Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2018 г. N Ф08-9865/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
11 сентября 2017 г. |
А63-11962/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 августа 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 сентября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Казаковой Г.В.,
судей: Сулейманова З.М., Марченко О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Наниковым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 по делу N А63-11962/2016 (судья Карпель В.Л.),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Курортное управление" (холдинг) (ОГРН 1052600188794), Комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (ОГРН 1022601311281)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (ОГРН 1102635006462)
о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, о признании права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города-курорта Кисловодска (ОГРН 1022601316418), Территориальное объединение Федерации профсоюзов Ставропольского края (ОГРН 10226000000213), Федерации независимых профсоюзов России (ОГРН 1027700352822), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН 1042600339737), санаторно-курортное учреждение "Санаторий Нарзан" (ОГРН 1022601318849),
в отсутствие представителей сторон и третьих лиц
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск" (далее - общество, ООО "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае (далее - ТУ Росимущества, ответчик) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровым номером 26:34:020308:51, площадью 12 080 кв.м и с кадастровым номером 26:34:020308:50, площадью 9 160 кв.м, расположенные по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, в связи, с чем было возбуждено дело N А63-11962/2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города-курорта Кисловодска (далее - администрация), Территориальное объединение Федерации профсоюзов Ставропольского края (далее - ФПСК), Федерация независимых профсоюзов России (далее - ФНПР), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - Управление Росреестра), санаторно-курортное учреждение "Нарзан" (далее - СКУ "Санаторий Нарзан").
Комитет имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска (далее - комитет, истец) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с иском к ТУ Росимущества о признании права муниципальной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, находящиеся по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, в связи, с чем было возбуждено дело N А63-604/2017.
Определением от 02.03.2017 дела N А63-11962/2016 и N А63-604/2017 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А63-11962/2016.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 по делу N А63-11962/2016 исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск" оставлены без удовлетворения. Исковые требования комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска удовлетворены. Судом признано за муниципальным образованием городом-курортом Кисловодском право муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 26:34:020308:51 площадью 12 080 кв.м, и с кадастровым номером 26:34:020308:50 площадью 9 160 кв.м, расположенные по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25. Указано о том, что вступившее в законную силу решение суда является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр недвижимости о праве собственности муниципального образования город-курорт Кисловодск на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 и прекращении права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости 11.04.2014 записями N 26-26-15/005/2014-315, N 26-26-15/005/2014-316.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае, не согласившись с принятым судом первой инстанции решением от 19.04.2017 по делу N А63-11962/2016 в части удовлетворения заявленных комитетом требований, обратилось в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворения иска и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Жалоба мотивированна тем, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права, в связи, с чем принято незаконное и необоснованное решение.
Определением от 10.07.2017 апелляционная жалоба принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 28.08.2017.
В судебное заседание представители сторон и третьих лиц, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о причинах неявки суд не известили. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ставропольском крае направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствии представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 по делу N А63-11962/2016 в апелляционном порядке в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации только в обжалуемой части, апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции в указанной части является законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, земельный участок с кадастровым номером 16:34:020308:50 площадью 9 160 кв.м, расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, поставлен на государственный кадастровый учет 23.11.2011, с видом разрешенного использования "для использования в целях под спальный корпус литера К-К1, нежилое здание - пищеблок литера К2 санаторно-курортного учреждения".
Земельный участок с кадастровым номером 16:34:020308:51 площадью 12 080 кв.м, расположенный по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, поставлен на государственный кадастровый учет 29.11.2011, с видом разрешенного использования "для использования в целях под спальный корпус "Дача" литера З, нежилое здание - сауну литера Ц санаторно-курортного учреждения".
Земельные участки относятся к категории земель: "земли населенных пунктов".
Постановлениями администрации от 23.05.2012 N 574 и N 573 земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:50 и 26:34:020308:51 предоставлены Федерации профсоюзов Ставропольского края (ФПСК) в аренду на 10 лет.
