г. Челябинск |
|
11 сентября 2017 г. |
Дело N А47-6820/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Плаксиной Н.Г., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 по делу N А47-6820/2016 (судья Дмитриенко Т.А.).
В судебном заседании принял участие представитель Федеральной налоговой службы России в лице Управления Федеральной налоговой службы по Оренбургской области - Кучаева Э.М. (доверенность N 268 от 04.08.2017).
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в рамках дела N А47-6820/2016 в отношении Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Федеральной службы исполнения наказаний (ОГРН 1025600753970, ИНН 5632001664) (далее - ФГУСП "Ильинское" ФСИН России, должник) введена процедура банкротства - наблюдение, временным управляющим должника утвержден Подкопаев Олег Игоревич (далее - временный управляющий Подкопаев О.И.).
03.04.2017 Федеральная налоговая служба в лице Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Оренбургской области (далее - ФНС России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об установлении задолженности в размере 5081781,37 руб. и включении ее в реестр требований кредиторов должника.
Определением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 (резолютивная часть определения объявлена 15.06.2017) заявленные ФНС России требования удовлетворены частично, признана обоснованной сумма кредиторской задолженности в размере 4568050,22 руб., на временного управляющего Подкопаева О.И. возложена обязанность включить требования ФНС России в указанной сумме в третий раздел реестра требований кредиторов должника. В части требований на сумму 513731,15 руб. производство прекращено.
ФНС России не согласилась с этим определением Арбитражного суда Оренбургской области в части обязания временного управляющего включить в третий раздел реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. и обжаловала определение в этой части в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе уполномоченный орган просит определение суда первой инстанции в обжалованной части отменить и включить спорную кредиторскую задолженность во вторую очередь реестра требований кредиторов должника.
В обоснование жалобы ФНС России ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что задолженность по удержанному должником до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленному в бюджет налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб., входящая в сумму кредиторской задолженности, признанную судом обоснованной, подлежит включению во вторую очередь реестра требований кредиторов должника, поскольку доходы физических лиц в виде оплаты труда, выходных пособий и вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абз.3 п.4 ст.134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ), относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами (со ссылкой на разъяснения, содержащиеся в п.8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016).
Представитель ФНС России в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Поскольку определение суда первой инстанции обжалуется ФНС России только в части обязания временного управляющего включить в третий раздел реестра требований кредиторов должника задолженности по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. и со стороны иных участвующих в деле лиц возражений против пересмотра этого судебного акта лишь в указанной части не поступило, в соответствии с ч.5 ст.268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение проверяется на предмет законности и обоснованности исключительно в указанной обжалованной части.
Оценив изложенные в апелляционной жалобе доводы и исследовав представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает определение суда первой инстанции в обжалованной части подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, определением Арбитражного суда Оренбургской области от 08.02.2017 в отношении ФГУСП "Ильинское" ФСИН России введена процедура банкротства - наблюдение. Сообщение о введении в отношении должника процедуры наблюдения опубликовано в газете "Коммерсантъ" 04.03.2017.
03.04.2017 ФНС России лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области обратилась в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением об установлении задолженности в размере 5081781,37 руб. и включении ее в реестр требований кредиторов должника. В заявленную сумму требований включены суммы налоговых санкций по п.1 ст.126 Налогового кодекса Российской Федерации (на основании принятых налоговым органом решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 05.10.2016 N09-06/1712 и от 30.11.2016 N2063), а также суммы налога на прибыль организаций за 2013 год, налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, налога на доходы физических лиц за 2013-2014 годы, суммы пеней и штрафов за неполную уплату налога на прибыль организаций за 2013 год, налога на добавленную стоимость за 1, 2, 3, 4 кварталы 2013 года, 1, 2, 3, 4 кварталы 2014 года, налога на доходы физических лиц за 2013-2014 годы (на основании принятого налоговым органом по итогам выездной налоговой проверки решения от 30.11.2015 N12-08/35, а также на основании налоговых деклараций за 2016 год, включая налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц от 04.05.2016 - по состоянию на 31.03.2016 и от 29.07.2016 - по состоянию на 01.07.2016).
Временный управляющий должника, должник, кредиторы должника письменные отзывы (возражения) на требования кредитора в материалы дела не представили.
