Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 15 января 2018 г. N Ф05-17585/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 октября 2017 г. |
Дело N А40-213640/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 октября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ким Е.А.,
судей: Верстовой М.Е., Стешана Б.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Квазар" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года по делу N А40-213640/16, принятое судьей Лаптевым В.А. по иску ООО "Квазар" (ОГРН 1025100508344) к ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" при участии в деле в качестве тертого лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана" и некоммерческого партнерства саморегулируемая организация строителей особо опасных и технически сложных объектов "Спецстройнадзор" об обязании перечислить ранее внесенный ООО "Квазар" взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 руб.
при участии в судебном заседании:
от истца - Швецов А.В. доверенность от 10.10.2016 г.;
от ответчика, третьего лица - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
ООО "Квазар" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к НП СРО "Спецстройнадзор" об обязании перечислить ранее внесенный ООО "Квазар" взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. в Ассоциацию "ЖСОМ".
Определением Арбитражного суда города Москвы от 25.05.2017 в порядке ст. 48 АПК РФ и на основании заявления истца о процессуальном правопреемстве от 22.05.2017 г. НП СРО "Спецстройнадзор" заменено на правопреемника - ассоциацию "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" в связи с исключением НП СРО "Спецстройнадзор" из реестра СРО.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда города Москвы по доводам, изложенным в жалобе и принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, считает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы жалобы.
Представители ответчика и третьего лица, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, считает подлежащим отмене решение Арбитражного суда города Москвы на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "Квазар" ранее являлось членом НП СРО "Спецстройнадзор", что подтверждается протоколом совета партнерства от 25.01.2016 N 323.
За период членства истца в партнерстве в компенсационный фонд НП СРО "Спецстройнадзор" было перечислено истцом 300 000 руб., что подтверждается представленным в материалы дела платежным поручением от 21.01.2016 N 31 по счету от 15.12.2015 N 5984.
В связи с вступлением с силу с 04 июля 2016 отдельных положений Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (требование о нахождении саморегулируемой организации и всех ее членов на территории одного субъекта Российской Федерации), истец в соответствии с ч. 1 ст. 123.11. ГК РФ, п. 1 ч. 1 ст 55.7. Градостроительного кодекса РФ, ч. 5 ст. 3.3 Федерального закона N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" принял решение о выходе из членов НП СРО "Спецстройнадзор" с целью последующего перехода в ассоциации "Жилищно-строительное объединение Мурмана", находящуюся в том же субъекте РФ, в котором зарегистрирован истец.
В соответствии с п. 12 ч. 2 ст. 7 Федерального закона N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" истец 14.09.2016 направил в адрес ответчика уведомление о выходе из членства с последующим переходом в новое СРО с 09.09.2016, заявление о перечислении ранее внесенных денежных средств в компенсационный фонд СРО в размере 300 000 руб., которые были получено НП СРО "Спецстройнадзор" 14.09.2016 в соответствии с информацией с официальной сайта "Почта России" размещенной в сети Интернет (почтовый идентификатор: 18420702992981).
Таким образом членство истца в НП СРО "Спецстройнадзор" прекратилось на основании уведомления от 09.09.2016.
Истец принят в члены ассоциации "ЖСОМ", что подтверждается выпиской из протокола заседания правления ассоциации от 13.09.2016 N 310, а также сведениями официального сайта НОСТРОЯ http://reestr.nostroy.ru/reestr/clients/249/members/20679655).
В соответствии с п. 13 ст. 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 4 июля 2016 юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, добровольно прекратившие членство в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации таких юридического лица или индивидуального предпринимателя, вправе со дня принятия решения о приеме их в члены новой саморегулируемой организации, но не позднее 1 сентября 2017 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в соответствии с настоящей статьей, о перечислении внесенного такими лицами взноса в компенсационный фонд указанной некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в саморегулируемую организацию, в которую переходят такие юридическое лицо, индивидуальный предприниматель.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) от 17.02.2017 N СП-4 сведения об Ассоциации СРО "Спецстройнадзор" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - государственный реестр саморегулируемых организаций).
В соответствии с частью 17 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемых организаций в случаях, предусмотренных частями 14 и 16 настоящей статьи, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Минстроя России от 08.09.2015 N 643/пр утвержден Порядок взаимодействия Национального объединения саморегулируемых организаций и саморегулируемой организации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций" (далее - Порядок).
Согласно положениям части 14 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций средства компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации в недельный срок с даты исключения таких сведений подлежат зачислению на специальный банковский счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация.
В силу положений части 16 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ) и пунктов 11 и 12 Порядка члены саморегулируемой организации, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, вправе обратиться в соответствующее Национальное объединение саморегулируемых организаций с заявлением о перечислении зачисленных на счет такого Национального объединения саморегулируемых организаций средств компенсационного фонда (компенсационных фондов) на счет саморегулируемой организации, которой принято решение о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, являющейся членом Национального объединения саморегулируемых организаций.
Таким образом, на основании указанных норм, право обратиться с заявлением в Ассоциацию "Национальное объединение строителей" на основании части 16 статьи 5516 Градостроительного кодекса Российской Федерации возникает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являвшихся членами саморегулируемой организации на дату исключения сведений о такой саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций.
При этом, как следует из материалов дела, Истцом 14.09.2016 в адрес Ассоциации СРО "Спецстройнадзор" направлено письменное уведомление о намерении добровольно прекратить членство в Ассоциации СРО "Спецстройнадзор", в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию - СРО НП "ЖСОМ", с 09.09.2016, а также заявление о перечислении средств компенсационного фонда на счет СРО НП "ЖСОМ", членом которого Истец является с 13.09.2016.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд ссылается на то, что Ассоциацией СРО "Спецстройнадзор" не исполнена обязанность по перечислению средств компенсационного фонда на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, предусмотренная частью 13 статьи 33 Федерального закона N 191-ФЗ, а также на факт исключения истца из членства НП СРО "Спецстройнадзор".
