Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2018 г. N Ф08-1136/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
20 ноября 2017 г. |
Дело N А25-2620/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Цигельникова И.А.,
судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Макаровым О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго"
на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2017 по делу N А25-2620/2016 (судья Байчорова Ф.Б.), по заявлению Федеральной антимонопольной службы России (ОГРН 1047796269663, ИНН 7703516539, Садовая-Кудринская улица, д.11 Москва город, 123995) к акционерному обществу "Карачаево-Черкесскэнерго" (О.Касаева улица, дом 3, Черкесск город, Карачаево-Черкесская Республика, 369000; ИНН 0901000327, ОГРН 1020900510784) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 59553918р,
при участии в судебном заседании:
от Федеральной антимонопольной службы России - представитель Кантемирова Э.Ч. по доверенности от 02.06.2017 N ИА/37252/17,
УСТАНОВИЛ:
Федеральная антимонопольная служба России (далее - ФАС России) обратилась в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о взыскании с акционерного общества "Карачаево-Черкесскэнерго" (далее - АО "Карачаево-Черкесскэнерго") в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 59553918р.
Решением суда от 02.08.2017 заявленные требования ФАС России удовлетворены, с АО "Карачаево-Черкесскэнерго" взысканы в федеральный бюджет доходы, полученные вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в сумме 59553918р. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованность заявленных требований ФАС России.
АО "Карачаево-Черкесскэнерго" обжаловало решение суда в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований ФАС России.
ФАС России в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов, изложенных АО "Карачаево-Черкесскэнерго", считает решение суда законным и обоснованным.
От АО "Карачаево-Черкесскэнерго" поступило ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО "АТС" или Ассоциацию "НП Совет рынка".
В судебном заседании представитель АО "Карачаево-Черкесскэнерго" поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе и ходатайстве о привлечении к участию в деле третьего лица.
ФАС России поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суд оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Возразил по существу ходатайства о привлечении к участию в деле третьих лиц.
Довод АО "Карачаево-Черкесскэнерго" о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - АО "АТС" подлежит отклонению.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права и обязанности по отношению к одной из сторон.
Суд удовлетворяет соответствующее ходатайство о привлечении к делу третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, только в том случае, если сочтет, что судебным актом могут быть затронуты его интересы. Наличие же у лица иной заинтересованности в исходе дела само по себе не возлагает на суд обязанности привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования относительно предмета спора.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции принял во внимание результат по ранее рассмотренному делу N А40-148987/2014, в рамках которого оспаривалось предписание ФАС России от 01.09.2014 N 1-00-55/00-21-14 (предписано ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" перечислить в федеральный бюджет 59553918р). По делу N А40-148987/2014 Арбитражным судом города Москвы, к участию в деле в качестве третьего лица, привлечена Ассоциация "НП Совет рынка". ОАО "АТС" является 100% дочерней компанией Ассоциации "НП Совет рынка".
В рамках настоящего дела, обжалуется заявление ФАС России о взыскании с АО "Карачаево-Черкесскэнерго" в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 59553918р.
Таким образом, оценив доводы ходатайства АО "Карачаево-Черкесскэнерго", суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что судебный акт, принятый по настоящему делу, не может повлиять на права либо обязанности АО "АТС".
По указанным доводам подлежит отклонению ходатайство АО "Карачаево-Черкесскэнерго" о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица - АО "АТС", либо Ассоциацию "НП Совет рынка". Привлечение указанных лиц, к участию в качестве третьего лица не повлияет на их права и обязанности.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя ФАС России и АО "Карачаево-Черкесскэнерго", считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ФАС России, рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства, принял решение от 01.09.2014 N 1-00-55/00-21-14, в соответствии с которым признал в действиях группы лиц: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Ингушэнерго", ОАО "Каббалкэнерго", ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго", ОАО "Севкавказэнерго", ОАО "Нурэнерго" нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее-Закон N135-ФЗ), выразившееся в завышении плановых объемов потребления электрической энергии на рынке на сутки вперед в установленный период, которые привели к ограничению конкуренции (далее - Решение ФАС России), и выдал указанным участникам группы лиц предписание от 01.09.2014 N 1-00-55/00-21-14 (далее - Предписание ФАС России). Согласно предписанию ФАС России участникам группы в срок не позднее 1 месяца с момента получения предписания ФАС России предписано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в следующем размере: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания" - 201493855р, ОАО "Ингушэнерго" - 16323332р, ОАО "Каббалкэнерго" - 46537272р, ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго" - 59553918р, ОАО "Нурэнерго" - 128166147р, ОАО "Севкавказэнерго" - 60721551р. Указанное предписание ФАС России получено ОАО "Севкавказэнерго" - 10.09.2014, что подтверждается информацией об отслеживании почтовых отправлений с официального сайта ФГУП "Почта России" (почтовый идентификатор- 12599376094911). Решением Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2015 по делу NА40-148987/2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24.02.2016, в удовлетворении требований ОАО "Каббалкэнерго", ОАО "Ингушэнерго", ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго", ОАО "Севкавказэнерго", ОАО "Нурэнерго" о признании недействительными Решения и Предписания ФАС России отказано в полном объеме. Во время рассмотрения Арбитражным судом города Москвы дела NА40-148987/2014 ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго"было преобразовано в АО "Карачаево-Черкесскэнерго". Верховный Суд Российской Федерации определением от 23.06.2016 N 305-КГ 16-6603 отказал ПАО "Каббалкэнерго", АО "Ингушэнерго", ПАО "Дагестанская энергосбытовая компания", АО "Карачаево-Черкесскэнерго", ПАО "Севкавказэнерго" и ОАО "Нурэнерго" в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации. Решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2015 по делу NА40-148987/2014 вступило в законную силу 26.10.2015.
