Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 декабря 2017 г. N Ф07-13201/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
21 сентября 2017 г. |
Дело N А26-1732/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 сентября 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.
судей Колосовой Ж.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Южаковой В.Д.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20404/2017) Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия,
на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2017 по делу N А26-1732/2017 (судья Михайлова А.В.), принятое
по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия,
к обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ"
о взыскании 1215 руб. 02 коп.,
установил:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Обществу с ограниченной ответственностью "Олонец-древ" (далее - ответчик, общество) о взыскании 1215 руб. 02 коп. задолженности по арендной плате за 2016 год за недоосвоенный объем древесины, в том числе, в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, в размере 759 руб. 39 коп., в части сверх минимальных ставок - в размере 455 руб. 63 коп.
Решением от 12.07.2017 в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемый судебный акт и удовлетворить иск.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в настоящем судебном заседании.
В отзыве от 11.09.2017 ООО "Олонец-древ" возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятого судебного акта.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
18.12.2007 между Государственным комитетом Республики Карелия (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом с ограниченной ответственностью "Карелфинлес" (правопредшественник общества, арендатор) заключен договор (в редакции дополнительного соглашения от 02.09.2011 года) аренды лесного участка площадью 52977 кв. м, расположенного на территории Олонецкого района Республики Карелия. Договор заключен на срок с 08.06.2005 года по 31.12.2029 года, зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22.01.2008 года, что подтверждается записью регистрирующего органа N 10-10-01/068/2007-236. Пунктом 3.4.2 договора предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, которые установлены договором. Размер и порядок внесения арендной платы согласованы сторонами в разделе 2 договора. Пунктом 2.1 договора предусмотрено, что размер арендной платы устанавливается с учетом вида использования лесов, размера участка, годового размера лесопользования на арендуемом лесном участке, действующих ставок платы за данный вид использования лесов и повышающего конкурсного коэффициента в размере 1,6. Повышающий конкурсный коэффициент установлен конкурсной комиссией. Арендатор вносит арендную плату в соответствии с Приложением N 4 в следующие сроки: 15 февраля - 15%, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15% и представляет в месячный срок арендодателю документы, подтверждающие произведенную оплату (пункт 2.2 договора).
Из приложения N 4 на 2016 год, направленного Министерством в адрес ответчика, следует, что общество в 2016 году должно внести арендную плату в федеральный бюджет в части минимальных ставок платы за древесину в сумме 3054612 руб., а также арендную плату в бюджет Республики Карелия в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, в сумме 1832767 руб. Приложение N 4 на 2016 год арендатором не подписано.
Министерство по итогам 2016 года произвело перерасчет арендной платы и направило в адрес арендатора уточненный расчет, согласно которому по состоянию на 01.01.2017 года причитается к уплате 1047300,41 руб. - в части минимальных ставок платы за древесину и 618380,24 руб. - в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину. Поскольку общество арендную плату за 2016 год в полном объеме не внесло, Министерство направило ответчику претензионное письмо от 02.02.2017 года с уточненным расчетом.
Не получив окончательного расчета, Министерство обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика арендной платы за 2016 год за недоосвоенный объем древесины в общей сумме 1215,02 руб. Фактически предметом иска по данному делу является задолженность по арендной плате за 2016 год за недоосвоенный обществом объем древесины, рассчитанная Министерством с применением сложившихся средних ставок за 1 куб. м древесины.
Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом установленных обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к правомерному заключению об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Как установлено частью 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Кодексом, другими федеральными законами. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации (часть 3 статьи 71 ЛК РФ). В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Как указано в части 1 статьи 73 ЛК РФ, размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 названной статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (часть 4 статьи 73 ЛК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 73 ЛК РФ при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 ЛК РФ норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 ЛК РФ и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
Согласно материалам дела изменение условий Договора в части изменения порядка расчета арендной платы за недоосвоенную расчетную лесосеку арендатором в спорном периоде согласовано не было, приложение N 4 к Договору в соответствующей редакции арендодателя (с указанием на применение средних ставок при расчете за 1 куб. м древесины) арендатором не подписано.
Таким образом, суд правомерно указал на отсутствие в данном случае оснований для взыскания Министерством с Общества арендной платы за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам. Предлагаемые Министерством к расчету средние ставки не могут рассматриваться как составляющая арендной платы, закрепленной в договоре по результатам торгов. Такой вывод следует из оценки условий договора, порядка их формирования и содержания, буквального и системного восприятия с учетом требований статей 431 и 448 ГК РФ. В противном случае Министерство не предлагало бы к подписанию соответствующие приложения N 4 к Договору, направленные по сути на изменение порядка расчета арендной платы. Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что арендная плата, рассчитанная Министерством за недоосвоенный объем древесины по средним ставкам, взысканию не подлежит.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Наличия оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 12.07.2017 по делу N А26-1732/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Ж.В. Колосова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1732/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 октября 2018 г. N Ф07-11841/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Олонецкое центральное лесничество", Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия
Ответчик: ООО "Олонец-древ"
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11841/18
12.07.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15681/18
26.12.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-13201/17
21.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-20404/17