г. Томск |
|
5 сентября 2017 г. |
Дело N А27-26512/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 05 сентября 2017 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Большаниной Е.Г. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Рябыкина С.А. по доверенности от 01.08.2017 (до 31.12.2017), Щербакова А.А. по доверенности от 01.08.2017 (до 31.12.2017),
от заинтересованного лица: без участия,
от третьих лиц:
Администрации города Новокузнецка: до перерыва: Ахунзяновой Р.Д. по доверенности от 30.12.2016 (по 31.12.2017), после перерыва: без участия,
Комитета градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка: до перерыва: Свиленок Е.М. по доверенности от 09.01.2017(по 31.12.2017), после перерыва: без участия,
закрытого акционерного общества "Водоканал": без участия,
Управления дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07 июня 2017 года по делу N А27-26512/2016 (судья Драпезо В.Я.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Теон", г. Новокузнецк (ОГРН 1124217009641 ИНН 4217149275)
к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН 1024201467509, ИНН 4216006034)
третьи лица: 1) Администрация города Новокузнецка, г. Новокузнецк (ОГРН1024201470556, ИНН 4216005979); 2) Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка, г. Новокузнецк; 3) Закрытое акционерное общество "Водоканал", г. Новокузнецк; 4) Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка, г. Новокузнецк
о признании незаконным решения от 18.11.2016 года об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Теон" (далее - ООО "Теон", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка (далее - Комитет, КУМИ г. Новокузнецка) о признании незаконным решения от 18.11.2016 об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов (с учетом утончения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Новокузнецка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов Администрации города Новокузнецка (далее - Комитет градостроительства и земельных ресурсов), общество с ограниченной ответственностью "Водоканал" (далее - ЗАО "Водоканал"), Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации г. Новокузнецка (далее - УДКХ г. Новокузнецка).
Решением от 07.06.2017 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение КУМИ г. Новокузнецка от 18.11.2016 (уведомление от 18.11.2016 N 3235/7) об отказе ООО "Теон" в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по адресам:
- Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Бардина, 42, площадью 20 кв. м;
- Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Бардина 23, площадью 16 кв. м.
Суд обязал Комитет устранить нарушение прав и охраняемых законом интересов ООО "Теон" посредством принятия решения о проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов по адресам:
- Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Бардина, 42, площадью 20 кв. м;
- Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр. Бардина 23, площадью 16 кв. м.
С Комитета в пользу общества взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
КУМИ г. Новокузнецка обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Указывает, что предметом рассмотрения заявлений явилась возможность размещения нестационарных торговых объектов на конкретных индивидуально-определенных земельных участках с указанием точек координат. В результате рассмотрения поступивших заявлений и информации от Комитета градостроительства и земельных ресурсов о наличии на данных земельных участках инженерных коммуникаций, КУМИ г. Новокузнецка были приняты решения об отказе в проведении аукционов.
Суд первой инстанции не учел данное обстоятельство, посчитав, что предварительным условием для проведения аукциона является наличие соответствующего места размещения нестационарного торгового объекта в схеме размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем действующая схема не содержит привязки к конкретному земельному участку, а имеет адресный ориентир (привязка к номеру дома).
Имеет силу доказательство наличия информации о наличии охранных зон инженерных коммуникаций.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Теон" в отзыве на жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, оснований для признания принятого судебного акта незаконным не имеется.
Администрация города Новокузнецка поддержала в своем отзыве доводы апелляционной жалобы КУМИ г. Новокузнецка, просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Письменные отзывы Комитетом градостроительства и земельных ресурсов, ЗАО "Водоканал", УДКХ г. Новокузнецка на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлены.
В судебном заседании представители общества поддержали позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители Администрации города Новокузнецка и Комитета градостроительства и земельных ресурсов поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе КУМИ г. Новокузнецка, просили отменить решение суда первой инстанции.
КУМИ г. Новокузнецка, ЗАО "Водоканал", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 3, 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей КУМИ г. Новокузнецка, ЗАО "Водоканал".
