Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2018 г. N Ф08-11209/17 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 октября 2017 г. |
дело N А32-1705/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 октября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от Министерства внутренних дел России по Динскому району Богданова Д.А. по доверенности от 09.01.2017 N 5, Шелудько Е.Н. по доверенности от 10.01.2017 N 6 и Катасонова А.В. по доверенности от 01.01.2017 N 2;
от администрации муниципального образования Динского сельского поселения Динского района Литвинова В.А. по доверенности от 10.01.2017 N 02.16/30,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу отдела Министерства внутренних дел России по Динскому району на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 по делу N А32-1705/2017, принятое в составе судьи Погорелова И.А.,
по заявлению администрации муниципального образования Динского сельского поселения Динского района к заинтересованному лицу - отделу Министерства внутренних дел России по Динскому району, ст.Динская о признании незаконным представления
УСТАНОВИЛ:
администрация Динского сельского поселения Динского района (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к отделу Министерства внутренних дел России по Динскому району, ст. Динская (далее - заинтересованное лицо, отдел МВД России по Динскому району, отдел) о признании незаконным представления главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по Динскому району от 09.12.2016 N 71/40-3608 об устранении причин и условий, угрожающих безопасности дорожного движения.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу о незаконности выданного представления.
Отдел Министерства внутренних дел России по Динскому району обжаловал решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просил его отменить, ссылаясь на то, что суд первой инстанции не учел, что несмотря на введенные ограничения в движении транспорта со стороны ул. 70 лет Октября к рыболовно-спортивной базе, к парку и КФХ Суханова Т.В. имеется действующий альтернативный проезд, однако, администрацией не приняты меры к организации дорожного движения в виде установки знаков, информирующих участников дорожного движения о маршрутах объезда. Выдавая представление, административный орган не ограничивал администрацию в выборе средств и способов исполнения представления.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация просила решение суда оставить без изменения, указала, что главным государственным инспектором предписано установить администрации ограничение движения транспортных средств на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0000000:8, который расположен за границей территории Динского сельского поселения и относится к полосе отвода железной дороги.
В пояснениях отдел МВД России по Динскому району указал на исполнение администрацией оспариваемого представления путем выполнения комплекса мероприятий: в конце улицы 70 лет Октября в ст. Динской (на улице, находящейся на балансе администрации) применено ступенчатое ограничение скорости с шагом 20 км/ч, путем последовательной установки дорожных знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости 40 км/ч и 20 км/ч" соответственно; на участке дороги между ул. 70 лет Октября ст. Динской и подъездом к рыболовно-спортивной базе "Клевое место" (перед вторым ж/д мостом) в месте дорожно-транспортного происшествия изменены параметры дороги (произведены работы по отсыпке грунта с целью увеличения ширины обочины; изменен тип покрытия, а именно покрытие переведено из грунтового в твердое в щебеночное исполнение).
После отложения судебного разбирательства на основании определения от 06.10.2017 в составе суда произведена замена находящейся в очередном ежегодном отпуске судьи Сулименко О.А. на судью Илюшина Р.Р. Рассмотрение апелляционной жалобы начато сначала.
В судебном заседании представители отдела просили решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель администрации в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв, после которого судебное разбирательство продолжено.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на территории Динского района 04.06.2016 в 21:00 на участке автомобильной дороги между ул. 70 лет Октября ст. Динской и подъездом к рыболовно-спортивной базе "Клевое место" (перед вторым ж/д мостом) произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого водитель авто ВАЗ 21124 допустил съезд с дороги с последующим опрокидыванием в водоем.
По результатам обследования места дорожно-транспортного происшествия были выявлены дорожные условия, поспособствовавшие совершению дорожно-транспортного происшествия в виде отсутствия ограждения в нарушении пункта 8.1 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".
Учитывая, что указанный участок дороги не отвечает требованиям безопасности дорожного движения и создает предпосылки к совершению дорожно-транспортных происшествий главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Динскому району вынесено представление об устранении причин и условий, угрожающих безопасности дорожного движения от 09.12.2016 N 71/40-3608, в котором администрации предложено:
- принять меры к ограничению движения транспортных средств на подъездах к базам отдыха "Клевое место" и "Андреевский парк" путем применения в конце ул. 70 лет Октября в ст. Динской технических средств организации дорожного движения, ограждающих и направляющих устройств (установить дорожные знаки, запрещающие проезд автотранспорта и железобетонные блоки);
- ограничение движения транспортных средств ввести на вышеуказанном участке до тех пор, пока подъезд к базам отдыха "Клевое место" и "Андреевский парк" не будет соответствовать требованиям стандартов, норм и правил, действующих в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Полагая, что указанное представление является незаконным, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим требованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" утверждено Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение).
