Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 марта 2018 г. N Ф08-1539/18 настоящее постановление отменено
г. Ессентуки |
|
29 ноября 2017 г. |
Дело N А18-516/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Афанасьевой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Главного Управления МЧС России по Республике Ингушетия на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.09.2017 по делу N А18-516/2017 (судья Нальгиев Б.Х.)
по заявлению Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" (ОГРН 1090608002594),
к Отделению надзорной деятельности и профилактической работы по г. Магас Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия (ОГРН 1090608002594),
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
в судебном заседании участвуют представители Главного Управления МЧС России по Республике Ингушетия - Тумгоев И.Р. по доверенности от 15.09.2017; Бекоев И.Р. начальник отделения,
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования "Городской округ город Магас" (далее - заявитель, администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора г. Магас по пожарному надзору Главного Управления МЧС России по Республике Ингушетия N б/н от 13.06.2017 по делу об административном правонарушении в области пожарной безопасности о наложении административного наказания, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.09.2017 требования заявителя удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что обжалуемое постановление принято по результатам проверки, проведенной с грубыми нарушениями Закона N 294-ФЗ в части оснований проведения внеплановой выездной проверки.
Не согласившись с решением, Главное Управление МЧС России по Республике Ингушетия (далее - апеллянт, управление) подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании апелляционного суда управление доводы жалобы поддержало.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с 10.04.2017 по 25.04.2017 личным составом ПСЧ-9 проведена проверка противопожарного водоснабжения г. Магас. В ходе проверки установлено, что из 75 гидрантов и 3 противопожарных водоемов, в неисправном состоянии находятся 24 гидранта и 1 водоем.
Результаты проверки были переданы в управление для принятия соответствующих мер.
Факт допущенных администрацией нарушении по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, явились основанием для привлечения администрации к ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Считая постановление незаконным, администрация обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к неправильному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным, в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу положений ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательства по делу об административном правонарушении устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса).
В силу ч. 1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3- 8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В силу ст. 19 Закона N 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" установлен перечень требований пожарной безопасности обязательный для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом Правил пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулирует Федеральный закон от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N294).
Данным Федеральным законом установлен порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
В силу пункта 17 части 4 статьи 1 названного Федерального закона особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ч. 3 ст. 9 Закона N 294-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Порядок оформления результатов проверки предусмотрен ст. 16 Закона N 294-ФЗ, согласно которой по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме.
Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).
Согласно материалам дела, во исполнение п. 2 подраздела 10 раздела IV Плана основных мероприятий Главного Управления МЧС России по Республике Ингушетия, плана развития водопроводных коммуникаций по обеспечению бесперебойного наружного водоснабжения в Республике Ингушетия на 2017 год утвержденного 24.03.2017 г. заместителем Председателя Правительства Республики Ингушетия - Председателя Комиссии Правительства Республики Ингушетия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности З.А. Доурбековым, Приказа МЧС России по Республике Ингушетия N 53 от 02.03.2017 года "Об организации контроля над состоянием источников наружного противопожарного водоснабжения" и графика проверки состояния противопожарного водоснабжения г. Магас на 2017 год разработанного на основании п. 2.10.12 правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации утвержденного приказом Госстроя России от 30.12.1999 г. N 168 согласованного с главой города Магас Б.Б. Цечоевым и утвержденного начальником ПСЧ-9 ФГКУ 1 ОФПС по Республике Ингушетия старшим лейтенантом внутренней службы И.И. Цечоевым работниками ФГКУ 1 отряд ФПС Республики Ингушетия, пожарно-спасательной частью N 9 совместно с работниками администрации проведена проверка наружного противопожарного водоснабжения города.
26.04.2017 по итогам проверки составлен акт проверки и в отделение надзорной деятельности и профилактической работы по г. Магас Главного Управления МЧС России и по Республике Ингушетия (далее - отделение) направлена информация с приложением сводного акта проверки, согласно которого из 75 гидрантов и 3 пожарных водоемов в неисправном состоянии находятся 24 гидранта и 1 водоем.
Обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административном правонарушении, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.
16.05.2017 отделением главе города "Магас" направлено письмо-уведомление о необходимости явки в отделение для составления в отношении администрации протокола по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, которое вручено администрации 16.05.2017.
В назначенное время представитель администрации не явился.
23.05.2017 в отсутствие надлежащим образом извещенной администрации составлен протокол об административном правонарушении.
13.06.2017 в отсутствие надлежащим образом извещенного лица отделением вынесено постановление о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Основанием для привлечения администрации к административной ответственности послужило выявление при проведении внеплановой выездной проверки нарушений действующего законодательства, что зафиксировано в акте проверки и протоколе об административном правонарушении.
Нарушение администрацией действующего законодательства в области пожарной безопасности подтверждаются актом проверки и протоколом об административном правонарушении и сторонами по делу не оспариваются
Таким образом, вывод суда первой инстанции о нарушении отделением порядка проведения выездной проверки, является необоснованным.
Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В данном случае достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, отражены в сводном акте проверки пожарных гидрантов (водоемов) г. Магас от 26.04.2017, составленного административным органом при проведении внеплановой выездной проверки администрации. Основанием привлечения общества к административной ответственности послужило выявление в ходе проверки нарушения обществом законодательства о пожарной безопасности, что зафиксировано в акте проверки.
Данная правовая позиция следует из постановлений Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.12.2012 по делу N А53-17324/2012, от 03.12.2012 по делу N А53-17325/2012.
Процессуальных нарушении при производстве дела об административном правонарушении не установлено.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции являются необоснованными и не подтверждаются материалами дела.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба управления удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 18.09.2017 по делу N А18-516/2017 отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требования Администрации муниципального образования "Городской округ город Магас" о признании незаконным и отмене постановления отделения надзорной деятельности и профилактической работы по г. Магас Главного управления МЧС России по Республике Ингушетия N б/н от 13.06.2017 по делу об административном правонарушении, отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А18-516/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 марта 2018 г. N Ф08-1539/18 настоящее постановление отменено
Истец: Администрация муниципального образования "Городской округ г.Магас"
Третье лицо: ГУ Отделение надзорной деятельности и профилактичекой работы Министерства черезвычайных ситуаций России по Республике Ингушетия, ГУ Отделение надзорной деятельности и профилактичекой работы МЧС России по РИ