Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф05-16844/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
28 сентября 2017 г. |
дело N А40-112720/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 12.09.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.09.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Ром Холл"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2017
по делу N А40-112720/17, принятое судьей Лапшиной В.В.
по заявлению УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве (125212, Москва, улица Выборгская, дом 14)
к ООО "Ром Холл" (123007, Москва, 2-й Хорошевский проезд, дом 7, строение 1, пом/эт/ком N I/1/N149, ОГРН 1157746913500)
о привлечении к административной ответственности;
при участии:
от заявителя - Девятень Е.К. удостоверение МКВ N 155999, Николаев Н.А. удостоверение МКВ N 156305;
от заинтересованного лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2017 ООО "Ром Холл" привлечено к административной ответственности, предусмотренной по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде взыскания административного штрафа размере 200.000 руб. с конфискацией у ООО "Ром Холл" алкогольной продукции, изъятой по протоколу ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 28.04.2017 с указанием о направлении на уничтожение в соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1027 "О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, представитель в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы.
Представители административного органа в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Из материалов дела следует, что 28.04.2017 уполномоченными ОРЧ N 2 ОЭБиПК УВД по САО ГУ МВД России по г. Москве на территории складского помещения арендуемого и используемого ООО "Ром Холл", расположенного по адресу: Москва, 2-ой Хорошевский проезд, дом 7, стр. 1, этаж 3, помещение (комната) 74 выявлен факт нарушения законодательства в сфере оборота алкогольной продукции, выразившийся в том, что ООО "Ром Холл", имеющее лицензию, выданную Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка N 773АП. 0006417 от 20.02.2017 на оптовую закупку, хранение, реализацию алкогольной продукции по указанному адресу, осуществлен оборот алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота.
На момент проверки 28.04.2017 в помещении ООО "Ром Холл" по адресу: Москва, 2-ой Хорошевский проезд, дом 7, стр. 1, этаж 3 помещение (комната) 74 находилась алкогольная продукция в количестве 419.569 бутылок различного наименования.
На обнаруженную алкогольную продукцию наложен административный арест в соответствии с протоколом ареста товаров, транспортных средств и иных вещей от 28.04.2017, хранение указанной алкогольной продукции по согласованию с представителями ООО "Ром Холл" определено в помещении ООО "Ром Холл", расположенном по адресу: Москва, 2-ой Хорошевский проезд, дом 7, стр. 1 помещение (комната) 74. Ответственный за хранение коммерческий директор ООО "Ром Холл".
15.06.2017 уполномоченным административного органа, в присутствии полномочного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и материалы направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении ООО "Ром Холл" к административной ответственности.
Частью 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом в виде административного штрафа в размере от 200.000 до 300.000 руб. с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Объектом данного вида правонарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключается в обороте этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Отношения, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, регулируются Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Согласно ст. 1 Федерального закона N 171-ФЗ от 22.11.1995 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" алкогольной продукцией является пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 % объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
Согласно п. 16 ст. 2 названного Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа такой продукции.
Из пункта 1 ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ следует, что оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, в том числе товарно-транспортной накладной; справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза).
Форма и правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 864.
Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона N 171-ФЗ уведомление - документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции.
Порядок представления и форма уведомлений, подтверждающих закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 % объема готовой продукции, установлены приказом Росалкогольрегулирования от 06.03.2012 N 42.
Унифицированная форма товарно-транспортной накладной (ТТН) N 1-Т утверждена постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78 и состоит из двух разделов - товарного, характеризующего взаимоотношения грузоотправителя и грузополучателя, и транспортного, определяющего взаимоотношения грузоотправителя и перевозчика.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ, установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, установленных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Исследовав представленные сторонами доказательства, судом первой инстанции установлено, что на момент проведения контрольных мероприятий документы на алкогольную продукцию, принадлежащую ООО "Ром Холл" и находящуюся на территории складского помещения N 74 по адресу: Москва, 2-й Хорошевский проезд, дом 7, стр. 1, этаж 3, не представлены.
