г. Ессентуки |
|
29 сентября 2017 г. |
Дело N А61-360/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Савиным Д.Е., при участии: от Государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова: Мильдзихова О.О. (по доверенности от 10.06.2015); от Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания: Гобаева Р.Т. (по доверенности от 15.09.2017); от Министерства государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания: Дзахоева М.С. (по доверенности от 10.07.2017); в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г.Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционные жалобы Государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания (далее - управление) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2017 по делу N А61-360/2017 по иску Государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова (ОГРН 1021500944057, ИНН 1511001704) к ответчику - Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания (ОГРН 1021500003634, ИНН 1511006879), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РСО-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, о признании права собственности Российской Федерации, права хозяйственного ведения и отсутствующим право собственности муниципального образования,
УСТАНОВИЛ:
государственное сельскохозяйственное предприятие Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова (далее - предприятие) в лице конкурсного управляющего Шереметова А.А. (далее - конкурсный управляющий) обратилось в Арбитражный суд Республики Северная Осетия-Алания с исковым заявлением к Администрации местного самоуправления Правобережного района РСО-Алания (далее - администрация) о признании за Российской Федерацией права собственности и за предприятием права хозяйственного ведения и о признании отсутствующим право собственности муниципального образования Правобережный район на следующие объекты недвижимости: - Сооружение (Беговая дорожка), кадастровый номер 15:03:0040103:60; - Нежилое здание (Административное здание) площадью 222 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:61; - Сооружение (Ворота) площадью 16,8 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:62; -Нежилое здание (Конюшня) площадью 532,4кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:63; -Нежилое здание (Туалет) площадью 47,6кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:64; -Нежилое здание (Туалет) площадью 41,5 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:65; -Сооружение (Автостоянка) площадью 2145 кв.м, кадастровый номер 15:03:0040103:66; -Сооружение (Трибуна) площадью 530кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:67; -Сооружение (Трибуна) площадью 195 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:68; -Сооружение (Трибуна) площадью 532кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:69; -Сооружение (Трибуна) площадью 530кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:70; -Сооружение (Трибуна) площадью 532кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:71, расположенные по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул.Фриева, 39 "А".
Решением от 23.06.2017 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе предприятие и управление просят решение суда от 23.06.2017 отменить, полагая выводы суда ошибочными. По мнению заявителей жалоб, суд первой инстанции не учел, что предприятие в силу закона обладает правом хозяйственного ведения на спорное имущество, а также спорное имущество относится к федеральной собственности в силу п.7 раздела 4 Приложения N 1 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
Изучив доводы апелляционных жалоб, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащему отмене, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, Согласно сведениям из ЕГРЮЛ и свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002, Конзавод зарегистрирован 10.03.1993 АМС Правобережного района РСО-Алания.
Запись о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц внесена 28.11.2002 с присвоением ОГРН 1021500944057.
Предприятие действует на основании Устава от 29.12.1997, согласованного Государственным комитетом Республики Северная Осетия-Алания по управлению государственным имуществом и утвержденного Государственным агропромышленным комитетом Республики Северная Осетия-Алания. В соответствии с пунктом 3.3. Устава имущество, переданное Государственным комитетом РСО-Алания по управлению государственным имуществом и приобретенное сельскохозяйственным предприятием в результате его хозяйственной деятельности, принадлежит последнему на праве хозяйственного ведения. Имущество сельскохозяйственного предприятия находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Северная Осетия-Алания.
Приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 14.08.1998 N 510 Государственное сельскохозяйственное предприятие госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова переименовано в Федеральное государственное унитарное предприятие племенной конный завод "Бесланский" им. А. Кантемирова (госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова), основанное на праве хозяйственного ведения, и отнесено к ведению Департамента животноводства и племенного дела Минсельхозпрода России.
В соответствии с Приложением N 1 к Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N1318-р Госплемконзавод включен в перечень федеральных предприятий, находящихся в ведении Россельхоза.
Распоряжением Правительство Российской Федерации от 02.0202010 N 100-р Госплемконзавод включен в перечень федеральных предприятий, находящихся в ведении Минсельхоза России.
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 09.10.2009 по делу N А61-170/08 Государственное сельскохозяйственное предприятие Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова признано несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.07.2014 по делу N А61-170/08 конкурсным управляющим ГСП Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова назначен Шереметов Алексей Андреевич.
Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью 13 616 381 кв.м с кадастровым номером 15:03:0040103:20, расположенный по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 39.
Земельный участок с кадастровым номером 15:03:040103:20 общей площадью 13 616 381 кв.м является многоконтурным земельным участком (единое землепользование), который состоит из 3 замкнутых контуров (обособленных частей) со следующими учетными номерами: 15:03:0040103:18 площадью 11588 400 кв.м; 15:03:0040102:58 площадью 1 554 533 кв.м; 15:03:0040202:45 площадью 473 448 кв.м.
