Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2017 г. N Ф08-10124/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
12 сентября 2017 г. |
Дело N А63-9111/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.06.2017 по делу N А63-9111/2016 (судья Русанова В.Г.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" (г. Георгиевск, ОГРН 1152651021005, ИНН 2625041156),
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (г. Ставрополь, ОГРН 1022601989508),
о признании недействительным решения,
о признании незаконным и отмене постановления,
третьи лица: АО "НК "Роснефть-Ставрополье" (г. Георгиевск), акционерное общество "НК "Роснефть" - Ставрополье" (ОГРН 1022601948720, г. Ставрополь) закрытое акционерное общество "Рокада Маркет" (ОГРН 1082635011095, г. Ставрополь), открытое акционерное общество "РЖД" в лице железнодорожной станции Георгиевск ДЦФТО-СП СКЖД-филиал АО "РЖД", структурного подразделения "Минераловодский центр организации работы железнодорожных станций" (ОГРН 1037339877295, г. Москва),
в судебном заседании участвуют:
от общества с ограниченной ответственностью "Фаворит" - Смирнов Е.В. по доверенности N 07 от 03.07.2017,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Колесникова Ж.В. по доверенности N 03/60 от 10.01.2017,
от акционерного обществв "НК "Роснефть" - Ставрополье" - Корнеев А.О. по доверенности N 142 от 04.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фаворит" (далее - заявитель, общество), обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительным решения по делу N 6 о нарушении антимонопольного законодательства от 02.06.2016, о признании незаконным и отмене постановления от 17.08.2016 N 444, о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 650 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: акционерное общество "НК "Роснефть-Ставрополье", акционерное общество "НК "Роснефть" - Ставрополье" (далее - АО "НК "Роснефть" - Ставрополье), закрытое акционерное общество "Рокада Маркет" (далее - ЗАО "Рокада Маркет", открытое акционерное общество "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") в лице железнодорожной станции Георгиевск ДЦФТО-СП СКЖД-филиал АО "РЖД", структурного подразделения "Минераловодский центр организации работы железнодорожных станций" (далее - железнодорожная станция).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01.06.2017 в удовлетворении требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отсутствуют основания для признания оспариваемого постановления о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 444, незаконным.
Не согласившись с решением суда, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзывах на жалобу управление и АО "НК "Роснефть" - Ставрополье просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, в управление поступила жалоба АО "НК "Роснефть-Ставрополье" на действия общества, выразившиеся в навязывании невыгодных условий по договору аренды ж/д пути необщего пользования протяженностью 511 м и препятствовании осуществления экономической деятельности.
Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28.04.2010 N 220 "Об утверждении порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" (далее - Порядок) был проведен анализ и установлено доминирующее положение общества на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1.5 раздела 1 Порядка в качестве источников исходной информации использовались документы и информация, представленные: министерством транспорта Ставропольского края; Кавказским управлением Ростехнадзора; Региональной тарифной комиссией Ставропольского края; Филиалом ОАО "РЖД" - Железнодорожная станция Георгиевск; хозяйствующими субъектами - участниками рынка.
Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Законом о защите конкуренции; Гражданским кодексом Российской Федерации; Федеральным законом от 10.01.2003 N 18-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖД); иных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в сфере железнодорожных грузовых перевозок.
Согласно представленным документам на срок с 2009 по 2015 год ЗАО "Рокада Маркет" был заключен трехсторонний договор с ОАО "РЖД" на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, в том числе на эксплуатацию участка протяженностью 511 м, расположенного по адресу г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 157/1, а также соглашение о предоставлении пути необщего пользования для поставки вагоноцистерн с СУГ. Собственник участка железнодорожных путей на момент заключения договоров отсутствовал.
18.09.2015 года общество приобрело в собственность участок железнодорожных путей, но коммерческая деятельность на данном участке собственником не производилась.
С 09.11.2015 общество прекратило поставку вагонов АО "НК "Роснефть"-Ставрополье" по участку железнодорожных путей на ГНС, г. Георгиевск, в связи с тем, что не был подписан договор аренды между АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" и обществом.
