Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 марта 2018 г. N Ф03-542/18 настоящее постановление отменено
г. Хабаровск |
|
29 ноября 2017 г. |
А16-689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2017 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная Больница": не явились;
от Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области: не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная Больница"
на решение от 03.07.2017
по делу N А16-689/2017
Арбитражного суда Еврейской автономной области
принятое судьей Серовой О.Н.
по заявлению областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная Больница"
к Контрольно-счетной палате Еврейской автономной области
о признании незаконным представления
УСТАНОВИЛ:
областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Областная больница" (далее - заявитель, учреждение, ОГБУЗ "Областная больница", Областная больница) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о признании незаконным представления контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области (далее - заинтересованное лицо, контрольно-счетная палата, КСП Еврейской автономной области) от 10.04.2017 N 1.
Решением от 03.07.2017 суд в части требований областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница" о признании незаконным представления контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области в пунктах: 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14, 3.15, 3.18, 10, 11, 12, 13, 14 производство по делу прекратил, в остальной части в удовлетворении требований отказал.
Не согласившись с решением суда, Областная больница заявила апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в виду неправильного применения норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указал, что представление контрольно-счетной палаты вынесено за пределами ее компетенции в области осуществления финансового контроля, представление нарушает права и законные интересы учреждения.
Контрольно-счетная палата в представленном отзыве, представители в судебном заседании 24.10.2017, до объявления перерыва, отклонили доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав представленные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав явившихся представителей лиц участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой с 12.01.2017 по 15.03.2017 проверена деятельность учреждения за 2015 и 2016 годы на предмет исполнения распорядительных документов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность учреждения, использования средств, выделенных из областного бюджета, средств, полученных за оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, средств, полученных в результате оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности. В ходе проверки выявлены нарушения, которые зафиксированы в акте от 15.03.2017 N 1 и отражены в оспариваемом представлении от 10.04.2017 N 1. К ним контрольно-счетная палата отнесла следующие недостатки:
1. Запланированные объемы медицинской помощи не выполнены:
1) за счет средств областного бюджета:
- по оказанию специализированной медицинской помощи, за исключением высокотехнологичной медицинской помощи, в стационарных условиях при заболеваниях, включенных в базовую программу ОМС, гражданам РФ, не идентифицированным и не застрахованным в системе ОМС:
- в 2015 году - на 49,9 %;
- в 2016 году - на 56,8%;
- по услугам, оказываемым патологоанатомическим отделением в 2015 году - на 21 %,
- по первичной медико-санитарной помощи, не включенной в базовую программу ОМС в части профилактики в амбулаторных условиях в 2016 году, - на 5,8%;
- по первичной медико-санитарной помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в части диагностики и лечения (профпатология) в амбулаторных условиях в 2016 году, - на 53,5 %;
2) за счет средств ОМС - по амбулаторно-поликлинической помощи:
- в 2015 году - на 18,1 %;
- в 2016 году - на 1,0%.
2. Расходы ОГБУЗ "Областная больница" на уплату штрафных санкций, судебных издержек и возмещение морального вреда в проверяемом периоде составили 3 959 425,20 руб., в том числе в 2015 году - 1 369 968,95 руб., в 2016 году - 2 589 456,25 руб.
