г. Вологда |
|
22 ноября 2017 г. |
Дело N А66-4825/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2017 года.
В полном объёме постановление изготовлено 22 ноября 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Писаревой О.Г., судей Козловой С.В. и Чапаева И.А. при ведении протокола секретарём судебного заседания Ждановой В.Н.,
при участии от Банка Мухаматзяновой И.М. по доверенности от 04.09.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.08.2017 по делу N А66-4825/2017 (судья Белова А.Г.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области (далее - Инспекция) обратилась в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Тверской области от 09.08.2017 по заявлению акционерного коммерческого банка "Пробизнесбанк" (открытое акционерное общество) (место нахождения - Москва; далее - Банк) к Инспекции о признании недействительной записи о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью "Русский лес" (ОГРН 1106914000016; ИНН 6937004397; далее - Общество) в связи с исключением данного Общества из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - Реестр).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество, индивидуальный предприниматель Сугян Спартак Манавазович (место нахождения - Ржевский район).
Решением суда от 09.08.2017 иск удовлетворён в полном объёме. Суд признал незаконными действия Инспекции по исключению Общества из Реестра, а также недействительной запись от 11.04.2016 с регистрационным номером 2166952237604 о прекращении деятельности Общества в связи с исключением из Реестра, обязав Инспекцию аннулировать данную запись и восстановить Общество в Реестре.
Инспекция с решением суда не согласилась, в апелляционной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в судебном акте, обстоятельствам дела, нарушение судом норм процессуального и материального права, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что Инспекцией порядок исключения Общества из Реестра не нарушен. Решение Инспекции является правомерным, поскольку на момент его принятия Общество отвечало всем признакам недействующего юридического лица. Банк не направлял Инспекции возражений о предстоящем исключении данного Общества. Суд при вынесении решения нарушил требования статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Восстановление Общества в Реестре приведёт к недостоверным сведениям, содержащимся в Реестре.
Банк в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции с доводами, изложенными в ней, не согласились.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Инспекцией 11.04.2016 в Реестр внесена запись (регистрационный номер 2166952237604) о прекращении деятельности Общества как недействующего юридического лица.
Банк, обращаясь с настоящим требованием, ссылается на наличие у Общества непогашенных обязательств, поскольку последнее является поручителем Сугяна С.М. по договору поручительства от 09.11.2010 N 51234-1422-810-10-И-ДП-1, с которым Банк 09.11.2010 заключил кредитный договор N 51234-1422-810-10-И, задолженность по данному договору взыскана решением Никулинского районного суда г. Москвы от 19.12.2013 по делу N 2-5561/13 в солидарном порядке с заёмщика и поручителя в пользу Банка, следовательно исключение Общества из Реестра нарушает его права.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции счёл их обоснованными.
Проверив материалы дела, апелляционная инстанция не находит оснований не согласиться с принятым судебным актом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 упомянутого Кодекса предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 200 Кодекса обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из Реестра в порядке, предусмотренном названным Законом.
При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из Реестра (пункт 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ).
Пунктом 3 этой же статьи Закона N 129-ФЗ предусмотрено, что решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Реестра, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В силу пункта 4 названной статьи заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из Реестра не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ, заявления не направлены, регистрирующий орган вправе исключить недействующее юридическое лицо из Реестра путём внесения в него соответствующей записи.
Между тем, как правомерно указано в обжалуемом судебном акте, Законом N 129-ФЗ уполномоченному органу предоставлено право при наличии всех признаков недействующего юридического лица исключить организацию из Реестра.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П отражена правовая позиция, в силу которой нормативные положения, позволяющие исключать юридическое лицо из Реестра в упрощённом - внесудебном порядке (по решению уполномоченного органа исполнительной власти), введены с целью актуализации данных Реестра (его очистки от сведений о значительном числе юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность). Исключение недействующего юридического лица из Реестра влечёт правовые последствия, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (пункт 2 статьи 64.2 данного Кодекса).
Положение пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ о вынесении решения о предстоящем исключении юридического лица из Реестра применяется с учётом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением.
Более того, в соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона N 129-ФЗ исключение недействующего юридического лица из Реестра может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются этим актом, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из Реестра направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и в защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учёта по обращению этих лиц на основании решения суда.
Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45). Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (статья 46, часть 1).
Ценность права на судебную защиту как важнейшей конституционной гарантии всех других прав и свобод обусловлена особым местом судебной власти в системе разделения властей и её прерогативами по осуществлению правосудия, вытекающими из статей 10, 11 (часть 1), 18, 118 (часть 2), 120 (часть 1), 125, 126 и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и гарантированную государством возможность получения реальной судебной защиты, предполагает конкретные гарантии, которые позволяли бы реализовать его в полном объёме, обеспечить эффективное восстановление в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости; одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц.
Таким образом, из анализа правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что уполномоченному органу предоставлено право на исключение из Реестра недействующего юридического лица, а суд обязан обеспечить государственную судебную защиту нарушенного права.
Следовательно, ссылки Инспекции на то, что порядок исключения Общества из Реестра не нарушен, решение Инспекции является правомерным, поскольку на момент его принятия Общество отвечало всем признакам недействующего юридического лица, а Банк не направлял Инспекции возражений о предстоящем исключении именно данного Общества, не могут быть приняты во внимание на основании вышеизложенной правовой позиции.
При таких обстоятельствах, поскольку материалами дела подтверждается нарушение прав заявителя обжалуемым решением Инспекции и срок на его обжалование не пропущен, то оснований для отказа в удовлетворении требований не имелось.
Не нашёл своего подтверждения довод подателя жалобы о невыполнении судом первой инстанции требований статьи 170 АПК РФ, поскольку мотивировочная часть решения содержит фактические и иные обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда; а также законы и иные нормативные акты, которыми руководствовался суд при принятии решения.
Иное толкование апеллянтом положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, апелляционная инстанция считает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, в связи с этим оснований для отмены обжалуемого судебного акта нет.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 09.08.2017 по делу N А66-4825/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
О.Г. Писарева |
Судьи |
С.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4825/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 января 2019 г. N Ф07-16096/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО АКЦИОНЕРНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "ПРОБИЗНЕСБАНК"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N12 ПО ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ООО "РУССКИЙ ЛЕС", Сугян С.М.
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16096/18
25.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6749/18
29.06.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4825/17
09.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2257/18
22.11.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8544/17
09.08.2017 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-4825/17