Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф05-10/18 настоящее постановление отменено
г. Москва |
|
02 ноября 2017 г. |
Дело N А40-72166/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 ноября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Свиридова В.А.,
судей: |
Чеботаревой Л.А, Захарова С.Л., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Батаевым В.В. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ООО "Белмолоко" на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 июля 2017 г. по делу N А40-72166/17 (148-405) судьи Нариманидзе Н.А.
по заявлению Никулинского межрайонного прокурора г. Москвы
к ООО "Белмолоко"
о привлечении к административной ответственности
при участии:
от заявителя: Михалюк А.В. по уд. от 11.07.2016 N 046844;
от ответчика: Резван М.Ю. по дов. от 22.02.2017;
УСТАНОВИЛ:
Никулинский межрайонный прокурор г. Москвы обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о привлечении ООО "Белмолоко" к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.43 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2017 г. общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 700 000 руб. Предметы административного правонарушения конфискованы и переданы на ответственное хранение.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции. Указало на неправильную квалификацию правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступал.
Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предоставил на обозрение суда судебную практику арбитражных судов.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, заслушав позиции сторон, считает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.02.2017 Никулинской межрайонной прокуратурой совместно с ТОУ Роспотребнадзора г. Москве в ЗАО г.Москвы, филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г. Москве" в ЗАО, УЭБиПК ГУ МВД России по г.Москве, ОМВД России по району Очаково-Матвеевское г.Москвы проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства в сфере защиты прав потребителей г о техническом регулировании в ООО "Белмолоко" по адресу: г.Москва, Рябиновая, д.47, стр.6.
В ходе проведения проверки установлено, что ООО "Белмолоко" осуществляет деятельность по хранению, переработке, фасовке и изготовлению маслопродукции по вышеуказанному адресу. Согласно договору аренды N А-16/80 от 01.07.2016 ООО "Белмолоко" арендует помещения у ОАО "Московский хладокомбинат N 14" внутренними номерами 31/5-6, 31/7, 51/2-3 по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.47 стр.6.
Прокуратурой установлено, что масло сливочное в указанных помещениях хранится с нарушением режима и срока хранения.
Согласно экспертному заключению Филиала ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО г.Москвы N 66/4 от 03.03.2017, подготовленному по результатам лабораторных исследований образцов пищевой продукции установлено, что хранившаяся продукция не соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
Согласно экспертному заключению Филиала ФБУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в городе Москве" в ЗАО г.Москвы N 66 с/4 от 07.03.2017, изготовленному по результатам лабораторных исследований образцов пищевой продукции установлено, что продукт не является маслом сливочным.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 22.02.2017, фотоматериалах, экспертных заключениях, протоколах лабораторных испытаний.
Согласно протоколу осмотра места происшествия от 22.02.2017 следователем СО ОМВД России по району Очаково-Матвеевское г. Москвы по адресу: г.Москва ул.Рябиновая, д.47, стр.6 зафиксировано изъятие 1 750 коробок масла растительно-сливочного, которые согласно расписке от 22.02.2017, приложенной к вышеуказанному протоколу, переданы на ответственное хранение генеральному директору ООО "Белмолоко" Измайловичу И.Л. по адресу: г.Москва, ул.Рябиновая, д.47, стр.6.
Прокуратура сделала вывод, что обществом допущено нарушение требований Технических регламентов N 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", N 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" и других обязательных требований к продукции, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
В соответствии с ч.1 ст.14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч.2 ст.14.43 КоАП РФ действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
Согласно ч.3 ст.14.43 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией предметов административного правонарушения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд.
В соответствии с ч.6 ст.205 АПК РФ, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Статьей 1 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее Федеральный закон) предусмотрено, что безопасность пищевых продуктов - состояние обоснованной уверенности в том, что пищевые продукты при обычных условиях их использования не являются вредными и не представляют опасности для здоровья нынешнего будущих поколений.
В силу п.1 ст.20 Федерального закона при реализации пищевых продуктов, материалов и изделий юридические лица обязаны соблюдать требования нормативных документов.
Согласно ст.9 Федерального закона обязательные требования к пищевым продуктам, материалам и изделиям, упаковке, маркировке, процедурам оценки соответствия этим обязательным требованиям, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов изделий, методикам их исследований (испытаний), измерений и правилам сертификации устанавливаются нормативными документами.