3. В ходе проведения контрольного мероприятия выявлены нарушения на сумму 4 308 850,20 руб. и недостатки в деятельности проверяемого объекта, в том числе:
3.1. Размещение заказов ОГБУЗ "Областная больница" па поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в основном осуществлялось в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в тоже время установлены следующие нарушения на сумму 1 094 316,64 руб.:
- пункта 4 части 1 статьи 93 - учреждением по договору на обучение по образовательным программам высшего образования (ординатура) осуществлена закупка услуги на сумму 112 400,00 руб., которая превышает 100 000,00 руб.;
- пункта 4 части 1 статьи 73 - в извещениях о проведении запросов котировок на сумму 770 416,64 руб., размещенных в ЕИС, информация об условии признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившегося от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок, отсутствует;
- части 11 статьи 78 - единственный участник запроса котировок ИП Опурин Ю.В. и победитель ООО "Технологии Роста", не представившие выписку из ЕГРЮЛ или засвидетельствованную в нотариальном порядке копию такой выписки, полученную не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок, уклонившимися от заключения контрактов не признаны, и с ними заключены государственные контракты на сумму 211 500,00 руб.;
- подпункта 2 части 1 статьи 33 - при описании объекта закупки в документации об электронном аукционе о закупке офисной мебели для нужд учреждения заказчик не руководствовался законодательством РФ о техническом регулировании и о стандартизации. При составлении описания указанного объекта закупки в документации об электронном аукционе обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии не содержится;
- пункта 3 части 1 статьи 31 - при расчете начальной максимальной цены контракта на поставку офисной мебели для нужд учреждения использовалось ценовое предложение ООО "Мебельщик", которое на момент опубликования извещения о проведении указанного электронного аукциона находилось в стадии ликвидации;
- части 6.1 статьи 66 - участник электронного аукциона ООО "КапиталГрупп" на поставку офисной мебели для нужд учреждения, предоставивший недостоверную информацию о наличии у него присвоенного и действующего ИНН, единой комиссией по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) учреждения от участия в электронном аукционе не отстранен;
- части 15 статьи 95 - контрактной службой в ходе исполнения государственного контракта на поставку офисной мебели для нужд учреждения не приняты меры по установлению достоверности сведений, предоставленных единственным участником электронного аукциона ООО "КапиталГрупп", и решение об одностороннем отказе от исполнения контракта указанным поставщиком не принято.
3.2 В нарушение части 2 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и пункта 5 Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденного совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, пункта 2 Особенностей размещения на официальном сайте РФ в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы, утвержденных совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг на 2015 год учреждением размещен в ЕИС с нарушением установленного срока на 114 календарных дней.
3.3 В нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении электронного аукциона от 01 сентября 2015 года учреждением допущено ограничение конкуренции со стороны заказчика путем создания единственному участнику указанного электронного аукциона преимущественных условий участия в торгах с помощью установления конкретных технических, функциональных и качественных характеристик офисной мебели.
3.4 В нарушение Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н":
- абзаца "е" подпункта 2 пункта 5 - в столбце 6 плана-графика на 2015 год по отдельным позициям на поставки лекарственных препаратов не указаны минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта, включающие описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, либо указаны ссылки на документы, которые станут доступны участникам закупок только после размещения извещения о закупке (технического задания);
- абзацев "а", "в", "г", "д" подпункта 5 пункта 5 - после информации о закупках, которые планируется осуществлять в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в столбцах 9 "Ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта" и 13 "Способ размещения заказа" плана-графика на 2015 год итоговая информация о годовых объемах вышеуказанных закупок в плане-графике не отражена.
3.5 В нарушение пункта 3 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81 н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", пункта 2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности областных государственных бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление здравоохранения, утвержденного приказом управления здравоохранения от 21.10.2014 N313-ОД, план финансово-хозяйственной деятельности учреждения на 2015 год составлен на финансовый год, тогда как закон ЕАО от 28.11.2014 N 615-03 "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" утвержден на очередной финансовый год и на плановый период.
3.6. Учреждением не реализованы предложения комитета по управлению государственным имуществом ЕАО по результатам проверки фактического наличия, состояния и надлежащего использования областного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении ОГБУЗ "Областная больница", переданного в аренду, в части:
- подготовки и направления в Арбитражный суд ЕАО документов о взыскании задолженности по арендной плате с ГП ЕАО "Фармация";
- приведения в соответствие технической документации на здания, расположенные по адресам: г. Биробиджан, ул. Комсомольская, 13, ул. Шолом-Алейхема, 19, и представления ее в КУГИ ЕАО.
3.7. В проверяемом периоде учреждение не воспользовалось правом требования с ГП ЕАО "Фармация" пени за нарушение срока внесения арендной платы и перечисление платы за коммунальные услуги в неполном объеме, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ, пунктом 3.2 договора аренды от 16 июня 2008 года (с учетом дополнительных соглашений).
На 01 января 2016 года задолженность составляла 534 510,48 руб., на 01 января 2017 года - 195 491,82 руб.
