Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2018 г. N Ф03-5138/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
22 сентября 2017 г. |
Дело N А51-16738/2016 |
Резолютивная часть постановления оглашена 19 сентября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 сентября 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.Б. Култышева,
судей Д.А. Глебова, А.С. Шевченко,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Ю. Родиным,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Автоальянс", Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края,
апелляционное производство N 05АП-5131/2017, 05АП-5132/2017
на решение от 23.05.2017 судьи Н.А. Плехановой
по делу N А51-16738/2016 Арбитражного суда Приморского края
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев" (ИНН 2501010395, ОГРН 1022500508040)
к обществу с ограниченной ответственностью "Автоальянс" (ИНН 2501014470, ОГРН 1092501000690),
Департаменту промышленности Приморского края (ИНН 2540161849, ОГРН 1102540002707),
Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края (ИНН 2538030581, ОГРН 1022501896438),
третьи лица: Администрация Приморского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю,
о признании торгов недействительными,
при участии:
от ООО Автотранспортное объединение "Приморье - Арсеньев": Д.Е. Немчинов, по доверенности от 04.04. 2017 сроком действия на 3 года, удостоверение;
от Департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края: Е.В Шестакова, по доверенности от 01.12.2015, сроком на 3 года, удостоверение;
от ООО "Автоальянс", третьих лиц: представители не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев" (далее - истец, ООО "Приморье-Арсеньев") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Автоальянс" (далее - ООО "Автоальянс"), Департаменту транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, Департаменту промышленности Приморского края о признании недействительными торгов, проведенных 22.07.2015 по лоту N 4 на право заключения договора, на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении по маршруту N 547 "Арсеньев-Владивосток-Арсеньев" (с учетом уточнений, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, Администрация Приморского края.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 23.05.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 23.05.2017 отменить. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ не регулируют отношения, возникающие при проведении конкурса на право заключения договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Приморского края. Спорный конкурс проведен с соблюдением Порядка привлечения перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в пригородном и муниципальном сообщении на территории Приморского края, утвержденного постановлением администрации Приморского края от 19.11.2010 N 375-а (далее - Порядок N 375-а). Удовлетворении исковых требований не направлено на защиту прав истца, поскольку не обязывает департамент заключить договор на выполнение перевозок с истцом.
В свою очередь ООО "Автоальянс" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой настаивает на том, что им представлены сведения о наличии технического обслуживания транспортных средств, департамент действовал в соответствии с пунктом 5.3 Порядка N 375-а.
В канцелярию Пятого арбитражного апелляционного суда от администрации, ООО "Приморье-Арсеньев" поступили отзывы на апелляционную жалобу, которые приобщены к материалам дела.
В судебном заседании представитель департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемое решение отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Приморье-Арсеньев" по доводам апелляционных жалоб возразил, обжалуемое решение считает законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив материалы дела, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение не подлежит отмене или изменению в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, департаментом промышленности и транспорта Приморского края на официальном сайте государственного органа "Приморская газета" размещено извещение о проведение конкурсных торгов по лотам N N 1-18, из которых лот N 4 "Заключение договора на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 547 Арсеньев-Владивосток-Арсеньев", с временем отправления из г. Арсеньева в 8-30, из г. Владивостока в 16-00, с указанными в извещении (лот N 4) остановочными пунктами.
При проведении процедуры вскрытия конвертов по лоту N 4 (547), на участие в конкурсе были поданы заявки несколькими участниками, в частности: ООО "Приморье-Арсеньев" и ООО "Автоальянс", что оформлено протоколом вскрытия конвертов от 16.06.2015.
При этом ООО "Автоальянс" не были представлены ряд документов, содержащих сведения о техническом обслуживании и ремонте транспортных средств. Указанные документы были представлены ответчиком дополнительно 19.06.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок от 22.07.2015 комиссией принято решение по лоту N 4, заключить договор на выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршруту N 547 Арсеньев-Владивосток-Арсеньев" с компанией ООО "Автоальянс".
Полагая, что действия ответчиков носят незаконный характер, истец обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Согласно статье 449 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если были допущены существенные нарушения порядка проведения торгов.
Порядок проведения торгов на право заключения контрактов для государственных и муниципальных нужд, а также порядок оценки заявки по проведению открытого конкурса установлен Законом N 44-ФЗ
Статья 50 Закона N 44-ФЗ определяет, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок и срок отзыва заявок на участие в открытом конкурсе, порядок возврата заявок на участие в открытом конкурсе (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки.
Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе определяется статьей 53 названного закона, на основании которой, результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться следующая информация: место, дата, время проведения рассмотрения и оценки таких заявок; информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были рассмотрены; информация об участниках конкурса, заявки на участие в конкурсе которых были отклонены, с указанием причин их отклонения, в том числе положений настоящего Федерального закона и положений конкурсной документации, которым не соответствуют такие заявки, предложений, содержащихся в заявках на участие в конкурсе и не соответствующих требованиям конкурсной документации; решение каждого члена комиссии об отклонении заявок на участие в конкурсе; порядок оценки заявок на участие в конкурсе; присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
Согласно статье 39 Закона N 44-ФЗ, для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (далее в настоящей статье - комиссия).
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135- ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (подпункт 3)
В качестве основания заявленных требований истец ссылался на то, что по результатам оценки, в качестве лучшего перевозчика была определено ООО "Автоальянс", в то время как в соответствии с пунктами 5.8, 5.9 установленного порядка, департамент должен был отказать в допуске к участию в конкурсе ввиду не предоставления необходимых документов и информации.
Согласно пункту 3 статьи 6 Закона Приморского края от 02.08.2005 N 278-КЗ "Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае" порядок организации маршрутов регулярных перевозок в межмуниципальном сообщении воздушным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом устанавливается Администрацией Приморского края в соответствии с действующим законодательством.
Во исполнение указанной нормы Администрацией Приморского края принят Порядок N 375-па
В соответствии с пунктами 1.2, 1.3 Порядка N 375-па, организация маршрутов включает в себя следующие мероприятия: систематическое обследование уполномоченным органом пассажиропотока на маршрутной сети; разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков рациональной маршрутной сети, предусматривающей при необходимости открытие, закрытие и изменение маршрутов; обеспечение соблюдения требований безопасности дорожного движения на маршрутной сети, установленных действующим законодательством; нормирование скоростей движения автобусов по маршрутам; утверждение расписаний движения автобусов по маршрутам (далее - расписание движения).
Каждый маршрут открывается, изменяется и закрывается уполномоченным органом. Маршрут удостоверяется паспортом маршрута, который составляется в одном экземпляре (приложение N 1).
На основании пунктов 4.2, 4.3 Порядка N 375-па, заявка должна содержать: заявление на заключение договора согласно утвержденному расписанию движения; наименование, сведения об организационно-правовой форме, идентификационный номер налогоплательщика, адрес местонахождения постоянно действующего исполнительного органа заявителя и контактный телефон заявителя (для юридического лица); фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика, данные документа, удостоверяющего личность, сведения о месте жительства и контактный телефон заявителя (для индивидуального предпринимателя); сведения о номере и названии маршрута, с указанием расписания движения, которые заявитель будет осуществлять в случае победы на конкурсе и последующим заключением с ним договора, а также стандарт оказания услуги предприятием с приложением подтверждающих документов (процедуре оказания услуги по непосредственному перемещению пассажиров и багажа автобусом) согласно требований государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51825-2001 "Услуги пассажирского автомобильного транспорта. Общие требования", утвержденного постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 14.11.2001 N 461-ст. (в ред. Постановления Администрации Приморского края от 01.02.2012 N 22-па).
К заявке прилагаются следующие документы: выписка из ЕГРЮЛ, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня опубликования в официальном печатном издании извещения, либо ее копия, заверенная в установленном законодательством РФ порядке, копии учредительных документов заявителя, заверенные в установленном законодательством РФ порядке (для юридического лица); выписка из ЕГРИП, полученная не ранее чем за шесть месяцев до дня опубликования в официальном печатном издании извещения, либо ее копия, заверенная в установленном законодательством РФ порядке (для индивидуального предпринимателя); документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя (в случае необходимости); копия лицензии на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек с приложениями к лицензии, являющимися ее неотъемлемой частью, заверенные печатью организации (индивидуального предпринимателя) и подписью уполномоченного лица заявителя; сведения о квалификационном составе работников заявителя, которых планируется задействовать при оказании услуг по маршрутам, в том числе и о водителях (должность, специальность, стаж работы, информация о переподготовке и повышении квалификации); сведения об автомобильных транспортных средствах категорий М1, М2, М3, которые будут использоваться при оказании услуг по маршрутам (далее - транспортные средства) (номер государственного регистрационного знака, марка, категория и класс транспортного средства, год его выпуска, сведения о прохождении государственного технического осмотра, полная вместимость, копия паспорта транспортного средства либо копия договора аренды транспортного средства); документы, подтверждающие возможность проводить предрейсовый и послерейсовый медицинский контроль за состоянием здоровья водителей заявителем самостоятельно (копию лицензии на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (услуг) по оказанию доврачебной или амбулаторно- поликлинической помощи в части осуществления медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых) или с привлечением лиц, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности по выполнению работ (услуг) по оказанию доврачебной или амбулаторно-поликлинической помощи в части осуществления медицинских осмотров (копию договора с соответствующими лицами и организациями); сведения, подтверждающие возможность заявителя обеспечить техническое обслуживание, ремонт, мойку и хранение транспортных средств (копии документов, подтверждающих наличие: оборудованного пункта контроля технического состояния транспортных средств; оборудованной мойки транспортных средств; оборудованных помещений для технического обслуживания и ремонта транспортных средств; стоянки транспортных средств).