Обществом представлена копия договора комиссии N 1 от 03.04.2017, заключенного между ООО "Ром Холл" и ООО "Виноград", по условиям которого ООО "Ром Холл" принята алкогольная продукция от ООО "Виноград" на склад по указанному адресу и обязалось осуществлять сделки по отгрузке товара за вознаграждение.
Из пояснений полномочного представителя, коммерческого директора ООО "Ром Холл", генерального директора ООО "ВиноГрад" следует, что заключен договор комиссии, предметом которого является реализация алкогольной продукции за вознаграждение; по данному договору приняты на склад алкогольная продукция различных наименований; оплата по данному договору будет произведена на расчетный счет организации в соответствии с актом приема передачи работ.
Обществом представлен договор поставки алкогольной продукции N 2017-2504/01 от 25.04.2017.
По состоянию на 28.04.2017 алкогольная продукция еще не оформлена и сведения о ней не внесены в ЕГАИС.
Доводы общества о том, что на момент проведения проверки и ареста алкогольной продукции не истек установленный законом срок для оформления документов, подтверждающих легальность оборота алкогольной продукции. Отклоняются, как необоснованные.
В ходе административного расследования по результатам осмотра установлено, что в товарно-сопроводительных документах на всю алкогольную продукцию не заполнены транспортные накладные, не заполнены справки раздел "А" и "Б", на документах отсутствуют печати и подписи, отсутствуют сведения о принятии грузополучателем продукции, отсутствует фиксация в ЕГАИС.
В ходе проверки административным органом направлен запрос в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному Федеральному округу и 11.05.2017 получен ответ (исх. N У1-9644/09 от 11.05.2017), в котором содержится информация, что по состоянию на 11.05.2017 в БД ЕГАИС отсутствуют "сведения о получении" и "сведения об отгрузке" этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции между ООО "ВиноГрад" и ООО "Ром Холл".
По Правилам функционирования ЕГАИС отгрузка алкогольной продукции регистрируется в ЕГАИС путем фиксации в электронном виде товарно-транспортной накладной.
Алкогольная продукция помещена на склад ООО "Ром Холл" от ООО "Вино Град" и хранилась ООО "Ром Холл" без надлежащего оформления сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, установленных ст. 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" под оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа алкогольной продукции.
Пунктом 2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов в соответствии с требованиями ст. 10.2 настоящего Федерального закона, без информации, установленной п. 3 ст. 11 настоящего Федерального закона, без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ст. 10.2 Закона N 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется при наличии сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортной накладной (подп. 1); справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации, а также для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, являющихся товарами Таможенного союза) (подп. 3).
Статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Исходя из положений ч. ч. 2, 3 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом предусмотренных ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица.
ООО "Ром Холл" не представлены суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению указанных требований законодательства.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимной связи, судом установлено, что в обороте у ООО "Ром Холл" находится вышеназванная спиртосодержащая продукция при отсутствии соответствующих сопроводительных документов, что образует в его действиях состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом установленного, действия (бездействие) ООО "Ром Холл" образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
Установленный ст. 4.5 Кодекса годичный срок привлечения к административной ответственности на дату вынесения решения по данному делу не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, а также обстоятельств, при которых допущенное обществом нарушение могло быть признано малозначительным, судом не установлено.
Судом первой инстанции правомерно назначено обществу административное наказание в минимальном размере административного штрафа по ч. 2 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (200.000 руб.) с конфискацией алкогольной продукции.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции и признаются апелляционным судом несостоятельными, в связи с чем не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда первой инстанции.
В силу ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба по делу об оспаривании привлечения юридического лица к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета плательщику.
Руководствуясь ст. ст. 104, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.07.2017 по делу N А40-112720/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ООО "Ром Холл" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3.000 руб. по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112720/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 ноября 2017 г. N Ф05-16844/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГУ ОЭБ и ПК УВД по САО МВД, ГУ УВД по САО МВД России по г.Москве, ГУ УВД по САО МВД России по Москве
Ответчик: ООО "РОМ ХОЛЛ"
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2018 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112720/17
22.11.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16844/17
15.11.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-16844/17
28.09.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40888/17
31.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112720/17