Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2018 г. N Ф08-9823/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
06 сентября 2017 г. |
Дело N А20-3102/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 августа 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 сентября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Сулейманова З.М., Луговой Ю.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, дело по иску Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (ИНН 0725011440, ОГРН 1130725000878)
к закрытому акционерному обществу "Меридиан" (ИНН 0708011948, ОГРН 1080708000317)
о взыскании 221 743 962,01 руб.
и по встречному иску закрытого акционерного общества "Меридиан"
к Министерству здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики
о взыскании 280 690 317,96 руб.,
с участием третьего лица: Кабардино-Балкарской Республики в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики,
при участии в судебном заседании:
от Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики: представитель Балова О.Р. (по доверенности от 10.01.2017),
от Правительства Кабардино-Балкарской Республики: представитель Фриев А.Х. (по доверенности от 25.04.2017),
в отсутствие иных представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики (далее по тексту - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с иском о взыскании с закрытого акционерного общества "Меридиан" (далее по тексту - общество) 129 699 384,54 руб., в том числе 106 404 466,66 руб. убытков, причиненных ненадлежащим исполнением государственных контрактов и договоров на оказание услуг по организации обеспечения населения лекарственными средствами и 23 294 917,88 руб. неустойки за период с 01.01.2011 по 30.07.2012.
В рамках данного дела судом принят к производству встречный иск закрытого акционерного общества "Меридиан" о взыскании с Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики 183 988 826,65 руб., составляющих стоимость лекарственных препаратов, отпущенных со склада общества по рецептам в период с 03.01.2010 по 23.05.2011 и не оплаченных последним.
Решением от 24.01.2017 в удовлетворении первоначального и встречного исков отказано.
Общество не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить в части отказа в удовлетворении встречного иска.
Определением от 04.05.2017 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. К участию в деле по встречному иску в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен субъект Российской Федерации - Кабардино-Балкарская Республика в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики.
Определением от 28.06.2017 судом приняты уточненные требования Министерства, в соответствии с которыми просило взыскать с общества 221 743 962,001 руб. в том числе 97 423 827 руб неустойки и 124 320 135,01 руб убытков.
Определением от 26.07.2017 судом приняты уточненные встречные требования общества, в соответствии с которыми просило взыскать с Министерства 280 690 317,96 руб задолженности. Судебное заедание отложено на 30.08.2017.
До рассмотрения дела от общества поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, мотивированное болезнью представителя.
Частью 4 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предоставлено право арбитражному суду отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания указанной причины уважительной, поскольку болезнь представителя юридического лица является его внутренней организационной проблемой.
В данном случае суд принимает во внимание, что заявителем ходатайства не указано каким образом рассмотрение дела в отсутствие представителя может серьезно нарушить его права и интересы по данному делу.
В судебном заседании представители сторон озвучили свою правовую позицию по рассматриваемому спору.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, оценив, представленные суду доказательства, выслушав мнение представителей сторон, приходит к следующему выводу.
Из материалов дела следует, что в период с.01.01.2010 по 31.12.2010 между Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики и ЗАО "Эдельвейс-Холдинг" (переименован в ЗАО "Меридиан") в соответствии с действующим законодательством заключены договоры на оказание услуг по организации обеспечения населения КБР необходимыми лекарственными средствами для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей на 2010 год, а также государственные контракты на оказание услуг по организации обеспечения населения КБР необходимыми лекарственными средствами и специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (далее лекарственное обеспечение льготных категории граждан) в соответствии с п. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики на 2010 год общей стоимостью 15 139 678 руб, а именно договор N 01-2010/1 от 01.01.2010 года на сумму 30 000 руб., государственный контракт N 2-С от 03.01.2010 на сумму 69 000 руб., государственный контракт N 3-С от 01.04.2010 на сумму 49 500 руб., государственный контракт N 4-2010/01 от 12.04.2010 на сумму 3 481 800 руб., договор N 04-2010/2 от 13.04.2010 на сумму 49 500 руб., договор N 4-С от 01.07.2010 на сумму 49 500 руб., договор N 07-2010/3 от 01.07.2010 г. на сумму 49 500 руб., договор N 10-2010/4 от 01.10.2010 г. на сумму 54 253 руб., договор N 5-С от 01.10.2010 на сумму 25 000 руб., государственный контракт N 12-2010/02 от 08.12.2010 на сумму 11 281 625 руб.