Право на указанный земельный участок перешло к Конзаводу на правах правопреемника от Бесланского конного завода N 8, что установлено постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2013 по делу NА61-2588/2011, решением Арбитражного суда РСО-Алания от 05.05.2016 по делу NА61-4320/15.
На земельном участке с кадастровым номером 15:03:0040103:20, находящемся по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул. Фриева, 39, расположены спорные объекты недвижимости.
Строительство объектов ипподрома осуществлялось Бесланским конным заводом N 8 (правопредшественником Конзавода), что подтверждается договором подряда от 14.05.1981, календарным планом работ по объектам строительства по плану 1981 года, справками о стоимости выполненных строительных работ, актами приемки выполненных работ.
Распоряжением главы АМС Бесланского городского поселения от 24.06.2016 N 335 объектам ипподрома, ранее имевшим адрес: РСО-Алания, Правобережный район, г.Беслан, ул. Фриева, 39, присвоен новый адрес: РСО-Алания, Правобережный район, г.Беслан, ул. Фриева, 39 "а".
30.11.2016 осуществлена государственная регистрация права собственности Правобережного района РСО-Алания на объекты ипподрома на основании Закона РСО-Алания от 13.01.2010 N 10-РЗ (в редакции от 31.10.2016) "О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием Правобережный район Республики Северная Осетия-Алания и поселениями, входящими в его состав".
Предприятие, считая, что регистрация права осуществлена в нарушение закона, как нарушающее его право хозяйственного ведения на спорное имущество обратилось в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что конкурсный управляющий в данном случае не наделен правом обращаться с требованием о признании права федеральной собственности на имущество, в связи с чем предприятие в лице конкурсного управляющего является ненадлежащим истцом по требованиям о признании права федеральной собственности, а признание права хозяйственного ведения невозможно без признания права федеральной собственности, требования конкурсного управляющего удовлетворению не подлежат.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Аналогичное положение закреплено в пункте 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ).
В силу пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право хозяйственного ведения.
В рамках дела N А61-2588/2011, имеющее преюдициальное значения для рассмотрения настоящего спора, установлено, что приказом Министерства сельского хозяйства РСФСР от 15.07.1960 N 357 "Об организации конного завода в Северо-Осетинской АССР" на базе подсобного хозяйства Северо-Осетинской АССР создан Бесланский конный завод N 8 Министерства сельского хозяйства по разведению лошадей чистокровной верховой породы - правопредшественник Государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А. Кантемирова.
Из данных Единого государственного реестра юридических лиц следует, что Госплемзавод завод зарегистрирован АМС Правобережного района РСО-Алания в качестве юридического лица 10.03.1993.
В соответствии со статьей 24 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" (действующий до 1994) имущество, являющееся государственной собственностью и закрепленное за государственным предприятием, принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
При этом в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Согласно статье 113 и 114 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 2 Закона N 161-ФЗ имущество государственного унитарного предприятия принадлежит последнему на праве хозяйственного ведения и находится в государственной собственности.
При этом согласно статье 11 Закона N 161-ФЗ имущество унитарного предприятия формируется за счет: имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества; доходов унитарного предприятия от его деятельности; иных не противоречащих законодательству источников.
Согласно пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 в соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
Таким образом, имущество, созданное государственным унитарным предприятием, является государственной собственностью и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
В подтверждение права хозяйственного ведения предприятием представлены инвентарные карточки учета объекта основных средств и инвентаризационная опись основных средств N 29-40, которые подтверждают, что по состоянию на 12.05.2016 объекты недвижимости, принятые к учету 01.04.1987, находились на его балансе и использовались им. Кроме того, представлены справки о стоимости выполненных работ по спорным объектам и акты приемки готовых объектов.
Право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием, возникает в соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации у этого предприятия с момента передачи имущества. При этом под передачей следует понимать вручение соответствующего имущества приобретателю. Согласно статье 224 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество считается врученным с момента его фактического поступления во владение приобретателя или указанного им лица.
На основании пункта 4 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления защищаются от их нарушения в порядке, предусмотренном статьей 305 Гражданского кодекса Российской Федерации. Если унитарное предприятие или учреждение обратилось в суд с иском о признании права хозяйственного ведения, оперативного управления или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, суду необходимо установить, находится ли спорное имущество в государственной или муниципальной собственности, и привлечь к участию в деле собственника унитарного предприятия или учреждения (пункт 6 Постановления N 10/22).
Однако данное указание Пленума не означает, что указанный собственник должен быть привлечен к участию в деле в качестве ответчика. Территориальное управление как представитель собственника имущества истца верно привлечено судом к участию в деле в качестве третьего лица.
