Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 февраля 2018 г. N Ф10-6154/17 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
30 октября 2017 г. |
Дело N А62-5391/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.10.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Рыжовой Е.В., Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Ю.А., в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2017 по делу N А62-5391/2016, принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Зуевой Светланы Александровны (Смоленская область, г. Сафоново, ОГРНИП 304672605700159, ИНН 672600150563) к Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (Смоленская область, г. Сафоново, ОГРН 1026700949890, ИНН 6726003059), простому товариществу "Десяточка" (Смоленская область, г. Сафоново) о признании действий по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области незаконными, результатов конкурса недействительными установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Зуева Светлана Александровна (далее по тексту - истец, предприниматель, Зуева С.А.) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (далее по тексту - администрация, ответчик) о признании недействительным в части лота N 8 открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области (протокол оценки и сопоставления заявок участников от 29.06.2016 N 3), проведенного Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2017 заявленные требования были удовлетворены. Открытый конкурс в части лота N 8 на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области (протокол оценки и сопоставления заявок участников от 29.06.2016 N 3), проведенный Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области был признан недействительным.
С администрации в пользу предпринимателя были взысканы судебные расходы в виде уплаченной по делу государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с принятым судом решением, администрация обратилась в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт полагает, что Арбитражным судом Смоленской области при рассмотрении данного дела были допущены нарушения норм действующего процессуального и материального права, а выводы, изложенные в оспариваемом решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что по лоту N 8 все участники, подавшие заявки, были допущены к участию к конкурсу, поскольку все участники соответствовали требованиям, указанным в пункте 4.1 конкурсной документации. Права всех участников открытого конкурса нарушены не были.
Администрация настаивает, что допущенные конкурсной комиссией ошибки при подсчете баллов, к неправильному определению победителя по итогам проведения открытого конкурса не привели, права и законные интересы ИП Зуевой С.А. не нарушены.
Зуева С.А. в представленном отзыве по доводам жалобы возражала, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, явку представителей в судебном заседании не обеспечили, в связи с чем и на основании статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и возражений на нее, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании пункта 1 части 2 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 220-ФЗ) в соответствии с Положением о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 19.05.2016 N 550 (далее по тексту - Положение об открытом конкурсе) Администрацией проведен открытый конкурс на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, в том числе, по лоту N 8 (маршрут N 10 "МЖК - МРЭО ГИБДД").
В соответствии с протоколом N 3 от 29.06.2016 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе по лоту N 8 победителем было признано простое товарищество "Десяточка", набравшее 69 баллов, предпринимателю Зуевой С.А. по указанному лоту было присвоено 65 баллов.
Предприниматель, ссылаясь на то обстоятельство, что при подведении итогов конкурса по лоту N 8 конкурсной комиссией в связи с неверным подсчетом баллов по критериям N 2 "Опыт осуществления перевозок", N 4 "Максимальный срок эксплуатации транспортного средства" неправильно определен победитель конкурса - простое товарищество "Десяточка", обратилась в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
13.07.2015 принят Федеральный закон N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 220-ФЗ).
Согласно положениям статьи 1 Закона N 220-ФЗ данный закон регулирует отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок.
Положения Закона N 220-ФЗ, вступившие в силу с 11.01.2016, выделяют два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.
Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке. Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.
Согласно статье 17 Закона N 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.
Частью 10 статьи 39 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что в течение 180 дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления приводят законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты в соответствие с положениями настоящего Федерального закона. До приведения в соответствие с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты действуют в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
Во исполнение указанных положений Администрацией муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области приняты:
- постановление Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 19.04.2016 N 423 "Об уполномоченном органе на осуществление функций по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области", которым Администрация муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области определена уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области, а также установлены муниципальные маршруты регулярных перевозок;
- постановление Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 11.05.2016 N 511 "О проведении открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок", в соответствии с которым, в том числе, создана комиссия по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок;
- постановление Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 19.05.2016 N 550 "Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области и документации по проведению открытого конкурса", которым утверждены вышеуказанное Положение и документация по проведению открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок;
- постановление Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области от 25.05.2016 N 580 "О внесении изменений в Положение о порядке проведения открытого конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сафоновского городского поселения Сафоновского района Смоленской области", которым внесены изменения в подпункт "г" пункта 8.3, пункт 8.8 Положения о порядке проведения открытого конкурса, в подпункт 6.2.7 пункта 6.2, в приложения N 1, N5, N 6 документации по проведению открытого конкурса.
