г. Саратов |
|
09 августа 2018 г. |
Дело N А57-26901/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 августа 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 августа 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Макарова И.А., Степуры С.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Кожокарём А.П.
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Дневник.ру" Малышевой М.Е., действующей на основании доверенности от 31.12.2017 N 20, представителей публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" Толпыгига Д.О., действующего на основании доверенности от 26.06.2018 N 06/29/155-18, Бурдоновой О.В., действующей на основании доверенности от 26.01.2018 N 0611/29/7-18, представителя Министерства образования Саратовской области Бражник И.И., действующего на основании доверенности от 15.06.2018, представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области Лобановой О.А., действующей на основании доверенности от 12.01.2018 N 02/1-76, и Кошманова П.Э., действующего на основании доверенности от 22.12.2017 N 01-8128, представителя общество с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" Вифлеемского А.Б., действующего на основании доверенности от 04.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" и Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2018 года по делу N А57-26901/2017 (судья Михайлова А.И.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дневник.ру" (197046, г. Санкт-Петербург, Набережная Петроградская, 36 А, оф. 309. 310, ОГРН 1097847050223, ИНН 7814431841), публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (191002, г. Санкт-Петербург, ул. Достоевского, д. 15, ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388), Министерства образования Саратовской области (410002, г. Саратов, ул. Соляная, д. 32, ОГРН 1056405028591, ИНН 6450608375)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Вольская, д. 81, ОГРН 1026402675045, ИНН 6450014580)
заинтересованные лица: Государственное казённое учреждение Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" (410056, г. Саратов, ул. им. Шевченко Т.Г., д. 3, ОГРН 1146454000791, ИНН 6454140585), общество с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" (101000, г. Москва, Лубянский проезд, 27/1, стр. 1, ОГРН 1027700261380, ИНН 7709287765), общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (410005, г. Саратов, ул. им. Пугачёва Е.И., д. 147/151, оф. 501, ОГРН 1176451001704, ИНН 6452125951), Министерство экономического развития Саратовской области (410042, г. Саратов, ул. Московская, д. 72, ОГРН 1136450012071, ИНН 6450079548)
о признании недействительным решения от 11.08.2017 N 9-77\ов,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Дневник.ру" (далее - ООО "Дневник.ру") с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области (далее - Саратовское УФАС России, антимонопольный орган) по делу N 9-77/ов в части, затрагивающей интересы ООО "Дневник.ру", об обязании УФАС по Саратовской области прекратить производство по делу N 9-77/ов в отношении ООО "Дневник.ру".
Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным решения от 11.08.2017 N 9-77\ов УФАС России по Саратовской области о признании Министерства образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), о передаче материалов дела N9-77\ов уполномоченной должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных проавонарушениях.
Министерство образования Саратовской области, не согласившись с решением Управления антимонопольной службы по Саратовской области от 11.08.2017 N 9-77\ов, обжаловало его в Арбитражный суд Саратовской области.
Определением суда от 26.12.2017 года арбитражные дела N А57-26901/2017, N А57-27035/2017 и N А57-27508/2017 объединены в одно производство для совместного рассмотрения. Делу присвоен регистрационный номер А57-26901/2017.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2018 года по делу N А57-26901/2017 решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 11.08.2017 г. N 9-77/ов признано недействительным в части признания Министерства образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Производство по делу N 9-77/ов прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
С Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области взысканы расходы по оплате государственной пошлины в пользу ООО "Дневник.ру" в сумме 3000 руб., в пользу ПАО "Ростелеком" в сумме 3000 руб.
В доход федерального бюджета с Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области взыскана государственная пошлина в размере 3000 руб.
Общество с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" (далее - ООО ЦИТ "Аверс"), не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. Свою позицию по делу мотивирует в письменных пояснениях по делу и дополнениях к ним.
Антимонопольный орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке. Просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме.
ООО ЦИТ "Аверс" поддерживает правовую позицию антимонопольного органа по основаниям, изложенным в отзыве.
ПАО "Ростелеком" возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
ООО "Дневник.ру" не согласен с доводами, изложенными ООО ЦИТ "Аверс" и антимонопольным органом в апелляционных жалобах, по основаниям, изложенным в представленных отзывах.
Министерство образования Саратовской области считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзыве.
Государственное казённое учреждение Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок", общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии", Министерство экономического развития Саратовской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили. О месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что лица, участвующие в деле, после получения определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, а лица, вступившие в дело или привлечённые к участию в деле позднее, и иные участники арбитражного процесса после получения первого судебного акта по рассматриваемому делу самостоятельно предпринимают меры по получению информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению информации о движении дела, если суд располагает информацией о том, что указанные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе.
Учитывая положения части 1 статьи 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определение, вынесенное в виде отдельного судебного акта, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Кодексом.
По ходатайству указанных лиц копии определения, вынесенного в виде отдельного судебного акта, на бумажном носителе могут быть направлены им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства в арбитражный суд заказным письмом с уведомлением о вручении или вручены им под расписку.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда 06 июля 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании, назначенном на 30 июля 2018 года на 15 часов 00 минут, объявлен перерыв до 02 августа 2018 года до 12 часов 00 минут. Информация об объявленном перерыве размещена на официальном сайте суда в сети "Интернет".
Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, апелляционный суд пришёл к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду несоответствия выводов обстоятельствам. Заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Как видно из материалов дела, 26 сентября 2016 года в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО ЦИТ "Аверс" (далее - ООО ЦИТ "Аверс") на действия Министерства образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" в связи с заключением соглашения, направленного на ограничение и недопущение конкуренции.
По результатам рассмотрения данного обращения антимонопольным органом принято решение от 11 августа 2017 года N 9-77/ов, которым Министерство образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" признаны нарушившими пункт 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В отношении Государственного казённого учреждения Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" рассмотрение дела прекращено в связи с отсутствием нарушений антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях. Материалы дела N 9-77/ов решено передать уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Полагая, что решение антимонопольного органа не соответствует закону и нарушает их права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришёл к выводу о несоответствии оспариваемого решения антимонопольного органа от 11.08.2017 по делу N 9-77/ов требованиям Закона о защите конкуренции. Суд первой инстанции констатировал, что материалами дела и фактическими обстоятельствами не подтверждено наличие каких-либо соглашений, договоренностей между сторонами, заявители в рамках спорных контрактов действовали в строгом соответствии с действующим законодательством, доводы УФАС по Саратовской области не подтверждены материалами дела, а выводы, указанные в решении, являются надуманными. УФАС по Саратовской области не представило доказательств, свидетельствующих о сговоре, а также того, что взаимоотношения между ООО "Дневник.ру", Министерством образования Саратовской области и ПАО "Ростелеком" привели к ограничению конкуренции. Суд первой инстанции пришёл к выводу, что поскольку ООО ЦИТ "Аверс" не участвовал ни в одной из процедур, то его права, равно как и права иных лиц, не могут быть нарушены в связи с отсутствием какого-либо состава правонарушения. Суд первой инстанции указал, что довод ООО ЦИТ "Аверс" о возможном недопуске к заключению контракта не может быть принят судом, поскольку носит предположительный характер.
