Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 февраля 2018 г. N Ф08-41/18 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
21 ноября 2017 г. |
дело N А32-1179/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 ноября 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткалич М.А.,
при участии:
от ФГУП "Жилищно-коммунальный комплекс" - директор Трошин Н.М., представитель Трошина О.Н. по доверенности от 13.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства научных организаций
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2017 по делу N А32-1179/2017, судья Ермоловой Н.А.,
по иску Федерального агентства научных организаций
к департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар,
муниципальному унитарному предприятию водопроводно-коммунального хозяйства "Водоканал",
открытому акционерному обществу "Краснодаргоргаз",
открытому акционерному обществу "Автономная теплоэнергетическая компания"
при участии третьих лиц: территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Федерального государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальный комплекс", администрации муниципального образования город Краснодар
об истребовании имущества из чужого незаконного владения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное агентство научных организаций обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар об истребовании из чужого незаконного владения 27 объектов недвижимого имущества, поименованных в распоряжении от 23.01.2014 г. N 13-р (Перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар) (требования, уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2017 в иске отказано.
Федеральное агентство научных организаций обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение суда, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что судом первой инстанции в нарушение статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не указаны причины отклонения доводов Агентства об отсутствии соответствующих полномочий у ТУ Росимущества по Краснодарскому краю, а также о наличии временного запрета на отчуждение данного имущества из федеральной собственности. В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 Поручения Президента Российской Федерации от 15 января 2014 г. N Пр-46 Правительству Российской Федерации необходимо было обеспечить сохранение структурной целостности, имущества и кадровых ресурсов организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, в течение года со дня их передачи в ведение Федерального агентства научных организаций (в настоящее время действие моратория продлено). Каких-либо исключений данный мораторий не содержит, то есть отчуждение из федеральной собственности имущества, закреплённого за подведомственными ФАНО России организациями, недопустимо, исключений для каких-то отдельных категорий имущества в поручении Президента Российской Федерации не содержится. Несмотря на это, ТУ Росимущества в Краснодарском крае издано указанное выше распоряжение от 23 января 2014 г. N 13-р о передаче в собственность муниципального образования город Краснодар 27 объектов недвижимого имущества, закреплённого за организацией научного обслуживания и социальной сферы "Жилищно-коммунальный комплекс" Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института масличных культур им. B.C. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук. Распоряжение ТУ Росимущества в Краснодарском крае издано с нарушением поручения главы государства и является незаконным. Суд первой инстанции оценку данному обстоятельству не дал и не указал по какой причине не применил существующий мораторий (запрет).
В судебном заседании представители третьего лица апелляционную жалобу поддержали, пояснили, что возврат имущества необходим для оформления права федеральной собственности как на имущественный комплекс, для последующей передачи в муниципальную собственность единым объектом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.01.2014 г. N 13-р на основании обращения муниципального образования город Краснодар от 12 декабря 2012 г. N 14869/01 "О передаче объектов из государственной собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования город Краснодар", Организации научного обслуживания и социальной сферы "Жилищно-коммунальный комплекс" Государственного научного учреждения Всероссийского научно-исследовательского института масляничных культур им. В.С. Пустовойта Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии) был утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из федеральной собственности в собственность муниципального образования город Краснодар, а именно:
- артезианская скважина N 16800, литер I, глубина 255 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:1003, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- артезианская скважина N 40951/1, литер II, высота 185 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:1004, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- артезианская скважина N 40952/2, литер III, глубина 185 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:993, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- водопроводная линия, литер V, протяженность 9 343 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2105, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- водопроводная линия, литер IV, протяженность 1 283 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2107, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- газопровод среднего давления, литер VI, протяженность - 338 метров, назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:921, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- емкость стальная, литер 215, объем 44 куб. м, назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:994, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- емкость стальная, литер 216, объем 44 куб. м, назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:1007, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- емкость стальная, литер 217, объем 44 куб. м, назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:989, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- емкость стальная, литер 218, объем 44 куб. м, назначение нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:992, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- кабельная линия 2-х цепная воздушная 6кВ, литер X, протяженность 411 метров, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2123, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- кабельная линия 6кВ от РП-48 до ТПп-340, литер VII, протяженность 750 метров, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2127, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- канализация, литер XI, протяженность 3717 метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер: 23:43:0145075:2114, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- котельная, литер Г80, общей площадью 1 486,1 кв. м, этажность 2, назначение: нежилое, инвентарный номер 26252-526, кадастровый номер: 23:43:0145075:2130, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- трансформаторная подстанция ТП-156n (Im) ТМ-400, литер Г190, общей площадью 25,2 кв. м, этажность 1, назначение: нежилое, инвентарный номер 3312, кадастровый номер 23:43:0145075:2131, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17;
- артезианская скважина N 40950, литер VI, высота 162 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:77, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- водопроводная линия, литер X, протяженность 1903 метра, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0000000:999, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- емкость стальная, литер IV, объем 70 куб. метров, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:82, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- емкость стальная, литер II, объем 44 куб. метров, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:80, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- емкость стальная, литер III, объем 25 куб. метров, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0143022:79, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- канализация, литер VIII, протяженность 1 992 м, назначение: нежилое, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0000000:981, расположенная по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- сети водопроводные, литер IX, протяженность 2329 м, инвентарный номер 3315, кадастровый номер 23:43:0000000:995, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- сети водопроводные, литер XI, протяженность 1 252 м, расположенные по адресу: г. Краснодар, п. Плодородный;
- здание сарая, литер Г194г194г194/1г194/2г194/3, общей площадью 112,4 кв. м, этажность 1, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 62;
- здание сарая, литер Г195, общей площадью 214,2 кв. м, этажность 1, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 70-72;
- здание сарая, литер Г193, общей площадью 53 кв. м, этажность 1, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Передовая, д. 60;
- теплотрасса, протяженность 799,4 м, кадастровый номер 23:43:0145075:2265, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Школьная, 15/2, 17.
На основании указанного распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.01.2014 г. N 13-р по акту приема-передачи от 20.02.2014 спорные объекты были переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 06.07.2016 г. N 90-21141187, N 90-21141105, N 90-21140875, N 90-21141146, N 90-21141080, N 90-21141003, N 90-21140786, N 90-21141255, N 90-21141326, N 90-21142057, N 90-21142125, N 90-21141407, N 90-21141933, N 90-21140980, N 90-21140929, N 90-21159529, N 90-21141907, N 90-21141965, N 90-21140900, N 90-21141126, N 90-21141021, N 90-21142012, реестрами муниципальной собственности от 13.03.2017 г., свидетельствами о государственной регистрации права от 03.06.2014 серии 23-АМ N 853168, от 02.06.2014 серии 23-АМ N 848297, от 03.06.2014 серии 23-АМ N 720732, от 03.06.2014 серии 23-АМ N 853169.
Истец полагая, что указанное распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае издано незаконно и спорное имущество неправомерно передано в муниципальную собственность, направил в адрес Департамента претензию N 007-18.1.3-09/АС-10 от 14.07.2016 г. о возврате спорного имущества из чужого незаконного владения.
В письме от 23.08.2016 г. N 26055.26 Департамент отказал в удовлетворении претензии, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Данный способ защиты нарушенного права направлен на возврат собственнику или иному законному владельцу именно того имущества, которое выбыло из его владения и находится в незаконном владении лица, являющегося ответчиком по заявленному иску.
Исходя из разъяснений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 36 постановления от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", при рассмотрении иска об истребовании из чужого незаконного владения необходимо установить наличие у истца права собственности или иного вещного права на истребуемое индивидуально-определенное имущество (подтверждение первичными и иными документами факта приобретения истцом имущества), фактическое нахождение спорного имущества у ответчика, незаконность владения ответчиком этим имуществом (обладание имуществом без надлежащего правового основания либо по порочному основанию).
В обоснование наличия права собственности на спорные объекты истец указывает, что данное имущество находилось в федеральной собственности, и было закреплено за ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии.
Согласно ч. 9 ст. 18 Федерального закона от 27.09.2013 N 253-ФЗ "О российской академии наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" организации, находившиеся в ведении Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями. Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.
Указом Президента РФ от 27.09.2013 г. N 735 образовано Федеральное агентство научных организаций (ФАНО).
В соответствии с п. 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2013 г. N 959 ФАНО России осуществляет функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за подведомственными Агентству организациями.
В соответствии с пп. "г" п. 1 Поручения Президента РФ от 15.01.2014 г. N Пр-46 Правительству РФ необходимо было обеспечить сохранение структурной целостности, имущества и кадровых ресурсов организаций, находившихся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, в течение года со дня их передачи в ведение ФАНО.