Согласно пунктам 5.8, 5.9 Порядка N 375-па, комиссия отказывает в допуске к участию в конкурсе заявителю по следующим основаниям:
непредставление заявителем предусмотренных пунктами 4.2 и 4.3 настоящего Порядка документов и информации либо наличие в них недостоверной информации;
несоответствие заявителя требованиям, предусмотренным пунктом 2.1 настоящего Порядка;
несоответствие заявки и прилагаемых к ней документов требованиям, предусмотренным пунктами 4.2 и 4.3 настоящего Порядка.
Комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок, который подписывается присутствующими на заседании членами комиссии.
Заявитель приобретает статус участника конкурса с даты подписания комиссией протокола рассмотрения заявок, содержащего сведения о признании заявителя участником конкурса.
Протокол рассмотрения заявок размещается уполномоченным органом на официальном сайте и в официальном печатном издании.
Заявителям направляются уведомления о принятых комиссией решениях в течение трех рабочих дней с даты подписания протокола рассмотрения заявок.
Таким образом, одни из оснований для отказа в допуске заявителя к участию в конкурсе является не предоставление документов и информации, предусмотренных пунктами 4.2 и 4.3 Порядка N 375-па.
Как верно указал суд первой инстанции, согласно протоколу вскрытия конвертов от 16.06.2015 комиссия установила, что ООО "Автоальянс" по лоту N 4 не были представлены документы, подтверждающие наличие у общества технического обслуживания и ремонта транспортных средств, о чем имеется отметка на странице 26 протокола. Необходимые сведения были представлены ответчиком дополнительно впоследствии - 19.06.2015, при этом по результатам оценки в качестве лучшего перевозчика определено ООО "Автоальянс".
Обстоятельство допущения приведенных нарушений отмечено в письме Прокуратуры Приморского края от 03.06.2016, письме Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 06.03.2017 с указанием на допущение комиссией действий, нарушающих порядок определения победителя торгов.
В подтверждение наличия у ООО "Автоальянс" помещений для технического обслуживания, а также возможность обеспечить техническое обслуживания, впоследствии представлены договор аренды нежилого помещения N 18, трудовые договоры N 254, N 11. Однако указанные документы правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку договоры по своей правовой природе, являются сделками, направленными на установление, изменение и прекращение тех или иных прав и обязанностей, но не подтверждают факт передачи нежилого помещения, а также факт технического обслуживания, так как не являются документами первичного учета.
Таким образом, судом первой инстанции сделан верный вывод, что конкурсная комиссия не должна была принимать заявку ООО "Автоальянс", так как в нарушение действующего порядка не были представлены необходимые документы, содержащие сведения о техническом обслуживании и ремонте транспортных средств, в связи с чем, спорные торги проведены в нарушающими требований статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод департамента о том, что Закон N 44-ФЗ не регулирует спорные отношения, отклоняется, поскольку изъятия из сферы действия Закона N 44-ФЗ установлены пунктом 2 статьи 1 указанного закона, которыми не предусмотрено неприменение закона к отношениям по проведению конкурсов на оказание услуг перевозки пассажиров и багажа.
Позиция о том, что признание оспариваемых торгов недействительными не приведет к защите прав истца, подлежит отклонению, поскольку удовлетворение требований повлечет признание недействительным заключенного по результатам торгов договора и предоставит возможность апеллянту принять участие во вновь организуемых торгах на заключение договора на перевозку пассажиров и багажа по соответствующему маршруту, а также будет соответствовать реализации принципа превенции нарушений при проведении торгов по заключению государственных контрактов.
Иные доводы жалоб о соответствии заявки ООО "Автоальянс" требованиям Порядка N 375-па прямо противоречат материалам дела и выше установленным обстоятельствам, в силу чего не могут быть приняты судом.
В силу вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции полно и всестороннее исследовал все существенные обстоятельства дела и дал им надлежащую оценку, правильно применил нормы материального и процессуального права. Основания для отмены судебного акта не установлены, а доводы заявителя апелляционной жалобы не нашли своего объективного подтверждения.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.05.2017 по делу N А51-16738/2016 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.Б. Култышев |
Судьи |
Д.А. Глебов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-16738/2016
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 24 января 2018 г. N Ф03-5138/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Автотранспортное объединение "Приморье-Арсеньев"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ, Департамент транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, ООО "АВТОАЛЬЯНС"
Третье лицо: Администрация Приморского края, Управление Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю, Фрунзенский районный суд г.Владивостока судье Орловой Н.А.