г. Москва |
|
09 августа 2018 г. |
Дело N А41-95914/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Батруковым Р.Э.,
при участии в заседании:
от Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" - Слободенюк В.Б. по доверенности от 11.01.2018; Кирьякулов В.М., приказ N 65/К от 17.05.2016;
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области - Рожкова Е.В. по доверенности от 09.01.2018; Сердюкова Е.Ю. по доверенности от 09.01.2018;
от Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации - Пучков В.А. по доверенности от 26.12.2017.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 10 апреля 2018 года по делу N А41-95914/17,
принятое судьей Гапеевой Р.А.,
по заявлению Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов"
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области
при участии в деле третьего лица - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
об оспаривании отказа и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональная спортивная общественная организация "Московское общество охотников и рыболовов" (далее - МСОО "МООИР", заявитель, организация) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - Министерство, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме Министерства от 10.11.2017 N 8696/18-07-01, в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий Шатурского района Московской области площадью 222,1 тыс. га, указанных в договоре от 27.06.2002 N 07;
- обязать Министерство на основании заявлений МСОО "МООИР" от 21.03.2017 и от 09.08.2017 заключить в 10-дневный срок охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий Шатурского района Московской области площадью 222,1 тыс. га, указанных в договоре от 27.06.2002 N 07, на условиях Примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2018 года по делу N А41-95914/17 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 133-137).
Не согласившись с данным судебным актом, МСОО "МООИР" обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель МСОО "МООИР" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителей лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решения суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, 19.12.2001 управлением по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Московской области на основании распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области от 19.12.2001 N 125-РМ Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" была выдана лицензия на пользование объектами животного мира серии ХХ N 2419 со сроком действия с 19.12.2001 по 19.12.2026 с разрешенным видом использования животным миром "охота" (т. 1 л. д. 30).
27.06.2002 между Министерством экологии и природопользования Московской области и МСОО "МООИР" (пользователь) заключен договор N 07 о предоставлении в пользование территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира в Московской области, в соответствии с которым Министерство экологии и природопользования Московской области предоставляет Пользователю в пользование территории, акватории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира в Московской области общей площадью 222,1 тыс. га в Шатурском районе в границах, установленных распоряжением (т. 1 л. д. 31-32).
21.03.2017 МСОО "МООИР" обратилось к Министерству с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении представленных в пользование охотничьих угодий площадью 222,1 тыс. га (т. 1 л. д. 33-35).
По итогам рассмотрения данного заявления Министерство направило обществу письмо от 24.04.2017 исх-2987/18-07-01, в котором сообщило, что заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона невозможно, так как постановлением Конституционного Суда РФ от 25.06.2015 N 17-П до внесения в законодательство об охране и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений применения части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209- ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) приостановлено (т. 1 л. д. 37-38).
Письмом от 09.08.2017 исх.1-07/102 МСОО "МООИР" вновь обратилась к Министерству, в котором просила повторно рассмотреть заявление от 21.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий в Шатурском районе Московской области на срок 49 лет (т. 1 л. д. 36).
Письмом от 10.11.2017 исх. 8696/18-07-01 Министерство известило МСОО "МООИР" об отказе в заключении охотхозяйственного соглашения, сославшись на то, что истек пятилетний срок со дня установления приказом Минприроды от 18.05.2012 N 137 максимальной площади охотничьих угодий, в течение которого возможно заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий площадью в соответствии с договором и лицензией. Министерство также разъяснило МСОО "МООИР", что общество имеет право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий площадью не более 35 тысяч гектаров, указав на необходимость обращения с заявлением по утвержденной форме с указанием границ охотничьих угодий не более 35 тыс. га и на то, что несоответствие представленного охотпользователем заявление утвержденной форме является основанием отказа в предоставлении государственной услуги (т. 1 л. д. 39-41).
Заявитель, полагая, что основания отказа незаконны, что его права и законные интересы нарушены, обратился в арбитражный суд с заявлением об оспаривании отказа в заключении соглашения.
Полагая, что оснований для отказа в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на 49 лет в отношении охотничьих угодий Шатурского района Московской области площадью 222,1 тыс. га у заинтересованного лица не имелось, МСОО "МООИР" обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
01 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209 - ФЗ), частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ которого было предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ (в редакции N3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Частью 9 статьи 71 Закона N 209-ФЗ (в редакции N3) установлено, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
02 июля 2012 года вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137 (далее - Приказ N 137), которым установлено, что максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, в Московской области составляет 35 тыс. га.
