Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2018 г. N Ф07-14623/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 сентября 2017 г. |
Дело N А26-1950/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Бурденкова Д.В.
судей Масенковой И.В., Медведевой И.Г.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Южаковой В.Д.
при участии:
от конкурсного управляющего ФГУП ОПХ "Вилга" Тюрлика В.В.: не явился, извещен,
от ФАНО России: не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-18401/2017) ФАНО России на определение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2017 по делу N А26-1950/2009 (судья Дедкова Л.А.), принятое
по заявлению конкурсного управляющего ФГУП ОПХ "Вилга" Тюрлика Виктора Вячеславовича об обязании собственника имущества государственного унитарного предприятия - ФАНО России принять имущество, изъятое из оборота, - скотомогильник (биотермическая яма),
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) ФГУП ОПХ "Вилга",
установил:
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 26.11.2009 Федеральное государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "Вилга" ОГРН 1021001116960, ИНН 1020001438 (далее - ФГУП ОПХ "Вилга", должник) признано банкротом, открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Тюрлик Виктор Вячеславович (далее - Тюрлик В.В.). Соответствующее объявление опубликовано 12.12.2009 в газете "Коммерсантъ".
Срок конкурсного производства неоднократно продлевался судом, последний раз определением суда от 09.11.2016 срок конкурсного производства продлен до 18.04.2017, затем до 22.08.2017.
30.03.2017 конкурсный управляющий ФГУП ОПХ "Вилга" Тюрлик В.В. обратился в суд с заявлением от 20.03.2017 об обязании собственника имущества - Федерального агентства научных организаций ОГРН 5137746009462, ИНН 7736666554 (далее - ФАНО России, ответчик) государственного унитарного предприятия принять имущество, изъятое из оборота (скотомогильник).
Определением от 26.06.2017 суд заявление конкурсного управляющего ФГУП ОПХ "Вилга" Тюрлика В.В. удовлетворил. Обязал Федеральное агентство научных организаций принять от конкурсного управляющего ФГУП ОПХ "Вилга" имущество - скотомогильник (биотермическая яма) инвентарный номер 0000105, кадастровый номер 10:20:000000:0207, расположенный по адресу: Республика Карелия, Прионежский район, пос. Новая Вилга.
На определение суда подана апелляционная жалоба, в которой ФАНО просит определение от 26.06.2017 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания в соответствии со статьей 123, абзацем 2 части 1 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в судебное заседание не явились.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого определения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов обособленного спора, на балансе ФГУП ОПХ "Вилга" числится сооружение - скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по адресу: Прионежский район, п.Новая Вилга, - принадлежащий должнику на праве хозяйственного ведения.
Данный объект числится в реестре федеральной собственности за инвентарным номером 0000105, что подтверждается выпиской из реестра федерального имущества от 12.08.2011 N 183/1864.
В соответствии с Актом ветеринарно-санитарного обследования скотомогильника от 14.07.2016, представленным ГБУ РК "Республиканская СББЖ" ветеринарная станция по Петрозаводскому городскому округу и Прионежскому муниципальному району, по результатам обследования скотомогильник не соответствует требованиям ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов.
В соответствии с письмом Управления ветеринарии Республики Карелия от 02.08.2016 в настоящее время эксплуатация скотомогильника невозможна.
ФГУП ОПХ "Вилга" находится в процедуре конкурсного производства, производственная деятельность предприятия остановлена, большая часть имущества должника реализована и используется покупателями для целей, не связанных с сельским хозяйством и разведением скота. В связи с тем, что скотомогильник в соответствии с действующим законодательством может находиться исключительно в федеральной собственности или собственности субъектов РФ, а так же является объектом повышенной опасности, не включаемым в конкурсную массу, дальнейшая реализация данного объекта в процедуре конкурсного производства или передача его муниципальному образованию невозможна.
Из устава ФГУП ОПХ "Вилга" следует, что предприятие создано в соответствии приказом Совета Министров КАССР от 23.09.1963 N 436, учредителем предприятия является Российская академия сельскохозяйственных наук.