По условиям указанных договоров общество приняло на себя обязательство по оказанию услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных средств в ассортименте и количестве от организаций - поставщиков, определенных Министерством, указанных в отгрузочных разнарядках к государственным контрактам (пункт 2.1.1. договоров и госконтрактов).
Общество приняло на себя обязательства обеспечить необходимый сбор и обработку информации о движении и наличии лекарственных средств в своей аптечной сети, для предоставления возможности Минздраву КБР осуществлять контроль за выпиской, поставкой и расходованием лекарственных средств, полученных по названной программе (пункты 2.1.11), обеспечить возможность проведения анализа по выписанным и обслуженным рецептам ЛС (пункты 2.1.16), обеспечить возможность отчета по выполненным заявкам (пункты 2.1.18), использовать полученные от государственного заказчика денежные средства в целях исполнения принятых на себя обязательств и в соответствии с условиями госконтрактов (договоров) (пункты 2.1.21)., обеспечивать представителям государственного заказчика при проведении проверок исполнителя ознакомление с документацией и деятельностью исполнителя, связанных с исполнением контрактов (пункты 2.1.24). Исполнитель до 6 числа месяца, следующего за отчетным, обязался собирать в электронном и бумажном виде от аптечных предприятий отчет за месяц об отпущенных рецептах (пункты 3.1.4), обеспечить подготовку и передачу, а государственный заказчик приемку отчетности в соответствии с условиями контрактов (пункт 5).
За 2010 год Министерство исполнило все принятые на себя обязательства в соответствии с указанными выше госконтрактами и договорами. Данный факт подтверждается вступившим в законную силу приговором Нальчикского городского суда от 28.06.2013 по делу N 1/27-13. В порядке исполнения Федерального закона "О государственной социальной помощи" т 17.07.1999 N 178-ФЗ для государственных нужд Кабардино-Балкарской Республики в 2010 году Минздравом КБР заключены 195 государственных контрактов с поставщиками на поставку лекарственных средств на общую сумму 124 320 135 руб.
В связи с нарушениями обществом условий государственных контрактов и договоров на оказание услуг по приемке, хранению, учету, доставке и отпуску лекарственных средств, Министерство обратилось с иском в арбитражный суд.
Вместе с тем, по мнению общества, у Министерства образовалась задолженность по отоваренным за счет общества рецептам на сумму 280 690 317,96 руб.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" N 94-ФЗ от 21.07.2005 (далее - Закон N 94-ФЗ), действовавший в период заключения и исполнения контрактов и договоров, регулировал отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, в том числе устанавливал единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В статье 4 Закона N 94-ФЗ закреплено, что государственными заказчиками, муниципальными заказчиками выступают соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Иными заказчиками выступают бюджетные учреждения при размещении ими заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг независимо от источников финансового обеспечения их исполнения.
Согласно пункту 1 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 2 статьи 525 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено законом.
В силу части 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой и надлежащей форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Применительно к договору возмездного оказаний услуг существенным в соответствии положениями вышеуказанных норм гражданского законодательства является условие о предмете договора, а применительно договору поставки - условие об ассортименте, количестве и сроках поставки.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому ее применении возможно только при доказанности истцом в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации совокупности следующих условий (оснований возмещения убытков): наличия понесенных убытков и их размер, противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками. Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
Согласно пунктам 1 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается.
В соответствии с приказом Министра здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики N 155-П от 08.08.2017 "О проведении инвентаризации лекарственных препаратов, переданных ЗАО "Эдельвейс-Холдинг" Минздраву КБР по актам приема-передачи в период с 29.04.2011 по 23.05.2011 назначена рабочая инвентаризационная комиссия. Срок проведения мероприятий и по инвентаризации лекарственных препаратов и представления инвентаризационной описи и итоговый отчет установлен до 20.08.2017.