Таким образом, пятилетний срок для реализации владельцами ранее полученных долгосрочных лицензий права на заключение охотхозяйственных соглашений истек 02 июля 2017 года.
В пределах данного срока (21.03.2017) МСОО "МООИР" выразило свое намерение на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении ранее представленных ему охотничьих угодий площадью 222,1 тыс. га, обратившись к Министерству с заявлением о заключении соглашения в порядке части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, к которому были приложены все необходимые документы (т. 1 л. д. 33-35).
Однако на момент подачи вышеназванного заявления применение части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ было приостановлено Конституционным Судом Российской Федерации до устранения федеральным законодателем неопределенности ее нормативного содержания (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N17-П).
Федеральным законом от 29.07.2017 N 224-ФЗ "О внесении изменения в статью 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ) часть 3 названной статьи изложена в следующей редакции: "Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.".
Поскольку с принятием закона N 224-ФЗ неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ была устранена, МСОО "МООИР" направила Министерству с письмо от 09.08.2017 исх.1-07/102, в котором просила повторно рассмотреть заявление от 21.03.2017 о заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий в Шатурском районе Московской области на срок 49 лет (т. 1 л. д. 36).
Однако Министерство, сославшись на истечение пятилетнего срока со дня установления приказом Минприроды от 18.05.2012 N 137 максимальной площади охотничьих угодий, отказало заявителю в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий Шатурского района площадью 222,1 тыс. га (письмо от 10.11.2017 исх. 8696/18-07-01 - т. 1 л. д. 39-41).
Арбитражный апелляционный суд считает, что решение Министерства, оформленное письмом от 10.11.2017 исх. 8696/18-07-01, не соответствует частям 3 и 9 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, а также постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П и нарушает право МСОО "МООИР" на реализацию возможности заключить охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий, указанных в договоре от 27.06.2002 N 07 (т. 1 л.д. 31-32), при том, что заявитель мог бы воспользоваться данным правом в период с 25.06.2015 (приостановление действия части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ) по 02.07.2017 (истечение пятилетнего срока со дня вступления в силу Приказа Минприроды N 137) при отсутствии временного моратория на применение части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ.
Указанный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.07.2018 N 1671-О-Р, и предусматривающей, что право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 2363-О-Р), - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 02 июля 2017 года.
Исходя из изложенного и учитывая приведенные выше обстоятельства, арбитражный апелляционный суд считает, что требование МСОО "МООИР" о признании незаконным отказа Министерства от 10.11.2017 N 8696/18-07-01 является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Арбитражный апелляционный суд считает, что в рассматриваемом случае характеру допущенного Министерством нарушения будет соответствовать заявленный МСОО "МООИР" способ защиты нарушенного права, а именно: обязание заинтересованного лица заключить с заявителем на основании обращений последнего от 21.03.2017 и от 09.08.2017 охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий Шатурского района Московской области площадью 222,1 тыс. га, указанных в договоре от 27.06.2002 N 07, на условиях Примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.
Учитывая изложенное выше и руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 10 апреля 2018 по делу N А41-95914/17 отменить.
Признать незаконным отказ, изложенный в письме Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области от 10 ноября 2017 года N 8696/18-07-01, в заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона в отношении охотничьих угодий Шатурского района Московской области площадью 222,1 тыс. га., указанных в договоре от 27 июня 2002 года N 07;
Обязать Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области на основании заявлений Межрегиональной спортивной общественной организации "Московское общество охотников и рыболовов" от 21 марта 2017 года и от 09 августа 2017 года заключить в 10-дневный срок с даты принятия настоящего постановления охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий Шатурского района Московской области площадью 222,1 тыс. га., указанных в договоре от 27 июня 2002 года N 07, на условиях Примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 года N 93.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-95914/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 ноября 2018 г. N Ф05-18256/18 настоящее постановление изменено
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ "МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ", МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ "МОСКОВСКОЕ ОБЩЕСТВО ОХОТНИКОВ И РЫБОЛОВОВ" Россия, 119311, г. МОСКВА, г. МОСКВА, ул. СТРОИТЕЛЕЙ, д. 6 корпус 7
Ответчик: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области Россия, 141400, г.Москва, ул.Садовая-Триумфальная, д. 10/13
Третье лицо: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области