Пунктом 2 данного Положения установлено, что Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Согласно подпункту т пункта 11 Положения в обязанности Госавтоинспекции входит выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
В соответствии с подпунктом д пункта 6.1 Положения главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право вносить в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Таким образом, указанные нормы права свидетельствуют о наличии у органов Госавтоинспекции полномочий на проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий, в том числе путем выдачи представлений об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно оспариваемому представлению необходимо провести мероприятия на участке дороги в конце улицы 70 лет октября в станице Динской.
Из материалов дела, в том числе заключения кадастрового инженера и схемы расположения (т.1 л.д. 34-35) следует, что улица 70 лет Октября расположена в границах станицы Динской. Согласно пояснениям отдела МВД России по Динскому району указанная улица находится на балансе администрации.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Таким образом, ответственность за содержание участка в конце улицы 70 лет октября в станице Динской несет администрация муниципального образования Динского сельского поселения Динского района.
Администрация в заявлении ссылается на то, что при вынесении оспариваемого представления главный государственный инспектор не учел, что проезд к базам отдыха расположен в полосе отвода железной дороги; администрация не является ни владельцем инфраструктур, ни перевозчиком.
Вместе с тем, из схемы расположения, подготовленной кадастровым инженером (т. 1 л.д. 35), следует, что проезд к базам осуществляется по улице 70 лет Октября, расположенной в границах станице Динская, а далее по дороге, расположенной за границей указанной станицы.
Как указано выше, оспариваемым представлением предложено администрации провести мероприятия на участке дороги в конце улицы 70 лет октября в станице Динской.
Согласно пояснениям отдела МВД России по Динскому району оспариваемое представление исполнено. Выполнены следующие мероприятия:
в конце улицы 70 лет Октября в ст. Динской (на улице, находящейся на балансе администрации) применено ступенчатое ограничение скорости с шагом 20 км/ч, путем последовательной установки дорожных знаков 3.24 "Ограничение максимальной скорости 40 км/ч и 20 км/ч" соответственно;
на участке дороги между ул. 70 лет Октября ст. Динской и подъездом к рыболовно-спортивной базе "Клевое место" (перед вторым ж/д мостом) в месте дорожно-транспортного происшествия изменены параметры дороги (произведены работы по отсыпке грунта с целью увеличения ширины обочины; изменен тип покрытия, а именно покрытие переведено из грунтового в твердое в щебеночное исполнение).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, представление выдано уполномоченным лицом, не содержит неясностей и является исполнимым.
Таким образом, главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Динскому району выдано законное и обоснованное представление, установлен обоснованный и разумный срок для принятия мер об устранении причин и условий, угрожающих безопасности дорожного движения.
Довод заявителя о том, что действия администрации, направленные во исполнение оспариваемого представления по вынесению распоряжения от 21.12.2016 N 288-р "О введении временного ограничения проезда транспортных средств на участке автомобильной дороги между ул. 70 лет Октября и подъездом к рыболовно-спортивной базе "Клевое место" в ст. Динской" и установке железобетонных блоков, перекрывших проезд транспортных средств к базам отдыха, на земельном участке с кадастровым номером 23:07:0000000:8, расположенном за границей территории Динского сельского поселения и относящемся к полосе отвода железной дороги, признаны Прокуратурой Динского района как не соответствующие законодательству, судебной коллегией не принимается.
Согласно оспариваемому представлению, заинтересованное лицо не ограничивало администрацию в выборе средств и способов исполнения представления. Кроме того, администрации предложено провести мероприятия на участке дороги в конце улицы 70 лет октября в станице Динской, а не за границами станицы.
Учитывая изложенное, представление от 09.12.2016 N 71/40-3608 соответствует положениям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и не нарушает права и законные интересы администрации, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.03.2017 по делу N А32-1705/2017 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1705/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 января 2018 г. N Ф08-11209/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Динского района, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В СОСТАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
Ответчик: ГИБДД отдела МВД России по Динскому р-ну, отдел Министерства внутренних дел России по динскому району, ст.Динская
Хронология рассмотрения дела:
26.01.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-11209/17
13.10.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12917/17
02.06.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8952/17
13.04.2017 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5963/17
20.03.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1705/17