г. Томск |
|
5 сентября 2017 г. |
Дело N А45-1856/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Усаниной Н.А.
судей: Бородулиной И.И., Марченко Н.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Епифанцев А.В. по доверенности от 08.08.2017 (по 08.08.2018); Стеценко А.В. по доверенности от 01.08.2017 (по 31.07.2018)
от заинтересованного лица: Ветчинова Ю.С. по доверенности от 09.01.2017 (на три года)
от третьего лица: Дашевская по доверенности от 09.08.2017 (на один год)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Сибирская энергетическая компания"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 05 июля 2017 года по делу N А45-1856/2017 (судья Хорошилов А.В.)
по заявлению Акционерного общества "Сибирская энергетическая компания", г.Новосибирск (ОГРН 1045401912401, ИНН 5405270340)
к Департаменту по тарифам Новосибирской области, г. Новосибирск (ОГРН 1055406142208, ИНН 5406312137)
третье лицо: Прокуратура города Новосибирска, г. Новосибирск
о признании незаконным и отмене постановления от 23.01.2017 по делу об административном правонарушении N 1-14.6/2-ЮЛ/2017
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Сибирская энергетическая компания" (далее - Общество, АО "СИБЭКО") обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Департаменту по тарифам Новосибирской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконными и отмене постановления от 23.01.2017 по делу об административном правонарушении N 1-14.6/2-ЮЛ/2017 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Прокуратура города Новосибирска (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 05.07.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "СИБЭКО" в поданной апелляционной жалобе, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права (пункты 8,9 статьи 14 Федерального Закона "О теплоснабжении", пункта 163 Методических указаний), что выразилось в подмене двух самостоятельных порядков ценообразования при расчете платы за технологическое присоединение к системе теплоснабжения; неверное применение и истолкование положения пункта 165 Методических указаний, а также формулы 117; отсутствие события вменяемого правонарушения, просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Департамент, Прокуратура в представленных отзывах просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ определено, что занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Основанием для привлечения АО "СИБЭКО" к административной ответственности по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ послужили выявленные в ходе проверки Прокуратуры с привлечением Департамента нарушения в сфере применения платы за подключение к сетям теплоснабжения, поскольку Общество в 2015, 2016 г.г. применяло, а также взимало плату за подключение с учетом расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов заявителей (потребителей) при отсутствии необходимости осуществлять создание (реконструкцию) тепловых сетей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями частей 8, 10 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), пунктов 106, 108 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 (далее - Основы ценообразования), пунктов 163, 165, 170 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 N 760-э (далее- Методические указания N 760-э), суд первой инстанции признал неправомерным определение Обществом платы за подключение по договорам с юридическими и физическими лицами (согласно приведенных в протоколе и постановлении договоров о подключении с системе теплоснабжения) с учетом необходимости реконструкции тепловых сетей, по условиям которых для подключения объектов заявителей не требовалось строительство (реконструкции) тепловых сетей (ОАО "СИБЭКО" не несло затраты на осуществление строительства (реконструкции) тепловых сетей в целях подключения заявителей); и как следствие, наличие в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 8 статьи 14 Закона N 190-ФЗ, плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения устанавливается органом регулирования в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки и может быть дифференцирована в зависимости от параметров данного подключения (технологического присоединения), определенных основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, устанавливаемая в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, может включать в себя затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя, в том числе застройщика, за исключением расходов, предусмотренных на создание этих тепловых сетей инвестиционной программой теплоснабжающей организации или теплосетевой организации, либо средств, предусмотренных на создание этих тепловых сетей и полученных за счет иных источников, в том числе средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (часть 10 статьи 14 Закона о теплоснабжении).
Пунктом 106 Основ ценообразования определено, что плата за подключение к системе теплоснабжения определяется для каждого потребителя, в отношении которого принято решение о подключении к системе теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом "О теплоснабжении", градостроительным законодательством Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 307, и методическими указаниями, исходя из подключаемой тепловой нагрузки, либо в индивидуальном порядке.
В случае, если подключаемая тепловая нагрузка более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/ч, в состав платы за подключение, устанавливаемой органом регулирования с учетом подключаемой тепловой нагрузки, включаются средства для компенсации регулируемой организации расходов на проведение мероприятий по подключению объекта капитального строительства потребителя. Стоимость мероприятий, включаемых в состав платы за подключение, определяется в соответствии с методическими указаниями и не превышает укрупненные сметные нормативы для объектов непроизводственной сферы и инженерной инфраструктуры. Плата за подключение дифференцируется в соответствии с методическими указаниями, в том числе в соответствии с типом прокладки тепловых сетей (подземная (канальная и бесканальная) и надземная (наземная) (пункт 108 Основ ценообразования).
При отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение для потребителя, суммарная подключаемая тепловая нагрузка которого превышает 1,5 Гкал/ч суммарной установленной тепловой мощности системы теплоснабжения, к которой осуществляется подключение, устанавливается в индивидуальном порядке (пункт 109 Основ ценообразования).
Согласно пункту 165 Методических указаний, размер платы за подключение объекта заявителя, подключаемая тепловая нагрузка которого более 0,1 Гкал/ч и не превышает 1,5 Гкал/, рассчитывается теплоснабжающей (теплосетевой) организацией путем умножения платы за подключение в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки, определенной по формуле (117), на подключаемую тепловую нагрузку объекта заявителя.