Управлением установлено, что деятельность АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" дестабилизирована вплоть до подписания 28.12.2015 договора с ОАО "РЖД" на эксплуатацию и подачу вагонов по вновь построенному ЗАО "Рокада Маркет" подъездному пути, протяженностью 701 м, арендованному обществом
На основании вышеизложенного управлением сделан вывод, что период с 09.11.2015 до 28.12.2015 является сроком существования товарного рынка.
Состояние конкуренции на товарном рынке услуг по предоставлению в пользование участка железнодорожных путей необщего пользования рассмотрено в названном временном интервале.
До 09.11.2015 по участку железнодорожных путей продолжалась подача вагонов на ГНС, г. Георгиевск, принадлежащих АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" по договору аренды с ЗАО "Рокада Маркет", на основании трехстороннего договора, заключенного с "РЖД" на период 2009-2015 годы.
В ходе анализа установлено, что общество приобрело в собственность земельный участок площадью 2 548 м2 (свидетельство о государственной регистрации права 26-26/008- 26/008/001/2015-233/2) и железнодорожные подъездные пути необщего пользования, расположенные на данном земельном участке (свидетельство о государственной регистрации права 26-26/008-26/008/001/2015-231/2), протяженностью 511-м.
09.11.2015 года в адрес ЗАО "Рокада Маркет" от общества поступил проект договора аренды участка железнодорожных путей, который, не был подписан ввиду того, что стороны не пришли к соглашению по поводу стоимости аренды.
С 09.11.2015 года по 01.01.2016 года подача вагонов на участке железнодорожных путей была приостановлена.
01.01.2016 заключен договор между ЗАО "Рокада Маркет", АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" и ОАО "РЖД" на эксплуатацию и подачу (уборку) вагонов по вновь построенному участку железнодорожных путей, явившимся альтернативой ранее существующей схеме доставки вагоноцистерн на ГНС, г. Георгиевск.
Ранее указанного срока альтернативного способа доставки вагоноцистерн до ГНС, г. Георгиевск у АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" не было.
Согласно предоставленному в управление АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" расчету дополнительных затрат на изменение схемы работы, АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" рассмотрело все альтернативные варианты доставки СУГ, а именно: на ГНС, г. Георгиевск с заключением договора аренды с обществом; непосредственно на АЗС/АЗК АО "НК "Роснефть" - Ставрополье"; на НГХ х. Вязники.
Управлением установлено, что при применении любого из названных выше пунктов АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" понесло бы издержки, превышающие 10% порог, обозначенный в пункте 3.7 Порядка, следовательно, в период с 09.11.2015 по 01.01.2016, предоставление участка железнодорожных путей для доставки СУГ на ГНС, г. Георгиевск не имело взаимозаменяемого варианта.
В связи с этим, продуктовыми границами рынка признана услуга предоставления (сдача в эксплуатацию) участка железнодорожных путей для прогона вагонов-цистерн доставки СУГ на ГНС, г. Георгиевск общей протяженностью 511,0 м, адрес: Ставропольский край, Георгиевский район, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 15, зарегистрированного 18.09.2015 под N 26- 26/008-26/008/001/2015-231/2 управлением Росреестра по Ставропольскому краю.
Управлением определение географических границ товарного рынка проведено на основе информации о регионе, в котором действует хозяйствующий субъект, являющийся объектом антимонопольного контроля, и (или) о регионе, в котором выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Географическими границами определен участок железнодорожных путей для доставки СУГ на ГНС, г. Георгиевск общей протяженностью 511,0 м, находящийся по адресу: Ставропольский край, Георгиевский район, г. Георгиевск, ул. Октябрьская, 151/7, зарегистрированном 18.09.2015 под N 26-26/008-26/008/001/2015-231/2 управлением Росреестра по Ставропольскому краю.
Управлением установлено, что единственным продавцом услуги на исследуемом товарном рынке являлось общество.