Основанием для принятия указанных постановлений послужили следующие документы:
-договор о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992;
-договор о разграничении прав владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Ставропольского края между Советом ФНПР и Ставропольским крайсовпрофом от 22.12.1992;
-договор об утверждении новой редакции договора о разграничении профсоюзной собственности на территории Ставропольского края между ФНПР и Ставропольской краевой организацией профсоюзов от 10.12.1996 и дополнительное соглашение к нему от 16.10.2002;
-постановление N 112;
-соглашение между Правительством Российской Федерации и ФНПР о разграничении прав собственности на имущество санаторно-курортных объектов, расположенных в курортном регионе Кавказских Минеральных Вод от 11.03.2002 N 01 -160;
-свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество от 25.10.2002 26-АГ N 060072, 26-АГ N 060066, 26-АГ N 060065, 26 АГ N 060071, от 28.11.2006 26 АБ N 223720, 26 АБ N 223721, от 05.01.2003 26 АГ N 097227, 26 АГ N 097228.
Во исполнение указанных ненормативных актов между администрацией в лице комитета, ФНПР и ФПСК заключены договоры аренды сроком на 10 лет:
* от 23.05.2012 N 2568 земельного участка с кадастровым номером 26:34:020308:50, находящегося во второй зоне округа горно-санитарной охраны по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, для использования в целях под спальный корпус литера "К-К1", нежилое здание литера "К2", санаторно-курортное учреждение "Санаторий Нарзан", площадью 9 160 кв.м;
* от 23.05.2012 N 2567 земельного участка с кадастровым номером 26:34:020308:51, находящегося во второй зоне округа горно-санитарной охраны по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, для использования в целях под спальный корпус "Дача" литера 3, нежилое здание - сауна литера "Ц" санаторно-курортного учреждения "Санаторий Нарзан", площадью 12 080 кв.м.
Договоры аренды зарегистрированы в установленном порядке.
По договору передачи недвижимого имущества в уставной капитал ООО "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск" от 11.07.2013 N 45 общество приобрело в собственность спальный корпус "Дача" литера 3, нежилое здание -сауна литера "Ц", спальный корпус литера "К-К1", нежилое здание литера "К2".
На основании договора уступки прав и обязанностей от 11.07.2013 по договорам аренды от 23.05.2012 N 2567 и N 2568 на срок по 24.05.2022, заключенным между ФНПР, ФПСК и обществом, арендатором земельных участков с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 является ООО "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск".
Право аренды общества на участки зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), что подтверждается записями о регистрации от 27.07.2013.
11 апреля 2014 года на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в ЕГРП внесены записи N 26-26-15/005/2014-315, N 26-26-15/005/2014-316. В качестве документа-основания для регистрации права собственности на земельные участки указано постановление N 112, которым определен перечень объектов санаторно-курортного назначения в регионе Кавказских Минеральных Вод, относимых к собственности Российской Федерации.
В связи с осуществлением государственной регистрации права федеральной собственности на спорные земельные участки ТУ Росимущества подготовило дополнительное соглашение от 18.12.2014 N 525 к договору аренды N 2567 и дополнительное соглашение от 18.12.2014 N 524 к договору аренды N 2568, которые до настоящего времени не подписаны.
ООО "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск" направило ТУ Росимущества письмо от 28.07.2016 N 01-12/580 с предложением обратиться в Управление Росреестра с заявлением о прекращении права Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, расположенные по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25.
Аналогичные доводы и предложения указаны в письме комитета от 15.12.2016 N 01 -15/4071, адресованном ответчику ТУ Росимущества.
В ответах от 30.08.2016 N 6168/07 и от 13.01.2017 N 89/02 на обращения истцов ТУ Росимущества сообщило, что, по его мнению, отсутствуют законные основания для подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении права собственности Российской Федерации на спорные земельные участки, при этом пояснило, что зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке.
Полагая, что регистрация права федеральной собственности на земельные участки осуществлена при отсутствии законных на то оснований, общество обратилось с требованием о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации.
Комитет, действующий на основании Положения о комитете имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска в новой редакции, утвержденного решением Думы города-курорта Кисловодска от 26.02.2016 N 09-416, в интересах муниципального образования обратился в суд с иском о признании права муниципальной собственности на земельные участки.
С учетом направленных истцами в адрес ответчика претензий и полученных ответов на них суд первой инстанции пришел к выводу о соблюдении досудебного порядка обращения в суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что исковые требования общества о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 не подлежит удовлетворению, поскольку избранный истцом способ защиты не может быть признан надлежащим.