В судебном заседании 23 августа 2017 года был объявлен перерыв до 11 часов 40 минут 29 августа 2017 года. После окончания перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей общества.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Судом установлено и следует из материалов дела, 13.10.2016 в КУМИ г. Новокузнецка поступили заявления ООО "Теон" о проведении (участии) аукциона на право заключения договора на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Бардина, 23, и Бардина, 42.
27.10.2016 по результатам заседания рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка оформлен протокол N 7, согласно которому место размещения нестационарных торговых объектов, площадью 16 кв. м и 20 кв. м по пр. Бардина, 23 и 42 соответственно, предусмотрены схемой размещения нестационарных торговых объектов (пункты 9, 28).
Однако, по данным Комитета градостроительства и земельных ресурсов данные места размещения попадают в охранные зоны сетей инженерных коммуникаций (водопровод сечением 225 мм, кабельная линия освещения в первом случае и ливневая канализация, кабельная линия освещения, во втором случае), что противоречит пункту 2.10.2.1 Правил благоустройства территории.
18.11.2016 генеральному директору ООО "Теон" КУМИ г. Новокузнцка направлено сопроводительное письмо с приложением копий решений Комитета об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: г. Новокузнецк, ул. Бардина, 23, и Бардина, 42; протокола от 27.10.2016 N 7 заседания рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка.
Отказ мотивирован тем, что указанные в заявлениях места размещения нестационарных торговых объектов попадают в охранную зону инженерных коммуникаций. В качестве правового основания указано на пункт 2.10.2.1 Правил благоустройства территории, а также принятые на заседании рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка от 27.10.2017 решения об исключении нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: г. Новокузнецк, ул. Бардина, 23, и Бардина, 42 из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Полагая указанные решения незаконными, нарушающими права и законные интересы общества, ООО "Теон" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.
Согласно пунктам 15, 25, 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания; утверждение правил благоустройства территории городского округа; правил землепользования и застройки.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по принятию муниципальных правовых актов (статья 17 Закона N 131-ФЗ).
Статьей 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлены случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в публичной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута.
В силу пункта 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с частью 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации в целях создания равных условий и возможностей для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере размещения нестационарных торговых объектов постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 30.11.2010 N 530 утвержден Порядок организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, без предоставления земельных участков и установления сервитута и условия размещения нестационарных торговых объектов.
Согласно 1.3 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов торги проводятся в отношении мест размещения нестационарных торговых объектов, указанных в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Лицо, заинтересованное в участии в аукционе, как указано в пункте 3.1 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов направляет в уполномоченный орган заявление о проведении аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта в отношении места, указанного в схеме размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления.
В заявлении должны быть указаны:
а) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, - в случае, если заявление подается гражданином;
б) наименование, место нахождения, организационно-правовая форма и сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре юридических лиц - в случае, если заявление подается юридическим лицом;
в) фамилия, имя и отчество (при наличии), место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего его личность, сведения о государственной регистрации заявителя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - в случае, если заявление подается индивидуальным предпринимателем;
г) фамилия, имя и отчество (при наличии) представителя заявителя и реквизиты документа, подтверждающего его полномочия, - в случае, если заявление подается представителем заявителя;
д) почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона для связи с заявителем или представителем заявителя;
е) цель использования земель или земельного участка;
ж) кадастровый номер и местоположение земельного участка - в случае, если планируется использование всего земельного участка или его части;
з) кадастровый номер квартала - в случае, если планируется использование земель, кадастровый учет которых в установленном порядке не произведен; и) место размещения нестационарного торгового объекта в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления (адресный ориентир);
к) вид, тип, площадь, назначение (специализация) нестационарного торгового объекта;
л) предполагаемая площадь использования земель или земельного участка;
м) предполагаемый срок размещения нестационарного торгового объекта (не более пяти лет).