Апелляционная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции исходя из следующего.
Обязательства НП СРО "Спецстройнадзор" по переводу денежных средств внесенных истцом в компенсационный фонд НП СРО "Спецстройнадзор" в компенсационный фонд НП СРО "ЖСОМ" возникли до 17.02.2017, то есть до момента исключения НП СРО "Спецстройнадзор" из реестра саморегулируемых организаций. Соответственно, положения Приказа Минстроя России N 643/пр в части в данном случае применению не подлежат, а применяются вышеизложенные положения ч.13 ст. 3.3 N191-ФЗ от 29.12.2004 г.
В соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.02.2017 N СП-4, сведения о НП СРО "Спецстройнадзор" исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 5 Приказа Минстроя N 643/пр от 08.09.2015, саморегулируемая организация, сведения о которой исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций, в течение трех рабочих дней с даты регистрации обращения Национального объединения саморегулируемых организаций, представляет заверенную копию реестра членов саморегулируемой организации на дату исключения сведений о саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций и перечисляет средства компенсационного фонда саморегулируемой организации на указанный в обращении Национального объединения саморегулируемых организаций (НОСТРОЙ) банковский счет.
Таким образом, права на денежные средства компенсационного фонда НП СРО "Спецстройнадзор" после её исключения из реестра саморегулируемых организаций, перешли к ассоциации "НОСТРОЙ".
Обязанность по переводу средств компенсационного фонда возникает у Ответчика только после соответствующего заявления именно от Истца, который ранее являлся его членом, а не саморегулируемой организации, членом которой Истец стал в связи с реализацией положений ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Согласно ч. 1 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации средства компенсационного фонда формируются в целях обеспечения имущественной ответственности именно членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения.
В решении суд необоснованно ссылается на аналогию закону при применении Приказа Минстроя N 643/пр от 08.09.2015.
Согласно п.1 ст.6 ГК РФ, в случаях, когда предусмотренные пунктами 1 и 2 статьи 2 ГК РФ отношения прямо не урегулированы законодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
В конкретном деле для регулирования спорных правоотношений существуют нормы права, предусмотренные N 191-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие градостроительного Кодекса РФ".
Также в решении (абз.2 стр.9) суд ссылается на положения ч.4 ст.55 7 Градостроительного кодекса РФ, в связи с чем указывает, что лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращается уплаченный взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации. Однако, суд неправильно толковал вышеуказанную норму, так как в положениях данного подзаконного акта содержится оговорка "за исключением случаев предусмотренных законодательством". Под этими случаями подразумевается в частности добровольный переход в СРО по региональному принципу.
Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, указал, что размер компенсационного фонда Ассоциации СРО "Спецстройнадзор", подлежащий зачислению на специальный банковский счет Ассоциации "Национальное объединение строителей" должен составить 520 700 000 рублей. Зачисленные не в полном объеме на специальный банковский счет Ассоциации "Национальное объединение строителей" средства компенсационного фонда в размере 4 200 000 рублей были перечислены по заявлениям членов Ассоциации СРО "Спецстройнадзор" исходя из даты и времени поступления их заявлений.
Апелляционная коллегия полагает, что представленные ответчиком документы не подтверждают безусловно указанные обстоятельства.
Так ответчиком представлено платежное поручение от 23.03.2017 г., согласно которому на счет Ассоциации "Национальное объединение строителей" перечислены средства компенсационного фонда Ассоциации СРО "Спецстройнадзор" в сумме 4 200 000 руб.
Однако факт перечисления в марте 2017 года части средств компенсационного фонда не исключает последующего перечисления на счет ответчика дополнительных сумм от Ассоциации СРО "Спецстройнадзор".
Также ответчик представил платежные поручения о переводе средств компенсационного фонда по заявлениям членов Ассоциации СРО "Спецстройнадзор".
Вместе с тем из платежного поручения от 13.06.2017 г. N 1523 усматривается, что ответчик удовлетворил в том числе требование о перечислении средств компенсационного фонда от 01.06.2017 г., поступившее позднее, чем заявление истца от 24.05.2017 г. Иное ответчиком не доказано.
Таким образом требование истца об обязании перечислить денежные средства в компенсационный фонд третьего лица в размере 300 000 рублей 00 коп. подлежат удовлетворению.
Девятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обжалуемое решение Арбитражного суда города Москвы подлежит отмене, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Судебные расходы по оплате госпошлины по иску и апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 части 1 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 10 июля 2017 года по делу N А40-213640/2016 отменить.
Обязать ассоциацию "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" перечислить ранее внесенный ООО "Квазар" взнос в компенсационный фонд в размере 300 000 руб. на счет СРО НП "ЖСОМ" по реквизитам, указанным в счете.
Взыскать с ассоциации "Общероссийская негосударственная некоммерческая организация "Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство" в пользу ООО "Квазар" 6 000 руб. госпошлины по иску и 3 000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-213640/2016
Истец: ООО Квазар
Ответчик: НП СРО Спецстройнадзор
Хронология рассмотрения дела:
20.10.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39746/20
27.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17585/17
22.05.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18420/19
11.04.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 37-ПЭК19
04.03.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-213640/16
15.01.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17585/17
19.12.2017 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17585/17
19.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-17585/17
03.10.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-39198/17
10.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-213640/16
22.02.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7946/17
02.02.2017 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-213640/16