В связи с тем, что ТУ Росимущества не оспаривает решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований общества, судом апелляционной инстанции проверяется решение суда первой инстанции только в отношении требований комитета имущественных отношений администрации города-курорта Кисловодска.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования комитета о признании за муниципальным образованием города-курорта Кисловодск права собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, устанавливаются законом.
Согласно положениям статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (пункт 3).
В пунктах 58 и 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленумов N 10/22) разъяснено о том, что с иском о признании права собственности вправе обратиться лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, и не исключают установление наличия у истца фактического владения спорным имуществом, поскольку выраженный в этом пункте правовой подход является универсальным для исков о признании права независимо от их основания.
Таким образом, иск о признании права собственности может быть рассмотрен и удовлетворен (при наличии правовых оснований) только в случае, если он предъявлен лицом, фактически владеющим спорным имуществом, но не являющимся зарегистрированным правообладателем. В предмет доказывания по иску о признании права собственности входит установление оснований возникновения права собственности истца на индивидуально-определенную вещь, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации. Иск о признании права является надлежащим способом защиты в случаях, когда истец является владельцем спорного имущества. При отсутствии такого владения удовлетворение иска не приведет к реальной защите нарушенного права, так как не позволит соединить признанное судом право и фактическое владение вещью.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного пользования у государственных академий наук, у организаций, находившихся в ведении государственных академий наук до дня вступления в силу Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также у государственных учреждений, входящих в структуру Российской академии наук; земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Как следует из кадастровых паспортов от 26.07.2016, земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:50 и 26:34:020308:51 расположены в городе Кисловодске, территория которого относится к территории курорта федерального значения Кисловодск в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1992 N 462 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации -Кавказских Минеральных Водах", Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральным законом от 23.02.1995 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" (далее - Закон N 26-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 и постановлением Совета Министров РСФСР от 09.07.1985 N 300 "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае".
В абзаце первом пункта 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 1 силу Федерального закона от 03.12.2008 N 244-ФЗ "О передаче земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Закон N 244-ФЗ) участки, которые находятся в границах курортов федерального значения, и право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в реестре до дня вступления в силу Закона N 244-ФЗ, относятся к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо собственности поселений, муниципальных районов или городских округов по основаниям, предусмотренным частями 8 - 11 указанной статьи.
К федеральной собственности относятся участки, которые заняты зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в федеральной собственности; предоставлены федеральным органам государственной власти, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям (пункт 1, 2 части 8 Закона N 244-ФЗ).
К собственности муниципальных районов или городских округов относятся любые земельные участки, находящиеся в границах курортов федерального значения, право федеральной собственности на которые не было зарегистрировано в ЕГРП до дня вступления в силу вышеназванного Закона, за исключением участков, которые относятся к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частями 8 - 10 указанной статьи (часть 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ).
Регистрация права федеральной собственности на участки, сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ, подлежит только при предоставлении на государственную регистрацию доказательств возникновения права собственности до вступления названного закона в силу и наличия оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3.1 Вводного закона и частью 8 статьи 1 Закона N 244-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 16:34:020308:50 поставлен на государственный кадастровый учет 23.11.2011, земельный участок с кадастровым номером 16:34:020308:51 поставлен на государственный кадастровый учет 29.11.2011, то есть после вступления в законную силу Закона N 244-ФЗ.
Доказательств, подтверждающих факт нахождения на спорных земельных участках зданий, строений, сооружений, находящихся в федеральной собственности либо в собственности субъекта Российской Федерации, факт предоставления земельного участка федеральным органам государственной власти либо органам государственной власти субъекта Российской Федерации, их территориальным органам либо созданным ими казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, факт нахождения земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды или праве безвозмездного пользования у государственных академий наук и государственных учреждений, или иных оснований, позволяющих осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на земельные участки после вступления в силу Закона N 244-ФЗ, не имеется.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ, действовавший на момент возникновения спорных отношений) Правительством Российской Федерации в постановлении от 30.06.2006 N 404 утвержден перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (далее - Перечень). К названным документам относятся: заявление о государственной регистрации права, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок (пункт 1 Перечня); правоустанавливающий документ на земельный участок (пункт 2 Перечня); правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке (пункт 3 Перечня).
