г. Саратов |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А12-5915/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поляковой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2018 года по делу N А12-5915/2018 (судья Муравьев А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Надежда" (ОГРН 1153443027495, ИНН 3460060692, 400062, г. Волгоград, ул. Им Богданова, д. 1/2, кв. 29)
к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787, 400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5),
о признании незаконным решения от 16.02.2018 г.,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Возрождение ЖКХ Волгоградской области" (ОГРН 1143443000777, ИНН 3459007550, 400064, г. Волгоград, ул. Им Вершинина, д. 34),
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" (далее - заявитель, ООО "УК "Надежда") с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании незаконным и отмене решения Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекция) от 16.02.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области, признать незаконным действия Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области по исключению сведений об управлении многоквартирным домом N 72 по проспекту Университетскому в г. Волгограде из реестра лицензий Волгоградской области, в порядке восстановления нарушенного права обязать Инспекцию включить сведения об управлении многоквартирным домом N 72 по проспекту Университетскому в г. Волгограде ООО "УК Надежда" в реестр лицензий Волгоградской области с 01.03.2018 г.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Возрождение ЖКХ Волгоградской области" (далее - ООО "ВЖКХ Волгоградской области").
Решением от 29 мая 2018 года Арбитражный суд Волгоградской области в удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Надежда" отказал.
ООО "УК "Надежда" не согласилось с вынесенным решением и обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лицами, участвующими в деле, отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 12.07.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15.09.2017 в Инспекцию поступило заявление N 04/7377 о включении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом N 72 по пр. Университетский в г. Волгограде ООО "ВЖКХ Волгоградской области".
Решением Инспекции от 28.12.2017 рассмотрение заявления ООО "ВЖКХ Волгоградской области" от 15.09.2017 приостановлено в связи с наличием противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре, на срок не более чем на 30 рабочих дней (не более чем по 16.02.2018). У лицензиатов запрошена дополнительная информация.
Рассмотрев представленные документы, Инспекцией установлено, что договор управления от 01.08.2016 многоквартирным домом N 72 по пр. Университетский в г. Волгограде, заключенный с ООО "УК "Надежда", расторгнут 06.12.2017 по инициативе собственников помещений многоквартирного дома решением общего собрания от 06.12.2017.
16 февраля 2018 года Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области принято решение, которым:
- исключены сведения об управлении многоквартирным домом N 72 по пр. Университетский в г. Волгоград ООО "УК "Надежда" из реестра лицензий Волгоградской области с 01.03.2018:
- внесены сведения об управлении многоквартирным домом N 72 по пр. Университетский в г. Волгоград ООО "ВЖКХ Волгоградской области" в реестр лицензий Волгоградской области с 01.03.2018.
Полагая, что названное решение является незаконным, ООО "УК "Надежда" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании незаконным решения Инспекции от 16.02.2018 о внесении изменений в реестр лицензий Волгоградской области.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Часть 1 статьи 198 АПК РФ предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 ЖК РФ.
Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.
В силу пункта 9 названной нормы многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 ЖК РФ).
Договор управления многоквартирным домом в соответствии с пунктом 1 статьи 162 ЖК РФ при выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме заключается с каждым собственником помещения в таком доме.
Пунктом 5 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что договор управления многоквартирным домом заключается на срок не менее чем один год и не более чем пять лет, а в случае, указанном в части 5 статьи 161 настоящего Кодекса, на срок не менее чем один год и не более чем три года. Изменение и (или) расторжение договора, осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
По правилам статьи 192 ЖК РФ и пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, согласно части 1 статьи 195 ЖК РФ содержатся в реестре лицензий.
Сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, согласно части 1 статьи 198 ЖК РФ подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления МКД, лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения на официальном сайте для раскрытия информации, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статьи 198 ЖК РФ).
В силу части 3 статьи 198 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 этой статьи, вносит изменения в реестр лицензий в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации утверждены Приказом Минстроя России от 25.12.2015 N 938/пр в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения (далее - Порядок).
В пункте 4 Порядка установлено, что рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.
В соответствии с пунктом 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений: а) о внесении изменений в реестр; б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления; в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В пункте 15 Порядка предусмотрено, что при приостановлении рассмотрения заявления по основаниям, указанным в пункте 10 настоящего Порядка, орган государственного жилищного надзора:
а) в случае наличия в реестре сведений об управлении многоквартирного дома, указанного в заявлении, другим лицензиатом, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов;
б) в случае поступления в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома, запрашивает необходимые материалы и информацию у обоих лицензиатов.
Согласно пункту 9 Порядка основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка;
б) отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Как указано выше, 15.09.2017 в Инспекцию поступило заявление N 04/7377 о включении в реестр лицензий Волгоградской области сведений об управлении многоквартирным домом N 72 по пр. Университетский в г. Волгограде ООО "ВЖКХ Волгоградской области".
Решением Инспекции от 28.12.2017 рассмотрение заявления ООО "ВЖКХ Волгоградской области" от 15.09.2017 приостановлено в связи с наличием противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре, на срок не более чем на 30 рабочих дней (не более чем по 16.02.2018).
В рассматриваемом случае после приостановления рассмотрения заявления ООО "ВЖКХ Волгоградской области" Обществом представлены документы, указанные в пункте 3 Порядка.
Собственниками помещения в многоквартирном доме в адрес ООО "УК "Надежда" направлено уведомление о расторжении договора управления (получено ООО "УК Надежда" 18.12.2017) и о выборе в качестве управляющей организации ООО "Возрождение ЖКХ Волгоградской области" с приложением копии протокола общего собрания от 06.12.2017 N 1.
Довод подателя жалобы о том, что ООО "ВЖКХ Волгоградской области" на момент обращения с заявлением на сайте не была размещена обязательная информация отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с заключением Инспекции требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ ООО "ВЖКХ Волгоградской области" выполнены (т.1, л.д. 83).
Ссылка заявителя на то, что у Инспекции была информация о наличии признаков ничтожности решения общего собрания, также отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с названным Порядком в редакции, действовавшей в спорный период, такого основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления как наличие признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, предусмотрено не было.
Решением Верховного Суда РФ от 29.09.2017 N АКПИ17-704 признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу подпункт "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N938/пр, в части, допускающей в качестве основания для отказа во внесении изменений в реестр и возврата заявления несоответствие заявления и документов требованию, установленному подпунктом "г" пункта 5 данного нормативного правового акта - отсутствие судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении.
Подпункт "а" пункта 9 Порядка признан Верховным Судом РФ не действующим (в соответствующей части) со дня вступления решения суда в законную силу, то есть с 29.09.2017.
Как верно указал суд, решение Советского районного суда города Волгограда от 28.03.2018 по делу N 2-776/2018 о признании недействительным решения собрания собственников помещений в многоквартирном доме N 72 по пр.Университетский в г. Волгограде от 06.12.2017, является самостоятельным основанием для внесения изменений в реестр лицензий Волгоградской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а, следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
Апелляционная жалоба ООО "УК "Надежда" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 мая 2018 года по делу N А12-5915/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-5915/2018
Истец: ООО "УК НАДЕЖДА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "ВОЗРОЖДЕНИЕ ЖКХ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
10.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8954/18
29.05.2018 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5915/18
11.05.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3707/18
28.02.2018 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5915/18