Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2018 г. N Ф10-241/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
08 ноября 2017 г. |
Дело N А64-2540/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2017 года.
Постановление в полном объёме изготовлено 08 ноября 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи |
Письменного С.И., |
судей |
Яковлева А.С., |
|
Алферовой Е.Е., |
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Щелгуновой Д.О.,
при участии:
от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Мартынова Е.А., представитель по доверенности N 151-АУФ-2017 от 08.09.2017;
от Управления Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
от общества с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в деле;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2017 по делу N А64-2540/2017 (судья Попов Ю.В.) по иску федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (ОГРН 1037724007276, ИНН 7724261610) в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России" к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области (ОГРН 1046882321936, ИНН 68290100440), обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов" (ОГРН 1156829004122, ИНН 6829111112), третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (ОГРН 1026801156172, ИНН 6831001163) о признании недействительным государственного контракта,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области (далее - УФССП по Тамбовской области, ответчик-1) и обществу с ограниченной ответственностью "Национальная почтовая служба - Тамбов" (далее - ООО "НПС-Тамбов", ответчик-2) о признании недействительным государственного контракта N 34 от 09.01.2017 на оказание услуги общедоступной почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке внутренних почтовых отправлений, а также технологически неразрывно связанных с ними дополнительных услуг.
Определением от 14.06.2017 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2017 по делу N А64-2540/2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на несоответствие выводов арбитражного суда фактическим обстоятельствам дела, доказанность имеющих существенное значение для дела обстоятельств. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о правомерности выбора ответчиком-1 способа проведения закупки, относя предмет закупки обжалуемого контракта к общедоступным услугам почтовой связи. Считает не соответствующим закону отнесение судом первой инстанции услуги уведомления о вручении к сфере естественных монополий, обосновывая это только тем, что она является частью единого производственно-технологического процесса оказания услуг почтовой связи. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить его исковые требования.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители ответчиков и третьего лица не явились. Учитывая наличие в материалах дела доказательств надлежащего извещения указанных лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в их отсутствие в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ.
Представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить оспариваемое решение, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Законность и обоснованность судебного акта, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, повторно исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, судебная коллегия апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 09.01.2017 между УФССП по Тамбовской области (заказчик) и ООО "НПС-Тамбов" (исполнитель) заключен государственный контракт N 34 на оказание услуг общедоступной почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке внутренних почтовых отправлений, а также технологически неразрывно связанные с ними дополнительных услуг (далее - контракт), по условиям пунктов 1.1, 1.1.1, 2.2.3 которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию вышепоименованных услуг в соответствии с приложением N 4 к государственному контракту, которое является его неотъемлемой частью. В свою очередь заказчик обязуется своевременно принимать и оплачивать услуги согласно тарифам, указанным в приложении N 4 к контракту.
Приложением N 4 к контракту стороны согласовали стоимость услуги почтовой связи: по доставке простого письма в один адрес составляет 7 руб., по доставке заказного письма в один адрес составляет 21 руб., по доставке заказного письма с уведомлением в один адрес составляет 30 руб.
В силу пунктов 1.1.3, 3.1 контракта срок оказания услуг - с момента подписания контракта до 31.12.2017, его цена, в редакции дополнительного соглашения б/н от 13.06.2017, - 1 490 000 руб.
Согласно данным, размещенным на сайте Единой информационной системы в сфере закупок, контракт имеет статус "исполнение завершено". Оплата по контракту произведена в полном объеме.
Ссылаясь на то обстоятельство, что контракт был заключен ответчиками вопреки требованиям статей 8, 24, 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), что привело к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, в рассматриваемом случае - недопущению ФГУП "Почта России" к участию в закупке названной услуги, чем были нарушены права ФГУП "Почта России", истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об отказе в удовлетворении иска, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Статьей 8 Закона N 44-ФЗ закреплено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Из представленных в материалы дела сведений о закупке (закупка N 0164100006116000229) и карточки контракта (информация о контракте N 1682901004017000002) (л.д.27-30) усматривается, что УФССП по Тамбовской области при заключении государственного контракта применен способ определения поставщика - закупка у единственного поставщика, поставщиком определено ООО "НПС-Тамбов".
По правилам подпункта 1 пункта 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Законом о естественных монополиях.
Пунктом 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях к сфере деятельности субъектов естественных монополий отнесены услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Статьей 2 Федерального закона N 176-ФЗ от 17.07.1999 "О почтовой связи" в целях регулирования отношений в области почтовой связи определены основные понятия:
- почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений;
- почтовая связь общего пользования - составная часть единой почтовой связи РФ, которая открыта на условиях публичного договора для пользования всем гражданам, органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и юридическим лицам;
- услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств;
- универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории РФ и по доступным ценам;
- почтовые отправления - адресованные письменная корреспонденция, посылки, прямые почтовые контейнеры;
- письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
В силу пункта 1 утвержденного постановлением Правительства РФ N 637 от 24.10.2005 Перечня услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке РФ осуществляет Федеральная служба по тарифам, пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи.
Пунктом 9 утвержденных приказом Минкомсвязи России N 234 от 31.07.2014 Правил оказания услуг почтовой связи закреплено, что почтовые отправления и почтовые переводы подразделяются на внутренние (принимаемые для пересылки в пределах территории РФ) и международные (принимаемые для пересылки за пределы РФ, поступающие на ее территорию из других государств либо следующие транзитом через территорию РФ) (далее - Приказ N 234).