Суд первой инстанции констатировал, что условия договора от 15.12.2014 N 65 со стороны ПАО "Ростелеком" исполнены в полном объёме. Передача исключительных прав, авторских прав на АИС не предусматривалась ни текущим законодательством, ни учтена в бюджете Министерства образования, не предписывалась никакими нормативными документами. Предмет договора не предусматривал передачу авторских прав. Кроме того, суд первой инстанции указал, что по пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" факт сохранения исключительных прав у разработчика и их непередача Министерству образования Саратовской области не нарушает действующее законодательство и не содержит признаков антиконкурентного соглашения в действиях заявителей. Иной подход комиссии антимонопольного органа, декларируемый в заключении, направлен по своей сути на переоценку всех заключаемых в Российской Федерации договоров на поставку программного обеспечения и его внедрение.
Суд первой инстанции посчитал, что контракт заключён Министерством образования Саратовской области в соответствии с требованиями статьи 24 Закон о контрактной системе, поскольку цена контракта не превышает сто тысяч рублей как с единственным поставщиком. Заключение договора между ПАО "Ростелеком" и Министерством образования Саратовской области в 2014 году не могло нарушить законодательство о защите конкуренции, поскольку договор не подпадал под его регулирование. Комиссией не установлены нарушения процедуры закупки и выбора способа её проведения, которые могли бы свидетельствовать о совершении действий, направленных на ограничение конкуренции. Суд первой инстанции сделал вывод, что конкурсной документацией при проведении в 2015, 2016 году аукционов в соответствии с нормами Закона о контрактной системе не устанавливались ограничения на участие в закупке по оказанию услуг по доработке и модернизации информационной системы с учётом соблюдения авторских прав разработчика и правообладателя системы "Контингент-регион". Таким образом, круг потенциальных участников не ограничивался конкурсной документацией, следовательно, любая организация имела возможность участия в проводимом аукционе. Техническое задание к конкурсной документации не содержало требований о необходимости сохранения имевшейся системы (что подтверждается отсутствием требований о необходимости получения права на использование и внесение изменение в исходный код, отсутствием указание на необходимость сохранения работоспособности существующей системы на период выполнения контракта, а также указание, что система является создаваемой (страница 12 Технического задания "Требования к характеристикам взаимосвязей создаваемой системы"). Закупка была объявлена на создание АИС, а не на изменение существующей, в том числе по причине того, что в отношении существующей у Министерства образования не было прав на её использование. Таким образом, суд первой инстанции посчитал, что в аукционе могли участвовать любые производители, в том числе ООО ЦИТ "Аверс".
Кроме того, довод антимонопольного органа, что ПАО "Ростелеком" заключало с Министерством образования Саратовской области государственные контракты с ценой, существенно превышающей стоимость услуг, оказанных ООО "Дневник.ру" ПАО "Ростелеком", суд первой инстанции счёл неподтверждённым представленными в дело доказательствами.
Суд первой инстанции посчитал, что подписание 29 декабря 2015 года актов выполненных работ по контрактам между ПАО "Ростелеком" и Министерством образования Саратовской области ранее подписания 30 декабря 2015 года актов оказанных услуг между ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" не подтверждает вывод антимонопольного органа о наличии антиконкурентного соглашения. Суд первой инстанции констатировал, что в решении Арбитражного суда Саратовской области от 30.11.2016 по делу А57-26585/2016 содержится вывод, что "факт надлежащего выполнения истцом своих обязательств по государственному контракту N 2015.496738 от 21.12.2015 подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно актом сдачи-приёмки оказанных услуг от 29.12.2015 г. на сумму 942800 руб. 00 коп., подписанным полномочными представителя истца и ответчика, скрепленным печатями организаций".
Кроме того, суд первой инстанции считает основанным на неверном толковании законодательства и несоответствующим материалам дела вывод антимонопольного органа о невозможности участия ООО "Дневник.ру" с 01 января 2016 года в закупке программного обеспечения для государственных и муниципальных нужд в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно выводу суда первой инстанции, изложенному в оспоренном решении, содержание писем, направленных Министерством образования Саратовской области в адрес ООО "Аверс", также не является доказательством неправомерных действий.
Апелляционная коллегия считает все приведённые выводы суда первой инстанции противоречащими нормам материального права и не соответствующими обстоятельствам дела.
Участники соглашения строили свои отношения таким образом, чтобы исключить возможность допуска конкурентов к выполнению госзаказа. Последовательность их действий свидетельствует об их определённой направленности и связанности общим мотивом. В 2014 году из официальных источников становится очевидным, что в ближайшие несколько лет будет производиться выделение значительных объёмов денежных средств на реализацию государственной программы. На этот момент между министерством и ООО "Дневник.ру" существовали сложившиеся отношения и определённые результаты сотрудничества. Данный факт не оспаривается никем из участников и усматривается из материалов дела. Для министерства ООО "Дневник.ру" являлось предпочтительным партнёром, о чём собственно оно открыто пишет в своих письмах в адрес конкурента ООО "Дневник.ру" фирмы ООО ЦИТ "Аверс".
Письма от 10.11.2014, от 23.12.2014, от 08.02.2016, от 17.05.2016, направленные Министерством образования Саратовской области в адрес ООО ЦИТ "Аверс", являются прямыми доказательствами наличия соглашения с ООО "Дневник.ру" и ПАО "Ростелеком", что буквально следует из их содержания.