Согласно п.1 ст.7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Суд сделал вывод, что обществом нарушены требования п.п.30, 32, 33, 66, а также гл. III Технического регламента Таможенного союза 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции", ч.ч.1, 6 ст.7, ч.1 ст.10 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", п/п.9 п.1 ч.1 ст.4.1 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", ст.20 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевой продукции", п.1, 5 ст.4, п.1 ст.7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", п/п.2.8.1 Раздела I Главы II Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2013 N 299 "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования варам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)".
Вместе с тем, суд первой инстанции достоверно установил, что общество ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.14.43 КоАП РФ.
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 22.02.2017, фотоматериалах, экспертных заключениях, протоколах лабораторных испытаний.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал вывод о вине общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.43 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 700 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены оспариваемого постановления согласно разъяснениям, данным в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", административным органом допущено не было.
Между тем, апелляционный суд полагает, что судом первой инстанции дана неверная квалификация правонарушения.
Вместе с тем судом первой инстанции не было учтено следующее.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, образуют такие действия, как нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
Одним из указанных исключений является совершение действий, ответственность за которые предусмотрена статьей 10.8 КоАП РФ.
Объективная сторона части 1 статьи 10.8 КоАП РФ состоит в нарушении ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Частью 1 данной статьи предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки, перегона или убоя животных либо правил заготовки, переработки, хранения или реализации продуктов животноводства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи. В соответствии с примечанием к данной статье под продуктами животноводства в частях 1 и 2 данной статьи следует понимать товары, включенные в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный решением Комиссии Таможенного союза.
В соответствии с Единым перечнем товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 N 317, сливочное масло и прочие жиры и масла, изготовленные из молока; молочные пасты (код ТН ВЭД 0405) отнесены к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору).
Таким образом, действия по реализации данной продукции в рассматриваемой ситуации не могут образовывать объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, поскольку ст.10.8 КоАП РФ в силу прямого указания закона является специальной по отношению к ст.14.43 этого же кодекса.
В связи с этим, оснований для привлечения Общества к административной ответственности на основании ч.1 ст.14.43 КоАП РФ не имелось.
В соответствии с п.8 Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. "О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае, если заявление административного органа о привлечении к административной ответственности или протокол об административном правонарушении содержат неправильную квалификацию совершенного правонарушения, суд вправе принять решение о привлечении к административной ответственности в соответствии с надлежащей квалификацией. При этом указанное в протоколе событие правонарушения и представленные доказательства должны быть достаточными для определения иной квалификации противоправного деяния.
Вместе с тем, если в результате переквалификации составление протокола о совершенном правонарушении не отнесено к полномочиям обратившегося с заявлением органа, суд не вправе принять решение о привлечении к административной ответственности.
Если в соответствии с надлежащей квалификацией рассмотрение дела о привлечении к административной ответственности согласно части 3 статьи 23.1 КоАП РФ не отнесено к подведомственности арбитражного суда, суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, выносит определение о прекращении производства в арбитражном суде и о возвращении протокола об административном правонарушении и прилагаемых к нему документов административному органу.
В соответствии со ст.23.14 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный ветеринарный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, в том числе и по ст.10.8 КоАП РФ.
Выводы апелляционного суда соответствуют позиции ВС РФ, указанной в определении от 25.07.2017 г. N 302-АД17-5715.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу подлежащим отмене, производство по делу подлежит прекращению с возращением постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 06.04.2017 г. и прилагаемых документов Никулинскому межрайонному прокурору г.Москвы.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч.4 ст.270 АПК РФ не допущено.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.150, ст.ст.266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.07.2017 по делу N А40-72166/17 отменить.
Производство по делу N А40-72166/17 прекратить.
Возвратить Никулинскому межрайонному прокурору г.Москвы постановление от 06.04.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным ч.3 ст.14.43 KоАП РФ и прилагаемые к нему документы.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-72166/2017
Истец: Никулинский межрайонный прокурор г.Москвы
Ответчик: Измайлович И. Л., ООО Белмолоко
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25511/18
28.02.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-10/18
02.11.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37111/17
13.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-72166/17