Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2018 г. N Ф05-800/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 ноября 2017 г. |
Дело N А40-74496/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 октября 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 ноября 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Румянцева П.В., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Бахтияровым Р.Р., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Насонова С.М.
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2017 по делу N А40-74496/17, принятое судьей Поздняковым В.Д.
по заявлению Насонова С.М.
к 1. ОАТИ Москвы; 2. ГБУ "Горинфор"
Третье лицо: Департамент СМИ и рекламы
об оспаривании предписания N 16-43-К02-00802 от 02.12.2016; об оспаривании действий по демонтажу информационных конструкций, а именно - вывески "Среди коллекционеров", с фасада здания по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д.24
при участии:
от заявителя: |
Маслова Н.С. по доверенности от 01.08.2017; |
от ответчиков: |
1.не явился, извещен; 2. Семенченко О.Д. по доверенности от 11.01.2017; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Насонов С.М. (далее также - заявитель) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании предписания ОАТИ города Москвы N 16-43-К02-00802 от 02.12.2016; об оспаривании действий по демонтажу информационных конструкций, а именно - вывески "Среди коллекционеров", с фасада здания по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 24.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано в полном объеме.
Заявитель не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
Через канцелярию суда поступил отзыв ГБУ "Горинфор", в котором оно просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней, просил отменить решение суда.
Представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая ее необоснованной, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
По мнению заявителя, оспариваемое предписание и последующие действия по демонтажу информационных конструкций не соответствуют нормам нормативно-правовых актов и нарушают права и законные интересы заявителя как владельца данных конструкций, конструкции, которые были демонтированы (вывеска), являются информационными и были размещены в соответствии с Правилами размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве утверждены Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 N 902-ПП (далее - Правила), предписание в адрес истца не направлялось и получено ими не было вплоть до момента подачи иска.
Доказательств направления истцу такого предписания и наличия факта его неисполнения не представлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предусмотренный законом срок для обжалования заявителем не пропущен.
Как следует из материалов дела, реализуя свои полномочия, ОАТИ г. Москвы выдало Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписание N 16-43-К02-00802 от 02.12.2016, в соответствии с которым Департаменту СМИ и рекламы г. Москвы в срок до 22.12.2016 поручено демонтировать информационную конструкцию, не соответствующую установленным требованиям.
На основании предписания ОАТИ г. Москвы N 16-43-К02-00802 от 02.12.2016 и поручения Департамента СМИ и рекламы города Москвы силами ГБУ "ГОРИНФОР" 15.12.2016 был произведен демонтаж информационной конструкции по адресу: г. Москва, ул. Беговая, д. 24.
Не согласившись с данным предписанием и действиями по демонтажу вывески, заявитель обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением.
Требования к размещению и содержанию информационных конструкций, размещаемых в месте фактического нахождения организации или осуществления деятельности организации или индивидуального предпринимателя в городе Москве, установлены Правилами размещения и содержания информационных конструкций в г. Москве, утвержденными Постановлением Правительства Москвы от 25.12.2013 г. N 902-ПП "О размещении информационных конструкций в г, Москве" (далее - Правила размещения информационных конструкций).
В соответствии с пунктом 41 Правил размещения информационных конструкций, работы по демонтажу, вывозу, хранению и утилизации или продаже демонтированных вывесок осуществляются ГБУ "ГОРИНФОР" по поручению Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы.
В соответствии с распоряжением Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы от 28.07.2016 N 02-07-7/16 "Об изменении типа государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" принято решение о смене организационно-правовой формы Государственного казенного учреждения города Москвы "Городская реклама и информация" на Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Городская реклама и информация".
В соответствии с абз. 4 п. 2.2 Правил размещения информационных конструкций вывески, размещенные на внешних поверхностях зданий, строений, сооружений улиц, магистралей и территорий города Москвы, в отношении которых утверждены Архитектурно-художественные концепции, подлежат приведению в соответствие с требованиями соответствующих Архитектурно-художественных концепций в течение месяца со дня их утверждения.
Согласно абз. 7 пункта 6 Правил размещения информационных конструкций Официальное опубликование Архитектурно-художественных концепций осуществляется путём их размещения (опубликования) на официальном сайте Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В отношении вывесок, размещенных на зданиях и сооружениях, расположенных по адресу г. Москва, ул. Беговая, д, 24, приказом Председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 20.08.2014 г. N 1991 "Об утверждении архитектурно-художественных концепций внешнего облика улиц, магистралей и территорий города Москвы" была утверждена Архитектурно-художественная концепция внешнего облика улиц, магистралей и территорий г. Москвы (далее - Архитектурно-художественная концепция).
Следовательно, обязанностью Насонова С.М. было приведение вывески в соответствие с Архитектурно-художественной концепцией в течение месяца со дня ее утверждения.
В соответствии с п. 39 Правил размещения информационных конструкций, собственник информационной конструкции обязан привести ее в соответствие в установленные сроки за счет собственных средств.
Таким образом, Правилами размещения информационных конструкций предусмотрен срок для добровольного приведения в соответствие с требованиями законодательства информационных конструкций, однако выдача собственнику предписаний или уведомлений о необходимости приведения вывесок в соответствие законодательством не предусмотрена.
Исходя из изложенного, довод заявителя о неисполнении ГБУ "ГОРИНФОР" требования о направлении уведомления о добровольном демонтаже, является незаконным и необоснованным.
Согласно пункту 40 Правил размещения информационных конструкций, в случае если вывеска не была демонтирована ее владельцем в добровольном порядке в установленный срок, организация демонтажа данной информационной конструкции в принудительном порядке осуществляется Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы за счет средств бюджета города Москвы по предписанию ОАТИ города Москвы в двухнедельный срок со дня получения указанного предписания.
Кроме того, заявитель искажает норму пункта 40 Правил размещения информационных конструкций. В пункте 40 Правил размещения информационных конструкций, в редакции от 19.07.2016 (редакция, действующая на момент демонтажа конструкции) отсутствует словосочетание "в предписании срок", однако заявитель добавил данное словосочетание в свое исковое заявление, чем полностью изменил смысл рассматриваемой нормы.
Правила размещения информационных конструкций не предполагают осуществление выдачи предписания собственнику или иному владельцу информационной конструкции.
В соответствии с Положением об ОАТИ города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 08.09.2009 N 960-ПП (далее - Положение ОАТИ) одной из основных задач ОАТИ города Москвы является организация и осуществление регионального государственного контроля за соблюдением требований в сфере внешнего благоустройства территорий, содержания зданий, сооружений и прочих объектов, производства работ на территории города Москвы (п. 2.1.1 Положения ОАТИ).
Согласно пункту 2.2. Положения в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет региональный государственный контроль за соблюдением юридическими и должностными лицами, индивидуальными предпринимателями Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к внешнему виду, размещению, содержанию и эксплуатации объектов праздничного и тематического оформления, рекламных и информационных конструкций.
В соответствии с пунктом 4.23 указанного Положения ОАТИ, ОАТИ города Москвы уполномочено выдавать в соответствии с законодательством обязательные к исполнению предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки их выполнения, использовать предусмотренные законом меры при их невыполнении.
Согласно абзацам первому и второму пункта 34 Правил размещения и содержания информационных конструкций в городе Москве, контроль за выполнением требований к размещению вывесок, а также выявление вывесок, не соответствующих требованиям вышеуказанных Правил размещения информационных конструкций, возложен на ОАТИ города Москвы в рамках полномочий по контролю в сфере благоустройства; при осуществлении контроля за выполнением требований к размещению вывесок ОАТИ города Москвы выдает Департаменту средств массовой информации и рекламы города Москвы предписания о демонтаже вывесок, не соответствующих установленным требованиям.
Согласно абзацу 6 пункта 41 Правил размещения информационных конструкций хранение демонтированных вывесок, не соответствующих установленным требованиям, производится на специально организованных Департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы для их хранения местах в течение не более 30 рабочих дней со дня демонтажа с составлением акта вывоза материальных ценностей и акта передачи их на хранение.
Сотрудниками ГБУ "ГОРИНФОР" во исполнение указанных норм были составлены: акт вывоза материальных ценностей от 15.12.2016, акт о приеме на ответственное хранение N 3022 от 16.12.2016.
Таким образом, ГБУ "ГОРИНФОР" действовало в пределах своих полномочий и с соблюдением всех установленных законодательством РФ и г. Москвы норм права.
Расходы на выполнение работ по демонтажу подлежат возмещению за счет владельца информационной конструкции (вывески) по требованию Департамента средств массовой информации и рекламы города Москвы. Средства, взимаемые в порядке возмещения затрат на принудительный демонтаж, хранение и утилизацию, подлежат перечислению в доход бюджета города Москвы. В соответствии с пунктом 41(1) Правил размещения информационных конструкций в случае если в течение 30 рабочих дней с даты демонтажа информационной конструкции (вывески) собственник или иной законный владелец информационной конструкции не забрал информационную конструкцию с места хранения, то Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы продает информационную конструкцию с соблюдением требований законодательства.
Довод заявителя о несоблюдении судебного порядка для осуществления демонтажа правомерно признан судом необоснованным и незаконным, так как Правилами размещения информационных конструкций предусмотрен внесудебный порядок осуществления принудительного демонтажа информационных конструкций, размещенных с нарушением требований действующего законодательства (на основании предписания ОАТИ г. Москвы и поручения Департамента СМИ и рекламы г. Москвы).
Таким образом, ГБУ "ГОРИНФОР" выполнило техническую часть работы по демонтажу конструкции на законных основаниях, в соответствии с поручением Департамента средств массовых информации и предписанием ОАТИ г. Москвы, уполномоченных осуществлять контроль в сфере размещения и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации на территории города Москвы.
Кроме того, демонтаж информационной конструкции, по своему характеру является мерой, реализуемой в процессе государственно-управленческой деятельности Правительства Москвы и используется в качестве средства осуществления закрепленных за ними контрольных полномочий в области благоустройства города, в том числе в целях выполнения требований к размещению информационных вывесок, а также выявлению вывесок, не соответствующих требованиям, установленных законодательством.
На основании изложенного, предполагается, что реализация указанных мер, вопреки доводам заявителя, не предполагает отчуждение у собственника демонтируемой информационной конструкции.
Конструкция находится на складе ответственного хранения ГБУ "ГОРИНФОР" и после оплаты в бюджет города Москвы расходов за демонтаж, транспортировку и хранение вывесок, собственник или иной законный владелец может осуществить возврат конструкции.
На основании пункта 4 статьи 1 ГК РФ о недопустимости извлечения преимуществ из незаконного или недобросовестного поведения, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что демонтаж указанной незаконно эксплуатируемой рекламной конструкции не нарушил законные права и интересы заявителя.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции.
Выводы суда сделаны на основании надлежащего установления обстоятельств спора, правильного применения норм материального и процессуального права.
Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.08.2017 по делу N А40-74496/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-74496/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 марта 2018 г. N Ф05-800/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Насонов С.М., Насонов Сергей Михайлович
Ответчик: ГБУ "Горинфор", ГБУ г. Москвы Горинфор, ОАТИ Москвы, ОБЪЕДИНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ИНСПЕКЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: Департамент СМИ, Департамент средств массовой информации и рекламы г.Москвы