Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф05-18768/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
11 сентября 2017 г. |
Дело N А40-1781/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Александровой Г.С.
судей: Панкратовой Н.И., Алексеевой Е.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарём Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента строительства г. Москвы, Правительства Москвы и Департамента городского имущества г. Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 июня 2017 г. по делу N А40-1781/17 (135-21), принятое судьей Дудкиным В.В. по иску Департамента городского имущества г. Москвы (ИНН 7705031674, ОГРН 1037739510423) к ОАО "Очаково-Промжелдортранс"
третьи лица: Правительство Москвы, Департамент строительства г. Москвы об изъятии земельного участка для государственных нужд
при участии в судебном заседании:
от истца: Белова А.А. по доверенности от 29.12.2016 г.;
от ответчика: Макаров Е.С., Кораблева Н.Б. по доверенности от 19.06.2017, 26.01.2017 г.;
от 3-их лиц:
от Правительства Москвы - Белова А.А., Сериков Т.А. по доверенности от 01.09.2016 г., 28.10.2016;
от Департамента строительства г. Москвы - Сериков Т.А. по доверенности от 16.12.2016 г.;
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ОАО "Очаково-Промжелдортранс" (далее - ответчик) об изъятии для государственных нужд города Москвы земельного участка площадью 237 кв.м., кадастровый номер 77:07:0012005:1269, имеющего адресные ориентиры: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 53А;
- установить сумму возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 25.08.2016 г. N 16-19438/11-30-2_5/2084/77:07:0012005:1238/b, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Свис Аппрейзал Раша" в размере 433.000 руб. 00 коп.
Установить, следующие условия возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого земельного участка выплачивается Департаментом строительства г. Москвы за счет средств бюджета г. Москвы в течение 30 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу путем перечисления на счет правообладателя;
- правообладатель обязан освободить земельный участок от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 7 (семи) рабочих дней после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Департамента строительства г. Москвы;
- правообладатель обязан обеспечить допуск Департамента строительства города Москвы и (или) подрядной организации на земельный участок для проведения строительно-монтажных работ с момента оплаты денежной компенсации. Департамент строительства г. Москвы не несет юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц;
- определить, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для прекращения права аренды ОАО "Очаково-Промжелдортранс" на земельный участок и внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка от 05.05.2014 г. N М-07-044866.
Требования истца заявлены на основании ст.ст. 281, 282 ГК РФ и ч.2 ст.56.6; ч.2, ч.10 ст. 56.10., Земельного кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что на основании изданного Департаментом распоряжения от 04.05.2016 г. N 10746 вышеуказанный земельный участок подлежит изъятию для государственных нужд для целей строительства Южного участка Северо-Западной хорды (от Ленинградского шоссе с выходом на ул. Мневники через ул. Народного Ополчения, Сколковское шоссе до МКАД; от ул. Мосфильмовской до Аминьевского шоссе; Аминьевского шоссе до развязки с ул. Генерала Дорохова; ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД; ул. Рябиновая, ул. Вяземская, ул. Витебская): этап 5 ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД (Западный административный округ города Москвы).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора были привлечены: Правительство Москвы и Департамент строительства г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 07.06.2017 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, истец - Департамента городского имущества г. Москвы, Департамента строительства г. Москвы и Правительство Москвы обратились в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, по доводам изложенным в жалобе и в иске.
В обоснование жалоб заявители ссылаются на то, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для дела.
Представитель ответчика, представил отзыв на апелляционные жалобы, в удовлетворении доводов жалоб возражает, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст. ст. 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение суда от 07.06.2017 г. подлежит отмене, исходя из следующего.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 07 апреля 2016 г. Департаментом городского имущества города Москвы принято распоряжение N 7618 "О разделе земельного участка с кадастровым номером N 77:07:0012005:1238 с сохранением в измененных границах" был образован земельный участок общей площадью 237 кв.м., с кадастровым номером N 77:07:0012005:1269 имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 53А.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту РФ - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", а также ч. 5 ст. 56 ЗК РФ допускается принятие решений об изъятии земельных участков, подлежащих образованию. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовывать. Решение об изъятии должно содержать указание на утверждение схемы расположения земельного участка.
В этой связи, Департаментом городского имущества города Москвы издано распоряжение от 04.05.2016 г. N 10746 Об изъятии для государственных нужд земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Рябиновая, вл. 53А для целей строительства Южного участка Северо-Западной хорды (от Ленинградского шоссе с выходом на ул. Мневники через ул. Народного Ополчения, Сколковское шоссе до МКАД; от ул. Мосфильмовской до Аминьевского шоссе; Аминьевского шоссе до развязки с ул. Генерала Дорохова; ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД; ул. Рябиновая, ул. Вяземская, ул. Витебская): этап 5 ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД (Западный административный округ города Москвы).