Однако, как указывает истец, спорные объекты неправомерно были переданы в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар на основании незаконного распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском краю от 23.01.2014 г. N 13-р.
Между тем, порядок передачи имущества из собственности одного публично-правового образования в собственность иного в связи с разграничением полномочий, в том числе из федеральной собственности в муниципальную, регулируется статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается.
Пунктом 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ установлено, что в федеральной собственности может находиться:
имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти;
имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации;
имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Согласно абзацу 20 пункта 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность и из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае является уполномоченным органом по передаче спорного имущества в муниципальную собственность.
Распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.01.2014 г. N 13-р по передаче спорных объектов недвижимого имущества в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар в установленном порядке заинтересованными лицами оспорено не было.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 17.10.2002 N 1453-р передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в муниципальную собственность должна была быть завершена до 31.12.2004 в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 235.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. N 235 "О порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность" органы местного самоуправления, в муниципальную собственность которых передаются объекты социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности, совместно с администрацией предприятий в месячный срок с момента принятия соответствующего решения о передаче указанных объектов оформляют необходимую техническую документацию и акты приема-передачи объектов по утвержденной форме.
В определении от 04.12.2007 N 828-О-П Конституционный Суд РФ указал, что передача в муниципальную собственность имущественных объектов, находящихся в федеральной собственности, в связи с разграничением полномочий между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления требует учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий органов местного самоуправления и соответствующих органов государственной власти РФ, а также учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Как следует из материалов дела, письмом N 14869/01 от 12.12.2012 г. муниципальное образование город Краснодар выразило свое согласие на передачу спорных объектов из федеральной собственности в муниципальную собственность.
Спорные объекты были переданы в собственность муниципального образования город Краснодар по акту приема-передачи от 20.02.2014 г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В силу пункта 4 части 1 статьи 14 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что все спорные объекты, переданные в муниципальную собственность муниципального образования город Краснодар, являются объектами коммунально-бытового назначения, которые должны находиться в муниципальной собственности.
Судом установлено, что на основании приказа Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар от 13.08.2014 N 608 по акту приема-передачи от 13.08.2014 г. МУП ВКХ "Водоканал" в хозяйственное ведение было передано 10 спорных объектов, а именно:
- артезианская скважина N 16800, глубина 255 м, литер 1,
- артезианская скважина N 40951/1, высота 185 м, литер 2,
- артезианская скважина N 40952/2, глубина 185 м, литер 5,
- водопроводная линия, протяженность 1 283 м, литер 6,
- водопроводная линия, протяженность 9 343 м, литер 5,
- емкость стальная, объем 44 куб. м, литер 215,
- емкость стальная, объем 44 куб. м, литер 216,
- емкость стальная, объем 44 куб. м, литер 217,
- емкость стальная, объем 44 куб. м, литер 218,
- канализация, протяженность 3 717 м, литер 9.
Помимо этого на основании приказа Департамента муниципальной собственности и городских земель Администрации муниципального образования город Краснодар от 10.09.2014 N 661 по акту приема-передачи от 10.09.2014 МУП ВКХ "Водоканал" в хозяйственное ведение также передано спорное имущество:
- артезианская скважина N 40950, литер VI, высотой 162 м;
- водопроводная линия, протяженность 1 903 м, литер X;
- емкость стальная, объем 70 куб. м, литер IV,
- емкость стальная, объем 44 куб. м, литер II,
- емкость стальная, объем 25 куб. м, литер III,
- канализация, литер 8, протяженность 1992 м;
- сети водопроводные литер 9, протяженностью 2329 м;
- сети водопроводные литер 11, протяженностью 1 252 м;
Как следует из письма Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар от 24.03.2017 N 25-08/2818, спорные объекты, находящиеся в хозяйственном ведении МУП ВКХ "Водоканал", обеспечивают теплом и горячей водой многоквартирные жилые дома по следующим адресам:
ул. Школьная, 5, 11, 13, 15/3, 15/4, 15/6, 19;
ул. Черниговская, 10, 12, 14, 18, 20;
ул. Пустовойта, 4, 8, 16 первая очередь, 16 вторая очередь, 16 третья очередь, 18;
ул. Филатова, 19, 19/1, 19/2;
ул. Передовая, 58, 58/1, 60, 62, 64А, 66/1 лит. А, 66/1 лит Б, 68, 64, 72, 78, 80, 82;
ул. Ипподромная, 10/1.
