Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2017 г. N Ф07-13623/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А56-78203/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 сентября 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Горбик В.М.
судей Кашиной Т.А., Колосовой Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Винниковым А.В.
при участии:
от истца: представитель Темников А.В. (по доверенности от 22.03.2017),
от ответчика: представитель Малинина Н.В. (по доверенности от 12.04.2017)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15890/2017) ООО "Техносфера" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2017 по делу N А56-78203/2016 (судья Бутова Р.А.), принятое
по иску ООО "Техносфера"
к ФКУ "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства"
об изменении условий государственного контракта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Техносфера" (далее - ООО "Техносфера", общество, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова Федерального дорожного агентства" (правопреемник - федеральное казенное учреждение "Дирекция по строительству транспортного обхода города Санкт-Петербурга Федерального дорожного агентства") (далее - ответчик, учреждение) об изменении условий государственного контракта от 05.10.2015 N 392/15/102005 в части изменения сроков выполнения работ - до 01.12.2017, и внесении изменений в сроки окончания отдельных видов работ, установленных календарным графиком производства работ (в редакции приложения N 1 к дополнительному соглашению от 26.09.2016 N 3), сроками окончания отдельных видов работ считать сроки окончания, установленные календарным графиком производства работ (в редакции приложения к уточнениям от 10.03.2017), (с учетом принятых судом первой инстанции уточнений исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.06.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, ООО "Техносфера" подало апелляционную жалобу, в которой просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы истец сослался на то, что суд первой инстанции необоснованно пришел к выводу о том, что довод истца о несвоевременной передаче строительной площадки документально не подтвержден; что подрядчик имел возможность выполнять работы по контракту.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика возразил на доводы жалобы, полагал решение суда законным и обоснованным, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, общество (подрядчик) и учреждение (заказчик) заключили государственный контракт от 05.10.2015 N 392/15/102005, по условиям которого подрядчик обязался выполнить работы по реконструкции автомобильной дороги М-11 "Нарва" от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин), подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) на участке подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга км 40 - км 52 (подъезд к д. Ручьи) в Ленинградской области с затратами на страхование строительных рисков (2, 3 этапы)", а заказчик - принять работы и оплатить их согласно условиям контракта.
В пункте 3.1 контракта оговорена общая стоимость работ 1 276 569 080 руб. Стоимость планируемых объемов работ, выполняемых подрядчиком по годам, определена: в 2015 году - 129 537 710 руб., в 2016 году - 1 147 031 370 руб. (пункт 3.2 контракта).
Заказчик финансирование на основании пункта 4.1 контракта осуществляет из средств федерального бюджета в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доводимыми ему в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств на соответствующий финансовый год.
Оплата выполненных работ осуществляется после выполнения всех работ на основании подписанных сторонами актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат формы КС-3 (пункт 4.2 контракта). Заказчиком согласно пункту 4.3 контракта осуществляется авансирование работ в размере 10% стоимости работ по контракту, но не более лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год, в оговоренные сроки.
Начало работ в силу пункта 5.1 контракта - 05.10.2015, их завершение - 01.12.2016. Общество выполнило работы по контракту на сумму 429 537 710 руб. Работы приняты заказчиком без замечаний по актам о приемке выполненных работ.
Пунктом 7.2 контракта предусмотрена обязанность заказчика передать подрядчику по акту (на период реконструкции объекта) строительную площадку, пригодную для производства строительных работ, размещения временных зданий и сооружений, временных подъездных дорог согласно проекту.
Из материалов дела следует, что в апреле 2016 года учреждение приступило к выполнению комплекса мероприятий в целях изъятия земельных участков на основании распоряжения Росавтодора от 01.04.2016 N 512-р "Об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в целях обеспечения реализации проекта "Реконструкция автомобильной дороги М-11 "Нарва" от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин), подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) на км 40-км 52 (подъезд к д. Ручьи) в Ленинградской области".
Общество обратилось 26.07.2016 к учреждению с претензией (исх. N 4970), потребовав продлить сроки окончания работ по контракту до 01.12.2017 в связи с переносом лимитов финансирования на соответствующий срок. В обоснование требования о переносе сроков подрядчик сослался, в том числе на то, что заказчик не передал в полном объеме строительную площадку, пригодную для проведения полного комплекса работ, в объеме, установленном контрактом, свободную от прав третьих лиц за пределами существующей полосы отвода автомобильной дороги М-11 "Нарва", что повлекло, по мнению подрядчика, невозможность выполнения истцом предусмотренных контрактом обязательств в установленный срок.
Сторонами заключено дополнительное соглашение от 27.09.2016 N 4 к контракту, в соответствии с которым внесены изменения в стоимость планируемых объемов работ, выполняемых подрядчиком по годам (с учетом изменения лимита финансирования). Срок окончания работ не был изменен (л.д. 116 т.1).
