Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2018 г. N Ф02-402/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
14 ноября 2017 г. |
Дело N А10-1606/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 7 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гречаниченко А.В.,
судей Ошировой Л.В., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мартыновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2017 года по делу N А10-1606/2017 по исковому заявлению акционерного общества "Читаэнергосбыт" в лице территориального подразделения "Энергосбыт Бурятии" к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" о взыскании 384 735 руб. 09 коп.,
(суд первой инстанции: судья Урмакшинов В.К.),
с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Бурятия,
при участии в судебном заседании от ответчика представителя по доверенности от 09.02.2017 Луговой Т.А.,
установил:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" в лице территориального подразделения "Энергосбыт Бурятии" (далее - истец, АО "Читаэнергосбыт" в лице ТП "Энергосбыт Бурятии") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" (далее - ответчик, ФКУ ИК-2 УФСИН России) о взыскании 384 735 руб. 09 коп., из которых 376 907 руб. 02 коп. - задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 01.12.2016 по 31.12.2016, 7828 руб. 07 коп. - пени за просрочку платежа за период с 19.01.2017 по 17.02.2017, пени, подлежащие начислению с 18.02.2017 по день фактической уплаты задолженности.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2017 года с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в пользу акционерного общества "Читаэнергосбыт" взыскано 376907 руб. 02 коп. - задолженность за потребленную за период декабрь 2016 года электрическую энергию, 7828 руб. 07 коп. - сумму пени, исчисленную за период с 19.01.2017 г. по 17.02.2017 г., 2000 руб. - сумма государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче иска. С федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" в пользу акционерного общества "Читаэнергосбыт" взысканы пени за просрочку платежа, за период с 18.02.2017 г. по день фактической уплаты суммы долга в размере 376907 руб. 02 коп., исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, федеральное казенное учреждение "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия" обратилось с апелляционной жалобой, ссылаясь на несоразмерность взыскиваемой неустойки последствиям нарушения обязательства. Заявитель указывает, что вины учреждения в просрочке не имеется, контракт исполнен в полном объеме. Заявитель считает, что истец не привел доказательств причинения ему действительного ущерба в результате неисполнения ответчиком обязательств. По мнению заявителя, судом не применена норма п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, вина учреждения отсутствует. Размер неустойки необходимо определять согласно нормам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Заявитель не согласен с количеством дней просрочки. Судом не учтены доводы ответчика об уменьшении размера неустойки в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием оснований. Заявитель жалобы полагает, что в соответствии с п.1.1 ч.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Представитель ответчика в полном объеме поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение суда отменить.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом (гарантирующий поставщик) и ответчиком (потребитель) заключен государственный контракт на энергоснабжение N 812-00100 от 01.01.2016, по условиям которого истец обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии ответчику, а ответчик в свою очередь обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1).
Указанный государственный контракт подписан ответчиком с разногласиями, которые согласованы сторонами в протоколе согласования.
Действие контракта распространяется на отношения сторон, возникшие с 01.01.2016 (п.6.1 контракта).
В пункте 4.4 контракта стороны определили, что стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается потребителем на основании полученных счетов-фактур до 18 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата.
В приложении N 1 к договору сторонами согласованы перечень точек поставки и расчётных приборов учета электрической энергии и договорный (планируемый объём) поставки электрической энергии по месяцам.
Расчётным периодом по контракту является период, равный одному календарному месяцу (пункт 1.2 контракта).
За период с 01.12.2016 по 31.12.2016 истцом отпущена электроэнергия на сумму 766 432 руб. 62 коп., для оплаты которой выставлен счет-фактура N 801-А61642-812- 00100/8 от 31.12.2016.
Количество потребленной электрической энергии подтверждается ведомостью электропотребления, показаниями электросчетчиков, ведомостью объемов переданной электроэнергии, ответчиком в судебном заседании не оспаривается.
С учетом произведенной ответчиком частичной оплаты (платежное поручение N 211246 от 30.12.2016) задолженность ответчика за поставленную в декабре 2016 года электроэнергию составила 376907 руб. 02 коп.
Ответчик наличие задолженности в заявленном истцом размере признал.
На основании пункта 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (пункт 2 статьи 544 ГК РФ).
В связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по оплате потребленного ресурса истец обратился с требованием о взыскании с ответчика неустойки за период с 19.01.2017 по 17.02.2017, в размере 1/130 учетной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации (9 % годовых) - 7828,07 руб.
Пунктом 5.3 договора, в редакции протокола согласования разногласий, при просрочке оплаты потребитель уплачивает гарантирующему поставщику штрафную неустойку в виде пени, определяемую в соответствии с действующим законодательством РФ.
Поскольку ответчик не вносил платежи за оказанные услуги в соответствии с условиями контракта, суд первой инстанции правомерно взыскал пени в размере 7828 руб. 07 коп., исчисленные за период с 19.01.2017 г. по 17.02.2017 г., а также пени за просрочку платежа, за период с 18.02.2017 г. по день фактической уплаты суммы долга в размере 376907 руб. 02 коп., исходя из одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.
Расчет пени судом апелляционной инстанцией проверен и признан верным.
