город Ростов-на-Дону |
|
08 августа 2018 г. |
дело N А32-16030/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 августа 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018 по делу N А32-16030/2018 (судья Шкира Д.М) по заявлению акционерного общества "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Анапаэнергосбыт" к заинтересованному лицу Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора акционерного общества "Санаторий "Кубань" об оспаривании постановления административного органа о прекращении дела об административном правонарушении от 16.04.2018 N 42-103-17,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Независимая энергосбытовая компания Краснодарского края" в лице филиала "Анапаэнергосбыт" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - заинтересованное лицо, административный орган) о прекращении дела об административном правонарушении от 16.04.2018 N 42-103-17 по части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении закрытого акционерного общества "Санаторий "Кубань" (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018 постановление о прекращении дела об административном правонарушении от 16.04.2018 N 42-103-17 по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, вынесенное административным органом, возбужденного по заявлению общества по факту нарушения третьим лицом порядка полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии признано незаконным и отменено.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что уведомление об ограничении режима электропотребления N 3 от 15.01.2018 не было официально вручено представителю общества, акт о необеспечении доступа был составлен с нарушением Правил N 442, так как общество, не получив надлежащее уведомление, не знало и не могло знать о том, что следует ограничить режим электропотребления.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между обществом (далее - гарантирующий поставщик) и третьим лицом (далее - потребитель) заключен договор энергоснабжения от 04.10.2011 N 273.
По причине образования задолженности в размере 31 538,95 рубля по договору энергоснабжения от 04.10.2011 N 273 заявитель направил в адрес третьего лица уведомление от 15.01.2018 N 3 об ограничении режима электропотребления, а именно:
- в срок до 25.01.2018 оплатить аванс в размере 138 523,39 рубля;
- в случае неоплаты образовавшейся задолженности и аванса до 25.01.2018, общество будет вынуждено с 25.01.2018 ввести полное ограничение режима электропотребления в отношении следующих объектов (точек поставки): санаторий "Кубань" 1, 2 ввод Пушкина 30;
- в случае неоплаты вышеуказанной суммы в указанный срок, акционерному обществу "Санаторий "Кубань" необходимо до 12-00 часов 25.01.2018 самостоятельно ввести ограничение режима электропотребления в отношении вышеперечисленных объектов (точек поставки);
- в случае если введение полного ограничения режима потребления в отношении указанных объектов (точек поставки) может привести к ограничению или прекращению подачи электроэнергии иным потребителям (субабонентам), имеющим прямые договоры с обществом, ограничение вводится до уровня 67,1 кВт.
Однако третье лицо указанное уведомление не исполнило, что подтверждается выпиской из акта снятия показаний за период январь-март 2018 года.
Усмотрев в действиях третьего лица состав административного правонарушения по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ, общество обратилось с заявлением в административный орган, в котором просил привлечь третье лицо к административной ответственности.
Определением от 10.04.2018 административный орган возбудил дело об административном правонарушении в отношении акционерного общества "Санаторий "Кубань" по части 1 статьи 9.22 КоАП РФ.
Постановлением от 16.04.2018 N 41-103-17 административный орган прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества "Санаторий "Кубань" на основании того, что отсутствует событие административного правонарушения.
Заявитель не согласился с указанным определением административного органа, что послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 3 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушении, предусмотренных частью 2 статьи 5.27 и статьей 14.52 данного Кодекса).
Дело об административном правонарушении может быть возбуждено лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 названной статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (часть 3 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях исключает возможность начала производства по делу об административном правонарушении, в частности, в случае отсутствия события административного правонарушения и отсутствия состава административного правонарушения (часть 1 статьи 24.5). Соответственно, принятие решения о возбуждении дела об административном правонарушении или об отказе в его возбуждении, которое согласно части 5 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должно быть мотивированным, требует, в частности, проверки указанных в заявлении об административном правонарушении сведений и не предполагает, что такое решение принимается по факту поступления заявления (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 2315-О).
В силу части 1 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административная ответственность за нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, либо необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам.
Как следует из пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Правила N 442) ограничение режима потребления электрической энергии вводится, в том числе в случае нарушения своих обязательств потребителем, выразившемся в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа.
