводы, изложенные в исковом заявлении, по существу сводятся к иному пониманию и толкованию законных и обоснованных выводов суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 17.05.2017 года по делу N А41-76897/16 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный Суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-76897/2016
Истец: Комитет лесного хозяйства Московской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "МЕГАГОРОД"
Третье лицо: ТУ ФАУГИ В Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, ФГБУ "ФЕДЕРАЛЬНАЯ КАДАСТРОВАЯ ПАЛАТА ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ" В ЛИЦЕ ФИЛИАЛА ФКП ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "Пригород Лесное"