Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2018 г. N Ф09-9062/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
19 октября 2017 г. |
Дело N А50-4338/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Голубцова В.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краевой многопрофильный техникум" (ОГРН 1025901613781, ИНН 5908011743) - не явились,
от заинтересованного лица Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми (ОГРН 1025901609910, ИНН 5908024492) - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица, Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 31 июля 2017 года
по делу N А50-4338/2017
принятое судьей В.В. Самаркиным
по заявлению Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Краевой многопрофильный техникум"
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми
о признании частично недействительным решения от 15.12.2016 N 203V12160001141 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (с учетом уточнения заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
установил:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Краевой многопрофильный техникум" (далее - заявитель, учреждение, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми (далее - заинтересованное лицо, Управление ПФР, Управление, фонд) о признании частично недействительным решения от 15.12.2016 N 203V12160001141 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах в части доначисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование на суммы выплат, произведенных в пользу работника, имеющего ученую степень кандидата наук, начисления соответствующих сумм пеней и применения финансовых санкций, предусмотренных частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату (неполную уплату) страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 31 июля 2017 года заявлены требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ее заявитель указывает на то, что выплаты за ученую степень являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию, и относятся к стимулирующим.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке п.3 ст.156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по итогам проведенной за период с 01.01.2013 по 31.12.2015 выездной проверки должностным лицом Управления ПФР составлен акт выездной проверки от 21.11.2016 N 203V10160001470, фиксирующий выявленные в рамках проверки нарушения (том 1 л.д.98-107 оборот).
По результатам рассмотрения материалов выездной проверки должностным лицом Управления ПФР вынесено решение от 15.12.2016 N 203V12160001141 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (том 1 л.д.16-24), которым заявителю предложено уплатить недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в общей сумме 92 373,40 руб., начислены пени за неуплату в установленный срок страховых взносов в общей сумме 12 484,66 руб., применены финансовые санкции в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в общей сумме 18 474,68 руб., по части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в сумме 1 750,62 рубля.
Основанием для вынесения решения послужили выводы Управления ПФР о необоснованном невключении страхователем в базу для начисления страховых взносов выплат работнику учреждения (Торбеевой А.П.), имеющему ученую степень кандидата наук, в период с февраля 2013 года по декабрь 2015 года в общей сумме 340 861,08 рубля (в разрезе месяцев расчетных периодов - 2013, 2014 и 2015 годов).
Выявленное нарушение предопределило доначисление страхователю страховых взносов в общей сумме 92 373,40 руб., в том числе страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 74 989,46 руб., страховых взносов на обязательное медицинское страхование, зачисляемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в сумме 17 383,94 рубля.
Учреждение, не согласившись в части с указанным решением фонда от 15.12.2016, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта частично недействительным.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что указанные выплаты работнику учреждения, имеющему ученую степень кандидата наук, являются государственными пособиями, которые на основании статьи 9 Закона N 212-ФЗ не подлежат обложения страховыми взносами.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
На основании положений статьи 5 Закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, являются плательщиками страховых взносов.
Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N212-ФЗ) определено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков-организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 7, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Статьей 9 Закона N 212-ФЗ определен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, в том числе: государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию; все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных: с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск (подпункт "д" пункта 2); с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность (подпункт "и" пункта 2); суммы единовременной материальной помощи, оказываемой плательщиками страховых взносов работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи (подпункт "б" пункта 3); суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 4 000 рублей на одного работника за расчетный период (пункт 11) и другие.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее также - ТК РФ) трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. При этом системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статья 15 ТК РФ определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании статьи 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, в том числе выплаты социальной направленности, представляют собой оплату их труда. Указанный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.05.2013 N 17744/12.
Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" установлено право на получение выплаты работниками образования, имеющим ученую степень кандидата наук и доктора наук и работающим в образовательных учреждениях на территории Пермского края постоянно или по совместительству, за счет средств бюджета Пермского края в установленном размере.
Соответственно, указанным Законом Пермского края, относящимся к законодательным актам субъектов Российской Федерации, педагогическим работникам, имеющим ученую степень кандидата наук и доктора наук, установлены выплаты, которые не подлежат обложению страховыми взносами на основании положений пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ.
Судом первой инстанции установлено, и из материалов дела следует, что учреждение производило перечисление ежемесячной денежной выплаты сотруднику учреждения - Торбеевой А.П. как лицу, имеющим ученую степень кандидата педагогических наук (за 2013- 2015 годы в общей 340 861,08 руб.).
Указанные суммы выплачены безвозмездно в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Оценив основание и назначение спорных выплат, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что выплаты, осуществляемые в пользу работников, имеющих ученую степень кандидата наук, имели характер государственного пособия, поскольку производились вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, но в соответствии с Законом Пермского края от 23.12.2010 N 729-ПК "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий лиц, которым присуждена ученая степень кандидата наук, доктора наук, работающих в образовательных учреждениях на территории Пермского края" и за счет субвенций бюджета Пермского края.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно заключил, что спорные выплаты не подлежали включению в базу для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что выплаты за ученую степень являются дополнительным вознаграждением за труд лицам, имеющим более высокую квалификацию, и относятся к стимулирующим, отклоняется на основании следующего.
Спорные выплаты не входят в заработную плату педагогического работника, то есть не входят в базовую часть, компенсационную или стимулирующую выплату.
Начисление научно-педагогическим работникам ежемесячной надбавки за ученую степень произведено не по трудовому договору, а в силу требований Закона Пермского края, что не образует объекта обложения страховыми взносами в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ. В данном случае выплату научно-педагогическим работникам страхователь производил вне рамок каких-либо соглашений между работником и работодателем по поводу осуществления трудовой деятельности и социального обеспечения, а в силу закона.
Соответственно, спорные выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
На основании изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 31 июля 2017 года по делу N А50-4338/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-4338/2017
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 2 февраля 2018 г. N Ф09-9062/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "КРАЕВОЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском районе г. Перми