Как правильно указано судом первой инстанции, факт включения недвижимого имущества в реестр федеральной собственности сам по себе не является доказательством возникновения права собственности или основанием для регистрации права на имущество.
Более того, документы, послужившие основанием для включения спорных земельных участков в реестр федеральной собственности, ответчиком суду не представлены.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела следующие обстоятельства.
Так, на основании договора о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжению профсоюзным имуществом от 17.07.1992 имущество по пр. Ленина, 25 в г. Кисловодске, согласно приложению N 3.2 бывшее в собственности Всеобщей Конфедерации Профсоюзов, закреплено за ФНПР и передано ему по акту приема-передачи.
По договору от 22.12.1992 (с учетом новой редакции от 10.12.1996 и дополнительного соглашения от 16.10.2002) право владения, пользования и распоряжения собственностью профсоюзов на территории Ставропольского края разграничено между Советом ФНПР и Ставропольским крайсовпрофом.
Договором от 30.09.1999 N 9 (с учетом соглашения о внесении изменений от 20.11.2002, дополнительного соглашения от 01.03.2007) имущество ФНПР и ФПСК, расположенное по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, закреплено на праве оперативного управления за санаторно-курортным учреждением профсоюзов "Санаторий Нарзан", 21.05.2008 выдано свидетельство 26 АС N 335944.
В соответствии с распоряжением ФНПР от 17.02.2009 N 45 и распоряжением ФПСК от 26.11.2009 N 7 недвижимое имущество, принадлежащее ФНПР и ФПСК на праве общей долевой собственности, изъято из оперативного управления санаторно-курортного учреждения "Санаторий Нарзан".
Судом первой инстанции установлено, что основанием для регистрации права федеральной собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 явилось постановление N 112, в приложении N 1 к которому определен перечень объектов, относимых к собственности Российской Федерации, в числе которых объекты по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, отсутствуют.
Согласно приложению N 2 к постановлению N 112 объектами санаторно-курортного назначения курортного региона Кавказских Минеральных Вод, являющимися памятниками исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, относимыми к собственности Российской Федерации, являются здания санатория имени Г.К. Орджоникидзе: административный корпус, лечебный корпус, спальные корпусы N 1, N 2, корпус N 3 литера А, А1, Б, В, Е по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25 (пункт 14).
На земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50 по адресу: г. Кисловодск, пр. Ленина, 25, располагаются здания: спальный корпус литера К-К1, пищеблок литера К2, спальный корпус "Дача" литера З, сауна литера Ц, под которыми формировались спорные участки, что соответствует видам их разрешенного использования.
В приложениях N 1 и N 2 к постановлению N 112 указанные здания не значатся.
С учетом указанных выше обстоятельств и представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для отнесения названных объектов к собственности Российской Федерации, в том числе к памятникам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, не имеется.
По договору передачи недвижимого имущества в уставной капитал ООО "Курортное управление" (холдинг) г.-к. Кисловодск" от 11.07.2013 N 45 общество приобрело спальный корпус "Дача" литера 3, нежилое здание - сауна литера Ц, спальный корпус литера К-К, нежилое здание литера К и в настоящее время является собственником указанных объектов.
Права собственности на указанные здания зарегистрированы в ЕГРП 29.07.2013 (записи о регистрации права N 26-2615/009/2013-556, 550, 553, 545, 750, 751, 754).
Указанные строения располагаются на земельных участках с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, арендуемых обществом на основании договора уступки прав и обязанностей от 11.07.2013 по договорам аренды от 23.05.2012 N 2567 и N 2568.
Доказательств того, что объекты недвижимого имущества, расположенные на спорных земельных участках, приобретены (созданы) при отсутствии законных оснований, суду не представлено.
Следовательно, как правильно указа суд первой инстанции, в данном случае владение капитальными строениями не может оцениваться как незаконное.
Судом первой инстанции также установлено, что документов, подтверждающих расположение спорных земельных участков на территории Курортного парка и входящих в границы земельного участка с кадастровым номером 26:34:000000:4 площадью 9 484 000 кв.м по адресу: г. Кисловодск, Долина р. Ольховка, склоны Джинальского хребта в границах черты г. Кисловодска, право на который зарегистрировано за Российской Федерацией, не имеется.
