Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф01-5323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
5 сентября 2017 г. |
А43-3263/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Кириловой Е.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2017
по делу N А43-3263/2017,
принятое судьей Мукабеновым И.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" (ОГРН 1055204033060, ИНН 5212007536, Нижегородская обл., пгт Воскресенское, ул. Красноармейская, д. 78)
о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, изложенного в письме от 21.11.2016 N 414-04-5767/16,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" - Самойлова А.О. по доверенности от 20.08.2017;
от Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Пряничниковой О.А. по доверенности от 27.12.2016 N 427,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент), изложенного в письме от 21.11.2016 N 414-04-5767/16, об отказе от заключения с Обществом нового договора аренды лесного участка площадью 36 980 га, имеющего местоположение: Нижегородская область, Воскресенское районное лесничество, квартал NN 1-33, 34-46, 48-55, 57-91 Шурговашского участкового лесничество и квартала NN 1-31, 34-37, 39-48, 50-52, 54-55, 57-60, 63, 65-68, 70, 72-74, 76-97 Заветлужского участкового лесничества, являющегося частью участка с кадастровым номером 52:11:000000:0007, а также об обязании Департамента устранить допущенное нарушение.
Решением от 29.05.2017 Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил требование Общества.
Департамент не согласился с решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании 23.08.2017 и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 23.08.2017 объявлялся перерыв до 08 час. 30 мин. 30.08.2017.
Представитель Департамента в судебном заседании 30.08.2017 поддержал доводы апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отмене обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, на основании Протокола о результатах лесного конкурса от 13.10.2006 N 45 между ФГУ "Воскресенский лесхоз" и Обществом был заключен договор аренды участка лесного фонда от 30.10.2006, в соответствии с которым Обществу передан в аренду участок площадью 36 980 га, расположенный в Воскресенском районном лесничестве, кварталах NN 1-33, 35-46, 48-55, 57-91 Шурговашского участкового лесничества и кварталах NN 1-31, 34-37, 39-48, 50-52, 54-55, 57-60, 63, 65-68, 70, 72-74, 76-97 Заветлужского участкового лесничества.
Данные участки лесного фонда предоставлены Обществу для ежегодной заготовки древесины от рубок главного пользования (пункт 1.2 договора).
В соответствии с пунктом 2.1 договора срок аренды участка лесного фонда составляет 10 лет с момента заключения договора.
Договор считается заключенным с даты государственной регистрации (пункт 2.2 договора).
28.11.2006 вышеназванный договор аренды участка лесного фонда зарегистрирован в установленном законом порядке.
С учетом вступления в силу с 01.01.2007 нового Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и на основании статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 201-ФЗ) между Департаментом (арендодатель) и Обществом (арендатор) в целях приведения вышеназванного договора аренды лесного участка в соответствие с действующим законодательством заключен договор аренды лесного участка от 10.11.2008 N 78.
Срок действия договора аренды лесного участка от 10.11.2008 N 78 установлен до 27.11.2016.
До истечения срока названного договора 09.11.2016 Общество обратилось в Департамент с заявлением о заключении на основании статьи 74 ЛК РФ нового договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Письмом от 21.11.2016 N 414-04-5767/16 Департамент со ссылкой на пункт 2 части 4 статьи 74 ЛК РФ отказал Обществу в заключении нового договора аренды без проведения торгов, поскольку первоначально договор аренды участка лесного фонда от 30.10.2006 заключен с Обществом сроком на 10 лет.
Посчитав указанное решение Департамента незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В части 1 статьи 71 ЛК РФ установлено, что лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в том числе на основании договора аренды в случае предоставления лесного участка в аренду.
Предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ (часть 3 статьи 71 ЛК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов по продаже права на заключение такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи.
В части 3 статьи 74 ЛК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень случаев заключения договоров аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В рассматриваемой ситуации суд не усматривает случаев, перечисленных в указанной норме, при наступлении которых у Общества возникает право на заключение договора аренды лесного участка без проведения торгов.