Ради сохранения сложившихся отношений заключено соглашение, в рамках реализации которого указанные лица на протяжении нескольких лет последовательно совершали действия по легализации своих отношений, направленные на достижение общей цели - обеспечить возможность выполнения государственного заказа ООО "Дневник.ру" в обход обеспечивающих конкуренцию процедур. Для этого в 2014 году заключён договор на незначительную относительно общего объёма выделяемых на цели реализации государственной программы средств сумму 100 тысяч. Представитель органа субъекта не смог дать каких-либо объяснений, чем обоснован такой размер договора. Суд апелляционной инстанции согласен с выводом антимонопольного органа, что выбор такого объёма вознаграждения за услуги объясняется возможностью заключить договор без конкурса с единственным участником. Суд апелляционной инстанции также учитывает, что министерству было очевидно, что в дальнейшем на эти цели будет обеспечено выделение значительных денежных средств.
В результате исполнения данного контракта ПАО "Ростелеком" перепоручается ООО "Дневник.ру", которое вместо разработки автоматизированной информационной системы (далее - АИС) производит внедрение АИС "Контингент-регион". При этом все исключительные и неисключительные права на эту систему сохраняются за прежним правообладателем. Неисключительные права предоставляются ПАО "Ростелеком" и министерству на короткий срок - период внедрения. Этим выполнение каких-либо работ по модернизации АИС было поставлено в зависимость от наличия авторских прав на неё и стало доступно только обладателю прав на АИС.
По этой причине несостоятельным является вывод суда первой инстанции, что ООО ЦИТ "Аверс" не воспользовалось возможностью участия в конкурсах на модернизацию АИС. Реально такой возможности не было предоставлено. Из переписки данного лица с министерством видно, что оно было заинтересовано в участии в конкурсе на выполнение этих работ и неоднократно предлагало свои услуги.
При этом у министерства имелись легальные основания приобрести необходимый объём прав на АИС, позволяющий исключить зависимость от правообладателя и обеспечить конкуренцию, однако каких-либо мер к этому предпринято не было.
В дальнейшем конкурсы объявлялись только на модернизацию установленной АИС. Несостоятельны трактовки участников соглашения и суда первой инстанции понятия "модернизации" как допускающего полную замену существующей системы новой, поскольку они противоречат нормальному пониманию значения указанного термина. Модернизация любой степени предполагает сохранения идентичности модернизируемого объекта, и в понимание модернизации не укладывается его уничтожение и замена иным.
Соответственно, в конкурсах на модернизацию АИС мог участвовать только носитель прав на неё, поскольку со стороны иных лиц выполнение указанных работ было невозможно без нарушения его авторских прав.
На протяжении нескольких лет в конкурсах участвовали и побеждали участники антиконкурентного соглашения. ПАО "Ростелеком" выступал подрядчиком, работы фактически выполняло ООО "Дневник.ру". При этом при определении цены контрактов министерство также направляло запросы именно участникам соглашения и на полученной преимущественно от них информации формировало цену.
ООО "Дневник.ру" в связи с введением запрета на использование иностранного программного обеспечения государственными структурами непосредственно само не могло участвовать в госзакупках, поскольку является организацией со 100% долей иностранного участия. Кроме необходимости преодоления указанного барьера, иного разумного объяснения для участия в соглашении ПАО "Ростелеком" предоставлено не было, поскольку последний не обладает никакими ресурсами для выполнения контракта на АИС. Попытки ПАО "Ростелеком" объяснить свою роль необходимостью подключения к ЕСИА апелляционная коллегия считает несостоятельными, поскольку процедура подключения не предусматривает посредничества хозяйствующих субъектов, а происходит путём взаимодействия с Минкомсвязи России. Таким образом, обоснованным является утверждение антимонопольного органа, что разница в стоимости услуг, выполненных ООО "Дневник.ру" во исполнение госконтракта, которую ПАО "Ростелеком" получил в результате участия в соглашении необоснованно завысила расходы бюджета.
Представленные антимонопольным органом доказательства в совокупности подтверждают наличие антиконкурентного соглашения между Министерством образования Саратовской области, ООО "Дневник.ру" и ПАО "Ростелеком", направленного на то, чтобы не допустить иных участников рынка к исполнению государственного контракта. Фактическое поведение названных субъектов демонстрирует их осведомлённость о намерениях друг друга и позволяет сделать вывод, что их действия подчинены общей цели, которая заключалась в ограничении конкуренции, предоставлении преимуществ ООО "Дневник.ру" со 100% долей участия иностранной организации и перечислении указанному лицу бюджетных средств.
Действия участников соглашения выглядят скоординированными и подчинёнными достижению конкретного общего для всех результата до той степени согласованности, которая невозможна в отсутствие соответствующей договорённости.
Неправильными являются выводы суда первой инстанции, что соответствие заключаемых договоров нормам гражданского законодательства и факт их исполнения могут служить доказательствами законности деятельности участников соглашения. То обстоятельство, что участники соглашения формально оставались в рамках требований гражданского законодательства, не препятствует сделать вывод о наличии у них противоречащей конкурентному законодательству цели.
Кроме того, необходимо учитывать особенности (в том числе уровень профессиональной подготовки и правовой грамотности, а также возможность использования административного ресурса) субъектного состава инкриминированного нарушения, которые делают маловероятными грубые и очевидные нарушения с их стороны закона и установленных конкурсных процедур, а также не стоит предполагать документальную фиксацию ими противоправных намерений. По этой причине по данной категории дел получение прямых доказательств крайне затруднено, но их отсутствие не препятствует использовать совокупность косвенных доказательств, которые могут быть получены, в том числе, путём анализа поведения участников правоотношений. Суд апелляционной инстанции считает применимым к рассматриваемой ситуации подход к пониманию согласованности, сформулированный в разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 2 Постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" (Постановление Президиума ВАС РФ от 21.04.2009 N 15956/08 по делу N А65-3185/2008-СА1-23).
Апелляционная коллегия считает, что описанные выше действия субъектов не могли иметь место иначе чем при наличии предварительного сговора направленного на получение общего результата.
Соглашение в рассматриваемом случае было исполнено, результат достигнут. Результатом явилось устранение конкуренции, снижение эффективности расходования бюджетных средств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В рассматриваемом случае указанная совокупность условий отсутствует.
Согласно статье 1 Закона о защите конкуренции данный Закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.
В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 4 статьи 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
Установленный указанной нормой запрет ориентирован на органы публичной власти и распространяется на акты и действия указанных органов в сфере публичных правоотношений. Этот запрет преследует цель предотвращения негативного влияния органов власти на конкурентную среду с помощью административных, властных методов воздействия, в том числе путём соглашения с хозяйствующим субъектом.
Под соглашением понимается договорённость в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договорённость в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).