Ограничение режима потребления в случае неисполнения обязательств по оплате вводится по инициативе гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации, производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке), перед которым не исполнены обязательства, с обязательным письменным уведомлением потребителя в котором указывается дата предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; дата полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения (подпункт "а" пункта 4, пункты 7, 15 Правил N 442). Частичное ограничение режима потребления производится потребителем самостоятельно (пункт 9 Правил N 442).
В силу пункта 11 Правил N 442 при невыполнении потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления в срок, установленный в уведомлении об ограничении режима потребления, и отсутствии технической возможности введения ограничения режима потребления, в том числе в случаях, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, исполнитель вправе потребовать от потребителя осуществления им действий по самостоятельному ограничению режима потребления в принадлежащих ему энергопринимающих устройствах (на объектах электросетевого хозяйства) в присутствии исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - в присутствии исполнителя совместно с субисполнителем либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в указанных мероприятиях).
Потребитель обязан обеспечить доступ к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) как исполнителя (в случае введения ограничения режима потребления субисполнителем - исполнителя и субисполнителя либо только субисполнителя, если исполнитель отказался от участия в соответствующих мероприятиях), так и инициатора введения ограничения, которые присутствуют при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления.
Из материалов дела видно, что по причине образования задолженности в размере 31 538,95 рубля по договору энергоснабжения от 04.10.2011 N 273 заявитель направил в адрес третьего лица уведомление от 15.01.2018 N 3 об ограничении режима электропотребления. Третье лицо указанное уведомление не исполнило, что подтверждается выпиской из акта снятия показаний за период январь-март 2018 года, а также составленным в ходе проведения обществом проверки самостоятельного ограничения режима потребления электрической энергии акта о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики от 25.01.2018.
Вместе с тем, административный орган, указав, что акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики от 25.01.2018 был составлен с нарушениями, ввиду отсутствия при его составлении законного представителя юридического лица, прекратил производство по делу на основании того, что отсутствует событие административного правонарушения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой о незаконности вынесенного постановления исходя из следующего.
Согласно пункту 7(2) Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 в случае необеспечения исполнителю (субисполнителю, инициатору введения ограничения) потребителем доступа к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики, приборам учета при осуществлении этим потребителем действий по самостоятельному ограничению режима потребления исполнитель (субисполнитель, инициатор введения ограничения) составляет акт о необеспечении доступа, в котором указываются:
а) полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее адрес, идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет в налоговом органе в соответствии с информацией, содержащейся в Едином государственном реестре юридических лиц;
б) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;
в) фамилия, имя, отчество (при наличии) и паспортные данные гражданина либо данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации;
г) место, дата и время составления акта о необеспечении доступа;
д)место нахождения энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики, места установки приборов учета;
е) основания введения ограничения режима потребления;
ж) причины необеспечения доступа (если эти причины были заявлены потребителем);
з) фамилия, имя и отчество (при наличии) лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя.
Как следует из материалов дела, уведомление от 15.01.2018 N 3 об ограничении режима электропотребления получено администратором Гамидовым 15.01.2018, о чем сделана отметка в указанном уведомлении.
Акт о необеспечении доступа к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики от 25.01.2018 составлен заявителем в одностороннем порядке по причине ограничения доступа на территорию третьего лица, однако третье лицо было уведомлено надлежащим образом об ограничении режима электропотребления в срок до 25.01.2018.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что составление указанного акта в одностороннем порядке не может свидетельствовать об отсутствии события административного правонарушения при отсутствии допуска на территорию общества, а также при отсутствии лица, уполномоченного на подписание акта от имени потребителя.
С учетом вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что оспариваемое постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении не может быть признано законным как не основанное на фактических обстоятельствах.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 22.06.2018 по делу N А32-16030/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16030/2018
Истец: АО "НЕЗАВИСИМАЯ ЭНЕРГОСБЫТОВАЯ КОМПАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ", АО "НЭСК" в лице филиала "Анапаэнергосбыт"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Ростахнадзора, Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: АО "Независимая энергосбытовая компания краснодарского края" в лице филиала "Анапаэнергосбыт", АО Санаторий Кубань
Хронология рассмотрения дела:
14.09.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-15285/18
08.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11292/18
03.08.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-12573/18
22.06.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16030/18