3.8. В проверяемом периоде учреждение не воспользовалось правом взыскания с ОКГУЗ "Психиатрическая больница" пени за несвоевременное перечисление денежных средств за медицинский осмотр сотрудников, за стерилизацию биксов и консультацию врачей-специалистов, предусмотренным статьей 330 ГК РФ и пунктами 8.1 контракта от 22 июля 2015 года, 5.1 договоров от 30 декабря 2014 года, от 03 октября 2014 года.
На 01 января 2016 года задолженность составляла 170 111,11 руб., на 01 января 2017 года - 277 204,13 руб.
3.9. По состоянию на 24 января 2017 года основные средства, поступившие в ОГБУЗ "Областная больница" в 2015, 2016 годах на общую сумму 4 457,9 тыс. руб., фактически в эксплуатацию не введены и в процессе оказания медицинской помощи населению не использовались.
Согласно пояснениям главного врача от 10 марта 2017 года оборудование введено в эксплуатацию, за исключением электрокардиографа и машины дезинфекционно-моечной. Использование машины дезинфекционно-моечной планируется после проведения ремонтных работ в операционном блоке хирургического отделения летом 2017 года. Про второй электрокардиограф пояснения не даны.
3.10. В нарушение Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 N 68 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" в 2015, 2016 годах плащ из ткани "плащ-палатка" с капюшоном и сапоги резиновые врачам-терапевтам участковым, медицинским сестрам участковым не выдавались.
3.11. В нарушение пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" ОГБУЗ "Областная больница" ознакомление 46 работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись не организовано.
3.12. Установлены нарушения Трудового кодекса РФ на сумму 25 497,04 руб., в том числе:
- статьи 60.2 - срок, в течение которого работники будут выполнять дополнительную работу (совмещение профессий (должностей), увеличение объема работы) наряду с работой, определенной трудовым договором, в приказах работодателем не установлен. В пояснениях к акту, представленных учреждением, указано на то, что срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу (совмещать профессии (должности)), устанавливается в приказах с 01 января 2017 года;
- статьи 282 - в трудовом договоре от 29.03.2016 N 55 с заместителем главного врача (по финансовым вопросам) обязательное указание на то, что работа по указанному трудовому договору является совместительством, отсутствует. В ходе контрольного мероприятия данное нарушение устранено;
- статьи 350 - в 2016 году врачом-урологом отработано 1 131,6 часа при норме 962,3 часа, сверх нормы рабочего времени отработано 169,3 часа. За время работы сверх нормы рабочего времени начислена заработная плата в сумме 25 497,04 руб.
3.13. В проверяемом периоде установлены случаи одновременного выполнения работниками учреждения трудовых обязанностей по совместительству и совмещению длительное время, срок исполнения которых работодателем не установлен.
По состоянию на 01 января 2037 года:
- руководитель службы охраны труда замещает 3 ставки;
- заместитель главного врача (по финансовым вопросам) замещает 2,3 ставки;
- начальник юридического отдела замещает 2,5 ставки.
3.14. Общая сумма нарушений при начислении заработной платы работникам учреждения составила 3 117 262,18 руб., в том числе:
- в нарушение пункта 13 постановления правительства ЕАО от 12.10.10 N 366-пп "О системе оплаты труда работников областных государственных учреждений, подведомственных управлению здравоохранения правительства Еврейской автономной области" в 2015, 2016 годах учреждением производилась выплата стимулирующего характера - доплата (надбавка) за проведение диспансеризации определенных групп населения на сумму 3 106 553,41 руб., в том числе в 2015 году - 1 923 873,13 руб., в 2016 году - 1 182 680,28 руб. Последний раз начисление доплаты (надбавки) за проведение диспансеризации определенных групп населения произведено в июле 2016 года;
- в нарушение подпункта 15 пункта 1 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного постановлением правительства ЕАО от 12.10.2010 N 366-пп, Положения об оплате труда работников ОГБУЗ "Областная больница" к коллективному договору учреждения на 2015-2018 годы заведующему физиотерапевтическим отделением за 2015 год излишне начислена заработная плата в сумме 7 474,67 руб.;
- в нарушение Приложения N 4 "Перечень подразделений, получающих доплату за работу в ночное время" к Положению об оплате труда работников учреждения от 07 августа 2015 года, вступившему в силу 11 августа 2015 года, приказа учреждения от 11.09.2015 N 562-ОД недоначислена доплата за работу в ночное время операционной санитарке травмоцентра II уровня за август 2015 года в сумме 736,54 руб. После подписания акта по результатам контрольного мероприятия учреждением данное нарушение устранено;
- в результате технической ошибки за июль 2015 года уборщику служебных помещений поликлиники при начислении доплаты за совмещение недоначислена заработная плата в сумме 2497,56 руб. После подписания акта по результатам контрольного мероприятия учреждением данное нарушение устранено.