На основании договора аренды муниципального имущества (имущественного комплекса), заключенного между Департаментом и ОАО "Краснодаргоргаз" последнему в аренду передано спорное имущество - газопровод среднего давления, назначение нежилое, протяженность: 338 м, инвентарный номер: 3312, литер 6.
Газопровод используется для газоснабжения котельной литер Г80 площадью 1486,1 кв. м, расположенной в г. Краснодаре, ул. Филатова, 17, которая, в свою очередь, обслуживает теплом и горячей водой многоквартирные жилые дома на территории муниципального образования город Краснодар.
Спорное имущество - котельная литер Г80, общей площадью 1 486,1 кв. м, расположенная по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Филатова, д. 17, а также теплотрасса протяженностью 799,4 м, расположенная по адресу: г. Краснодар, ул. Школьная, д. 15/2, было передано в аренду ответчику - АО "АТЭК" по договору аренды муниципального имущества N 23 от 23.09.2014 г.
Котельная, расположенная на территории ОНОСС ЖКК ГНУ ВНИИМК Россельхозакадемии, изначально проектировалась и предназначалась не только для обеспечения тепловой энергией административного здания института, но и для обеспечения социально значимых объектов - многоквартирных жилых домов, расположенных по ул. Школьная, ул. Передовая и ул. Ипподромная в г. Краснодаре, детского сада и средней общеобразовательной школы N 100, расположенной по ул. Школьная, д. 15/6.
Иное спорное имущество, согласно дополнительному отзыву Департамента, в настоящее время находится в казне муниципального образования город Краснодар, в частности:
- кабельная линия 2-х цепная воздушная 6 кВ, литер X;
- кабельная линия 6 кВ от РП-48 до ТПп-340, литер VII;
- трансформаторная подстанция ТП-156n(Im) ТМ-400, литер Г190;
- здание сарая, литер Г194г194г194/1г194/2г194/3, общей площадью 112,4 кв. м;
- здание сарая, литер Г195, общей площадью 214,2 кв. м;
- здание сарая, литер Г193, общей площадью 53 кв. м;
- теплотрасса, протяженность 799,4 м.
Из письма Департамента городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса Администрации муниципального образования город Краснодар от 19.05.2017 N 25-03/5245 следует, что при обращении в ОАО "НЭСК-Электросети" для передачи в аренду спорных кабельных линий и трансформаторной подстанции, предприятие отказало в связи с сильным физическим износом оборудования и отсутствием топографической съемки с нанесением кабельных линий.
Из отзыва ФГУП "Жилищно-коммунальный комплекс" следует, что спорные объекты недвижимого имущества являются частью единой инфраструктуры, предназначенной для оказания услуг бюджетным учреждениям, социальным объектам (школа, детский сад, пункт врача общей практики), населению микрорайона и другим юридическим лицам на территории муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, целевое назначение спорных объектов недвижимого имущества отвечает вопросам, отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к предмету ведения муниципального образования город Краснодар.
С учетом установленных обстоятельств и вышеприведенных норм Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае от 23.01.2014 г. N 13-р принято правомерно в установленном законом порядке и является основанием возникновения права собственности муниципального образования город Краснодар на спорное имущество.
Оснований для отмены или изменения решения по приведенным в апелляционной жалобе доводам не установлено, поскольку они не опровергают правильности выводов суда, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2017 по делу N А32-1179/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-1179/2017
Истец: Федеральное агенство научных организаций, Федеральное агентство научных организаций
Ответчик: 2. Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, АО "АТЭК", АО "КРАСНОДАРГОРГАЗ" Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Индустриальная, д. 68, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования города Краснодар, МУП ВКХ "ВОДОКАНАЛ", МУП водопроводно-коммунального хозяйства "Водоканал", ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", ОАО "Автономная теплоэнергетическая коспания", ОАО "Краснодаргоргаз"
Третье лицо: Администрация муниципального образования, Администрация муниципального образования город Краснодар, АМО город краснодар, ОАО "Автономная теплоэнергетическая компания", Териториальное управление Федерального агенства по управлению гос имуществом КК, ФГУП "Жилищно-коммунальный комплекс", Федеральное государсвтенное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальный комплекс", Федеральное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
19.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-103/20
01.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19458/19
10.07.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3286/19
03.07.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3286/19
03.03.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1261/19
10.12.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1179/17
07.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-41/18
21.11.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16082/17
15.08.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-1179/17