г. Вологда |
|
04 сентября 2017 г. |
Дело N А05-3339/2017 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Тарасовой О.А., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ломбард "Ювелир" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2017 года по делу N А05-3339/2017 (судья Меньшикова И.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ломбард "Ювелир" (ОГРН 1162901051940, ИНН 2901264595; место нахождения: 163046, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 48, помещение 8-Н; далее - общество, ломбард) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Центральному банку Российской Федерации (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133; место нахождения: 107016, город Москва, улица Неглинная, дом 12; далее - банк, административный орган) о признании незаконными постановления от 27.02.2017 N 11-17-Ю/0021/3120/ТУ-11-ЮЛ-17-681/3120-01 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде предупреждения, а также представления от 27.02.2017 N 11-17-Ю/0021/1020/ТУ-11-ЮЛ-17-681/3130-01 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
На основании статей 227 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общество рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 23 мая 2017 года в удовлетворении заявленного требования обществу отказано.
Ломбард с судебным решением не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, указывает на отсутствие у общества обязанности проводить проверки клиентов и информировать Росфинмониторинг о результатах проверок, поскольку фактически ломбард не осуществляет деятельность.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласился, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в жалобе и отзыве, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, сотрудник административного органа провел проверку общества на предмет выполнения подпунктов 6, 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 7.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ).
По итогам проверки составлен протокол об административном правонарушении от 10.02.2017 N 11-17-Ю/0021/1020/ТУ-11-ЮЛ-17-681/1020-1.
В протоколе указано на нарушение ломбардом подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, пункта 5 Указания Банка России от 15.12.2014 N 3484-У "О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Указание N 3484-У).
Рассмотрев протокол об административном правонарушении от 10.02.2017 и материалы дела об административном правонарушении, 27.02.2017 должностным лицом банка вынесено постановление N 11-17-Ю/0021/3120/ТУ-11-ЮЛ-17-681/3120-1 о назначении ломбарду административного наказания по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ в виде предупреждения.
Ломбарду также выдано представление от 27.02.2017 N 11-17-Ю/0021/3130/ТУ-11-ЮЛ-17-681/3130-1 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением и представлением административного органа, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции при принятии оспариваемого решения правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи,
Санкцией данной статьи предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируются Законом N 115-ФЗ.
К мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в частности, обязательный контроль (статья 4 Закона N 115-ФЗ).
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся в том числе ломбарды.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ "О ломбардах" ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. Ломбарды также вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом "О потребительском кредите".
Согласно государственному реестру ломбардов, размещенному на сайте Банка России, сведения о заявителе внесены в государственный реестр ломбардов 27.01.2016.
Следовательно, на общество распространяются обязанности, установленные требованиями Закона N 115-ФЗ.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных потребительских кооперативов, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (подпункт 7 пункта 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, общество, являющееся ломбардом, обязано исполнять в полном объеме требования специального законодательства, регламентирующего основы его деятельности.
Уполномоченным органом в соответствии с Положением, утвержденным указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 N 808, является Росфинмониторинг.
Порядок направления информации о результатах проверки клиентов в уполномоченный орган, вопреки доводам жалобы, установлен Указанием N 3484-У.
Так, пунктом 5 Указания N 3484-У предусмотрено, что информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.
В материалах дела, в том числе, в акте проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества от 09.01.2017 N 1, усматривается, что проверка клиентов проведена ломбардом 09.01.2017, информация о результатах проверки клиентов направлена в Росфинмониторинг 12.01.2017.
Ломбарду вменено в вину бездействие в виде неисполнения законодательства в части осуществления внутреннего контроля - неинформирование уполномоченного органа в периоды с 28.04.2016 по 4.05.2016, с 28.07.206 по 01.08.2016, с 28.10.2016 по 01.11.2016 о результатах проверок клиентов.
Заявитель не отрицает, что информацию в уполномоченный орган он до 12.01.2017 не предоставлял.
Материалами административного дела подтверждается виновное совершение заявителем административного правонарушения, подлежащего квалификации по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.
В данном случае судом первой инстанции установлен факт наличия нарушения вышеприведенных норм Закона N 115-ФЗ и Указания N 3484-У, что свидетельствует о правильности вывода административного органа о наличии в дей
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-3339/2017
Истец: ООО "ЛОМБАРД "ЮВЕЛИР"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения по Архангельской области Северо-Западного главного управления Центрального банка Российской Федерации