В соответствии с пунктом 4.1 конкурсной документации к участию в открытом конкурсе допускаются юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники договора простого товарищества, соответствующие следующим требованиям:
- наличие лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров в случае, если наличие указанной лицензии предусмотрено законодательством Российской Федерации;
- наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок;
- не проведение ликвидации участника открытого конкурса -юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании банкротом участника открытого конкурса - юридического лица или индивидуального предпринимателя и об открытии конкурсного производства;
- отсутствие у участника конкурса задолженности по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за последний завершенный отчетный период;
- наличие договора простого товарищества в письменной форме (для участников договора простого товарищества).
В соответствии с положениями пункта 8.15 Положения об открытом конкурсе претенденты не допускаются к участию в открытом конкурсе по следующим основаниям:
- представлены не все документы в соответствии с перечнем, указанным в извещении о проведении открытого конкурса, документации на проведение открытого конкурса, или оформление указанных документов не соответствует законодательству Российской Федерации, требованиям документации на проведение открытого конкурса;
- наличие в представленных документах недостоверной информации;
- несоответствие претендента требованиям к участнику открытого конкурса, установленным в документации о проведении открытого конкурса;
- несоответствие заявки на участие в открытом конкурсе требованиям документации по проведению открытого конкурса.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал обоснованным довод предпринимателя о том, что любая недостоверность сведений в представленных документах является основанием для недопуска претендента к участию в конкурсе и не может учитываться на этапе подведения итогов. Тем более, что в данном случае из материалов дела следует, что "недостоверность" сведений в количестве дней работы транспортного средства, во-первых, никак администрацией в протоколе подведения итогов не обоснована, во-вторых, не повлияла на возможность подсчета баллов по критерию N 1, причем по указанному критерию обоим участникам присвоено одинаковое количество баллов (10 баллов).
Таким образом, в указанной части ссылка администрации о том, что "недостоверность" сведений на права предпринимателя не повлияла, отклоняется судебной коллегией.
Доводам администрации относительно правомерности допуска участников к участию в конкурсе по Лоту N 8 надлежащая оценка была дана судом первой инстанции, у судебной коллегия оснований для переоценки не имеется.
При рассмотрении дела судебной коллегией установлено, что при подведении итогов конкурса Администрацией допущен неверный подсчет баллов претендентов, что повлекло неправильное определение победителя конкурса.
В соответствии с пунктом 4.3. Положения о проведении открытого конкурса оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются по следующим критериям:
1) количество дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса, в расчете на среднее количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса;
2) опыт осуществления регулярных перевозок юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества, который подтвержден исполнением государственных или муниципальных контрактов либо свидетельствами об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок или иными документами, выданными в соответствии с нормативными правовыми актами Смоленской области, муниципальными нормативными правовыми актами;
3) влияющие на качество перевозок характеристики транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок (наличие кондиционера, низкого пола, оборудования для перевозок пассажиров с ограниченными возможностями передвижения, пассажиров с детскими колясками и иные характеристики);
4) максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или участниками договора простого товарищества для осуществления регулярных перевозок в течение срока действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Как следует из материалов дела (заявки ИП Захаровой Г.П., Денисенковой О.П.) простым товариществом "Десяточка" в составе документов не представлены документы, подтверждающие факт и продолжительность осуществления перевозок до проведения конкурса. Довод администрации о том, что в силу заключения муниципальных контрактов с ИП Захаровой Г.П. в период с 2013 года на осуществление перевозок по муниципальным маршрутам, в которых второй стороной была администрация, конкурсной комиссии и без представления указанных документов был известен указанный факт.