Из положений пунктов 10, 11 Приказа N 234 следует, что к внутренним почтовым отправлениям, в числе прочего, относятся почтовые отправления с письменным сообщением (простые, заказные, с объявленной ценностью).
По совокупности признаков, определяющих порядок и условия приема, обработки, перевозки и доставки (вручения), почтовые отправления подразделяются на следующие категории: простые - принимаемые от отправителя без выдачи ему квитанции и доставляемые (вручаемые) адресату (его уполномоченному представителю) без его расписки в получении; регистрируемые (заказные обыкновенные, с объявленной ценностью) - принимаемые от отправителя с выдачей ему квитанции и вручаемые адресату (его уполномоченному представителю) с его распиской в получении.
При этом регистрируемые почтовые отправления могут пересылаться с уведомлением о вручении (при подаче которых отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить ему или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление).
Таким образом, с учетом способа обработки, заказные почтовые отправления относятся к регистрируемым почтовым отправлениям, которые могут пересылаться с уведомлением о вручении.
Уведомление о вручении является бланком форма 119, выдаваемым бесплатно пользователю услугами почтовой связи и используемым в качестве сопроводительного документа к внутреннему почтовому отправлению, посредством которого отправитель поручает оператору почтовой связи сообщить отправителю или указанному им лицу, когда и кому вручено почтовое отправление.
Как следует из материалов дела, между УФССП по Тамбовской области и ООО "НПС-Тамбов" был заключен государственный контракт, предметом которого является оказание услуг общедоступной почтовой связи, которые включают в себя услуги общедоступной почтовой связи по приему, обработке, перевозке и доставке внутренних почтовых отправлений и технологически неразрывно связанные с ними дополнительные услуги.
Согласно пункту 1.1.2 контракта оформление уведомлений о вручении с присвоением им идентификационного номера согласно номеру соответствующего почтового отправления, с указанием штрих кода и дополнительной информации о вложении в почтовое отправление, являются составной частью обработки почтовых отправлений, то есть частью единого производственно-технологического процесса оказания услуги почтовой связи по пересылке почтового отправления в целом, следовательно, относится к сфере естественной монополии.
Постановлением Правительства РФ N 87 от 18.02.2005 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий" определен перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (пункт 4 раздела XX), предусматривающий обеспечение предоставления пользователю услуг по: приему почтовых отправлений; обработке почтовых отправлений; перевозке почтовых отправлений; доставке (вручению) почтовых отправлений.
При этом оказание услуг, предусмотренных перечнем, может сопровождаться предоставлением иных услуг, технологически неразрывно связанных с указанными услугами и направленных на повышение их потребительской ценности, если для этого не требуется отдельной лицензии.
ООО "НПС-Тамбов" выдана лицензия N 145870 от 06.10.2015 на оказание услуг почтовой связи (л.д.89-93), действующая до 06.10.2020, в соответствии с которой лицензиат обязан обеспечить предоставление пользователю услуг по: приему почтовых отправлений; обработке почтовых отправлений; перевозке почтовых отправлений; доставке (вручению) почтовых отправлений.
Таким образом, ООО "НПС-Тамбов" в рамках спорного контракта оказаны услуги общедоступной почтовой связи по пересылке простых писем, заказных писем и заказных писем с уведомлением о вручении, то есть оказывались услуги по пересылке внутренней письменной корреспонденции, различающиеся по способам обработки почтовых отправлений.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел нарушений антимонопольного законодательства, в том числе положений Закона о естественных монополиях и Закона N 44-ФЗ при заключении ответчиками спорного контракта, в связи с чем исковые требования оставил без удовлетворения.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Отклоняя заявленные доводы жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции так же исходит из того, что уведомление о доставке является частью почтовой услуги, поскольку пересылка почтового отправления является единым процессом, состоящим из комплекса самостоятельных, однако неразрывно связанных между собой действий (услуг), придающих завершение процессу отправки отправителем почтового отправления до его доставки адресату, в том числе с уведомлением отправителя, следовательно, исполнение услуги "уведомление" не может быть осуществлено в отрыве от исполнения услуг отправки, пересылки и доставки почтового отправления, в противном случае цель оказания заказчику полной услуги по пересылке почтового отправления в соответствии с его потребностями не будет достигнута. При этом, поскольку спорная деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) внутренних почтовых отправлений, включая посылки, законодательно отнесена к услугам общедоступной почтовой связи, такая деятельность полностью относится к сфере естественных монополий.
Таким образом, апелляционная инстанция, повторно рассматривающая дело, считает, что при вынесении обжалуемого судебного акта выводы суда соответствуют представленным доказательствам и обстоятельствам дела, в связи с чем, оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2017 по делу N А64-2540/2017 не имеется.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьёй 110 АПК РФ государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 123, 156, 266 - 271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.08.2017 по делу N А64-2540/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
С.И. Письменный |
Судьи |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2540/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 16 февраля 2018 г. N Ф10-241/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ФГУП "Почта России" в лице УФПС Тамбовской области - филиала ФГУП "Почта России"
Ответчик: ООО "Национальная почтовая служба - Тамбов" ООО "НПС-Тамбов", Управление Федеральной службы судебных приставов по Тамбовской области
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области
Хронология рассмотрения дела:
17.08.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7253/17
16.02.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-241/18
08.11.2017 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-7253/17
25.08.2017 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-2540/17