Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2018 г. N Ф09-8503/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Челябинск |
|
19 сентября 2017 г. |
Дело N А07-608/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2017 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Плаксиной Н.Г.,
судей Арямова А.А., Малышева М.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 июня 2017 г. по делу N А07-608/2017 (судья Чернышова С.Л.).
В судебном заседании принял участие представитель Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - Тугузбаева З.Р. (доверенность от 09.01.2017 N 39),
Общество с ограниченной ответственностью "Гамма-Плюс" (далее заявитель, общество, ООО "Гамма-Плюс") обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - заинтересованное лицо Фонд) о признании незаконным решения от 16.12.2016 N 143, вынесенное директором Филиала N 1 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Хамитовой Г.И. по результатам рассмотрения акта выездной проверки от 23.11.2016 N273-ООС-д, о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах незаконным в части: обязания уплатить недоимку в размере 14 974 руб. 11 коп., пени в размере 0 руб., штраф - 2 994 руб. 82 коп., ввиду того, что выставленные требования рассчитаны не верно, расчет должен быть произведен без учета суммы дотации на питание (в рамках коллективного договора) в размере 516 278 руб. 75 коп., которая не подлежит обложению страховыми взносами и об обязании Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан Филиал N1 устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя".
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19.06.2017 требования заявителя удовлетворены. Решение от 16.12.2016 N 143 в части доначисления страховых взносов в размере 14 972 рубля 08 коп., и штрафа в размере 2 994 рубля 42 коп. признано недействительным.
Не согласившись с принятым решением суда, заинтересованное лицо обратилось в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Фонд указывает, что поскольку дотация на питание по данному делу предусмотрена локальными нормативными правовыми актами страхователя ООО "Гамма-Плюс", то стоимость такого питания подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Кроме того, спорная дотация не может расцениваться как выплата социального характера, поскольку распространяется не на всех работников, а только в отношении определенных должностей. Также, выплаченные суммы дотаций на питание являются доходом в натуральной форме, на размер которых ООО "Гамма-Плюс" начислило и уплатило налог на доходы физических лиц, что подтверждается имеющейся в материалах дела справкой формы N 2-НДФЛ.
В обоснование своей позиции ссылается на письмо Минтруда России от 24.10.2014 N 17-3/В-501, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 46н, Приказ Федеральной авиационной службы России от 16.03.1999 N 60.
От ООО "Гамма-Плюс" в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором общество против удовлетворения апелляционной жалобы возражает, ссылаясь на обоснованность обжалованного решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения указанной информации на официальном сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет; в судебное заседание представитель заявителя не явился. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения представителя заинтересованного лица дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя заявителя.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица доводы апелляционной жалобы поддержал.
Законность и обоснованность судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Гамма-Плюс" зарегистрировано в качестве юридического лица 04.10.2006, имеет основной государственный регистрационный номер 1020202388051, и состоит на учете в качестве страхователя в ГУ РО ФСС РФ по РБ.
В период с 18.11.2016 по 23.11.2016 должностными лицами управления в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Результаты проверки отражены в акте выездной проверки от 23.11.2016 N 273-ОСС-Д.
Актом проверки зафиксировано, что страхователем, в базу для начисления страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не включены выплаты в пользу работников в натуральной форме - дотации за питание, предусмотренные коллективным договором в общей сумме 516 278 руб. 95 коп. (2014 год - 70 491 руб., 2015 год - 445 787,75 руб.).
Также в акте зафиксировано, что в ходе проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за 2013-2015 не приняты к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы, произведенные страхователем с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 70 руб., а именно: пункт 3.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ: средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам, наступившего в 2013 году, определяется путем деления суммы начисленного заработка за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) на число календарных дней в этом периоде, в данном случае на 731; страхователь делил на 730. Страхователем в одном случае по беременности и родам в январе 2013 года Дексне Екатерине Владимировне излишне начислено и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 70 руб., которая в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации к зачету не принимаются.
Как указано в акте проверки, в результате сумма 516 348 руб. 75 коп. (516 278 руб. 75 коп. + 70 руб.) не может быть отнесена к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 и на которую в соответствии с частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", страхователем не начислены страховые взносы в Фонд социального страхования в сумме 14 974 руб. 11 коп. (516 348 руб. 75 коп. *2,9%).