Неисполнение АО "Карачаево-Черкесскэнерго" предписания ФАС России послужило основанием для обращения ФАС России в арбитражный суд с заявлением о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ФАС России пришел к обоснованному выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела предметом судебного исследования являются следующие обстоятельства: наличие (отсутствие) предписания антимонопольного органа; наличие полномочий у антимонопольного органа на выдачу предписаний о нарушении антимонопольного законодательства; факт неисполнения предписания; право истца на обращение в суд за понуждением к исполнению предписания.
В соответствии с положениями статей 23, части 1 статьи 39, части 4 статьи 41, статьи 50 Закона N 135-ФЗ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения антимонопольный орган выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания, в том числе о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Антимонопольный орган при осуществлении своих полномочий вправе обращаться в арбитражный суд с исками о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства (подпункт "е" пункта 6 части 1 статьи 23 Закона 135-ФЗ). Согласно части 3 статьи 51 Закона 135-ФЗ лицо, чьи действия (бездействие) в установленном настоящим Законом порядке признаны монополистической деятельностью или недобросовестной конкуренцией и являются недопустимыми в соответствии с антимонопольным законодательством, по предписанию антимонопольного органа обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный от таких действий (бездействия). В случае неисполнения этого предписания доход, полученный от монополистической деятельности или недобросовестной конкуренции, подлежит взысканию в федеральный бюджет по иску антимонопольного органа.
Как следует из материалов дела, требование предписания ФАС России от 01.09.2014, законность которого подтверждена вступившими в законную силу судебного акта, не исполнено АО "Карачаево-Черкесскэнерго".
Решение и предписание ФАС России, в соответствии с которыми АО "Карачаево-Черкесскэнерго" обязано перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 59553918р, призваны обеспечить восстановление баланса публичных и частных интересов. Компенсаторный характер данной меры обуславливает возможность ее применения параллельно с мерами ответственности, носящими штрафной характер.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований ФАС России.
Довод АО "Карачаево-Черкесскэнерго" об истечении срока исковой давности и применении последствий пропуска срока к заявленным ФАС России требованиям отклонен судом первой инстанции. В рассматриваемом случае специальный срок для подачи антимонопольным органом заявления в суд не установлен, применяется общий срок исковой давности, который в соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Срок на обращение в суд с заявлением о взыскании с АО "Карачаево-Черкесскэнерго" дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства, должен исчисляться с момента вступления в силу судебного акта Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2015 по делу N А40-148987/2014 (решение вступило в законную силу 26.10.2015), в рамках которого ответчик оспаривал законность указанного выше предписания.
Таким образом, срок исковой давности для предъявления требований, ФАС России не пропущен.
Довод АО "Карачаево-Черкесскэнерго" об отсутствии расчета взыскиваемого с него дохода не нашел своего подтверждения, поскольку правильность расчета размера взыскиваемого дохода проверен в рамках дела N А40-148987/2014 и признан судебными инстанциями обоснованным.
Расходы по уплате государственной пошлины правомерно отнесены на АО "Карачаево-Черкесскэнерго" пропорционально размеру удовлетворенных требований.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Поскольку на АО "Карачаево-Черкесскэнерго" относятся судебные расходы в размере 1500р по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, излишне уплаченную АО "Карачаево-Черкесскэнерго" в качестве государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по платежному поручению от 31.08.2017 N 2853 в сумме 1500р надлежит возвратить из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 02.08.2017 по делу N А25-2620/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Карачаево-Черкесскэнерго" из федерального бюджета 1500р излишне уплаченной государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-2620/2016
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 марта 2018 г. N Ф08-1136/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Федеральная Антимонопольная Служба России
Ответчик: АО "КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКЭНЕРГО"
Третье лицо: МИФНС ПО КЧР N3