Полномочия собственника имущества ФГУП ОПХ "Вилга" в настоящее время осуществляет ФАНО, которое является ответчиком по настоящему делу.
07.12.2016 конкурсный управляющий направил в адрес ФАНО письмо N 573, содержащее сведения о выявленном объекте недвижимости -скотомогильнике, изъятом из оборота, и требованием об изъятии данного объекта из хозяйственного ведения ФГУП ОПХ "Вилга". 17.01.2017 в адрес конкурсного управляющего поступило письмо об отказе от принятия имущества.
В связи с изложенным, конкурсный управляющий просил обязать ФАНО принять от ФГУП ОПХ "Вилга" изъятое из оборота имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения ФГУП ОПХ "Вилга", а именно скотомогильник (биотермическая яма), расположенный по адресу: РК, Прионежский район, п.Новая Вилга.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявления конкурсного управляющего.
Апелляционный суд соглашается с указанным выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
В соответствии со статьей 132 Закона о банкротстве при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
Из гражданского оборота в первую очередь изымаются объекты государственной собственности, которые находятся в общественном пользовании и не могут в силу публичных интересов и выполняемых ими социальных задач быть предметами гражданско-правовых сделок. Перечень объектов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, содержит Программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента РФ от 24.12.1993 N 2284. В данный перечень, в том числе включены объекты, предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов (кроме организаций атомного энергопромышленного комплекса), скотомогильники.
Согласно части первой статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о РАН) Российская академия сельскохозяйственных наук, являвшаяся государственной академией наук, присоединяется к Российской академии наук со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Статьей 23 этого же закона предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Закон опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации, в "Российской газете" и в Собрании законодательства Российской Федерации 30.09.2013.
В соответствии с частью четвертой статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица (часть вторая статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В результате реорганизации Россельхозакадемия как юридическое лицо прекратила свою деятельность путем присоединения к РАН, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 09.01.2015 за государственным регистрационным номером 2157746113479.
Имущество Россельхозакадемии передано РАН по акту от 01.01.2014. Сведений о том, что имущество ФГУП ОПХ "Вилга" включено в состав переданных по акту объектов, в деле не имеется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2014 N 589 утвержден устав федерального государственного бюджетного учреждения "Российская академия наук". В соответствии с пунктом 1 устава РАН Академия является правопреемником Российской академии сельскохозяйственных наук. Согласно пункту 6 устава учредителем и собственником имущества Академии является Российская Федерация. Пунктом 7 устава предусмотрено, что функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества Академии от имени Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 18 Закона о РАН предусмотрено, что организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Согласно пункту 11 этой же статьи до передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".
Федеральное агентство научных организаций образовано Указом Президента Российской Федерации от 27.09.2013 N 735. Согласно пункту 5 этого указа он вступает в силу со дня вступления в силу Закона о РАН, то есть 30.09.2013.
Во исполнение Указа Президента РФ от 27.09.2013 N 735 постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 утверждено Положение о Федеральном агентстве научных организаций (далее - Положение о ФАНО).
Из пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25.10.2013 N 959 следует, что ФАНО является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за организациями, находившимися в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Закона о РАН.
В соответствии с пунктом 1 Положения о ФАНО Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере организации деятельности, осуществляемой подведомственными организациями, в том числе в области науки, образования, здравоохранения и агропромышленного комплекса, а также по управлению федеральным имуществом организаций, подведомственных Агентству.
Согласно пункту 4 Положения о ФАНО Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно, через свои территориальные органы, а также через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, федеральным государственным бюджетным учреждением "Российская академия наук" и его региональными отделениями, общественными объединениями и иными организациями.