По результатам рассмотрения материалов проверки заинтересованным лицом принято решение от 16.12.2016 N 143 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которым обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в общей сумме 14 974 руб. 11 коп., а также заявитель привлечен к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за неполную уплату страховых взносов в виде штрафа в общей сумме 2 994 руб. 82 коп.
С выводом о том, что излишне начислено и выплачено пособие по беременности и родам в сумме 70 руб. Дексне Е.В., которая в счет уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации к зачету не принимается, заявитель согласен.
Не согласившись с указанным решением в части обложения взносами суммы начисленной по питанию сотрудников в рамках коллективного договора на сумму 516 278 руб. 75 коп., заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался выводом о том, что компенсационные выплаты на питание, произведенные работникам в проверяемом периоде не подлежат обложению страховыми взносами.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198, а также части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей и удовлетворения такого заявления является несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение на них каких-либо обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
На основании части 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для указанных плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 указанного Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу пункта 1 статьи 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ).
В силу условий подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ, не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работников состоит из двух основных частей - непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом в качестве компенсационных выплат поименованы доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера; а в качестве стимулирующих выплат - доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Указанные выплаты включаются в систему оплаты труда.
Статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен иной вид компенсационных выплат. Согласно положениям названной статьи под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.
В статье 165 Трудового кодекса Российской Федерации перечислены эти компенсации (при направлении в служебные командировки; при переезде на работу в другую местность; при исполнении государственных или общественных обязанностей; при совмещении работы с обучением; при вынужденном прекращении работы не по вине работника и т.д.). Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.
Обязанность работодателя возместить работнику указанные расходы предусмотрена в статье 169 Трудового кодекса Российской Федерации, в которой также отражено, что конкретные размеры возмещения расходов определяются соглашением сторон трудового договора.
В рассматриваемом случае ООО "Гамма-Плюс" производило дотацию на питание работников за счет собственных средств.
Пунктом 2.3.1 Коллективного договора ООО "Гамма-Плюс" предусмотрена обязанность работодателя производить дотацию на питание в размере не более 5 000 руб. в месяц (в редакции коллективного договора от 01.12.2015) и в размере не более 150 руб. за рабочий день (в редакции коллективного договора от 05.11.2014).
В данном случае оплата стоимости обеда работнику была организована по инициативе работодателя, безотносительно к вкладу работников в деятельность общества; питание работников общества производилась независимо от условий и стажа работ; не связано с наличием трудового договора.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал, что спорные компенсационные выплаты носят социальный характер и, несмотря на то, что они произведены в связи с наличием трудовых отношений, указанные выплаты не обладают признаками заработной платы в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку не являются оплатой труда (вознаграждением за труд), не относятся к стимулирующим выплатам, не зависят от квалификации работника, сложности, качества, количества и условий выполнения этим сотрудником самой работы.
На основании указанного отклоняется довод Фонда о том, спорная дотация не может расцениваться как выплата социального характера, так как распространяется не на всех работников, а только в отношении определенных должностей. Указанный факт не свидетельствует, что дотация имеет стимулирующий характер, зависит от квалификации работника и т.п.
Факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками сам по себе не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Таким образом, выплаты социальной поддержки на оплату питания сотрудников, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Выводы суда соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемое решение Фонда недействительным.
С учетом изложенного, решение суда по существу является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Ссылка подателя жалобы на письмо Минтруда России от 24.10.2014 N 17-3/В-501 безосновательна, поскольку указанное письмо не является нормативным правовым актом, который в соответствии с частью 1 статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть применен судом при разрешении настоящего спора.
Довод подателя апелляционной жалобы со ссылкой на Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 45н, Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 N 46н, Приказ Федеральной авиационной службы России от 16.03.1999 N 60 коллегия признает необоснованным по мотиву неправильного толкования Фондом норм права.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что отражение дотаций на питание ООО "Гамма-Плюс" на 70 счете "Расчеты с персоналом по оплате труда" подразумевает какие-либо начисления и выплаты вознаграждений в пользу сотрудников организации, является несостоятельной, поскольку данный счет используется для удобства учета оплаты труда работников, а также для учета выплат социального характера, предусмотренных коллективным договором.
Иные доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заинтересованным лицом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно статье 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 19 июня 2017 г. по делу N А07-608/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Г. Плаксина |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-608/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 января 2018 г. N Ф09-8503/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Гамма-плюс"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН