Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 2 апреля 2018 г. N Ф07-1779/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
04 декабря 2017 г. |
Дело N А44-3962/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 ноября 2017 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 декабря 2017 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Макаровской Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 июля 2017 года по делу N А44-3962/2016 (судья Максимова Л.А.),
установил:
комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области (место нахождения: 173002, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; ОГРН 1075321000105, ИНН 5321114249), переименованный на основании постановления правительства Новгородской области от 21.02.2017 N 53 в комитет лесного хозяйства Новгородской области (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" (место нахождения: 175460, Новгородская область, Крестецкий район, рабочий поселок Крестцы, площадь Советская, дом 1; ОГРН 1115302000131, ИНН 5305006648; далее - Общество, ООО "Крестецкий ЛПК") о взыскании 14 759 766 руб. 85 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 14.10.2013 N 388 за период с 11.11.2013 по 15.03.2016, из них 6 708 984 руб. 93 коп. - в доход федерального бюджета, 8 050 781 руб. 92 коп. - в доход бюджета Новгородской области.
Определением суда от 16 июня 2016 года производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу окончательного судебного акта по делу N А40-116523/2016. Определением суда от 30 мая 2017 года производство по делу возобновлено.
Решением суда от 26 июля 2017 года исковые требования Комитета удовлетворены в полном объеме, кроме того, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 96 799 руб. государственной пошлины.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает, судом не исследована правильность расчета среднего коэффициента превышения размера арендной платы, сложившегося в Новгородской области. Считает, что для целей определения данного коэффициента необходимо использовать отчет по форме 16-ОИП за IV квартал 2015 года, либо за 2015 год в целом. Полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие задолженности ответчика. Также в жалобе ответчик ссылается на необоснованный отказ суда в принятии встречного иска. По мнению апеллянта, в случае исключения инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов сумма взыскиваемой арендной платы должна рассчитываться из фактически изъятого объема древесины за взыскиваемый период.
Комитет в представленном в апелляционный суд отзыве доводы жалобы отклонил, просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей не направили. Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, приказом Минпромторга России от 23.03.2012 N 297 инвестиционный проект ООО "Крестецкий ЛПК" "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
На основании приказа Комитета от 10.10.2013 N 669 "О предоставлении в аренду лесного участка для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов" Комитетом (Арендодатель) и Обществом (Арендатор) заключен договор от 14.10.2013 N 388 аренды лесного участка, прошедший государственную регистрацию 11.11.2013.
По условиям данного договора аренды Арендатор принял во временное пользование с целью заготовки древесины лесные участки, общей площадью 100 360 га, расположенные в Демянском лесничестве.
Приказом Минпромторга России от 14.03.2016 N 660 инвестиционный проект Общества "Создание лесопромышленного комплекса в Новгородской области" исключен из перечня приоритетных проектов в области освоения лесов ввиду допущенных ООО "Крестецкий ЛПК" нарушений при реализации инвестиционного проекта.
В связи с исключением инвестиционного проекта Общества из перечня приоритетных проектов в области освоения лесов Комитет обратился в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды от 14.10.2013 N 388 за период с 11.11.2013 по 15.03.2016, исчисленной без учета понижающего коэффициента и с применением сложившегося в Новгородской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
Из материалов дела также следует, что вступившим в законную силу решением суда от 22 июня 2017 года по делу N А44-3913/2016 договор аренды лесного участка от 14.10.2013 N 388 расторгнут.
Суд первой инстанции по результатам рассмотрения настоящего спора признал требования Комитета обоснованными как по праву, так и по размеру.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований не согласиться с выводами суда.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Объектами капитальных вложений в области освоения лесов являются объекты создаваемой и (или) модернизируемой лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры. Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 2 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
В соответствии с пунктом 15 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.20107 N 419 (далее - Положение N 419), включение инвестиционного проекта в перечень является основанием для заключения заинтересованным органом, а в случае, предусмотренном пунктом 10.2 настоящего Положения, уполномоченным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения.
В силу положений частей 1 и 2 статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным, за использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы определяется в соответствии со статьями 73, 76 названного Кодекса (часть 3 статьи 94 ЛК РФ).
В силу части 1 статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Частью 4 статьи 73 ЛК РФ предусмотрено, что для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление N 310).
Пунктом 1(1) Постановления N 310 предусмотрено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта.
Вместе с тем, в силу пункта 1(2) Постановления N 310, при исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов инвестор обязан в полном объеме уплатить арендную плату в соответствии со ставками платы за пользование лесным участком со дня государственной регистрации договора аренды лесного участка до его расторжения без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного на основании отчетности, установленной федеральным органом исполнительной власти в области лесных отношений, на день исключения инвестиционного проекта из перечня путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов.
В абзаце втором пункта 20 Положения N 419 также предусмотрено, что в случае если инвестиционный проект был исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов, инвестор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования соответствующим лесным участком.