Общество письмом от 09.11.2016 N 790 повторно потребовало изменения сроков окончания работ на 01.12.2017 (л.д. 118 - 121 т.1). Учреждение в письме от 11.11.2016 N 6142 отказало в переносе сроков окончания работ.
В обоснование исковых требований истец указал, что законные основания для продолжения подрядчиком производства работ отсутствуют и необходимо изменение сроков их выполнения соразмерно доведенным лимитам бюджетных обязательств путем внесения изменений в контракт. Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества с настоящими исковыми требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, изучив изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на жалобу доводы, исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены решения.
Как предусмотрено статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. По общему принципу, изложенному в пункте 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства, одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 763 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядные строительные работы (статья 740), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд; по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
К отношениям по выполнению работ для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договорах подряда, подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, если иное не предусмотрено правилами Гражданского кодекса Российской Федерации, федерального закона.
Статьей 708 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы.
Статья 740 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 1).
Требования к содержанию контракта изложены в статье 34 Закона N44-ФЗ.
Контракт согласно части 1 статьи 34 Закона N44-ФЗ заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Нормами части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменения существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в этой части случаях: 1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом: а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение, с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара; 2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации; 3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации; 4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации; 5) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги; 6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом; 7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.
Статьей 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), пунктом 18.2 контракта предусмотрены случаи внесения изменений в существенные условия контракта при его исполнении: если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом объемы работы не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом объемы выполняемых работ не более чем на десять процентов, при этом по соглашению сторон допускается изменение (с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации) цены контракта пропорционально дополнительному объему работ исходя из установленной в контракте цены единицы работы, но не более чем на десять процентов цены контракта, при уменьшении предусмотренных контрактом объемов работ стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы работы; при уменьшении заказчику главным распорядителем бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения заказчиком бюджетных обязательств, вытекающих из настоящего контракта, заказчик обеспечивает согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) объема работ, предусмотренных контрактом, сокращение объема работ при уменьшении цены контракта осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации, принятие государственным или муниципальным заказчиком решения об изменении контракта в связи с уменьшением лимитов бюджетных обязательств осуществляется исходя из соразмерности изменения цены контракта и количества товара, объема работы или услуги; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом объема работ, качества выполняемых работ и иных условий контракта.
При заключении и исполнении контракта не допускается согласно части 2 статьи 34 Закона N44-03 изменение его условий, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и статьей 95 Закона N44-ФЗ.
На основании пункта 1 части 1 статьи 95 Закона N44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях, в том числе, если возможность изменения условий контракта предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Из указанного следует, что статьей 95 Закона N 44-ФЗ установлены исчерпывающие основания для изменения существенных условий государственного контракта. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил правовых и фактических оснований для изменения срока исполнения контракта в судебном порядке в соответствии с положениями Закона N44-ФЗ.
Довод подателя апелляционной жалобы, мотивированный ссылкой на несвоевременную передачу ответчиком строительной площадки, отклонен как необоснованный. В материалах дела имеется копия акта от 05.10.2015 передачи строительной площадки площадью 204652 кв.м из 504415 кв.м с приложением плана трассы с переданными участками.
В силу пункта 13.1 контракта не позднее, чем через 3 дня со дня начала работ, заказчик передает подрядчику по акту знаки закрепления геодезической основы строительной площадки (полосы отвода) объекта. Согласно графику производства работ (приложение N 1 к контракту) работы 2 и 3 этапа должны были быть начаты 05.10.2015 и завершены в декабре 2016 года (с разбивкой по видам работ в пределах данного периода).
Таким образом, строительная площадка передана истцу после заключения контракта. Из материалов дела следует, что работы по контракту велись, частичное их выполнение стороны не отрицают. Следовательно, подрядчик имел действительную возможность выполнять работы по контракту и фактически их выполнял; о приостановке работ в соответствии со статьями 716, 719 Гражданского кодекса Российской Федерации и требование заказчику, начиная с октября 2015 года, передать площадку, подрядчик не заявил. Площадка передавалась поэтапно, истцом не представлено доказательств, что не передача второй части площадки лишила его возможности завершить работы, на переносе сроков завершения которых он настаивает.
Доказательства обратного истцом по правилам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
Поскольку суд первой инстанции установил фактические обстоятельства дела, дал им надлежащую правовую оценку, имеющие значение для дела обстоятельства выяснены в полном объеме, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 июня 2017 года по делу N А56-78203/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Горбик |
Судьи |
Т.А. Кашина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-78203/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 ноября 2017 г. N Ф07-13623/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ТЕХНОСФЕРА"
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Северо-Запад" имени Н.В. Смирнова федерального дорожного агентства"