Учитывая, что в отношении спорного имущества зарегистрировано право собственности администрации, суд апелляционной инстанции констатирует наличие между сторонами спора о праве.
Согласно пункту 52 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено в судебном порядке. В соответствии с пунктами 58 и 59 указанного Постановления лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу положений пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", а также пункта 7 раздела IV приложения N 1 к названному постановлению государственные племенные и конные заводы и совхозы независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от их ведомственной подчиненности относятся исключительно к федеральной собственности.
С учетом факта непрерывного владения истцом спорным помещением как на момент принятия Постановления N 3020-1, так и на момент рассмотрения настоящего спора, отсутствие специального распорядительного акта о закреплении спорного имущества в хозяйственном ведении предприятия не свидетельствует об отсутствии воли федерального собственника о наделении истца указанным вещным правом.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 29.10.2012 по делу N А32-20831/2011.
Доказательства того, что спорные помещения в установленном законодательством порядке выбыли из состава федеральной собственности и возникшее в силу закона право федеральной собственности на него прекратилось, в материалах дела отсутствуют.
Поскольку на момент разграничения государственной собственности (вступления в силу постановления от 27.12.1991 N 3020-1) предприятие использовало спорное имущество в своей уставной деятельности для оказания услуг и не утратило владение им, суд апелляционной инстанции считает, истец обладает данным имуществом, являющимся федеральной собственностью, на праве хозяйственного ведения, в связи с чем требования в части признания права собственности Российской Федерации и хозяйственного ведения предприятия подлежат удовлетворению.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Как следует из абзаца 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились).
Иск о признании права отсутствующим имеет узкую сферу применения. Он не может заменять виндикационный, негаторный или иные иски, поскольку допустим только при невозможности защиты нарушенного права иными средствами (определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.03.2016 N 19-КГ15-47).
Таким образом, обращаясь в суд с иском о признании отсутствующим зарегистрированного права ответчика, истец должен доказать, что запись в ЕГРП нарушает его право, которое не может быть защищено иным, предусмотренным законом способом.
Поскольку права, в защиту которых обратился истец по настоящему делу, не могут быть восстановлены путем признания права ответчика отсутствующим, удовлетворение требований истца о признании права отсутствующим не приведет к признанию или возникновению права у него.
Вместе с этим, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В рассматриваемом случае, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что истец реализовал свое право на судебную защиту путем обращения с требованием о признании права на спорное имущество.
При этом само по себе удовлетворение исковых требований истца о признании отсутствующим права собственности ответчика на имущество как на объект недвижимости, не приведет к изменению объема прав и обязанностей истца в отношении такого имущества ввиду отсутствия их регистрации, то есть не приведет к восстановлению нарушенных по субъективному мнению истца его прав и законных интересов, что в свою очередь является основанием для отказа в удовлетворении таких исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РСО-Алания удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.06.2017 по делу N А61-360/2017 отменить.
Исковые требования государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова удовлетворить.
Признать право собственности за Российской Федерацией и право хозяйственного ведения Государственного сельскохозяйственного предприятия Госплемконзавод "Бесланский" им. А.Кантемирова на следующие объекты недвижимости:- Сооружение (Беговая дорожка), кадастровый номер 15:03:0040103:60; - Нежилое здание (Административное здание) площадью 222 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:61; - Сооружение (Ворота) площадью 16,8 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:62; -Нежилое здание (Конюшня) площадью 532,4кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:63; -Нежилое здание (Туалет) площадью 47,6кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:64; -Нежилое здание (Туалет) площадью 41,5 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:65; -Сооружение (Автостоянка) площадью 2145 кв.м, кадастровый номер 15:03:0040103:66; -Сооружение (Трибуна) площадью 530кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:67; -Сооружение (Трибуна) площадью 195 кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:68; -Сооружение (Трибуна) площадью 532кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:69; -Сооружение (Трибуна) площадью 530кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:70; -Сооружение (Трибуна) площадью 532кв.м., кадастровый номер 15:03:0040103:71, расположенные по адресу: РСО-Алания, Правобережный район, г. Беслан, ул.Фриева, 39 "А".
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-360/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 декабря 2017 г. N Ф08-9696/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Госплемконзавод "Бесланский" им.А.Кантемирова, Государственное сельскохозяйственное предприятие Госплемконзавод "Бесланский" им.А.Кантемирова
Ответчик: Администрация местного самоуправления Бесланского городского поселения Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания, АМС Правобережного района
Третье лицо: Министерство государственного имущества и земельных отношений Республики Северная Осетия-Алания, Министерство государственного имущества и земельных отношений РСО-Алания, Теруправление Росимущества в РСО-А, Управление Росреестра по Республике Северная Осетия - Алания, Мильдзихоф Олег Олегович