Рассмотрев требования уполномоченного органа, суд первой инстанции признал их обоснованными и подлежащими включению в реестр требований кредиторов должника в части суммы кредиторской задолженности в размере 4568050,22 руб. (3839461,7 руб. - налоги, 645035,72 руб. - пени, 83552,8 руб. штрафы). Требования уполномоченного органа в указанной сумме признаны судом подлежащими включению в полном объеме в третий раздел реестра требований кредиторов должника. Требования уполномоченного органа за 3 квартал 2016 года в сумме 513731,15 руб. (507310 руб. - налоги, 6421,15 руб. - пени) признаны судом первой инстанции текущими (так как заявление о признании должника банкротом принято судом к производству 13.07.2016), в связи с чем производство по рассмотрению этих требований судом прекращено в соответствии с п.1 ч.1 ст.150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определение суда первой инстанции в части выводов об обоснованности требований уполномоченного органа в сумме 4568050,22 руб. и о необходимости прекращения производства по рассмотрению требований в сумме 513731,15 руб. участвующими в деле лицами не обжалуется и судом апелляционной инстанции не проверяется.
Податель апелляционной жалобы полагает необоснованным определение суда первой инстанции в части обязания временного управляющего включить требования уполномоченного органа по налогу на доходы физических лиц в сумме 885051,82 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов ФГУСП "Ильинское" ФСИН России. По мнению уполномоченного органа, его требование в этой части подлежит включению во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
Оценив обоснованность определения суда первой инстанции в указанной части и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции полагает необходимым руководствоваться следующим.
В соответствии со ст.16 Закона N 127-ФЗ, реестр требований кредиторов ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (п.1). Требования кредиторов включаются в реестр требований кредиторов и исключаются из него арбитражным управляющим или реестродержателем исключительно на основании вступивших в силу судебных актов, устанавливающих их состав и размер, если иное не определено этим пунктом (п.6). В реестре требований кредиторов указываются сведения о каждом кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов (п.7).
Статьей 71 Закона N 127-ФЗ предусмотрено, что для целей участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течение тридцати календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения. Указанные требования направляются в арбитражный суд, должнику и временному управляющему с приложением судебного акта или иных документов, подтверждающих обоснованность этих требований. Указанные требования включаются в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п.1). Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам такого рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований в реестр требований кредиторов. Определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов вступает в силу немедленно и может быть обжаловано (п.5).
В силу ст.100 Закона N 127-ФЗ кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Указанные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему с приложением судебного акта или иных подтверждающих обоснованность указанных требований документов. Указанные требования включаются внешним управляющим или реестродержателем в реестр требований кредиторов на основании определения арбитражного суда о включении указанных требований в реестр требований кредиторов (п.1). Требования кредиторов, по которым не поступили возражения, рассматриваются арбитражным судом для проверки их обоснованности и наличия оснований для включения в реестр требований кредиторов. По результатам рассмотрения арбитражный суд выносит определение о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр требований кредиторов (п.5).
Очередность удовлетворения требований кредиторов должника определяется в соответствии со ст.134 Закона N 127-ФЗ, в соответствии с п.4 которой требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности: в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также расчеты по иным установленным настоящим Федеральным законом требованиям; во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности; в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами, в том числе кредиторами по нетто-обязательствам.
Как следует из материалов дела, уполномоченным органом заявлено требование об установлении и включении в реестр требований кредиторов ФГУСП "Ильинское" ФСИН России в том числе задолженности по уплате налога на доходы физических лиц по налоговым декларациям от 04.05.2016 (срок уплату налога - 31.03.2016) и от 29.07.2016 (срок уплаты налога 01.07.2016), удержанного должником в качестве налогового агента, но не перечисленного в бюджет, в сумме 885051,82 руб. (требования об уплате от 13.05.2016 N 1529, от 17.06.2016 N 2079 и от 04.08.2016 N 2745).
Положениями статьи 24, пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность российских организаций и индивидуальных предпринимателей, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, исчислить, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, причитающуюся к уплате с этих доходов. Эта обязанность, в силу п.2 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации, распространяется на случаи выплаты всех доходов физического лица, источником которых являются указанные лица (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ).