Покупателем на товарном рынке являлось АО "НК "Роснефть" - Ставрополье" в лице дочернего предприятия ЗАО "Рокада Маркет", заинтересованного в заключении договора аренды данного участка железнодорожных путей.
Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов, определение уровня концентрации товарного рынка и барьеров входа на товарный рынок не могут быть рассчитаны вследствие того, что собственником участка железнодорожных путей в заданный временной интервал не производилась коммерческая деятельность по его эксплуатации.
С учетом результатов анализа, управлением сделан вывод о том, что общество в период с 09.11.2015 до 28.12.2015 занимало доминирующее положение на исследуемом товарном рынке.
Приказом от 11.02.2016 N 196 возбуждено дело N 6 и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении обществом антимонопольного законодательства по признакам нарушения обществом пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в экономически и технологически необоснованном прекращении производства товара, которое прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами, в части необоснованного препятствования АО "НК "Роснефть-Ставрополье" в прогоне вагонов по пути необщего пользования.
По результатам рассмотрения дела N 6 управлением вынесено решение от 02.06.2016, которым действия общества признаны нарушившими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В связи с отсутствием, на момент вынесения решения, оснований для выдачи предписания по причине введения в постоянную эксплуатацию альтернативного подъездного железнодорожного пути необщего пользования ЗАО "Рокада Маркет", предписание обществу не выдавалось.
Управлением в отношении общества возбуждено административное производство N 444.
02.08.2016 в отношении общества, составлен протокол N 237.
Постановлением от 17.08.2016 общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 650 000 руб.
Не согласившись с решением и постановлением антимонопольного органа, заявитель обратился в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор при изложенных выше обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований общества.
В соответствии с частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности.
Объективной стороной совершенного обществом правонарушения являются действия общества, выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке.
Субъектом правонарушения является общество.
Субъективная сторона - правонарушение совершено умышленно. Лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своих действий, предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N17-ФЗ) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.
Частью 5 статьи 16 Закона N 17-ФЗ уполномоченному представителю федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта предоставлено право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров.
При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей.
В соответствии с ч. 5 ст. 20.1 Закона N 17-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки соответствия (несоответствия) пути необщего пользовании техническим нормам и регламентам, а также наличия неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов является: поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения аварийных ситуаций и транспортных происшествий, связанных с нарушениями правил эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, правил перевозки и перегрузки грузов, перевозки пассажиров и багажа, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда.
В соответствии со ст. 2 Закона N 17-ФЗ железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Закон N 17-ФЗ распространяется на деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования (абз. 2 п. 2 ст. 1 Закона N 17-ФЗ), однако по смыслу данной нормы положения закона распространяются на деятельность таких организаций в случаях прямого указания на это в законе.
Статья 8 Закона N 17-ФЗ, устанавливающая принципы государственного регулирования тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте, предусматривает установление таких тарифов, сборов и платы, связанных с выполнением в местах как общего, так и необщего пользования работ и услуг, относящихся к сфере естественной монополии, в соответствии с Законом о естественных монополиях и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из вышеизложенного следует, что запрещение эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования является публично-правовой мерой и относится к компетенции федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, которым в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 397 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве железнодорожного транспорта" является Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции предусмотрен запрет на действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или могут является экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Пунктом 3 части 21 статьи 5 указанного Федерального закона предусмотрено исключение для субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В соответствии со статьей 6 Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" в целях совершенствования государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок Правительством Российской Федерации утверждено постановление Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
Указанным постановлением предусмотрен Перечень услуг, выполняемых на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, тарифы по которым подлежат государственному регулированию и контролю.
Согласно пункту 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, работы по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах общего пользования и необщего пользования включены в дополнительные работы (услуги), выполняемые на железнодорожном транспорте.
На отношения, связанные с перевозкой грузов, грузобагажа, погрузка и выгрузка которых осуществляются в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, распространяется действие Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ).
В соответствии с УЖТ РФ отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Статьей 60 УЖТ РФ определено, что отношения между контрагентом (грузоотправителем или грузополучателем, а также владельцем а железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования) и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, в том числе по поводу подачи и уборки вагонов, регулируются заключенным между ними договором.