Как следует из пунктов 5.3, 5.3.1, 5.5 этого же Положения, на основании и в порядке, которые установлены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ФАНО осуществляет следующие функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности: осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя организаций, подведомственных Агентству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями; обращается в суды с исками и в правоохранительные органы с заявлениями от имени Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам управления и распоряжения федеральным имуществом, закрепленным за Агентством и подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р в соответствии с частью 9 статьи 18 Закона о РАН утвержден перечень организаций, подведомственных ФАНО России. Указанным распоряжением ФАНО России совместно с Федеральной налоговой службой, Росимуществом и Росреестром в 6-месячный срок предписано продолжить работу по выявлению и включению организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу Федерального закона "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в перечень, утвержденный настоящим распоряжением.
Как следует из Положения о ФАНО, Агентство - специально созданный федеральный орган исполнительной власти для осуществления функций в сфере деятельности организаций, ранее находившихся в ведении РАН, Российской академии медицинских наук и Россельхозакадемии, впоследствии переданных в ведение ФАНО, а также по управлению федеральным имуществом этих организаций.
Таким образом, обязанность ФАНО по принятию изъятого из оборота имущества государственного унитарного предприятия или закреплению его за другими лицами, возникла в силу прямого указания закона.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что наличие у ФАНО полномочий собственника, закрепленного за ФГУП ОПХ "Вилга", федерального имущества подтверждается выводами суда, сделанными в ходе судебных разбирательств по искам ФГУП ОПХ "Вилга" к ФАНО.
Довод ФАНО о том, что надлежащим ответчиком по делу является Территориальное управление Росимущества, был исследован и обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим. В обоснование этого доводы ФАНО ссылается на пункт 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом". Согласно абзацу первому пункта 1 названного Положения Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти). В соответствии с абзацем третьим указанного пункта Росимущество осуществляет полномочия собственника имущества должника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства. Поскольку в данном случае полномочия по распоряжению федеральным имуществом, ранее находившимся в ведении Россельхозакадемии, переданы ФАНО, нет оснований считать, что полномочия собственника в отношении спорного объекта осуществляет Росимущество, в том числе и в период признания предприятия несостоятельным (банкротом).
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность определения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При вынесении обжалуемого судебного акта судом первой инстанции с учетом требований статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы и оценены все представленные в материалы дела доказательства, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для изменения или отмены судебного акта апелляционной инстанцией не выявлено, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Республики Карелия от 26.06.2017 по делу N А26-1950/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Бурденков |
Судьи |
И.В. Масенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-1950/2009
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 февраля 2018 г. N Ф07-14623/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Должник: ФГУП опытно-производственное хозяйство "Вилга"
Кредитор: ЗАО "Эссойла", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия, ФГОУ ДПОС "Карельский институт переподготовки и повышения квалификации кадров агропромышленного комплекса", ФГУП опытно-производственное хозяйство "Вилга"
Третье лицо: ГУ "Республиканская ветеринарная лаборатория", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Республике Карелия, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N8 по Республике Карелия, ОАО "КЭСК", Прионежский районный суд, ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РК, Управление Федеральной налоговой службы РФ по РК, Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Карелия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, временный управляющий Тюрлик В. В., Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Прионежском районе Республики Карелия, ГУ "РВЛ", Дидин А. В., конкурсный управляющий Тюрлик В. В., Министерство природных ресурсов Республики Карелия, Мордашов М. А. /НП СРО МЦПУ/, ОАО "Кондопожский комбинат хлебопродуктов", ОАО "ПКС", ОАО "Россельхозбанк", ООО "Арис-Карт СПб", ООО "НПО Инвестсервис", ООО "УТЦ Научно-производственное объединение", Пандас Игорь Иванович, Петрозаводский филиал ОАО Балтийский Банк, Тюрлик В. В., ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в РК", Федеральная налоговая служба
Хронология рассмотрения дела:
12.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14623/17
02.02.2018 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1950/09
28.09.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18401/17
22.05.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3367/17
18.05.2017 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6476/17
19.12.2016 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27785/16
17.04.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-4011/14
27.01.2014 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-26705/13
18.03.2013 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1950/09
26.11.2009 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-1950/09