Законом N 135-ФЗ не установлены специальные требования к форме соглашения хозяйствующих субъектов, направленного на ограничение конкуренции. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 21.12.2010 N 9966/10 разъяснил, что Закон о защите конкуренции содержит специальное определение понятия соглашения для целей применения антимонопольного законодательства. Нормы Гражданского Кодекса РФ применению в данном случае не подлежат.
В пункте 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 марта 2016 года, разъяснено, что факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов. Законодательством не определено и не может быть определено, какие доказательства его подтверждают, а также не установлены и не могут быть установлены требования к форме подтверждающих документов. Доказательствами по делу о нарушении антимонопольного законодательства могут служить и полученные в установленном законом порядке доказательства по уголовным делам, переданные в антимонопольный орган (с учётом положений статьи 161 УПК РФ).
Антиконкурентное соглашение подобно сделке, которая может быть совершена устно и считается в соответствии с частью 2 статьи 158 ГК РФ совершённой также в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку. Поэтому с учётом фактических действий сторон подобное устное соглашение может быть признано заключённым, исполняющимся или исполненным.
Таким образом, соглашение по смыслу антимонопольного законодательства не равнозначно понятию гражданско-правового договора. Соглашение является выражением воли двух или более участников.
Согласованность выражается, во-первых, в осведомлённости каждого из участников о намерении другого участника действовать определённым образом. Во-вторых, согласованность воли невозможна без намерения каждого из участников действовать сообразно с известными ему предполагаемыми действиями других участников. Таковы два неотъемлемых признака соглашения по конкурентному праву. При этом помимо письменного и устного соглашения, оно может быть заключено посредством конклюдентных действий.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Осуществление закупки является публичной конкурентной процедурой, результатом которой является выбор победителя из числа нескольких претендентов - участников закупки. Победитель, исполнитель муниципальной закупки может быть определён после завершения процедуры закупки.
В условиях осуществления государственных (муниципальных) закупок никакие отношения по поводу предмета закупки между исполнителем и заказчиком до завершения процедуры определения поставщика не могут существовать.
Иное положение вещей противоречит целям государственных (муниципальных) закупок, основанным на принципах развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, расширения возможности для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, предотвращения коррупции.
В статье 8 Закона о контрактной системе закреплён принцип обеспечения конкуренции при проведении закупок. Согласно указанной статье контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При соблюдении вышеприведенных принципов и положений Закона о контрактной системе, а также Закона о защите конкуренции, хозяйствующий субъект при отсутствии антиконкурентного соглашения не может знать об объёмах и видах работ (услуг), использованных материалах, включённых в техническое задание к государственному контракту, и, соответственно, не может приступить к производству таких работ (выполнению услуг) ранее, чем пройдет установленные законом процедуры отбора.
А в случае наличия такого противоправного соглашения другие участники рынка даже при их участии в конкурентных процедурах (конкурс, аукцион, запрос котировок) не будут иметь возможность победить в таких процедурах и заключить контракт, поскольку государственный заказ уже выполнен.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что установленные антимонопольным органом обстоятельства как раз иллюстрируют сложившуюся ситуацию, когда в результате договорённостей участников соглашения созданы условия, при которых обеспечен приоритет для конкретного хозяйствующего субъекта и исключена возможность конкуренции за получение государственного контракта.
Антимонопольным органом установлены обстоятельства и представлены следующие как прямые, так и косвенные доказательства, которые в совокупности подтверждают наличие соглашения.
25 октября 2014 года Правительством Российской Федерации принято Распоряжение N 2125-р, которым утверждена Концепция создания единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (далее - Концепция). Функцию учёта контингента обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрено реализовывать на федеральном и региональном уровнях.
Правительством Российской Федерации принято Распоряжение от 14 февраля 2015 года N 236-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по созданию единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам" (далее - Дорожная карта).
Концепцией и Дорожной картой предусмотрено создание региональных сегментов межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам.
Правительством Саратовской области принято распоряжение от 02 июня 2016 года N 88-Пр "Об утверждении плана мероприятий ("Дорожной карты") Саратовской области по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным общеобразовательным программам (АИС "Контингент - регион")".
В соответствии с Дорожной картой Министерство образования Саратовской области выступило как ответственный исполнитель мероприятий: "формирование рабочей группы по созданию регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам (АИС "Контингент-регион") Саратовской области", "разработка технического задания на создание Регионального сегмента межведомственной системы в соответствии с унифицированными функционально-техническими требованиями к Региональному сегменту межведомственной системы, также произвело согласование и утверждение технического задания. Указанные мероприятия были исполнены Министерством образования Саратовской области к моменту издания указанного распоряжения.
Мероприятие по разработке и введению в опытную эксплуатацию Регионального сегмента межведомственной системы должно быть реализовано Министерством образования Саратовской области в срок до мая 2016 года (пункт 8)
В соответствии с указанными нормативными актами предусматривалось непосредственно создание регионального сегмента единой федеральной межведомственной системы учёта контингента обучающихся по основным образовательным программам и дополнительным образовательным программам (АИС "Контингент-регион").
Из материалов дела видно, что согласно протоколу совещания N П9-127пр от 07 апреля 2016 года Министерства связи и массовых коммуникации Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации с субъектами Российской Федерации по вопросам создания региональных сегментов обсуждался вопрос "используемых в субъектах Российской Федерации вариантах контрактации при создании региональных сегментов (помимо стандартных конкурсных процедур в соответствии с 44-ФЗ)". В качестве возможных вариантов контрактации было указано следующее: аукцион; долгосрочные контракты с отложенным платежом; сервисная модель (т.9 л.д.138-157).
Вариант контрактации как закупка у единственного поставщика, который был использован в 2014 году саратовским министерством образования, не рассматривался как возможный.
Автоматизированная информационная система "Контингент-регион" внедрена в соответствии с договором от 15.12.2014 N 65 (т.6 л.д.102-147), заключённым между ОАО "Ростелеком" и Министерством образования Саратовской области в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) без проведения конкурентных способов определения исполнителя. Цена договора установлена в сумме 100 000 рублей. Срок выполнения работ согласован не позднее 26.12.2014.
Договор от 15.12.2014 N 65 заключён Министерством образования Саратовской области с единственным поставщиком - ОАО "Ростелеком" (т.6 л.д.102-106).
По пункту 7.1 договора от 15.12.2014 N 65 с момента подписания сторонами акта сдачи-приёмки работ по настоящему договору заказчику (Министерство образования Саратовской области) передаются неисключительные права на использование АИС "Контингент-регион" в установленных договорам пределах:
- использование АИС "Контингент-регион" без ограничения целей такого использования (пункт 7.1.1.);
- внедрение результата работ (пункт 7.1.2.);
- создание эксплуатационной документации к результату работ (пункт 7.1.3.);
- внесение изменений в результат работ без изменения исходного текста и объектного кода (пункт 7.1.4.).
В пункте 7.2 договора указано, что ОАО "Ростелеком" (исполнитель) сохраняет за собой право использовать АИС "Контингент-регион" самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам.
Территория действия неисключительной лицензии, передаваемой по настоящему договору - Саратовская область (пункт 7.3. договора). Срок действия лицензии - до 01.03.2015 (пункт 7.4. договора).
По смете расходов на выполнение работ по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Министерстве образования Саратовской области, по договору от 15.12.2014 N 65 выполнены следующие работы:
- настройка прикладного программного обеспечения на серверных мощностях Системы;
- настройка функционирования шлюза взаимодействия Системы с внешними информационными системами;
- первоначальное наполнение справочников Системы сведениями;
- первоначальная выгрузка сведений из внешних информационных систем в Систему;
- подготовка отчётной документации о внедрении Системы в опытную эксплуатацию.
В соответствии с актом сдачи-приёмки выполненных работ по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Министерстве образования Саратовской области от 26.12.2014 (т.1 л.д.78-79), работы по внедрению АИС "Контингент-регион" в Министерстве образования Саратовской области ОАО "Ростелеком" выполнены в полном объёме.
В рамках договора от 15.12.2014 N 65 с ОАО "Ростелеком" право использования АИС "Контингент-регион" Министерству образования области передано сроком на три месяца в связи с внедрением системы в тестовом режиме и ограниченным финансирование по указанному направлению.
15 декабря 2014 года ОАО "Ростелеком" с ООО "Дневник.ру" заключён договор N РТК/КР/64-1 на выполнение работ по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Министерстве образования Саратовской области и разработку ЧТЗ на реализацию возможности предоставления услуг и разработку и регистрацию веб-сервисов этих услуг в электронном виде в целях перевода в электронный вид государственных услуг, оказываемых в Саратовской области для нужд Министерства образования Саратовской области". Сроки выполнения работ определены договором не позднее 26 декабря 2014 года. Цена договора согласована в сумме 72 000 рублей (т.1 л.д.28-32).
В пояснениях от 24.01.2017 N N227, представленных в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, ООО "Дневник.ру" подтвердило, что договор N РТК/КР/64-1 заключён с целью исполнения договора N 65 от 15.12.2014 (т.11 л.д.96-99).
Согласно пункту 7.1 указанного договора с момента подписания сторонами акта сдачи-приёмки работ по настоящему договору заказчику (ОАО "Ростелеком") передаются неисключительные права на использование АИС "Контингент-регион" в установленных пределах, а именно:
- использование АИС "Контингент-регион" без ограничения целей такого использования (пункт 7.1.1.);
- внедрение результата работ (пункт 7.1.2.);
- создание эксплуатационной документации к результату работ (пункт 7.1.3.);
Внесение изменений в результат работ без изменения исходного текста и объектного кода (пункт 7.1.4.).
Исполнитель сохраняет за собой право использовать АИС "Контингент-регион" самостоятельно или предоставлять аналогичные права на его использование третьим лицам (пункт 7.2.)
Территория действия неисключительной лицензии, передаваемой по настоящему договору - Саратовская область (пункт 7.3.). Срок действия лицензии - до 01.06.2015 (пункт 7.4.).
В соответствии со сметой расходов на выполнение работ по указанному договору по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Министерстве образования Саратовской области и разработку ЧТЗ на реализацию возможности предоставления услуг и разработку и регистрацию веб-сервисов этих услуг в электронном виде в целях перевода в электронный вид государственных услуг, оказываемых в Саратовской области для нужд Министерства образования Саратовской области, выполнены следующие работы:
- настройка прикладного программного обеспечения на серверных мощностях Системы;
- настройка функционирования шлюза взаимодействия Системы с внешними информационными системами;
- первоначальное наполнение справочников Системы сведениями;
- первоначальная выгрузка сведений из внешних информационных систем в Систему;
- проведение обследования исходных условий для реализации перевода Услуг в электронный вид с использованием РСМЭВ, ЕПГУ и РПГУ;
- разработка 8 ЧТЗ для интерактивных форм заявлений на ЕПГУ (РПГУ);
- проведение совместно с Заказчиком, РОИВ, предоставляющим услугу, и исполнителем комплексного тестирования процесса подачи заявления на оказание Услуг с ЕПГУ (РПГУ) и процесса оказания Услуг с использованием ИС на соответствие требованиям настоящего ТЗ, в соответствии с Программой и методикой испытаний, разработанной Исполнителем в ходе оказания услуг;
- подготовка пользователей и администраторов, интегрируемых с РСМЭВ ИС, к использованию функциональности, связанной с оказанием государственных услуг в электронном виде, на основании материалов;
- подготовка отчётной документации.
Согласно акту сдачи-приёмки выполненных работ от 26.12.2014 вышеуказанные работы выполнены ООО "Дневник.ру" в полном объёме (т.7 л.д.24).
Таким образом, работы по внедрению комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Министерстве образования Саратовской области фактически выполнялись не ОАО "Ростелеком", а ООО "Дневник.ру" в рамках договора N РТК/КР/64-1 от 15.12.2014. Министерство образования Саратовской области приняло выполненные работы в полном объёме по договору от 15.12.2014 N 65 у ОАО "Ростелеком".
По Сведениям о выполнении мероприятий по подпрограммам государственной программы Саратовской области "Информационное общество на 2014-2017 годы" мероприятие "1.1.4 Приобретение и внедрение автоматизированной информационной системы" выполнено следующим образом: "выполнены модификация АИС дошкольного образования Саратовской области (АИС "Комплектование ДОУ"), и модификация профессионального образования области (АИС "СПО"). Внедрены АИС "Зачисление в ОО", АИС "Контингент-регион".
Учитывая изложенное, антимонопольный орган сделал обоснованный вывод, что вместо разработки АИС "Контингент-регион" Министерством образования Саратовской области осуществлено внедрение указанной системы.