Таким образом, наличие в собственности пути необщего пользования, непосредственно примыкающего к пути общего пользования, в пределах которого расположен склад (иное место) получателя груза, не владеющего на праве собственности указанным путем, в силу действующего законодательства о железнодорожном транспорте, подразумевает под собой осуществление им эксплуатации этого пути.
Железнодорожные пути необщего пользования предназначены для движения подвижного состава, причем как общего, так и необщего пользования. Специфика рассматриваемого объекта определяется правилами использования железнодорожных путей необщего пользования, а также их месторасположением. Железнодорожные пути необщего пользования являются технологическим продолжением подъездных путей к объектам общего пользования, т.е. как и иные объекты инфраструктуры данного вида железнодорожного транспорта носят вспомогательный характер. Они могут непосредственно примыкать к железнодорожным путям общего пользования либо подъездным путям, непосредственно примыкающим к путям общего пользования, т.е. их использование осуществляется в совокупности с отдельными объектами общего пользования. Самостоятельное использование железнодорожных путей необщего пользования может осуществляться исключительно в рамках отдельных видов работ (услуг), например при погрузке (выгрузке) грузов на складах и т.п. В данном случае пути необщего пользования сохраняют свое значение в процессе транспортировки, поскольку перемещение состава к месту погрузочно-разгрузочных работ осуществляется именно по ним.
В пункте 3 названного Постановления также указано, что заключение договоров, связанных с обслуживанием контрагентов, имеющих на железнодорожном пути необщего пользования свои склады, погрузочно-разгрузочные площадки либо примыкающие к железнодорожным путям владельца этих путей свои железнодорожные пути, является обязанностью как этих сторон, контрагентов, так и перевозчика, если перевозчик обслуживает железнодорожный путь необщего пользования своим локомотивом (статья 60 УЖТ РФ).
Согласно пункту 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" отношения по подаче и уборке вагонов, маневровой работе для грузоотправителей (грузополучателей), имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожных путях необщего пользования, принадлежащих владельцу инфраструктуры, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов, заключаемыми перевозчиками с грузоотправителями (грузополучателями) (статья 56 УЖТ РФ). Заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя).
В соответствии с разделом 6 Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом" (РД 15-73-94), утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 16.08.1994 N 50 (с изменениями ПБИ 15-461(73)-02 утвержденными постановлением Госгортехнадзора России от 20.06.2002 N 29), ж/д подъездные пути должны подвергаться периодической инструментальной проверке, систематическому осмотру и проверке ответственными работниками.
Так же, ж/д пути необщего пользования должны подвергаться периодической проверке дефектоскопными средствами, в соответствии с пунктами 12,16 приложения 1 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286.
Все неисправности и нарушения, выявленные в ходе осмотров и проверок ж/д пути должны регистрироваться в специальном журнале с определением необходимых мер (ремонта) и указанием срока для их устранения.
Кроме акта осмотра ж/д пути необщего пользования обществом никаких документов, подтверждающих необходимость проведения ремонтных работ, в том числе журнала с определением необходимых мер (ремонта) и указанием срока для их устранения, не представлено.
Таким образом, заключение обществом договора, регулирующего отношения по подаче и уборке вагонов на принадлежащем ему железнодорожном пути необщего пользования, с АО "НК "Роснефть - Ставрополье" обязательно, за исключением случаев, когда заключению такого договора препятствуют объективные обстоятельства экономического либо технологического характера.
В материалах дела о нарушении антимонопольного законодательства N 6 отсутствует подтверждение, обществом не отрицается наличие каких-либо заключений (актов) со стороны уполномоченного органа о несоответствии пути необщего пользовании техническим нормам и регламентам, а также наличия неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, позволяющих осуществить закрытие пути.
При этом из материалов дела установлено, что общество, вопреки действующему законодательству, не обратилось в уполномоченный орган в сфере транспорта за проведением внеплановой проверки пути; незаконно и необоснованно закрыло для прогона вагоноцистерн, принадлежащих АО "Роснефть - Ставрополье", путь необщего пользования протяженностью 511 м. (г. Георгиевск, ул. Октябрьская 151/7).
