Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2018 г. N Ф08-10277/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
10 октября 2017 г. |
дело N А32-27926/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Величко М.Г.
судей Барановой Ю.И., Пономаревой И.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жабской А.Л.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 09.08.2017 по делу N А32-27926/2017 (судья Дуб С.Н.)
по иску Департамента инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (ИНН 2308120713, ОГРН 1062308024371)
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Галеас" (ИНН 2337026793, ОГРН 1022304057841)
о взыскании суммы субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Галеас" (далее - общество, ответчик) о взыскании 747 183 руб. суммы субсидии.
Решением от 09.08.2017 в удовлетворении иска отказано.
Суд первой инстанции, мотивируя решение, указал, что субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) была направлена по целевому назначению. Обстоятельств, подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдачи субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, не установлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, департамент обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение от 09.08.2017, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы заявитель указывает, что у Краснодарского края имеется полномочие устанавливать условия предоставления субсидии. Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит смысл, указанный в оспариваемом решении, судом неправильно применены нормы материального права и неправильно истолкован закон. Обжалуемым судебным актом создается практика, не позволяющая региону в полной мере реализовывать свои полномочия по установлению условий предоставления субсидии и позволяющая предпринимателям игнорировать указанные условия. Как следует из Порядка субсидирования, договора субсидирования, уполномоченный орган не устанавливает, на какие цели должна быть израсходована субсидия и в дальнейшем не проверяет направление предпринимателем средств субсидии. Субсидия, предоставленная истцом ответчику, возмещает из краевого бюджета часть фактически понесенных затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды, то есть носит компенсационный, а не целевой характер. В рамках рассматриваемого спора истец привлекает ответчика к гражданской ответственности, вытекающей из договорных отношений истца и ответчика. Ответчик не представил доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, освобождающих его от ответственности за неисполнение условий договора субсидирования.
Стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие сторон в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность судебного акта проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в сентябре 2014 года ответчик обратился в Уполномоченный орган с заявлением на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии в соответствии с Порядком возмещения (субсидирования) из краевого бюджета части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектам и малого и среднего предпринимательства (приложение N 2 к Подпрограмме) (далее - Порядок субсидирования), и предоставил документы по договорам финансовой аренды (лизинга):
- от 09.12.2013 N Р13-34396-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг";
- от 25.11.2013 N 420-11/2013, заключенному с ООО "Опцион-ТМ";
- от 09.12.2013 N Р13-34395-ДЛ, заключенному с ОАО "ВЭБ-лизинг". Уполномоченный орган в соответствии с разделом 2 Порядка субсидирования рассмотрел заявление ответчика на участие в отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления субсидии, а также приложенные к нему документы.
Приказом от 19.12.2014 N 580 "О предоставлении бюджетных средств в форме субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства" Уполномоченным органом принято решение утвердить список субъектов малого и среднего предпринимательства, прошедших отбор для предоставления субсидий, в который также был включен ответчик.
Истец и ответчик заключили договор от 23.12.2014 N 145/14С о предоставлении бюджетных средств в форме субсидий для возмещения части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства (договор субсидирования).
Субсидия в размере 747 183 руб. перечислена ответчику 29.12.2014 (платежное поручение N 390735 от 29.12.2014).
Ответчик 12.01.2017 представил в уполномоченный орган отчетную документацию (вх. N В-333/197-12.01.17), а именно:
- копию договора купли-продажи от 10.11.2016 N Р13-34396-ДВ с передаточным актом от 22.11.2016;
- копию паспорта транспортного средства 39 НТ 337032;
- копию свидетельства о регистрации ТС 23 10 N 856615;
- копию договора купли-продажи от 10.11.2016 N Р13-34395-ДВ с передаточным актом от 22.11.2016;
- копию паспорта транспортного средства 39 НТ 337061;
- копию свидетельства о регистрации ТС 23 10 N 856626;
-копию соглашения о плановом закрытии договора финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 25.11.2013 N 420-11/2013 с актом приемки имущества в собственность от 08.12.2016;
- копию паспорта транспортного средства 77 УН 603981;
- копию свидетельства о регистрации ТС 23 10 N 856264;
- копию паспорта транспортного средства 77 УН 603980;
- копию свидетельства о регистрации ТС 23 10 N 856262.