Не представлены суду доказательства наличия иных оснований, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 3.1 Вводного закона, для отнесения спорных земельных участков к федеральной собственности.
В силу пункта 4 статьи 31 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (в редакции на дату принятия Закона N 244-ФЗ) отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Законом N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах".
В пункте 2 статьи 3 названного Закона определено, что территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством Российской Федерации по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" курорт является одной из категорий особо охраняемых природных территорий.
В целях сохранения природных свойств курортов Кавказских Минеральных Вод - всемирно известной местности с уникальными лечебными и оздоровительными факторами, историко-архитектурным и культурным обликом издан Указ Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N 309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации", которым району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Таким образом, спорные земельные участки расположены на территории курорта федерального значения одной из категорий особо охраняемых природных территорий (подпункт "ж" пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Нахождение земельных участков в границах курорта федерального значения и округа санитарной (горно-санитарной) охраны не означает расположение земельного участка одновременно в двух особо охраняемых природных территориях федерального значения.
Доказательства расположения спорных участков в границах иных особо охраняемых природных территорий федерального значения в материалы дела не представлены и такие обстоятельства судом первой инстанции не установлены.
Суд первой инстанции, проанализировав приведенные выше нормы права, пришел к выводу, что с момента вступления в силу Закона N 244-ФЗ все земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения, составляют собственность соответствующего муниципального образования за исключением случаев относимости участков к федеральному уровню собственности или их принадлежности субъекту Российской Федерации в силу прямого указания закона.
Следовательно, довод ТУ Росимущества об отнесении спорных земельных участков к федеральной собственности, судом первой инстанции правомерно признан ошибочным.
Содержащееся в статье 1 Закона N 26-ФЗ указание на тот факт, что курорты федерального значения находятся в ведении федеральных органов исполнительной власти, не означает закрепление за названными органами права собственности на земельные участки, расположенные в границах курортов федерального значения, и не исключает применение положений Закона N 244-ФЗ, устанавливающего основания для передачи земельных участков, находящихся в границах курортов федерального значения, в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, а также основания для отнесения указанных земельных участков к федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришел к правильному выводу о том, что основания, исключающие возможность применения пункта 11 статьи 1 Закона N 244-ФЗ в отношении участков с кадастровыми номерами 26:34:020308:51 и 26:34:020308:50, отсутствуют, следовательно, наличие в ЕГРН записи о праве собственности Российской Федерации на спорные земельные участки нарушает законные права муниципального образования города-курорта Кисловодска, интересы которого представляет в настоящем деле комитет. Каким-либо иным способом, кроме избранного в рамках настоящего дела, права муниципального образования защищены быть не могут, а поэтому заявленные комитетом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 52 постановления Пленумов N 10/22, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРН. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРН.
Комитет и ТУ Росимущества освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка, доводы Управления Росимущества, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им также дана надлежащая оценка, с которой суд апелляционной инстанции согласен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Других доказательств в обоснование доводов апелляционной жалобы суду апелляционной инстанции не представлено, поэтому доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению на основании вышеизложенного и за необоснованностью.
При установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 по делу N А63-11962/2016 в обжалуемой части законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда первой инстанции в указанной части, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется, а поэтому апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2017 по делу N А63-11962/2016 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Г.В. Казакова |
Судьи |
З.М. Сулейманов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11962/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 января 2018 г. N Ф08-9865/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: КОМИТЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА-КУРОРТА КИСЛОВОДСКА, ООО "Курортное управление" (холдинг) г. Кисловодск ", ООО "КУРОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" (ХОЛДИНГ) Г. КИСЛОВОДСК"
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СК, ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
Третье лицо: Администрация города-курорта Кисловодска, МИНИСТЕРСТВО ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ООО "КУРОРТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" (ХОЛДИНГ) Г. КИСЛОВОДСК", Санаторно-курортное учреждение "Санаторий "Нарзан", Территориальное объединение Федерация профсоюзов СК, Управление Государственной федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому края, Управление Росреестра по СК, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК, Межмуниципальный отдел по г. Кисловодску и г. Железноводску, Федерация независимых профсаюзов России, Вакин Роман Владимирович, Скляров Вячеслав Александрович