Согласно частям 1 и 2 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.
Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 N 258, устанавливал особый порядок переоформления ранее заключенных договоров на новые без проведения аукциона по правилам статьи 74 ЛК РФ.
В период действия названного приказа и после признания его утратившим силу (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 29.11.2011 N 927) действующее законодательство не предусматривало возможность изменения условий договора аренды лесного участка по соглашению сторон, в том числе не предполагало изменения срока действия ранее заключенного договора.
В силу части 4 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действующей на момент обращения Общества с заявлением) арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; лесные участки предоставлены в аренду на торгах на срок более десяти лет.
Частью 5 статьи 4 Федерального закона N 201-ФЗ предусмотрено, что арендатор, заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с ЛК РФ, по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 72 названного Кодекса.
В рассматриваемом случае по условиям договора аренды от 30.10.2006 срок аренды участка лесного фонда не превышает 10 лет.
Статьей 93 ЛК РФ установлено, что право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно части 4 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу части 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Следовательно, с учетом приведенных положений и условий договора аренды (пункт 2.2 договора) договор аренды участка лесного фонда от 30.10.2006 считается заключенным с момента государственной регистрации 28.11.2006 и именно с этой даты исчисляется срок действия договора.
При этом учитывается тот факт, что в заключенном в целях приведения договора аренды лесного участка в соответствие с действующим законодательством договоре от 10.11.2008 N 78 установлен срок действия до 27.11.2016.
При этих условиях действие договора аренды лесного участка определено с 28.11.2006 по 27.11.2016, то есть договор аренды заключен на срок не более 10 лет, что исключает возможность заключения нового договора аренды лесного участка без проведения торгов на основании части 4 статьи 74 ЛК РФ.
Выводы суда первой инстанции об обратном, а именно о необходимости исчислять срок с момента подписания договора и фактической передачи Обществу лесных участков, то есть с 30.10.2006, не основаны на нормах права и условиях договора.
В решении Арбитражного суда Нижегородской области от 26.12.2016 по делу N 43-31465/2016 изложен аналогичный правовой подход, который поддержан постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2017 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.08.2017.
При этом Арбитражный суд Волго-Вятского округа отметил, что, приняв во внимание предание законодателем переоформленным договорам той же юридической силы, что и договорам, заключенным после вступления в законную силу Лесного кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций справедливо сочли, что заключение контрагентами новых договоров аренды могло быть осуществлено только по результатам проведения торгов даже при наличии у него преимущественного права (пункт 1 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации), ибо приоритетным является требование о соблюдении публичной процедуры, предусмотренной в статье 74 ЛК РФ и призванной обеспечить неопределенному кругу субъектов предпринимательской деятельности равный доступ к участию в аукционе по продаже права на заключение договора аренды и поддержать интересы государства на передачу в использование лесных ресурсов по наиболее высокой цене.
С учетом изложенных обстоятельств Департамент правомерно отказал заявителю в заключении договора аренды участка лесного фонда на новый срок без проведения торгов.
Повторно исследовав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к итоговому выводу о том, что оспариваемое решение Департамента не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Доводы, приведенные Обществом в заявлении в суд и в возражениях на апелляционную жалобу, судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного решение Арбитражного суда Нижегородской области подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а требование Общества - отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, частью 2 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.05.2017 по делу N А43-3263/2017 отменить.
Обществу с ограниченной ответственностью "Агропредприятие Воскресенское" в удовлетворении требования о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области, изложенного в письме от 21.11.2016 N 414-04-5767/16, отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Е.А. Кирилова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-3263/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 декабря 2017 г. N Ф01-5323/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "АГРОПРЕДПРИЯТИЕ ВОСКРЕСЕНСКОЕ"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2018 Определение Верховного Суда России N 301-КГ18-2494
11.12.2017 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5323/17
05.09.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5416/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-3263/17