Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2017 г. N Ф07-14465/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
07 сентября 2017 г. |
Дело N А13-5821/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 августа 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 сентября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Воробьевой С.Ю.,
при участии от администрации Кирилловского муниципального района Кузнецовой И.В. по доверенности от 13.06.2017 N 16, Юлина А.В. по доверенности от 25.08.2017 N 21, от администрации сельского поселения Николоторжское Смирновой Н.В. на основании доверенности от 30.08.2017, от Департамента строительства Вологодской области Соколовой Н.А. по доверенности от 01.12.2016, от правительства Вологодской области Алексеева Н.А. на основании доверенности от 26.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 июля 2017 года по делу N А13-5821/2017 (судья Попова С.В.),
установил:
администрация Кирилловского муниципального района (место нахождения: 161100, Вологодская обл., р-н Кирилловский, г. Кириллов, ул. Преображенского, д. 4; ОГРН 1033500790223, ИНН 3511001063; далее - Администрация района) обратилась в Арбитражный суд Вологодской области с иском к администрации сельского поселения Николоторжское (место нахождения: 161111, Вологодская обл., Кирилловский р-н, с/п Николоторжское, с. Никольский Торжок, ул. Центральная, д. 45; ОГРН 1053500470902, ИНН 3511005300; далее - Администрация сельского поселения) о признании права собственности муниципального образования Кирилловского муниципального района на двухэтажное здание бюджетного образовательного учреждения Кирилловского муниципального района Вологодской области "Николоторжская средняя общеобразовательная школа", площадью 3390,7 кв. м, расположенное по адресу: 161111, Вологодская обл., Кирилловский р-н., с/п Николоторжское, с. Никольский Торжок, ул. Захарьинская, д. 15а, в состоянии согласно техническому плану здания от 26.12.2016, находящееся на земельном участке с кадастровым номером 35:05:0401024:316, со следующими характерными точками контура здания:
Номер контура |
Номера характерных точек контура |
Координаты, м |
Средняя квадратичная погрешность определения координат характерных точек контура (Mt), м |
|
X |
Y |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
- |
1 |
425283,81 |
2262435,05 |
0.1 |
- |
2 |
425279,23 |
2262480,37 |
0.1 |
- |
3 |
425259,48 |
2262478,37 |
0.1 |
- |
4 |
425260,38 |
2262469,42 |
0.1 |
- |
5 |
425237,30 |
2262467,09 |
0.1 |
- |
6 |
425236,40 |
2262476,04 |
0.1 |
- |
7 |
425216,64 |
2262474,05 |
0.1 |
- |
8 |
425221,19 |
226229,07 |
0.1 |
- |
9 |
425234,87 |
2262430,45 |
0.1 |
- |
10 |
425232,87 |
2262450,30 |
0.1 |
- |
11 |
425247,01 |
2262451,73 |
0.1 |
- |
12 |
425247,42 |
2262447,74 |
0.1 |
- |
13 |
425254,11 |
2262448,41 |
0.1 |
- |
14 |
425253,70 |
2262452,41 |
0.1 |
- |
15 |
425268,64 |
2262453,92 |
0.1 |
- |
16 |
425270,68 |
2262433,73 |
0.1 |
- |
1 |
425283,81 |
2262435,05 |
0.1 |
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области (далее - Управление Росреестра), бюджетное образовательное учреждение Кирилловского муниципального района "Николоторжская средняя школа" (далее - Учреждение), Департамент строительства Вологодской области (далее - Департамент), правительство Вологодской области (далее - Правительство), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды).
Решением суда от 04 июля 2017 года исковые требования Администрации района удовлетворены в полном объеме.
Минприроды с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о соблюдении истцом условий для удовлетворения требований о признании права собственности на самовольную постройку не соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на неправильном применении норм материального права. Разрешенное использование земельных участков в границах национальных парков определяется на основании того, в границах какой функциональной зоны национального парка расположен данный земельный участок. Конкретный вид разрешенного использования земельного участка устанавливается Минприроды в порядке, установленном пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 35:05:0401024:316 в соответствии с указанными требованиями действующего законодательства не определялся. Судом первой инстанции не установлено соответствие спорного объекта экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды. Проектная документация здания школы на государственную экологическую экспертизу не представлялась, что является нарушением требований статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и положений статей 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе". Указывает, что истцом не предпринимались меры для получения разрешения на строительство спорного объекта недвижимости. Минприроды, являющееся уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по выдаче разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, планируемых на территории национального парка "Русский Север", соответствующих разрешений в отношении спорного объекта не выдавало. Истец в Минприроды за выдачей разрешения на строительство и согласованием социально-экономической деятельности, связанной со строительством и вводом в эксплуатацию спорного объекта, не обращался. Непринятие истцом надлежащих мер к легализации спорного объекта недвижимости исключает возможность признания права собственности на него.