Кроме того, главному бухгалтеру учреждения в 2015, 2016 годах выплачена доплата за выполнение обязанностей за периоды отсутствия заместителя главного бухгалтера. Сумма доплат составила 158 927,49 руб. При этом, в трудовом договоре, заключенном с главным бухгалтером, и в должностной инструкции главного бухгалтера предусмотрено выполнение обязанностей заместителя главного бухгалтера на период его отсутствия.
3.15. Соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала ОГБ УЗ "Областная больница" с учетом совместительства и совмещения и средней заработной платы в ЕАО в 2016 году составило 62,2%, что на 8,3% ниже планового показателя, утвержденного распоряжением правительства ЕАО от 28.02.2013 N 49-рп "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Еврейской автономной области".
3.16. В нарушение пункта 2 Указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" превышен лимит остатка наличных денег 25 августа 2015 года на 17 349,67 руб., 26 августа 2015 года - на 54 424,67 руб.
3.17. Установлены следующие нарушения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета:
- в нарушение пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н, инвентаризация обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности за 2015, 2016 годы в ОГБУЗ "Областная больница" не проведена. В результате чего, в нарушение пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 N 33н, данные об обязательствах, отраженные в годовой бухгалтерской отчетности учреждения, результатами инвентаризации не подтверждены;
- в проверяемом периоде Табели учета использования рабочего времени заполнялись один раз в месяц, что не отвечает требованиям Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета, утвержденных Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению;
- использовались Табель учета использования рабочего времени и Карточка-справка, в которой отражаются сведения, не соответствующие Приказу Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н;
- не во всех карточках-справках заполнены обязательные реквизиты;
- первичные учетные документы, относящиеся к Журналу операций расчетов по оплате труда, хронологически не подобраны и не сброшюрованы;
3.18. Учреждение не воспользовалось правами, установленными пунктами 6, 7 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты".
Контрольная палата, в связи с несоблюдением больницей законодательства, вынесла представление от 10.04.2017 N 1.
В нем учреждение было обязано:
1. Не допускать нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд":
- пункта 4 части 1 статьи 93 - в части осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую 100 000, 00 руб.;
- пункта 4 части 1 статьи 73 - в части указания в информации об условии признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившегося от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок;
- части 11 статьи 78 - в части предоставления участниками запроса котировок выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки, полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС;
- подпункта 2 части 1 статьи 33 - в части описания объекта закупки в документации об электронном аукционе о закупках для нужд ОГБУЗ "Областная больница";
- пункта 3 части 1 статьи 31 - в части использования ценовых предложений при расчете начальной максимальной цены контракта от участников, которые на момент опубликования извещения о проведении указанного электронного аукциона находились в стадии ликвидации;
- части 6.1 статьи 66 - в части предоставления участником электронного аукциона достоверной информации о наличии у него присвоенного и действующего ИНН и отстранения единой комиссией учреждения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не представивших достоверную информацию для участия в электронных аукционах;
- части 15 статьи 95 - в части принятия мер контрактной службой по установлению достоверности сведений, предоставленных единственным участником электронного аукциона, и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с поставщиком, предоставившим недостоверные сведения;
2. Не допускать нарушений части 2 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 5 Порядка, утвержденного совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N761/20н, пункта 2 Особенностей, утвержденных совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в части своевременности размещения в ЕИС плана- графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ОГБУЗ "Областная больница".