Из представленных документов следует, что право собственности на предметы лизинга по договорам финансовой аренды (лизинга) от 09.12.2013 N Р13-34396-ДЛ и от 09.12.2013 N Р13-34395-ДЛ перешло 22.11.2016, зарегистрировано 25.11.2016; по договору финансовой аренды (лизинга) 25.11.2013 N 420-11/2013 право собственности на предмет лизинга перешло и зарегистрировано 08.12.2016.
Таким образом, по мнению истца, отчетность ответчик должен был представить в Уполномоченный орган не позднее 25.12.2016 и 08.01.2017 соответственно. Несвоевременное предоставление отчетности повлекло за собой нарушение пункта 1.11.2 Порядка субсидирования, пункта 1.1 приказа уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167, пункта 4.2 договора субсидирования, в связи с чем истец направил ответчику уведомление от 17.04.2017 N 333-2404/17-03-03, в котором указал о необходимости вернуть субсидию в краевой бюджет в связи с нарушением условия ее предоставления.
Уведомление получено ответчиком 27.04.2017, что подтверждается вернувшимся в департамент почтовым уведомлением о вручении.
Ответчик субсидию в краевой бюджет не вернул, что послужило основанием для обращения истца с иском в суд.
Бюджетным кодексом Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который предполагает выделение этих средств в распоряжение конкретных получателей с указанием цели их использования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).
Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Подпунктом 1.11.2 пункта 1.11 Порядка субсидирования предусмотрено представление субъектом малого и среднего предпринимательства отчетной документации в составе, сроки и порядке, которые установлены уполномоченным органом.
Состав, сроки и порядок предоставления отчетной документации установлены приказами уполномоченного органа от 23.09.2014 N 167 "Об установлении состава, сроков и порядка представления отчетной документации субъектами малого и среднего предпринимательства, получившими субсидии в рамках реализации мероприятия "Субсидирование части затрат на уплату первого взноса при заключении договора финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства" подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" (далее - Приказ N 167) и от 23.09.2014 N 168 "Об утверждении формы анкеты получателя поддержки в целях реализации мероприятий подпрограммы "Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае на 2014-2018 годы" государственная программа Краснодарского края "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - Приказ N 168).
Согласно пункту 1.1 Приказа N 167 в соответствии с подпунктами 1.11.2 - 1.11.3 пункта 1.11 Порядка субсидирования, субъект малого и среднего предпринимательства при получении в собственность имущества, приобретенного на основании договора финансовой аренды (лизинга), на основании которого им получена субсидия, в срок не позднее 30 дней со дня оформления (составления, подписания) документов, указанных в настоящем подпункте, представляет в министерство: копию акта приема-передачи имущества, полученного субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) по договору финансовой аренды (лизинга), прошитую, пронумерованную (для копии, насчитывающей более одного листа текста), заверенную организацией-лизингодателем и субъектом малого и среднего предпринимательства (лизингополучателем) в установленном законодательством порядке; копию договора купли-продажи предмета лизинга, заключенного между лизингодателем и лизингополучателем, заверенную лизингодателем в установленном законодательством порядке (в случае заключения данного договора); копию технической документации, в том числе технического паспорта предмета лизинга (в случае если предметом лизинга являлись машины и оборудование); копии паспорта транспортного средства, паспорта самоходной машины и других видов техники (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке; копии свидетельства о регистрации транспортного средства, свидетельства о регистрации машины (в случае если предметом лизинга являются грузовые транспортные средства, прицепы и полуприцепы к ним, специальные и специализированные транспортные средства, автобусы), заверенные в установленном законодательством порядке.
Согласно пункту 1.2 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информацию о том, что договор финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъекту малого и среднего предпринимательства предоставлена субсидия, не расторгался, не был признан недействительным, не изменялись следующие условия договора финансовой аренды (лизинга), указанные в пункте 1.4 Порядка субсидирования: срок действия договора финансовой аренды (лизинга) не превышает четырех лет; в договоре финансовой аренды (лизинга) предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к субъекту малого и среднего предпринимательства, получившему субсидию, по истечении срока действия договора финансовой аренды (лизинга). Информация, предусмотренная в настоящем подпункте, должна быть заверена субъектом малого и среднего предпринимательства и организацией-лизингодателем.