Администрация района, Администрация сельского поселения, Департамент, Правительство в отзывах на апелляционную жалобу и их представители в судебном заседании доводы Минприроды отклонили, считают решение суда законным и обоснованным.
Минприроды, Управление Росреестра, Учреждение о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей не направили. Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Заслушав пояснения представителей сторон, Департамента и Правительства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 06 июня 2013 года Учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "СтройЭлектроМонтаж" (далее - ООО "СтройЭлектроМонтаж") заключен гражданско-правовой договор N 0330300077613000036-0242141-02 на выполнение работ по объекту "Строительство под ключ здания БОУ КМР ВО "Николоторжская средняя общеобразовательная школа" в с. Никольский Торжок Кирилловского муниципального района.
Учреждением и ООО "СтройЭлектроМонтаж" 09 сентября 2016 года заключен гражданско-правовой договор N 2 на выполнение работ по завершению строительства объекта: "Строительство под ключ здания БОУ КМР ВО "Николоторжская средняя общеобразовательная школа" в с. Никольский Торжок Кирилловского района", реестровый номер 3351100385716000003.
Финансирование строительства здания школы в с. Никольский Торжок Кирилловского муниципального района осуществлялось за счет средств федерального, областного и районного бюджетов в порядке софинансирования в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии бюджету Кирилловского муниципального района Вологодской области на строительство и реконструкцию объектов социальной и коммунальной инфраструктур муниципальной собственности в рамках подпрограммы "Бюджетные инвестиции в развитие социальной и коммунальной инфраструктур" государственной программы Вологодской области "Обеспечение населения Вологодской области доступным жильем и формирование комфортной среды проживания на 2014-2020 годы" от 31.10.2014, соглашением от 09.06.2016 N 08.612.24.0024, заключенным Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством, о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственной программы субъекта Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках подпрограммы "Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы.
Учреждению управлением архитектуры и градостроительства администрации Кирилловского муниципального района 15 ноября 2013 года выдано разрешение на строительство N КО 35312306-27.
На основании разрешения от 30 декабря 2016 года N К17 35512306-1-2016 объект введен в эксплуатацию.
Администрация района обратилась за проведением государственной регистрации права на созданный объект в Управление Росреестра.
Уведомлением от 12.04.2017 N 35/2017-12351 Управление Росреестра сообщило о приостановлении государственной регистрации права муниципальной собственности со ссылкой на то, что разрешение на строительство N 35312306-27 и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N 35512306-1-2016 не соответствуют требованиям статьи 51 ГрК РФ, а именно земельный участок с кадастровым номером 35:05:0401024:316, в пределах которого расположено здание школы, расположен в зоне с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север", следовательно разрешение на строительство должно быть выдано Минприроды.
Ссылаясь на невозможность проведения государственной регистрации права собственности в установленном законом порядке, истец обратился с настоящим иском в суд. В качестве правового обоснования указывает нормы статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения спора признал исковые требования Администрации района правомерными.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда.
В соответствии со статьей 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 296 ГК РФ имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления.
Пунктом 2 статьи 299 ГК РФ предусмотрено, что имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или иным основаниям, поступает в хозяйственное ведение или оперативное управление предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
На основании пункта 1.2 устава Учреждения, утвержденного постановлением администрации Кирилловского муниципального района от 29.02.2016 N 119, его учредителем является администрация Кирилловского муниципального района. Собственником имущества Учреждения является муниципальное образование Кирилловский муниципальный район. Функции и полномочия собственника имущества от имени муниципального образования Кирилловского муниципального района в пределах своей компетенции осуществляет Администрация района.
Согласно пункту 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Правила создания недвижимого имущества - объектов капитального строительства регулируются градостроительным законодательством.
В силу статей 51, 55 ГрК РФ создание объекта недвижимости требует выдачи в установленном законом порядке разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При рассмотрении настоящего спора судом установлено, что земельный участок, на котором возведен объект, находится на землях, включенных в границы национального парка "Русский Север".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2055-р национальный парк "Русский Север" отнесен к ведению Минприроды России.
В соответствии с подпунктом 5.16(13) Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 N 404 и действовавшего на момент выдачи разрешения на строительство от 15.11.2013, Минприроды выдает в установленном порядке разрешения на строительство и реконструкцию объектов капитального строительства, планируемых на особо охраняемых природных территориях федерального значения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию указанных объектов, если иное не предусмотрено федеральными законами. Пунктом 5.17 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219, действующим в настоящее время, Минприроды наделено аналогичными функциями.