Земельный участок с кадастровым номером N 77:07:0012005:1238, находится в собственности города Москвы и в аренде у ОАО "Очаково-Промжелдортранс" на основании договора аренды от 05 мая 2014 г. N М-07-044866.
Согласно Отчету об оценке от 25 августа 2016 г. N 16-19438/11-30-2_5/2084/77:07:0012005:1238/b, выполненным независимой оценочной организацией ООО "Свис Аппрейзал Раша" сумма денежной компенсации за земельный участок площадь 237 кв.м. с кадастровым номером N 77:07:0012005:1269 составила - 433.000 руб. (т.1, л.д. 58-144).
Департамент строительства г. Москвы направило в адрес ОАО "Очаково-Промжелдортранс" письмо от 12.09.2016 г. за N ДС-11-10/16-1132 с проектом соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы с приложением Отчета об оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества и расчета убытков, причиняемых в связи с изъятием недвижимого имущества. (т.1, л.д. 23-144).
Данные документы были получены ответчиком.
В силу ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ и ч.10 ст. 56.10. Земельного кодекса РФ составляет 90 (девяносто) дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии.
Однако, в указанный срок, который истек 28.12.2016 г., ответчик подписанный проект соглашения ни в Департамент городского имущества города Москвы, ни в Департамент строительства г. Москвы не направил, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд за защитой нарушенных прав.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что с 01 апреля 2015 г. установлена обязанность не только уведомить правообладателя земельного участка о принятом решении об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ, подп. 3 п. 3 п.10 ст. 56.6. ЗК РФ), но и направить ему проект соглашения об изъятии недвижимости с приложением кадастровых паспортов, отчета об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и )или) расположенных на них объектах недвижимого имущества. Также суд указал, что в нарушение указанной нормы права, истец проект такого соглашения не представил, проект соглашения об изъятии, подписанный уполномоченным органом ответчику не направлялся и отсутствует в материалах дела. Кроме того, суд указал, что в представленном проекте соглашения Департамент строительства г. Москвы назван стороной, заключающей данное соглашение, однако доказательств того, что Департамент строительства г. Москвы является уполномоченным органом в материалах дела не имеется.
По мнению суда, Департаментом не соблюдена процедура изъятия земельного участка в судебном порядке, в связи с чем, суд, в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная коллегия с данным выводом суда первой инстанции не согласна, в связи со следующим.
Общий порядок изъятия земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд регламентирован ст.ст. 279-282 Гражданский Кодексом РФ, ст.ст. 49, 56 Земельным кодексом РФ и Федеральным законно от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ.
Постановлением Правительства Москвы от 10.10.2013 г. N 665-ПП утвержден проект планировки территории участка линейного объекта улично-дорожной сети - улицы Генерала Дорохова от МКАД до Аминьевского шоссе.
При этом, государственным заказчиком по строительству Южного участка Северо-Западной хорды (от Ленинградского шоссе с выходом на ул. Мневники через ул. Народного Ополчения, Сколковское шоссе до МКАД; от ул. Мосфильмовской до Аминьевского шоссе; Аминьевского шоссе до развязки с ул. Генерала Дорохова; ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД; ул. Рябиновая, ул. Вяземская, ул. Витебская): этап 5 ул. Генерала Дорохова от Аминьевского шоссе до МКАД (Западный административный округ города Москвы) в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 30.09.2015 г. N 630-ПП "Об адресной инвестиционной программе города Москвы на 2015-2018 годы" определен Департамент строительства г. Москвы.
На основании ч.2 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 43-ФЗ и п.2.7. Положения постановления Правительства Москвы от 25.02.2014 г. N 77-ПП "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение строительства объектов капитального строительства в рамках реализации адресной инвестиционной программы города Москвы", Департамент строительства г. Москвы - заказчик выявляет правообладателей земельных участков, иных объектов недвижимости, которые расположены в границе зоны планируемого размещения объектов, с приложением документов, подтверждающих наличие прав на указанные объекты недвижимости, обеспечивает проведение оценки подлежащего изъятию недвижимого имущества с определением его стоимости и (или) причиняемых изъятием убытков, а также направляет правообладателю проект соглашения с приложением материалов оценки рыночной стоимости изымаемого недвижимого имущества.
Согласно п.2 ст. 56.2. Земельным кодексом РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения.
При этом, на основании п.2 ст. 26.1. Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организаций законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2017 г.) полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
В силу п.3 ст. 56.5. Земельного кодекса РФ уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, вправе поручить осуществление действий по выявлению лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию, подведомственным этим органам государственным или муниципальным учреждениям.
В порядке п.6 ст. 56.7. Земельного кодекса РФ в случае, если решение об изъятии принято по инициативе уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, осуществление указанных в подпунктах 1 - 6 пункта 1 настоящей статьи действий может быть поручено подведомственному таким органам государственному или муниципальному учреждению.
