Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф01-6636/17 настоящее постановление оставлено без изменения
30 октября 2017 г. |
А43-11077/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Протасова ЮВ., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма "Квин" (ОГРН 1025202207579, ИНН 5254000684, Нижегородская обл., г. Саров, ул. Силкина, д. 10/1)
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2017
по делу N А43-11077/2017,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма "Квин"
о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 28.09.2016 N 291/1,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма "Квин" - Савинова Г.О. по доверенности от 23.01.2017 N 35/13;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Кошелевой И.А. по доверенности от 24.04.2017 N МТ-03/2471,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма "Квин" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление, антимонопольный орган) от 28.09.2016 N 291/1 о включении хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Федеральная антимонопольная служба.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 50 федерального медико-биологического агентства" (далее - Учреждение).
Решением от 21.06.2017 Арбитражный суд Нижегородской области отказал заявителю в удовлетворении требования.
Общество не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по основаниям, изложенным в жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Управления в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции - без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в составе суда произведена замена.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2017 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как усматривается из материалов дела и установил суд первой инстанции, по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме между Учреждением (Заказчик) и Обществом заключен контракт от 29.12.2014 N 5011214 на поставку продуктов.
Поскольку поставка товара по указанному контракту осуществлена с существенными нарушениями его условий, а именно количество товара не соответствовало установленному, а также нарушены сроки поставки, заказчик обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении данного контракта.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 17.12.2015 по делу N А43-25766/2015, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2016, данный контракт расторгнут.
10.05.2016 Учреждение обратилось в антимонопольный орган с заявлением о включении Общества в Реестр недобросовестных поставщиков.
28.09.2016 Управлением издан приказ N 291/1 "О включении хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков", на основании которого 28.11.2016 сведения об Обществе включены в Реестр.
Посчитав указанный приказ Управления не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В пункте 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, установлено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного федеральными законами "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в пределах своей компетенции возложено на Федеральную антимонопольную службу, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 6 статьи 104 Закона о контрактной системе).
В части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение десяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 названной статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактах. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную частью 3 названной статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение трех рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 (далее - Правила N 1062), установлено, что ведение реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется в том числе Федеральной антимонопольной службой (пункт 4).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в пунктах 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
На основании пункта 12 Правил N 1062 по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в пункте 11 указанных Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт расторгнут по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков информация, неисполнение действий, предусмотренных частью 9 настоящей статьи, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в судебном порядке (часть 11 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Поскольку в рассматриваемом случае заключенный по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме между Учреждением и Обществом контракт от 29.12.2014 N 5011214 на поставку продуктов расторгнут по решению суда в связи с существенным нарушением Обществом его условий, суд обоснованно признал это обстоятельство достаточным основанием для включения записи в Реестр недобросовестных поставщиков и, соответственно, правомерным издание Управлением приказа от 28.09.2016 N 291/1 "О включении хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков", на основании которого впоследствии (28.11.2016) сведения об Обществе включены в Реестр.
Факт нарушения антимонопольным органом установленного действующим законодательством срока включения сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков подтверждается материалами дела и Управлением не оспаривается.
В свою очередь, как правомерно посчитал суд, несвоевременное включение информации в реестр недобросовестных поставщиков не может служить безусловным основанием для признания недействительным оспариваемого приказа от 28.09.2016 N 291/1, вынесенного антимонопольным органом на законных основаниях.
Так, ни Законом о контрактной системе, ни Правилами N 1062 нарушение сроков по вынесению решения о включении сведений о хозяйствующем субъекте в Реестр и созданию реестровой записи уполномоченным органом не предусмотрено в качестве основания для исключения записи из реестра недобросовестных поставщиков.
Кроме того, нарушение со стороны антимонопольного органа срока включения информации в реестр факта недобросовестности со стороны Общества не опровергает.
Учитывая наличие правовых оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Нижегородской области по делу N А43-25766/2015 и издание в этой связи оспариваемого приказа антимонопольным органом, суд обоснованно посчитал, что нарушение сроков на совершение указанного действия не повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку срок для исключения информации из реестра на момент рассмотрения настоящего дела не наступил.
При этом, как верно отметил суд, само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Общества, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
Данные выводы суда согласуются с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 11.05.2012 по делу N ВАС-5621/12.
Поскольку требование заявителя о признании незаконным приказа Управления о включении хозяйствующего субъекта в Реестр недобросовестных поставщиков от 28.09.2016 N 291/1 рассмотрено судом по существу, суд апелляционной инстанции не оценивает его выводы о пропуске срока на обращение с заявлением в арбитражный суд.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к аналогичному выводу о том, что оспариваемый приказ антимонопольного органа принят в пределах его компетенции, не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное Обществом не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органа, осуществляющего публичные полномочия, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Нижегородской области отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не установлено.
На основании изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 21.06.2017 по делу N А43-11077/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью промышленно-коммерческая фирма "Квин" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Ю.В. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-11077/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф01-6636/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО ПРОМЫШЛЕННО-КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА "КВИН"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Третье лицо: ФАС России, ФГБУ здравоохранения "Клиническая больница N 50 Федерального медико-биологического агентства"