Приказом Министра здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики N 162-П от 30.08.2017 в приказ N 155-П от 08.08.2017 внесены изменения в части срока проведения мероприятий и представления итоговых документов, а именно до 01.10.2017.
Инвентаризация имущества осуществляется на основании Методических указаний от 13.06.1995 N 49 и Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2001 N 119н.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.
По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости (пункт 4.1 Методических указаний от 13.06.1995 N 49).
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
В материалах дела отсутствуют доказательства проведения сторонами спора действий по проведению инвентаризации спорного имущества, сопоставления фактического наличия лекарственных препаратов, являющиеся предметом государственных контрактов и договоров, принадлежащих Министерству и находящиеся на складе общества, составления сличительных ведомостей.
Кроме того, как следует из материалов, в связи с большим объемом документов (более 180 000 рецептов), рассмотрение дела в суде первой инстанции приостанавливалось для проведения сторонами сверки расчетов и для передачи Министерству отоваренных рецептов.
Вместе с тем, после возобновления производства по делу сторонами результаты передачи документов в материалы дела не представлены.
Исследовав фактические обстоятельства и представленные сторонами доказательства, оценив их в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что расчет истца по первоначальному иску является необоснованным и не подтвержденным документально.
Отклоняя требования Министерства в части взыскания неустойки, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойка является одним из способов обеспечения исполнения обязательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Неустойка как способ обеспечения обязательства должна компенсировать кредитору расходы или уменьшить неблагоприятные последствия, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения должником своего обязательства перед кредитором.
Исходя из установленных судом обстоятельств, требования Министерства о взыскании неустойки удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствуют правовые основания для ее взыскания.
Рассмотрев встречные требования ответчика иску о взыскании с Министерства задолженности по отоваренным рецептам за счет общества и из принадлежащих последнему товаров (лекарственных препараторов) на сумму 280 690 317,96 руб, суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению в их совокупности, исходя при этом из их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи.
Согласно части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Согласно требованиям частей 4 и 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами; никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Оценив представленные доказательства в совокупности, приняв во внимание отсутствие документального подтверждения наличия у Министерства встречных обязательств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у ответчика не возникло перед обществом задолженности по отоваренным рецептам.
С учетом указанных обстоятельств, стороны спора не представили надлежащих и достоверных доказательств, позволяющих суду установить фактическое наличие как задолженности, так и причиненных убытков.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания обстоятельств в обоснование своих требований и возражений лежит на той стороне, которая на эти обстоятельства ссылается. В соответствии со статьями 9 и 41 названного Кодекса риск наступления негативных последствий совершения или несовершения лицом, участвующим в деле, процессуальных действий и неисполнения процессуальных обязанностей несет это лицо.
Кроме того, как усматривается из материалов дела, требования по встречному иску заявлены в связи с подачей Министерством требования о взыскании с общества убытков и неустойки. Вместе с тем, в силу положений арбитражного процессуального закона способами защиты ответчика против предъявленных к нему исковых требований являются представление отзыва.
Поскольку общество не доказало наличие совокупности обстоятельств, необходимых для удовлетворения встречных требований, в иске судом апелляционной инстанции отказано.
Расходы по государственной пошлине суд относит на истца по встречному иску.
Учитывая допущенное судом первой инстанции нарушение процессуальной нормы права при принятии решения, принимая во внимание разъяснения данные в пункте 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" N 36 от 28.05.2009, решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.01.2017 по делу N А20-3102/2012 применительно к пункту 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 24.01.2017 по делу N А20-3102/2012 отменить.
В удовлетворении первоначального и встречного исков отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Меридиан" (ИНН 0708011948, ОГРН 1080708000317) в доход федерального бюджета 200 000 руб государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Ю.Б.Луговая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-3102/2012
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 января 2018 г. N Ф08-9823/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики
Ответчик: ЗАО "Меридиан"
Третье лицо: ЗАО "Меридиан", Кабардино-Балкарская Республика в лице Правительства Кабардино-Балкарской Республики, Управление Федеральной Налоговой Службы по Республике Башкортостан