Как разъяснено в п.8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2016, требование уполномоченного органа в отношении налога на доходы физических лиц (основной долг), удержанного при выплате доходов до возбуждения дела о банкротстве, но не перечисленного в бюджет, включается в ту очередь расчетов с кредиторами, к которой относится доход гражданина, подвергнутый налогообложению. Будучи в силу названных положений Налогового кодекса Российской Федерации налоговым агентом, должник хотя и исполняет свою обязанность по перечислению налога в бюджет, эта обязанность является производной от получения дохода гражданином-налогоплательщиком. При этом обязанность налогового агента исполняется одновременно с выплатой дохода гражданину, и, следовательно, она не может относиться к иной очередности удовлетворения. Поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона N 127-ФЗ, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона N 127-ФЗ).
Рассматриваемая сумма налога на доходы физических лиц не относится к текущим платежам, что подтверждено материалами дела, и установлено в том числе судом первой инстанции и участвующими в деле лицами не оспаривается.
В этой связи, как обоснованно отмечено подателем апелляционной жалобы, с учетом положений абз.3 п.4 ст.134 Закона N 127-ФЗ и приведенных выше разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, указанная сумма относится ко второй очереди расчетов с кредиторами. Оснований для возложения на временного управляющего должника обязанности включить указанную сумму налога на доходы физических лиц в третий раздел реестра требований кредиторов должника у суда первой инстанции не имелось.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, определение суда первой инстанции подлежит изменению в соответствии с п.4 ч.1, п.3 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в части обязания временного управляющего Подкопаева О.И. включить требование ФНС России в сумме 885051,82 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов. Требования ФНС России в указанной сумме подлежат включению во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
Оснований для изменения определения суда в части признания обоснованными и подлежащими включению в третий раздел реестра требований кредиторов должника требований ФНС России в сумме 3682998,4 руб. (4568050,22 руб. - 885051,82 руб.) у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 05.07.2017 по делу N А47-6820/2016 изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Заявление Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) удовлетворить частично, признать обоснованной сумму кредиторской задолженности в размере 4568050 руб. 22 коп.
Временному управляющему должника - Федерального государственного унитарного сельскохозяйственного предприятия "Ильинское" Федеральной службы исполнения наказаний (с. Ильинка Кувандыкского района Оренбургской области) (ИНН 5632001664, ОГРН 1025600753970) Подкопаеву О.И. включить требование Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной инспекции ФНС России N 8 по Оренбургской области (г. Новотроицк Оренбургской области) в сумме 3682998,4 руб. в третий раздел реестра требований кредиторов должника и в сумме 885051,82 руб. - во второй раздел реестра требований кредиторов должника.
В части требования на сумму 513731 руб. 15 коп. производство прекратить.".
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.Г. Плаксина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6820/2016
Должник: Временный управляющий Подкопаев Олег Игоревич член Союза "СОАУ "Альянс", ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "ИЛЬИНСКОЕ" ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Кредитор: ООО "ОренбургПродСервис"
Третье лицо: Ассоциация "СОАУ"Южный Урал", ИФНС, Кувандыкский районный суд Оренбургской области, ООО "ПЦ "Премиум Карт", ОСП Кувандыкского района, Подкопаев О.И., Союз "Саморегулируемая организация арбитражных управляющих "Альянс", СРО ААУ "Евросиб", Территориальное Управление Росимущества по Оренбургской области, УФРС, УФСИН России по Оренбургской области, ФГУ СХП "Ильинское" ФСИН России, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N19 по Саратовской области, ООО "Агрофирма "Платовская", ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ ОРЕНБУРГ", ООО "Процессинговый центр ПРЕМИУМ КАРТ", ООО "СТРОЙ ТОРГ", ООО "Тара.ру", ООО "Эльба", Союз "СОАУ"Альянс"
Хронология рассмотрения дела:
26.05.2023 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
31.01.2023 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14042/2022
15.02.2022 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
22.11.2021 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-13308/2021
09.12.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-12537/20
22.09.2020 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
15.06.2020 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4909/20
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
30.10.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-14168/19
13.09.2019 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
09.09.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
04.07.2019 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8543/19
03.07.2019 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
06.06.2018 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
31.05.2018 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-2745/18
28.05.2018 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
28.02.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-962/18
19.10.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-11398/17
11.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-9838/17
05.04.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-2171/17
07.03.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-846/17
08.02.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16
29.12.2016 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-6820/16