Таким образом, исходя из вышеуказанного, при наличии принятого решения об изъятии земельного участка уполномоченным органом исполнительной власти, Департамент строительства г. Москвы является уполномоченным органом на направление соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы.
В соответствии с п. 10 ст. 10 Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 43), в случае принудительного изъятия недвижимого имущества условия такого изъятия определяются судом. При этом размер возмещения стоимости изымаемого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков определяется на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. В данном отчете должны быть указаны все убытки, причиненные таким изъятием и подлежащие возмещению.
В силу п. 12 ст. 10 Федерального закона N 43, наличие судебного спора о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого недвижимого имущества и (или) убытков, причиненных изъятием недвижимого имущества, не является препятствием для принятия судебного акта о принудительном изъятии недвижимого имущества, а также для осуществления на основании вступившего в законную силу указанного судебного акта соответствующих выплат или иного возмещения и государственной регистрации перехода, прекращения прав и обременений на изымаемое недвижимое имущество.
Согласно п. 13 ст. 10 Федерального закона N 43 вступивший в законную силу судебный акт о принудительном изъятии недвижимого имущества является основанием для прекращения и возникновения прав на изымаемое недвижимое имущество, регистрации перехода прав на изымаемое недвижимое имущество и выплат соответствующего возмещения, включающего в себя, в частности, убытки, подлежащие возмещению и определенные на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. При этом заключение каких-либо соглашений не требуется.
Доводы ответчика о том, что ущерб определен в отчёте по состоянию на 09.10.2013 г., т.е. в период, когда оцениваемый земельный участок не был образован, апелляционным судом не принимается. Поскольку изъятие земельного участка для государственных нужд на условиях соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных нужд города Москвы, направленного ответчику письмом от 12.09.2016 г. за N ДС-11-10/16-1132 не препятствует разрешению возникшего между истцом и ответчиком спора о размере рыночной стоимости данного земельного участка в рамках рассмотрения другого арбитражного дела.
Доводы ответчика о том, что истец не направлял в адрес ответчика соглашения об изъятии, и что представленный истцом проект соглашения не отвечает требованиям законодательства, апелляционным судом отклоняются, поскольку опровергаются представленными в дело доказательствами.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции признает исковые требования Департамента к ОАО "Очаково-Промжелдортранс" обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме, по основаниям, изложенным выше, а решение суда от 07.06.2017 г. подлежащим отмене на основании п.2 ст. 269, ст. 270 АПК РФ.
Расходы по уплате госпошлины по иску и за подачу апелляционной жалобы распределяются судом в порядке ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 4, 9, 65, 66, 110, 176, 266 - 268, п. 2 ст. 269, ч.1 п.4 и ч.2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 07 июня 2017 г. по делу N А40-1781/17 (135-21) отменить.
Изъять для государственных нужд города Москвы земельного участка площадью 237 кв.м., кадастровый номер 77:07:0012005:1269, имеющего адресные ориентиры: г.Москва, ул. Рябиновая, вл. 53А.
Установить сумму возмещения в соответствии с отчетом об оценке от 25.08.2016 г. N 16-19438/11-30-2_5/2084/77:07:0012005:1238/b выполненным независимой оценочной организацией ООО "Свис Аппрейзал Раша" в размере 433.000 (четыреста тридцать три тысячи) руб. 00 коп.
Установить следующие условия возмещения:
- возмещение стоимости изымаемого земельного участка выплачивается Департаментов строительства г. Москвы за счет средств бюджета г. Москвы в течение 30 календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу путем перечисления на счет правообладателя;
- правообладатель обязан освободить земельный участок от собственного имущества и имущества третьих лиц в течение 7 рабочих дней после получения возмещения стоимости изымаемого имущества. Датой оплаты возмещения стоимости изымаемого имущества и причиненных таким изъятием убытков считается дата списания денежных средств со счета Департамента строительства г. Москвы;
- правообладатель обязан обеспечить допуск Департамента строительства города Москвы и (или) подрядной организации на земельный участок для проведения строительно-монтажных работ с момента оплаты денежной компенсации. Департамент строительства г. Москвы не несет юридической ответственности за оставленное правообладателем собственное имущество и имущество третьих лиц;
- определить, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для прекращения права аренды ОАО "Очаково-промжелдортранс" на земельный участок и внесения изменений в договор долгосрочной аренды земельного участка от 05.05.2014 г. N М-07-044866.
Взыскать с ОАО "Очаково-Промжелдортранс" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 6.000 (шесть тысяч) руб. и по апелляционным жалобам в размере 6.000 (шесть тысяч) руб.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Александрова Г.С. |
Судьи |
Панкратова Н.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-1781/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 декабря 2017 г. N Ф05-18768/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ДГИ г.Москвы
Ответчик: ОАО "Очаково-Промжелдортранс", ООО Очаково-Промжелдортранс
Третье лицо: Департамент строительства города Москвы, Правительство г.Москвы, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