Доказательств невозможности проведения осмотра (ремонтных работ) железнодорожного пути необщего пользования с установлением технологических окон в графике движения поездов по этому пути, в частности, документальное подтверждение проведения представителем федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта проверки технического состояния железнодорожного пути общества и составление им акта, который содержит описание неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, и на основании которого общество вправе запретить подачу железнодорожного подвижного состава на данный железнодорожный путь или его участок, не представлено.
Как следует из письма от 03.11.2015 N 02/11/03, направленного в адрес ЗАО "Рокада Маркет" и письма от 03.11.2015 N 01/11/03, направленного в адрес начальника железнодорожной станции Георгиевск, следует, что возможность предусмотреть для производства работ по осмотру железнодорожного пути технологические окна в графике движения поездов у общества имелись, что также не противоречит письму Кавказского управления Ростехнадзора от 28.01.2016 N 371-К/12/12.5, в соответствии с которым, в результате проведенных в 2013 и 2015 годах плановых проверок в отношении АО "Роснефть - Ставрополье" на предмет соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, нарушений требований эксплуатации ж/д пути необщего пользования, не выявлено, о чем составлены акты проверок, приобщенные в материалам антимонопольного дела.
Материалы дела подтверждают факт отсутствия у общества законных оснований для закрытия ж/д пути и наличия в действиях общества факта злоупотребления доминирующим положением путем закрытия для прогона вагонов ж/д пути необщего пользования.
Следовательно, оспариваемым решением общество обоснованно и правомерно признано виновным в нарушении названной выше нормы.
Судом первой инстанции правильно отклонен довод общества о том, что оно не занимает доминирующего положения в силу положений части 21 статьи 5 Федеральный закон от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как его учредителем (участником) является одно физическое лицо и выручка от реализации товаров за последний календарный год хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, является необоснованными и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела 18.09.2015 общество приобрело в собственность земельный участок площадью 2548 м2 и железнодорожные подъездные пути необщего пользования, расположенные на данном земельном участке, протяженностью 511,0 м.
До 09.11.2015 по указанному участку железнодорожных путей осуществлялась подача вагонов на ГНС, г. Георгиевск, принадлежащих АО "НК "Роснефть-Ставрополье", по договору аренды с ЗАО "Рокада Маркет" на основании трехстороннего договора, заключенного с "РЖД" на период 2009-2015 годы.
К обществу не могут быть применены условия об отсутствии доминирующего положения, в связи с наличием одного учредителя и выручке менее 400 млн. рублей; на общество распространяется исключение, предусмотренное пунктом 3 части 21 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" поскольку общество находится в состоянии естественной монополии.
Факт злоупотребления доминирующим положением общества, выразившегося в необоснованном препятствовании АО "НК "Роснефть-Ставрополье" в прогоне вагонов по пути необщего пользования, установлен в рамках данного дела.
Общество в порядке ст. 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона, что указывает на наличие его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Как следует из материалов административного дела, при составлении и вручении протокола об административном правонарушении управлением соблюдены требования ст. 28.2 КоАП РФ.
Размер штрафа правильно исчислен управлением и отвечает целям административной ответственности.
Процедура привлечения к административной ответственности соблюдена.
Срок давности привлечения к административной ответственности соблюден.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба предприятия не подлежит удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01.06.2017 по делу N А63-9111/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9111/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 декабря 2017 г. N Ф08-10124/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ФАВОРИТ"
Ответчик: Управление ФАС по СК, Управление Федеральной антимонопольной службы по СК
Третье лицо: АО "НК "РОСНЕФТЬ"-СТАВРОПОЛЬЕ", ЗАО "РОКАДА МАРКЕТ", ОАО "РЖД", АО Железнодорожная станция Георгиевск ДЦФТО-СП СКЖД-филиал РЖД, структорное подразделение "Минераловодский центр организации работы железнодорожных станций