Документы, которые должны быть приложены к заявлению, перечислены в пункте 3.3 Порядка и включают в себя, в том числе, схему границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли или часть земельного участка (с использованием системы координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка уполномоченный орган вправе принять решение либо о проведении аукциона, либо об отказе в проведении аукциона.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в проведении аукциона установлен пунктом 4.3 порядка и включает в себя:
а) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3.2, 3.3 настоящего Порядка;
б) в заявлении указана цель использования земель или земельного участка, не предусмотренная подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением размещения рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
в) в отношении испрашиваемого земельного участка имеется действующее решение о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
г) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;
д) принято решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или на право заключения договора аренды земельного участка;
е) земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте;
ж) земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
з) в отношении земельного участка поступили заявления, предусмотренные подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора его аренды либо заявление, предусмотренное пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, о предоставлении земельного участка без проведения торгов;
и) не истек срок действия ранее заключенного договора на размещение нестационарного торгового объекта;
к) место размещения нестационарного торгового объекта не предусмотрено схемой размещения нестационарных торговых объектов, утвержденной органом местного самоуправления;
л) земельный участок не находится в собственности или ведении уполномоченного органа.
Как следует из материалов дела, 18.11.2016 генеральному директору ООО "Теон" Комитетом было направлено сопроводительное письмо с приложением копий решений Комитета об отказе в проведении аукционов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, расположенных по адресам: г. Новокузнецк, ул. Бардина, 23, и ул. Бардина, 42; протокола от 27.10.2016 N 7 заседания рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка. Отказ мотивирован тем, что указанные в заявлениях места размещения НТО попадают в охранную зону инженерных коммуникаций, в качестве правового основания указан пункт 2.10.2.1 Правил благоустройства территории, а также принятые на заседании рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка от 27.10.2017 решения об исключении нестационарных торговых объектов по адресам: г. Новокузнецк, ул. Бардина, 23, и Бардина, 42 из схемы размещения нестационарных торговых объектов.
Вместе с тем, проанализировав положения Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, государственная собственность на которые не разграничена на территории Кемеровской области, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предварительным условием для проведения аукциона на право заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта на территории соответствующего муниципального образования Кемеровской области является включение соответствующего места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную соответствующим органом местного самоуправления.
Кроме того, в пункте 4.3 Порядка отсутствует такое основание отказа как несоответствие представленных документов Правилам благоустройства территории.
Таким образом, поскольку на момент обращения ООО "Теон" в Комитет с заявлением о проведении аукциона указанные в заявлениях общества адреса для размещения нестационарных торговых объектов: г. Новокузнецк, пр. Бардина, 23 и 42, были включены в схему размещения нестационарных торговых объектов, а основания отказа в проведении аукциона, предусмотренные пунктом 4.3 Порядка отсутствовали, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Иные основания для отказа в проведении аукциона, содержащиеся в пункте 4.3 Порядка организации и проведения торгов на право заключения договоров на размещение нестационарных торговых объектов, в оспариваемых решениях Комитета не приведены.
Ссылки на имеющуюся в Комитете градостроительства и земельных ресурсов информацию о том, что испрашиваемые места размещения нестационарных торговых объектов попадают в охранные зоны сетей инженерных коммуникаций (водопровод сечением 225 мм, кабельная линия освещения в первом случае и ливневая канализация, кабельная линия освещения, во втором случае), содержащиеся в протоколе рабочей группы по подготовке к утверждению схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Новокузнецка от 27.10.2016 N 7, правомерно не были приняты судом первой инстанции, поскольку на момент принятия оспариваемых решения данная информация документально не подтверждена, представленная Комитетом копия письма ООО "Водоканал" об отказе в согласовании нестационарного торгового объекта, расположенного по пр. Бардина, 23, датирована 13.02.2017, то есть значительно позднее оспариваемого решения об отказе в проведении аукциона на заключение договора на размещение нестационарного торгового объекта по указанному в заявлении адресу.
Комитетом не представлены в материалы дела надлежащие и бесспорные доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 07.06.2017 по делу N А27-26512/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-26512/2016
Истец: ООО "Теон"
Ответчик: Администрация города Новокузнецка, Комитет по управлению муниципальным имуществом города Новокузнецка
Третье лицо: ЗАО "Водоканал", Комитет градостроительства и земельных ресурсов администрации города Новокузнецка, Управление дорожно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города Новокузнецка, Комитет градостроительства и земельных ресурсов Новокузнецкий городской округ