Цена работ по договору от 15.12.2014 N 65 и договору от 15.12.2014 N РТК/КР/64-1 составили соответственно 100 000 рублей и 72 000 рублей. Таким образом, материалами дела подтверждено, что стоимость работ по договору N 65 от 15.12.2014, заключённому ОАО "Ростелеком" с Министерством образования Саратовской области, за счёт посредничества завышена на 28 000 рублей. При этом срок действия неисключительной лицензии, переданной ПАО "Ростелеком" по договору от 15.12.2014 N РТК/КР/64-1, был больше срока действия неисключительной лицензии, переданной Министерству образования Саратовской области по договору от 15.12.2014 N 65, при меньшей цене договора.
Из материалов дела видно, что 27 ноября 2015 года Министерством образования Саратовской области на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0860200000815003601 о проведении электронного аукциона (далее - аукцион).
Объектом аукциона является определение исполнителя услуги "Услуги по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион"" для нужд Министерства образования Саратовской области. Начальная (максимальная) цена контракта составила 942 800 рублей.
Документация об аукционе утверждена 27 ноября 2015 года директором Государственного казённого учреждения Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" (далее - ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок") (т.12 л.д.79-135).
20 ноября 2015 года Министерством образования Саратовской области в адрес ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" была направлена заявка N 01-27/5381 на определение поставщика для нужд Министерства образования Саратовской области. Приложением 1 к заявке является её информационная карта с условиями проведения аукциона, в том числе требования к участникам аукциона. В Приложении 2 к указанной заявке Министерством образования Саратовской области определено описание объекта закупки.
Аукционная документация и извещение N 0860200000815003601 утверждены ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" на основании информации из заявки, направленной Министерством образования Саратовской области.
Согласно разделу 10 аукционной документации, метод определения начальной (максимальной) центы контракта - метод сопоставимых цен (анализ рынка) (т.1 л.д.129).
Для обоснования начальной (максимальной) цены контракта было получено три ответа на запросы:
- ответ от 16.11.2015 N 111-15 ООО "Криптон", согласно которому стоимость оказания услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Саратовской области составит 956 300 рублей (т.12 л.д.219);
- ответ от 16.11.2015 N ОР-3017 ООО "Дневник.ру", согласно которому стоимость оказания услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Саратовской области составит 929 300 рублей (т.12 л.д.220);
- ответ ПАО "Ростелеком" от 17.11.2015 N 0611/05/5537-15, согласно которому стоимость оказания услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" в Саратовской области составит 942 800 рублей (т.12 л.д.221).
Исходя из содержания запросов предложений о цене на выполнение работ по модернизации комплексной автоматизированной системы "Контингент-регион" следует, что Министерство образования Саратовской области не указало, что права на комплексную автоматизированную систему "Контингент-регион" принадлежат ООО "Дневник.ру" (т.12 л.д.176-180).
Таким образом, цена государственного контракта была сформирована Министерством образования Саратовской области на основании предложений субъектов, являющихся участниками антиконкурентного соглашения, именно: ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру"
Согласно протоколу от 10.12.2015 N 0860200000815003601 рассмотрения единственной заявки на участие в аукционе в электронной форме, аукционная комиссия рассмотрела и приняла решение допустить к участию в аукционе ПАО "Ростелеком".
21 декабря 2015 года по результатам аукциона Министерством образования Саратовской области и ПАО "Ростелеком" заключён Государственный контракт N 2015.496738 (далее - контракт) (т.2 л.д.37-66).
По условиям контракта его предметом является оказание услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд Министерства образования Саратовской области (далее - услуга) (пункт 1.1 договора).
Срок оказания услуги - с момента заключения контракта по 31 декабря 2015 года (пункт 1.3. договора). Место оказание Услуги - г. Саратов, ул. Соляная, 32, Министерством образования Саратовской области.
Источник финансирования - областной бюджет (основное событие 2.2. "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании и науке и повышении квалификации" подпрограммы 2 государственной программы Саратовской области "Информационное общество на 2014-2017 годы").
Цена Государственного контракта - 942 800 рублей (пункт 1.6.).
В соответствии с пунктом 2.1.1 Государственного контракта ПАО "Ростелеком" (исполнитель) обязуется оказать в полном объёме услугу, указанную в пункте 1.1 Государственного контракта Министерство образования Саратовской области (заказчик).
По пункту 2.2.3 Государственного контракта заказчик обязуется проводить экспертизу в соответствии с требованиями статьи 94 Федерального закона о контрактной системе и проверку оказанной услуги. В случае необходимости по результатам экспертизы составлять акт с указанием причин отказа от принятия результатов оказанной услуги, в том числе частично.
Для проверки оказанных услуг в части их соответствия условиям Государственного контракта заказчик перед подписанием акта проводит экспертизу. Экспертиза оказанных Услуг может проводиться заказчиком своими силами (пункт 4.2 Государственного контракта).
Условия приёмки оказанной услуги согласовано сторонами Государственного контракта в пункте 4.4.
В силу пункта 4.7 Государственного контракта дата подписания обеими сторонами акта является датой исполнения исполнителем обязательств. Подписанные заказчиком и исполнителем акт является основанием для оплаты оказанных услуг.
В Приложении N 1 стороны согласовали Техническое задание по оказанию услуги по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион".
В соответствии с Техническим заданием, цели модернизации системы:
- минимизация ручного ввода данных за счёт информационного обмена с внешними информационными системами, содержащими данные о контингенте обучающихся субъекта Российской Федерации и применения более эффективных и эргономичных интерфейсов управления данными;
- обеспечение доступности актуальной информации о контингенте обучающихся образовательных организаций различного типа;
- обеспечение информационной безопасности;
- реализация функции самостоятельного администрирования Системы;
- обеспечение возможности авторизации пользователей в АИС "Контингент-регион" посредством ЕСИА;
- интеграция Системы с образовательными ИС Саратовской области, выступающих в качестве поставщиков данных в Систему:
интеграция с АИС "Комплектование ДОО";
интеграция с АИС "Зачисление в ОО";
интеграция с АИС "Дневник СПО";
интеграция с АИС ЭЖД.
По условиям Технического задания, в рамках оказания услуг по модернизации АИС "Контингент-регион" должны быть решены следующие задачи, в том числе: доработка компонента Системы "Шлюз взаимодействия" в части обеспечения интеграции с функционирующими в Саратовской области образовательными информационными системами, содержащими данные о контингенте обучающихся (получение данных по контингенту обучающихся и образовательным областям).