3. Не допускать нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения конкуренции со стороны заказчика путем создания единственному участнику при проведении электронного аукциона преимущественных условий участия в торгах с помощью установления конкретных технических функциональных и качественных характеристик;
4. Не допускать нарушений Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н":
- абзаца "е" подпункта 2 пункта 5 - в части отражения в столбце 6 плана-графика минимально необходимых требований, предъявляемых к предмету контракта, включающих описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ;
абзацев "а", "в", "г", "д" подпункта 5 пункта 5 - в части отражения итоговой информации о годовых объемах закупок в плане-графике ОГБУЗ "Областная больница";
5. Не допускать нарушения пункта 3 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", пункта 2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности области их государственных бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление здравоохранения, утвержденного приказом управления здравоохранения от 21.10.2014 N 313-ОД в части составления плана ФХД учреждения.
6. Принять меры по реализации предложений комитета по управлению государственным имуществом ЕАО по результатам проверки фактического наличия, состояния и надлежащего использования областного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении ОГБУЗ "Областная больница", переданного в аренду.
7. Воспользоваться правом требования с ГП ЕАО "Фармация" пени за нарушение срока внесения арендной платы и перечисление платы за коммунальные услуги в неполном объеме, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ и договорами аренды.
8. Воспользоваться правом взыскания пени с ОКГУЗ "Психиатрическая больница" за несвоевременное перечисление денежных средств за медицинский осмотр сотрудников, за стерилизацию биксов и консультацию врачей-специалистов, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ, контрактом и договорами.
9. Принять меры к введению в эксплуатацию электрокардиографа и машины дезинфекционно-моечной.
10. Не допускать нарушения Постановления Министерства труда и социального развития РФ от 29.12.1997 N 68 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" в части выдачи врачам-терапевтам участковым, медицинским сестрам участковым плащей из ткани "плащ-палатка" с капюшоном и сапог резиновых.
11. Не допускать нарушения пункта 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ в части ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда.
12. Не допускать нарушения статьи 350 ТК РФ в части выполнения работниками учреждения работы сверх установленной нормы рабочего времени.
13. Рассмотреть целесообразность одновременного исполнения должностных обязанностей по совместительству и совмещению длительное время, возложенных на заместителя главного врача (по финансовым вопросам), руководителя службы охраны труда, начальника юридического отдела.
14. Принять меры по возврату излишне начисленной заработной платы заведующей физиотерапевтическим отделением за 2015 год в сумме 7 474,67 руб.
15. Не допускать нарушения пункта 2 Указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в части не превышения лимита остатка наличных денег.
16. Не допускать нарушений нормативных правовых актов в части ведения бухгалтерского учета, а именно:
- пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н;
- Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению";
- части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
- пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений", утвержденной Приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н.
Областная больница, посчитав указанное представление несоответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Из положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ следует, что основанием для принятия решения суда о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц являются одновременно два условия, несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии указанных условий, с чем соглашается и суд апелляционной инстанции.
Федеральный закон "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" от 07.02.2011 N 6-ФЗ (далее - Федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ) устанавливает общие принципы организации, деятельности и основные полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и контрольно-счетных органов муниципальных образований.
Основные полномочия контрольно-счетных органов субъекта Российской Федерации определяются статьей 9 указанного закона. Помимо перечисленных в данной статье полномочий, контрольно-счетный орган субъекта Российской Федерации осуществляет иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации.
Полномочия Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области регулируются Законом Еврейской автономной области от 20.07.2011 N 988-03 "О Контрольно-счетной палате Еврейской автономной области ", в соответствии со статьей 1 которого, КСП Еврейской автономной области является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Еврейской автономной области.
В соответствии со статьей 2 Закона N 988-03 Контрольно-счетная палата осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 6-ФЗ, иных федеральных законов, настоящего Закона, иных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и Еврейской автономной области.