Довод заявителя жалобы относительно применения норм Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - закон N 44-ФЗ) для расчета пени отклоняется.
Согласно абзацу 8 части 2 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике" (в редакции Федерального закона N 307-ФЗ от 03.11.2015, далее - Закон об электроэнергетике) потребитель или покупатель электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие электрическую энергию гарантирующему поставщику, обязаны уплатить ему пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
В соответствии с частью 1 статьи 8 действие Закона об электроэнергетике распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договоров энергоснабжения.
Положения Закона об электроэнергетике в редакции Федерального закона N 307-ФЗ носят специальный характер (Обзор судебной практики Верховного суда Российской Федерации N 3 за 2016 год) по отношению к Закону N 44-ФЗ, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. В Законе N 44-ФЗ не учитывается специфика отношений в сфере энергоснабжения, конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере.
Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию с заказчика по государственному (муниципальному) контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться пунктом 2 статьи 37 Закона об электроэнергетике в редакции Федерального закона N 307-ФЗ.
Заявитель апелляционной жалобы просит снизить неустойку на основании статьи 333 ГК РФ.
В соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Право снижения размера неустойки как имущественной ответственности предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Согласно пунктам 73, 75, 77 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ). Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие отсутствия финансирования не могут служить основанием для снижения неустойки.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Снижение размера договорной неустойки, подлежащей уплате коммерческой организацией, индивидуальным предпринимателем, а равно некоммерческой организацией, нарушившей обязательство при осуществлении ею приносящей доход деятельности, допускается в исключительных случаях, если она явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства и может повлечь получение кредитором необоснованной выгоды (пункты 1 и 2 статьи 333 ГК РФ).
В рассматриваемом случае ответчиком не приведено доводов и не представлено доказательств, свидетельствующих о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательств. Размер неустойки не представляется завышенным.
Исходя из названного размера неустойки, основания для применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и уменьшения подлежащей взысканию неустойки у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем заявленная к взысканию неустойка правомерно взыскана судом в полном размере.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вместе с тем, недофинансирование учреждения само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии его вины, и основанием для освобождения его от ответственности на основании пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поскольку заявителю апелляционной жалобы при обращении с апелляционной жалобой предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения апелляционной жалобы по существу, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с заявителя апелляционной жалобы в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина. Учитывается, что в данном споре ответчик имеет статус не государственного органа управления, а юридического лица, действующего в области хозяйственных отношений от своего имени и в своем интересе при потреблении электроэнергии. Соответственно, оснований для освобождения его от уплаты государственной пошлины, предусмотренных статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеется. Государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Соответственно, довод жалобы об отсутствии у ответчика обязанности по уплате госпошлины отклоняется.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
В пункте 32 постановления N 46 Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что судам необходимо учитывать, что в подпункте 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ к органам, обращающимся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов, относятся такие органы, которым право на обращение в арбитражный суд в защиту публичных интересов предоставлено федеральным законом (часть 1 статьи 53 АПК РФ).
Под иными органами в смысле подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ понимаются субъекты, не входящие в структуру и систему органов государственной власти или местного самоуправления, но выполняющие публично-правовые функции. Таковыми являются, в частности, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Центральный банк Российской Федерации. Названные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в случае, когда они выступают в судебном процессе в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом указано, что если государственное или муниципальное учреждение выполняет отдельные функции государственного органа (органа местного самоуправления) и при этом его участие в арбитражном процессе обусловлено осуществлением указанных функций и, соответственно, защитой государственных, общественных интересов, оно освобождается от уплаты государственной пошлины по делу.
Таким образом, для возникновения права на льготу требуется единовременное выполнение двух условий: инициирования арбитражного процесса с целью защиты публичных интересов, закрепленное законодательством; выполнения государственным или муниципальным учреждением функций государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов.
В рассматриваемом случае заявитель участвует в деле в качестве ответчика по спору, возникшему из гражданско-правовых отношений в сфере энергоснабжения, т.е. для нужд учреждения. Следовательно, отношения между истцом и ответчиком, в которых учреждение действует от своего имени и в своем интересе, носят гражданско-правовой характер, а взыскание с учреждения неустойки не может расцениваться как защита государственных и (или) общественных интересов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что в спорных правоотношениях учреждение осуществляет функции не хозяйствующего субъекта, а государственного органа, не представлены.
Таким образом, поскольку учреждение-ответчик участвует в арбитражном процессе, не связанном с защитой им государственных и (или) общественных, то есть публичных интересов в сфере возложенных на него функций, соответственно, не может претендовать на освобождение от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанный подход соответствует правовым позициям, изложенным в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.09.2010 N 5658/10 и в определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.03.2017 N 307-ЭС16-15395.
По изложенным основаниям доводы апелляционной жалобы отклоняются.
Арбитражным судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные по делу, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права, вынесено по существу законное и обоснованное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 10 июля 2017 года по делу N А10-1606/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 УФСИН по Республике Бурятия" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.В. Гречаниченко |
Судьи |
Л.В. Оширова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1606/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 марта 2018 г. N Ф02-402/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО Читаэнергосбыт Территориальное подразделение Энергосбыт Бурятии
Ответчик: Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Бурятия