Перечень услуг по модернизации, обеспечению функционирования и сопровождению автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" включают следующие этапы:
- разработка документации на модернизируемые части системы;
- разработка рабочей документации на модернизируемые части системы;
- разработка (модернизация) программного обеспечения;
- пусконаладочные работы;
- проведение предварительных испытаний частей системы, модернизация которых была произведена;
- проведение опытной эксплуатации частей системы, модернизация которых была произведена;
- проведение приемочных испытаний частей системы, модернизация которых была произведена.
Таким образом, учитывая условия Технического задания, объектом закупки N 0860200000815003601, и предметом заключённого Государственного контракта N 2015.496738 является оказание услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд Министерства образования Саратовской области.
Аукционная документация, извещение о проведении электронного аукциона N 0860200000815003601 не содержат указаний на то, что в рамках проведения закупки N 0860200000815003601 может быть произведена замена существующей системы новой.
Согласно Сведениям о выполнении мероприятий подпрограмм государственной программы Саратовской области "Информационное общество на 2014-2017 годы", по основному мероприятию 2.2 "Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, науке и повышении квалификации" выполнены лицензирование антивирусного программного обеспечения по обслуживанию сайта министерства; мероприятие по обеспечению защиты каналов связи (за счёт средств муниципальных образований); произведена модификация АИС "Контингент-регион" (2 этап).
На момент проведения закупки N 0860200000815003601 срок действия неисключительных прав на комплексную автоматизированную информационную систему "Контингент-регион", переданных по договору N 65 от 15.12.2014 Министерству образования Саратовской области, истёк 01 марта 2015 года. Иных договоров, предусматривающих передачу Министерству образования Саратовской области неисключительных прав на комплексную автоматизированную информационную систему "Контингент-регион", не представлено ни антимонопольному органу, ни суду. Кроме того, срок действия неисключительных прав ПАО "Ростелеком" на комплексную автоматизированную информационную систему "Контингент-регион", переданных по договору N РТК/КР/64-1 от 15.12.2014, также истёк 01 июня 2015 года.
Учитывая изложенное, довод Министерства образования Саратовской области и ПАО "Ростелеком" о том, что в рамках договора N 65 от 15.12.2014 приобретена "демо-версия" комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион", которую возможно заменить на новую в рамках закупки N 0860200000815003601 подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
Апелляционная коллегия считает ошибочным вывод суда первой инстанции, что согласно пункту 40 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" факт сохранения исключительных прав у разработчика и непередача их Министерству образования Саратовской области не нарушает действующее законодательство и не содержит признаков антиконкурентного соглашения в действиях заявителей, поскольку данный вывод сделан без учёта более поздней правовой позиции, сформированной высшей судебной инстанцией.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 56 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утверждённого Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 сентября 2015 года, права на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счёт бюджетных средств, принадлежат Российской Федерации, если это предусмотрено государственным контрактом/договором. В случае принадлежности исключительного права не Российской Федерации правообладатель обязан заключить с госзаказчиком договор о безвозмездном предоставлении права на использование такого результата интеллектуальной деятельности при изготовлении поставляемых товаров либо выполнении подрядных работ для государственных нужд.
Таким образом, непринятие органом субъекта мер к получению исключительных прав на продукт также свидетельствует о наличии между Министерством образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" антиконкурентного соглашения, заключение и участие в котором привели к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем правомерен и подтверждён представленными в материалы дела доказательствами.
Согласно акту сдачи-приёмки оказанных услуг от 29.12.2015 (т.2 л.д.67), в соответствии с Техническим заданием услуги по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд Министерства образования Саратовской области оказаны в полном объёме. Стоимость оказанных услуг - 942 800 рублей.
Таким образом, датой исполнения ПАО "Ростелеком" обязательств по Государственному контракту является 29.12.2015 (пункт 4.7 Государственного контракта).
По заключению экспертизы, проведённой силами заказчика в соответствии с пунктом 2.2.3 договора по результатам исполнения контракта от 29.12.2015 N 2015.496738, нарушений условий исполнения контракта не установлено.
При этом 30 декабря 2015 года ПАО "Ростелеком" с ООО "Дневник.ру" был заключён договор N 0611/25/877-15 (т.5 л.д.103) на оказание услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд Министерства образования Саратовской области (пункт 1.1. договор). Срок оказания услуги по указанному договору - по 31.12.2015 (пункт 1.3 договора). Место оказания услуги: г. Саратов, ул. Соляная, 32 (1.4. договора). Цена договора - 499 000 рублей (1.4. договора).
Техническое задание (Приложением N 1 к договору N 0611/25/877-15), как и предмет договора полностью совпадает с Техническим заданием по Государственному контракту от 21 декабря 2015 N 2015.496738, включая перечни услуг по модернизации системы.
Согласно акту сдачи-приёмки оказанных услуг ООО "Дневник.ру" от 30.12.2015 выполнило их в полном объёме (т.7 л.д.26).
Оценив указанные обстоятельства антимонопольный орган сделал верный вывод, что работы по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд Министерства образования Саратовской области фактически выполнены 30 декабря 2015 года ООО "Дневник.ру" в рамках договора от 30.12.2015 N 0611/25/877-15 уже после подписания 29 декабря 2015 года между ПАО "Ростелеком" и Министерством образования Саратовской области акта приёма-сдачи работ по Государственному контракту N 2015.496738.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия согласна с выводом антимонопольного органа, что при условии выполнения ПАО "Ростелеком" услуги в полном объёме, целесообразность заключения ПАО "Ростелеком" с ООО "Дневник.ру" договора от 30.12.2015 года N 0611/25/877-15 отсутствовала бы.
Таким образом, между министерством и ПАО "Ростелеком" акт о приёмке выполненных по факту ООО "Дневник.ру" работ подписан ранее, чем эти работы приняты у субподрядчика, что также может объясняться только наличием определённых договорённостей между указанными лицами и соответствующей степенью доверия между участниками соглашения.
Кроме того ПАО "Ростелеком" с ЗАО "Современные технологии" заключён контракт N 7-277/2015 от 14.12.2015, предметом которого определены услуги в области защиты информации для информационной системы ЦОД Министерства образования Саратовской области. Стоимость услуг согласована в сумме 123 500 рублей, срок оказания услуг - до 31.12.2015 (т.12 л.д.4-8).