Суд первой инстанции верно отметил, что конкурсная комиссия в целях соблюдения равных прав претендентов лишена возможности сбора дополнительных документов в целях восполнения недостатков заявок отдельных участников.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что участниками простого товарищества "Десяточка" при подаче заявки на участие в конкурсе опыт работы не подтвержден, при этом наличие лицензии на право осуществления перевозок без представления соответствующих документов о факте осуществления перевозок не может быть учтено при подсчете баллов по указанному критерию. Наличие лицензии на право осуществления перевозок само по себе не свидетельствует о том, что товариществом фактически осуществлялся данный вид деятельности.
По критерию N 4 в соответствии с конкурсной документацией подлежит учету максимальный срок эксплуатации транспортных средств, заявленных для участия в конкурсе.
В соответствии с пунктом 8.3 Положения о проведении открытого конкурса за каждое транспортное средство начисляется следующее количество баллов: при сроках эксплуатации: более 5 лет - 1 балл; от 3 до 4 лет - 3 балла; от 1 до 3 лет - 5 баллов; менее 1 года - 10 баллов.
Как следует из информации, представленной каждым претендентом к заявке срок эксплуатации транспортных участниками простого товарищества "Десяточка" Захаровой Г.П. и Денисенковой О.П. заявлен как 5 лет (суд первой инстанции верно указал, что оценка должна быть 1 балл, но конкурсной комиссией присвоено 3 балла), Зуевой С.А. - 3 года (конкурсная комиссия присвоила 5 баллов, суд первой инстанции согласился с данным количеством баллов).
Судебная коллегия считает, что Зуевой С.А. по данному критерию должно быть присвоено 3 балла, поскольку из буквального толкования Положения о проведении конкурса следует, что до автомобиль достигший трехлетнего срока автоматически подпадает под параметры от 3 до 4 лет. То есть Зуевой С.А. должно было быть присвоено в данном случае 3 балла.
Таким образом, учитывая, что количество баллов по указанному критерию должно определяться за каждое транспортное средство, а в соответствии с Приложением N 1 к Положению о проведении конкурса и заявками претендентов на маршруте N 10 транспортных средств заявлено 3 (три) единицы, количество баллов по указанному критерию простого товарищества "Десяточка" должно составить 3 балла, количество баллов ИП Зуевой С.А. - 9 баллов (3 балла на три единицы транспортных средств).
При подсчете таким образом итоговые баллы по лоту N 8 должны были составить: простое товарищество "Десяточка" - 64 балла, ИП Зуева С.А. - 69 баллов.
На основании изложенного, суд первой инстанции правомерно признал обоснованной позицию предпринимателя о том, что допущенные конкурсной комиссией ошибки в расчете баллов привели к неправильному определению победителя по итогам проведения конкурса, что непосредственно нарушает ее права и законные интересы. С учетом изложенного соответствующий довод апелляционной жалобы подлежит отклонению.
Расчет администрации, приведенный в апелляционной жалобе относительно баллов начисленных простому товариществу "Десяточка" судебная коллегия признает ошибочным.
Решение Сафоновского районного суда от 06.12.2016 по делу N 2а-2346/2016 по административному делу, на которое ссылается администрация, в силу прямого указания статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет преюдициального значения для настоящего спора. Выводы суда общей юрисдикции и правовая оценка, данная судом, не являются обязательными для арбитражного суда, рассматривающего настоящий спор.
Принимая во внимание положения статей 447, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснения Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 1 Информационного письма от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства", постановлении Президиума ВАС РФ от 25.12.2012 N 11237/2012), определения Верховного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 N 301-ЭС15-12618 по делу N А29-506/2014 судебная коллегия считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда области, и позволяющих сделать вывод о незаконности судебного акта, в апелляционной инстанции не заявлено.
Обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка. Оснований для их переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого судебного акта.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 01.08.2017 по делу N А62-5391/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5391/2016
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 19 февраля 2018 г. N Ф10-6154/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Зуева Светлана Александровна, ИП Зуева С.А.
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "САФОНОВСКИЙ РАЙОН" СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ, Простое товарищество "Десяточка"
Третье лицо: простому товариществу "Десяточка"