В силу пункта 1.3 Приказа N 167 субъект малого и среднего предпринимательства по окончании финансового года, в котором получена субсидия, и каждого последующего года до окончания финансового года, следующего за годом истечения срока действия договора финансовой аренды (лизинга), в соответствии с которым субъектом малого и среднего предпринимательства получена субсидия, обязан предоставить в министерство информационное письмо, подтверждающее осуществление им предпринимательской деятельности в прошедшем отчетном периоде с приложением выписки из единого государственного реестра налогоплательщиков, выданной налоговым органом не ранее 30 дней до даты представления ее в уполномоченный орган. Информационное письмо должно быть подписано субъектом малого и среднего предпринимательства и заверено печатью (при наличии).
Отчетность, указанная в подпунктах 1.2, 1.3 пункта 1.4 Приказа N 167, предоставляется субъектом малого и среднего предпринимательства не позднее 15 марта года, следующего за отчетным периодом (пункт 1.4 Приказа N 167).
Согласно пункту 1.5 Приказа N 167 отчетная документация, указанная в пункте 1 настоящего приказа, предоставляется субъектом малого и среднего предпринимательства лично либо через уполномоченного представителя, либо направляется по почте.
В соответствии с пунктом 3.6 Положения о департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 18.11.2015 N 1044 "О департаменте инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края", Уполномоченный орган организует разработку и реализацию государственных программ Краснодарского края по развитию малого и среднего предпринимательства.
При условии доказанности целевого использования субсидии нарушение получателем субсидии обязательства по предоставлению отчетности не является достаточным основанием для истребования суммы субсидии.
В силу статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации возврат бюджетных средств предполагается при выдаче субсидии лицу, не имеющему права на ее получение и при нецелевом использовании субсидии (определение Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453).
Как следует из материалов дела и установлено судом, договоры финансовой аренды (лизинга) от 09.12.2013 N Р13-34396-ДЛ и N Р13-34395-ДЛ, от 25.11.2013 N 420-11/2013 исполнены в полном объеме, вся сумма договоров выплачена полностью, что подтверждается актами приема-передачи предмета лизинга в собственность: от 22.11.2016, от 08.12.2016: договорами купли-продажи от 10.11.2016 N Р13-34396-ДВ и N Р13-34395-ДВ; соглашением о плановом закрытии договора финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств от 25.11.2013 N 420-11/2013: паспортами транспортного средства: 39 НТ 337032, 39 НТ 337061, 77 УН 603981, 77 УН 603980; свидетельствами о регистрации транспортного средства 23 10 N 856615, 23 10 N 856626, 23 10 N 856264, 23 10 N 856262, которые свидетельствуют о переходе права собственности на предмет лизинга к ответчику.
Таким образом, полученные денежные средства израсходованы ответчиком в соответствии с их целевым назначением - на возмещение части затрат на уплату первого взноса при заключении договоров финансовой аренды (лизинга), понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства.
Ответчик 12.01.2017 представил в департамент необходимую отчетную документацию.
Ответчиком представлены документальные доказательства, подтверждающие факт целевого расходования спорной субсидии по договору финансовой аренды (лизинга), а именно платежные поручения и договор выкупа предметов лизинга, подтверждающие переход права собственности на транспортное средство.
Таким образом, субсидия для возмещения затрат субъекта предпринимательства на уплату первого взноса по договору финансовой аренды (лизинга) была направлена по целевому назначению. Обстоятельств подтверждающих нецелевое использование субсидии, а также выдача субсидии лицу, не имеющему права на ее получение, судом не установлено.
Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.11.2016 N 308-ЭС16-16453.
Также имеется актуальная судебная практика по схожему спору, приведенная судом кассационной инстанции в постановлении АС СКО от 16.08.2017 по делу N А32-12536/2016.
На основании изложенного, суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований департамента о возврате субсидии в краевой бюджет в размере 747 183 руб. отказал правомерно.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.08.2017 по делу N А32-27926/2017 оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Г. Величко |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-27926/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 января 2018 г. N Ф08-10277/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент инвестиций и развития малого и среднего предпринимательства Краснодарского края
Ответчик: ООО "Галеас"