Согласно части 1 статьи 8 закона ЕАО от 20.07.2011 N 988-03 Контрольно-счетная палата осуществляет следующие полномочия:
1) контроль за исполнением областного бюджета и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
2) экспертиза проектов законов об областном бюджете и бюджете территориального государственного внебюджетного фонда;
3) внешняя проверка годового отчета об исполнении областного бюджета, годового отчета об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда;
4) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств областного бюджета, средств бюджета территориального государственного внебюджетного фонда и иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
5) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности области, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими области;
6) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств областного бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств областного бюджета и имущества, находящегося в государственной собственности области;
7) финансово-экономическая экспертиза проектов законов области и нормативных правовых актов органов государственной власти области (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств области, а также государственных программ области;
8) анализ бюджетного процесса в области и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
9) контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, расположенных на территории области, а также проверка местного бюджета в случаях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) подготовка информации о ходе исполнения областного бюджета, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в Законодательное Собрание области и губернатору области;
11) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
12) иные полномочия в сфере внешнего государственного финансового контроля, установленные федеральными законами, Уставом и законами области.
В силу части 1 статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" аудит в сфере закупок осуществляется Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, образованными законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и контрольно-счетными органами муниципальных образований (в случае, если такие органы образованы в муниципальных образованиях), образованными представительными органами муниципальных образований.
Согласно пункту 12 раздела I "Общие положения" Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 25.03.2011 N ЗЗн (далее также - Инструкция от 25.03.2011 N ЗЗн), Пояснительная записка к балансу (ф. 0503760) входит в состав годовой бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений.
Раздел 5 "Прочие вопросы деятельности учреждения" Пояснительной записки включает Сведения о результатах внешнего государственного (муниципального) финансового контроля (Таблица N 7) (пункт 56 раздела II "Порядок составления бухгалтерской отчетности" Инструкции от 25.03.2011 N ЗЗн).
В соответствии с пунктом 64 раздела II "Порядок составления бухгалтерской отчетности" Инструкции от 25.03.2011 N ЗЗн информация в таблице должна характеризовать результаты проведенных Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами субъектов РФ и муниципальных образований в отчетном периоде мероприятий по контролю соблюдения требований законодательства РФ в области бухгалтерского учета, соблюдения финансовой дисциплины и эффективного использования материальных и финансовых ресурсов, а также правильного ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в учреждении в части нарушений, выявленных в ходе проверок.
В соответствии с частью статьи 14 закона ЕАО от 20.07.2011 N 988-03 должностные лица Контрольно-счетной палаты при осуществлении возложенных на них должностных полномочий имеют право в том числе:
* беспрепятственно входить на территорию и в помещения, занимаемые проверяемыми органами и организациями, иметь доступ к их документам и материалам, а также осматривать занимаемые ими территории и помещения;
* в случае обнаружения подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений и при необходимости пресечения данных противоправных действий опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы проверяемых органов и организаций, изымать документы и материалы с учетом ограничений, установленных законодательством Российской Федерации. Опечатывание касс, кассовых и служебных помещений, складов и архивов, изъятие документов и материалов производятся с участием уполномоченных должностных лиц проверяемых органов и организаций и составлением соответствующих актов;
* в пределах своей компетенции знакомиться со всеми необходимыми документами, касающимися финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с документами, содержащими государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;
* знакомиться с информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности проверяемых органов и организаций и хранящейся в электронной форме в базах данных проверяемых органов и организаций, в том числе в установленном порядке с информацией, содержащей государственную, служебную, коммерческую и иную охраняемую законом тайну.
Согласно положениям статей 10 и 16 Закона N 6-ФЗ контрольно-счетные органы осуществляют внешний государственный и муниципальный финансовый контроль в форме контрольных или экспертно-аналитических мероприятий. При проведении контрольного мероприятия контрольно-счетным органом составляется соответствующий акт (акты), который доводится до сведения руководителей проверяемых органов и организаций. На основании акта (актов) контрольно-счетным органом составляется отчет. При проведении экспертно-аналитического мероприятия контрольно-счетным органом составляются отчет или заключение. По результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в проверяемые организации и их должностным лицам представления, а также направляет предписание.
Указанные положения закреплены и в Законе ЕАО от 20.07.2011 N 988-03.