В соответствии с указанной формулой, как правомерно указал суд первой инстанции, используются составляющие которые определяются исходя из наличия объектов заявителей (данные о которых были поданы Обществом), для подключения которых требуется создание (реконструкция) тепловых сетей, соответствующий показатель и был установлен в Приказах Департамента от 19.03.2015 N 44-ТЭ, от 17.12.2015 N 451-ТЭ (приложения N 1 к указанным приказам), в которых ставки платы П2.2 и Н утверждены в нулевых значениях, иное исключало бы применение положений пункта 106 Основ ценообразования, пункта 165 Методических рекомендаций и установление указанных составляющих в Приказах Департамента.
Таким образом, по общему правилу, плата за подключение устанавливается в расчете на единицу мощности подключаемой тепловой нагрузки; и только в случае отсутствия технической возможности подключения - в индивидуальном порядке.
В этой связи, доводы Общества о подмене судом одного порядка другим (вместо общего порядка применил принципы индивидуального), указав, что размер платы должен рассчитываться исходя из фактической необходимости проведения тех или иных мероприятий по подключению, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку не изменяет порядка платы (как, в общем, так и индивидуальном), в частности: плата за подключение в силу положений пункта 1 части 3 статьи 7 и статьи 8 Закона N 190-ФЗ, пункта 163 Методических указаний N 760-э устанавливается (утверждается) органом регулирования; плата за подключение определяется для каждого конкретного заявителя.
Доводы Общества о неверном применении и истолковании судом пункта 165 Методических рекомендаций и формулы 117, не принимаются судом апелляционной инстанции.
Расчет, составляющих (расходов) П.2.1 и П2.2 в соответствии с пунктом 170 Методических указаний и соответствующим приложениями 7.2. и 7.3, осуществляется исходя из плановой суммарной подключаемой нагрузки только тех заявителей, для которых требуется строительство (реконструкция) тепловых сетей (тепловых пунктов); в то время, как для составляющих (расходов) П1 и Н в расчет принимается вся плановая суммарная подключаемая нагрузка заявителей (пункт 170 и приложение 7.1 Методических указаний).
Таким образом, именно теплоснабжающая (теплосетевая) организация обязана в отношении каждого конкретного заявителя определить размер платы за подключение по формуле (117), соответственно, орган регулирования в целях обеспечения исполнения регулируемой организацией данной обязанности, должен установить составляющие (ставки) платы, предусмотренные пунктом 170 и указанные в формуле (117) Методических указаний N 760-э, что следует из пункта 106 Основ ценообразования, пунктов 165, 170 Методических указаний.
При этом, затраты на создание тепловых сетей протяженностью от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства потребителя (составляющие формулы (117) П2.1 и П2.2) теплоснабжающая (теплосетевая) организация может включить в состав платы за подключение конкретного заявителя только в случае, если имеются основания для компенсации таких затрат при подключении объекта этого потребителя, то есть, когда осуществляются мероприятия по созданию тепловых сетей или источников тепловой энергии.
Установив, что АО "СИБЭКО" рассчитывает, а также взимает плату за подключение к тепловым сетям с учетом расходов на создание (реконструкцию) тепловых сетей от существующих тепловых сетей или источников тепловой энергии до точек подключения объектов капитального строительства заявителей, в том числе, застройщиков (П2.1) при отсутствии необходимости строительства (реконструкции) тепловых сетей, что следует и из письма директора по экономике и финансам АО "СИБЭКО" Балан Я.Н. от 16.12.2016 N ЭДО-001-21/463 (по вышеуказанным договорам на технологическое присоединение строительство (реконструкция) не требуется), вывод суда о наличии в действиях Общества вмененного состава административного правонарушения, является правомерным.
Отклоняя доводы Общества о том, что не вправе менять установленный Департаментом размер платы, суд указал, что размер платы за подключение объекта заявителя рассчитывается теплоснабжающей (теплосетевой) организацией исходя из составляющих установленных Департаментом, что в данном случае было сделано Обществом с нарушением требований статьи 14 Закона N 190-ФЗ, пунктов 107, 108 Основ ценообразования, при этом такой расчет не может расцениваться как изменение Обществом размера платы установленного Департаментом.
Ссылки Общества на судебные акты по взысканию установленной договорами платы за подключение к системе теплоснабжения (дела N N А45-934/2016, А45-10678/2016, А45-21051/2016, А45-7005/2016, А45-9020/2016), судом в качестве основания для выводов об отсутствии события и состава правонарушения не приняты, поскольку по данным делам вышеуказанные обстоятельства не устанавливались и не оценивались.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств, выводы суда не опровергают.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о допущении судом нарушений положения КоАП РФ и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, у суда апелляционной инстанции не имеется.
При обжаловании судебных актов по настоящего делу применяется порядок, предусмотренный частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, пунктом 40.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям части 4 статьи 288 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, частью 5.1 статьи 211, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 05 июля 2017 года по делу N А45-1856/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А.Усанина |
Судьи |
И.И.Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-1856/2017
Истец: АО "СИБИРСКАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: Департамент по тарифам Новосибирской области
Третье лицо: Прокуратура города Новосибирска, Прокуратура Новосибирской области, ПРОКУРАТУРА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