Аналогичные условия, устанавливающие обязанность Арендатора в полном объеме оплатить арендную плату без применения понижающего коэффициента, определены пунктом 11 договора аренды.
В данном случае установлено, что на основании приказа Минпромторга России от 14.03.2016 N 660 инвестиционный проект Общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Правомерность данного приказа была предметом рассмотрения в Арбитражном суде города Москвы по делу N А40-116512/16. Вступившим в законную силу решением суда от 13 февраля 2017 года по указанному делу оспариваемый приказ признан соответствующим действующему законодательству.
Таким образом, поскольку инвестиционный проект Общества исключен из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, суд пришел к правильному выводу об обязанности Общества уплатить арендную плату за рассматриваемый период в полном объеме в соответствии с установленными ставками платы за пользование лесными участками без применения понижающего коэффициента 0,5 и исходя из сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы.
Согласно расчету Комитета задолженность Общества за период с 11.11.2013 по 15.03.2016 по арендной плате, исчисленной без применения понижающего коэффициента 0,5, но с учетом сложившегося в Новгородской области среднего коэффициента превышения размера арендной платы, составляет 14 759 766 руб. 85 коп., в том числе 6 708 984 руб. 93 коп. - в доход федерального бюджета, 8 050 781 руб. 92 коп. - в доход бюджета Новгородской области.
Расчет суммы долга судом проверен, признан верным.
При расчете доначисленной арендной истцом применен коэффициент индексации к ставкам платы за единицу объема древесины 1,43, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2014 N 947, а также средний коэффициент превышения размера арендной платы, который исчислен на основании сведений о доходах лесного хозяйства и их распределении по получателям (форма 1-ОИП) за январь-март 2016 года путем деления суммарного расчетного размера арендной платы по действующим договорам аренды лесных участков на суммарный размер арендной платы, рассчитанной по ставкам платы, без учета действующих в субъекте Российской Федерации инвестиционных проектов. Указанный средний коэффициент превышения размера арендной платы, сложившийся в Новгородской области, применяется ко всем пользователям без исключения.
Правовых оснований для определения суммы арендной платы исходя из фактического изъятого объема древесины, а также определения среднего коэффициента превышения исходя из отчетности за 2015 год не имеется.
Поскольку инвестиционный проект Общества исключен из перечня приоритетных проектов в марте 2016 года, то Комитет правомерно использовал при расчете задолженности отчет за I квартал 2016 года.
Проверив расчет задолженности с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит его правильным, соответствующим фактическим обстоятельствам дела и нормам Постановления N 310, определяющего порядок исчисления арендной платы за пользование лесными участками.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств погашения долга по арендной плате в сумме 14 759 766 руб. 85 коп., суд правомерно удовлетворил исковые требования Комитета в указанном размере.
Довод Общества о необоснованном возвращении судом встречного искового заявления отклоняется судом апелляционной инстанции.
Как следует из материалов дела, Комитет с настоящим иском к Обществу обратился в Арбитражный суд Новгородской области 17.05.2016.
В то же время встречный иск к Комитету о внесении изменений в абзац 6 пункта 11 договора аренды лесного участка от 14.10.2013 N 388 заявлен Обществом лишь 24.07.2017.
Определением от 25 июля 2017 года суд возвратил ответчику встречный иск на основании пункта 5 части 1 статьи 129, части 4 статьи 132 АПК РФ. При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований считать, что удовлетворение встречного иска исключает полностью или в части удовлетворение первоначального иска, между встречным и первоначальным исками имеется взаимная связь и их совместное рассмотрение приведет к более быстрому и правильному рассмотрению дела. Также Обществом не соблюден обязательный досудебный претензионный порядок.
Апелляционный суд полагает, что при возвращении встречного иска судом первой инстанции не допущено нарушений норм статей 125, 126, 129, 132 АПК РФ. Правовых оснований для принятия встречного иска в данном случае у суда первой инстанции не имелось.
Изложенные Обществом в апелляционной жалобе доводы не опровергают правомерность решения суда, основаны на ином толковании применяемых к рассматриваемым правоотношениям норм лесного законодательства, что не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт принят при правильном применении судом норм материального и процессуального права.
Поскольку оснований для отмены или изменения решения суда судебной коллегией не установлено, апелляционная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины на основании статьи 110 АПК РФ относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 26 июля 2017 года по делу N А44-3962/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-3962/2016
Истец: Комитет лесного хозяйства и лесной промышленности Новгородской области
Ответчик: ООО "Крестецкий ЛПК"
Третье лицо: Управление ГИБДД УМВД России по Новгородской области
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6544/18
02.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1779/18
04.12.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-8274/17
18.10.2017 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-11073/17
16.08.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5922/17
26.07.2017 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3962/16
25.07.2017 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3962/16
27.06.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-3755/17
16.06.2017 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3962/16
24.03.2017 Определение Арбитражного суда Новгородской области N А44-3962/16