Таким образом, КСП Еврейской автономной области является уполномоченным органом на осуществление внешнего муниципального финансового контроля в отношении ОГБУЗ "Областная больница" и выдачу представления либо предписания в зависимости от характера выявленного нарушения. Действия КСП Еврейской автономной области по проведению упомянутой проверки и выдаче представления осуществлены в рамках ее полномочий.
Судом установлено, что учреждение допускает нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": в части пункта 4 части 1 статьи 93 - в части осуществления закупки товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на сумму, превышающую 100 000, 00 руб.; в части пункта 4 части 1 статьи 73 - в части указания в информации об условии признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок, уклонившегося от заключения контракта в связи с непредставлением заказчику выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС извещения о проведении запроса котировок; части 11 статьи 78 - в части предоставления участниками запроса котировок выписки из ЕГРЮЛ или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки, полученной не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в ЕИС; в части подпункта 2 части 1 статьи 33 - в части описания объекта закупки в документации об электронном аукционе о закупках для нужд ОГБУЗ "Областная больница"; в части пункта 3 части 1 статьи 31 - в части использования ценовых предложений при расчете начальной максимальной цены контракта от участников, которые на момент опубликования извещения о проведении указанного электронного аукциона находились в стадии ликвидации; в части 6.1 статьи 66 - в части предоставления участником электронного аукциона достоверной информации о наличии у него присвоенного и действующего ИНН и отстранения единой комиссией учреждения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не представивших достоверную информацию для участия в электронных аукционах; в части 15 статьи 95 - в части принятия мер контрактной службой по установлению достоверности сведений, предоставленных единственным участником электронного аукциона, и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта с поставщиком, предоставившим недостоверные сведения;
Допущены нарушения части 2 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, пункта 5 Порядка, утвержденного совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 N 761/20н, пункта 2 Особенностей, утвержденных совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 20.09.2013 N 544/18н, в части своевременности размещения в ЕИС плана- графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг ОГБУЗ "Областная больница".
Допущены нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части ограничения конкуренции со стороны заказчика путем создания единственному участнику при проведении электронного аукциона преимущественных условий участия в торгах с помощью установления конкретных технических функциональных и качественных характеристик.
Допущены нарушения Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 31.03.2015 N 182/7н: абзаца "е" подпункта 2 пункта 5 - в части отражения в столбце 6 плана-графика минимально необходимых требований, предъявляемых к предмету контракта, включающих описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ; абзацев "а", "в", "г", "д" подпункта 5 пункта 5 - в части отражения итоговой информации о годовых объемах закупок в плане-графике ОГБУЗ "Областная больница".
Допущены нарушения пункта 3 Приказа Минфина России от 28.07.2010 N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения", пункта 2 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности области их государственных бюджетных учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет управление здравоохранения, утвержденного приказом управления здравоохранения от 21.10.2014 N 313-ОД в части составления плана ФХД учреждения.
Не приняты меры по реализации предложений комитета по управлению государственным имуществом ЕАО по результатам проверки фактического наличия, состояния и надлежащего использования областного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении ОГБУЗ "Областная больница", переданного в аренду.
Учреждение не воспользовалось правом требования с ГП ЕАО "Фармация" пени за нарушение срока внесения арендной платы и перечисление платы за коммунальные услуги в неполном объеме, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ и договорами аренды, а также правом взыскания пени с ОКГУЗ "Психиатрическая больница" за несвоевременное перечисление денежных средств за медицинский осмотр сотрудников, за стерилизацию биксов и консультацию врачей-специалистов, предусмотренным статьей 330 Гражданского кодекса РФ, контрактом и договорами.
Не приняты меры к введению в эксплуатацию электрокардиографа и машины дезинфекционно-моечной.
Допущены нарушения пункта 2 Указаний Центрального Банка России от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" в части не превышения лимита остатка наличных денег.
Допущены нарушения нормативных правовых актов в части ведения бухгалтерского учета: пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н; Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению"; части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"; пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений", утвержденной Приказом Минфина от 01.12.2010 N 157н.
Установив указанные нарушения, контрольно счетная палата, действуя в соответствии с предоставленными полномочиям и в соответствии с действующим законодательством правомерно вынесла оспариваемое представление.