Пунктом 6 части 5 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в случае осуществления строительства объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.
В рассматриваемой ситуации, как установил суд, Минприроды не выдавало соответствующих разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию спорного объекта.
При изложенных обстоятельствах суд правомерно указал, что спорный объект отвечает признакам самовольной постройки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласно пункту 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий: если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта; если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах; если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.
В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
В материалах дела видно, что земельный участок с кадастровым номером 35:05:0401024:316, площадью 16 900 кв. м, расположенный по адресу: Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Никольский Торжок, ул. Захарьинская, д. 15, на котором возведен спорный объект, предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование на основании постановления главы Кирилловского муниципального района Вологодской области от 27.02.2008 N 120 для строительства средней общеобразовательной школы. Данный земельный участок отнесен к категории земель - земли населенных пунктов.
При этом, как установил суд, в период предоставления Учреждению земельного участка в государственном кадастре недвижимости отсутствовали сведения о зоне с особыми условиями использования территории национального парка "Русский Север".
Данный земельный участок находится на землях, включенных в границы национального парка "Русский Север" без изъятия их из хозяйственной деятельности, в зоне хозяйственного назначения.
В соответствии с пунктом 10.5 раздела III Положения о национальной парке "Русский Север", утвержденного приказом Минприроды от 25.10.2012 N 345, в зоне хозяйственного назначения допускается: строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, в том числе дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других линейных объектов, связанных с функционированием национального парка, с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.
Из материалов дела также следует, что решением Представительного собрания Кирилловского муниципального района от 08.07.2010 N 82 утверждена Схема территориального планирования Кирилловского муниципального района (далее - Схема). Данная Схема согласована с Минприроды, о чем свидетельствует письмо от 29.03.2010 N 12-29/4036. В 2015 году в Схему внесены изменения, проект изменений согласован в установленном порядке с Министерством экономического развития Российской Федерации, что подтверждается сводным заключением о согласовании проекта изменений от 29.02.2016 N Д27и-181.
Принимая во внимание, что строительство здания школы осуществлялось на основании разрешения на строительство в соответствии с утвержденной в установленном порядке проектной документацией на земельном участке, имеющем вид разрешенного использования - для строительства средней общеобразовательной школы и переданном Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности требования Администрации района о признании права муниципальной собственности на спорный объект.
Судом также установлено, что сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью людей. Изложенное подтверждается рабочей документацией государственного унитарного предприятия "Вологдаоблстройзаказчик", справками общества с ограниченной ответственностью "СпецСервисСтрой" о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, техническим условиям, о соответствии параметров построенного объекта капитального объекта проектной документации.
При принятии решения судом первой инстанции учтено, что практически вся территории сельского поселения Николоторжское находится на землях, включенных в границы национального парка "Русский Север". Получение истцом разрешительной документации от уполномоченного органа в настоящее время невозможно, поскольку здание школы уже построено. Таким образом, истец не имеет другой возможности осуществить государственную регистрацию права на объект недвижимости иначе как на основании судебного решения.
Судом также принято во внимание, что спорный объект имеет существенную социальную и общественную значимость в рамках реализации политики доступности образования в сельских поселениях.
Ссылка подателя жалобы на несоблюдение требований законодательства о необходимости проведения государственной экологической экспертизы проектной документации на здание школы не принимается апелляционным судом. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о несоответствии объекта требованиям экологической безопасности, в материалы дела не представлено. Невозможность эксплуатации объекта ввиду того, что проектная документация объекта не прошла государственную экспертизу, при наличии в материалах дела сведений о том, что объект не создает угрозу жизни и здоровью граждан, не доказана.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела и приведенных правовых норм, решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Администрации района о признании права собственности муниципального образования Кирилловского муниципального района на здание школы следует признать законным и обоснованным.
Доводы Минприроды, изложенные в жалобе, не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда и неправильном применении судом норм материального права.
Решение суда соответствует установленным обстоятельствам дела и представленным доказательствам, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 04 июля 2017 года по делу N А13-5821/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-5821/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 декабря 2017 г. N Ф07-14465/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Кирилловского муниципального района
Ответчик: Администрация сельского поселения Николоторжское Кирилловского муниципального района
Третье лицо: БОУ Кирилловского муниципального района "Николоторжская средняя школа", Департамент строительства Вологодской области, Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Правительство Вологодской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области