Доводы ОГБУЗ "Областная больница", о том, что оспариваемое представление вынесено за пределами полномочий, так как нарушений бюджетного законодательства проверяющим органом установлено не было, в Акте и представлении не указано, что установленные нарушения привели к неэффективному расходованию бюджетных средств и, соответственно, выдача представления по устранению иных выявленных нарушений (бухгалтерского учета, трудового, гражданского, налогового законодательства, законодательства о государственной службе, законодательства о контрактной системе, поставках товара) не относится к полномочиям КСП Еврейской автономной области, отклоняется судом апелляционной инстанции как несостоятельные.
Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ контрольно-счетные органы при осуществлении внешнего государственного финансового контроля руководствуются стандартами внешнего государственного финансового контроля.
В соответствии с частью 3 статьи 8 закон ЕАО от 20.07.2011 N 988-03 внешний государственный финансовый контроль осуществляется Контрольно-счетной палатой в формах, установленных Федеральным законом, и в соответствии со стандартами, утверждаемыми Контрольно-счетной палатой.
В соответствии пунктом 2.4 Стандарта финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия", утвержденного решением коллегии Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области (протокол от 25.07.2013 N 10), с изменениями, утвержденными решением коллегии Контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области (протокол от 17.03.2016 N 5), контрольные мероприятия в зависимости от поставленных целей и характера решаемых задач классифицируются как финансовый аудит, аудит эффективности или комплексное (смешанное) контрольное мероприятие.
К финансовому аудиту относятся контрольные мероприятия, целью которых является документальная проверка достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования государственных и иных ресурсов, проверка финансовой и иной деятельности объектов аудита.
К аудиту эффективности относятся контрольные мероприятия, целью которых является определение эффективности (экономичности, продуктивности и результативности) использования государственных и иных ресурсов, полученных объектами контрольных мероприятий для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных на них функций (пункт 2.4 Стандарта финансового контроля "Общие правила проведения контрольного мероприятия").
Контрольное мероприятие "Проверка финансово-хозяйственной деятельности областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная больница" за 2015, 2016 годы" относится к финансовому аудиту. Требование, установленное пунктом 4.2 вышеназванного Стандарта при проведении аудита эффективности "определять критерии оценки эффективности", является неправомерным при проведении финансового аудита.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что оспариваемое представление соответствует нормам действующего законодательства, доказательства нарушения оспариваемым представлением прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в деле отсутствуют.
Из оспариваемого представления усматривается, что в нем содержатся указания на нормативные акты, послужившие основанием для его вынесения, а также на конкретные действия для его исполнения.
По своему характеру представление направлено на оптимизацию расходов, упорядочение деятельности медицинского учреждения, с целью оказать благоприятствующее воздействие на финансовый климат в больнице и поэтому должно быть принято во внимание и исполнено.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Кроме этого, в части требований ОГБУЗ "Областная больница" о признании незаконным представления контрольно-счетной палаты Еврейской автономной области в пунктах: 3.10, 3.11, 3.12, 3.13, 3.14, 3.15, 3.18, 10, 11, 12, 13, 14, суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу, поскольку, как верно указал суд, деятельность учреждения по данным пунктам нарушений регулируется нормативно-правовыми актами из области трудового законодательства.
При этом, доказательств обращения в суд общей юрисдикции с данными требованиями заявитель не представил, в связи с чем, он не лишен права на судебную защиту.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводящиеся к иной, чем у арбитражного суда, неверной трактовке законодательства, не могут служить основаниями для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении арбитражным судом первой инстанции норм права. Кроме того, данные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, по мнению суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 03.07.2017 по делу N А16-689/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Швец |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А16-689/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 15 марта 2018 г. N Ф03-542/18 настоящее постановление отменено
Истец: ОГБУ здравоохранения "Областная больница"
Ответчик: Контрольно-счетная палата Еврейской автономной области
Хронология рассмотрения дела:
09.11.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4401/18
24.07.2018 Определение Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4156/18
21.06.2018 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-689/17
15.03.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-542/18
29.11.2017 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4884/17
03.07.2017 Решение Арбитражного суда Еврейской автономной области N А16-689/17