ЗАО "Современные технологии" в полном объёме оказало ПАО "Ростелеком" услуги по контракту N 7-277/2015 от 14.12.2015, что подтверждено актом сдачи-приёмки услуг от 30.12.2015N 436/12. Услуги оплачены по платёжному поручению от 26.01.2016 N 61740 (т.12 л.д.10).
Учитывая изложенное, из условий указанных договоров видно, что цена по Государственному контракту, цена по договору N 0611/25/877-15 и цена по контракту N 7-277/2015 составляла соответственно: 942 800 рублей, 499 000 и 123 500 рублей.
Таким образом, стоимость работ по Государственному контракту также являлась завышенной.
Оценив указанные доказательства, суд апелляционной инстанции считает верным вывод антимонопольного органа, что указанные обстоятельства подтверждают наличие между Министерством образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" антиконкурентного соглашения.
Кроме того, из материалов следует, что 31 декабря 2015 года между ПАО "Ростелеком" и министерством образования Саратовской области заключён сублицензионный договор, по условиям которого Министерству образования Саратовской области передано неисключительное право использования программы для ЭВМ (комплексной автоматизированной информационной системой "Контингент-регион") (т.7 л.д.176-178). Срок предоставления неисключительного права - до 31.12.2016 (пункт 1.3. договора). Неисключительное право передано министерству образования Саратовской области безвозмездно.
15 июня 2016 года министерством образования Саратовской области на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0860200000816002605 о проведении электронного аукциона (далее - электронный аукцион). Его объектом являлось определение исполнителя услуги "Услуги по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд министерства образования Саратовской области". Начальная (максимальная) цена контракта составила 2 000 000 рублей.
По техническому заданию конкурсной документации об аукционе в электронной форме на определение исполнителя услуги "оказание услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" Саратовской области" для нужд министерства образования Саратовской области, комплексная автоматизированная информационная система "Контингент-регион" Саратовской области была внедрена в Саратовской области на основании Государственного контракта на разработку и внедрение системы от 15.12.2014 N РТК/КР/64-1.
Как видно из материалов дела сторонами указанного договора 15.12.2014 N РТК/КР/64-1 являются ПАО "Ростелеком" (заказчик) и ООО "Дневник.ру" (исполнитель).
Министерство образования Саратовской области не являлось стороной по договору от 15.12.2014N РТК/КР/64-1. Ссылка на договор N 65 от 15.12.2014, заключённый между Министерством образования Саратовской области и ПАО "Ростелеком" в указанной документации отсутствует.
По результатам электронного аукциона по извещению N 0860200000816002605 Министерством образования Саратовской области и ПАО "Ростелеком", как единственным участником закупки, заключён государственный контракт 05.07.2016 N 0860200000816002605_167336. Предметом указанного контракта является услуга по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд министерства образования Саратовской области. Место оказания услуг: г. Саратов, ул. Соляная, 32, Министерство образования Саратовской области. Срок исполнения услуги определён в течение 30 дней с момента заключения контракта. Источник финансирования - областной бюджет. Цена контракта составила 2 000 000 рублей.
Согласно акту от 05.08.2016 сдачи-приёмки оказанных услуг по модернизации автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" Саратовской области ПАО "Ростелеком" оказаны услуги в полном объёме.
02 августа 2016 года между ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" заключён договор N 0611/25/372-16 на оказание услуг по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион" для нужд Министерства образования Саратовской области. Срок оказания услуги по указанному договору - по 03.08.2016. Место оказания услуги: г. Саратов, ул. Соляная, 32, Министерство образования Саратовской области. Цена договора - 1 400 000 рублей.
В соответствии с Техническим заданием, являющимся Приложением N 1 к договору N 0611/25/372-16, наименование услуги: оказание услуги по модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион".
Техническое задание по договору N 0611/25/372-16 полностью совпадает с Техническим заданием по государственному контракту N 0860200000816002605_167336, включая Перечни услуг по модернизации системы.
Кроме того, из материалов дела видно, что Министерством образования Саратовской области в адрес ООО ЦИТ "Аверс" направлены письма от 10 ноября 2014 года N 01-26/6770, от 12 декабря 2014 N 01-26/8066, в которых указано, что в рамках участия в пилотной апробации функционирования прототипа Федеральной системы учёта контингента обучающихся для реализации и внедрения регионального сегмента ИС "Контингент" определён партнер ООО "Дневник.ру". Предложения по внедрению других автоматизированных информационных систем для Министерства образования Саратовской области в настоящее время являются не актуальными.
В письмах от 08.02.2016 N 01-26/829, от 17.05.2016 N 01-26/3375, направленных ООО ЦИТ "Аверс", Министерство образования Саратовской области указало, что в соответствии с договором о выполнении работ по внедрению комплексной АИС "Контингент-регион", заключённым между Министерством образования Саратовской области и ПАО "Ростелеком", являющимся официальным партнером ООО "Дневник.ру" по вопросам информатизации сферы образования, а также перевода государственных и муниципальных услуг в сфере образования в электронный вид, в декабре 2014 года АИС "Контингент-регион" была развернута на региональных серверных мощностях. 21 декабря 2015 года заключён контракт с ПАО "Ростелеком" на выполнение интеграции АИС "Контингент-регион" с информационными системами Министерства образования области. Предложения по внедрению других автоматизированных информационных систем для Министерства образования Саратовской области в настоящее время являются не актуальными.
Учитывая изложенное, антимонопольный орган сделал правильный вывод, что до заключения договора от 15.12.2014 N 65 на внедрение автоматизированной информационной системы "Контингент-регион", Министерством образования Саратовской области без проведения конкурсных процедур определён конкретный партнер - ООО "Дневник.ру", о чём прямо указано в перечисленных выше письмах.
Таким образом, довод ООО "Дневник.ру" о том, что указанная переписка не свидетельствует об ограничении конкуренции, опровергается содержанием указанных писем.
По договору от 05.08.2016, заключённому между ПАО "Ростелеком" и Министерством образования Саратовской области, Министерству образования Саратовской области безвозмездно передано неисключительное право использования программы для ЭВМ (комплексной автоматизированной информационной системой "Контингент-регион"). Срок предоставления неисключительного права согласован до 05 августа 2017 года.
В Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), являющемся общедоступным ресурсом, размещены сведения о том, что правообладателем АИС "Контингент" является ООО "Эдьюкейшн Революшен Рисчер Энд Девелопмент". Программное обеспечение АИС "Контингент" зарегистрировано за номером 296. Дата внесения 02 апреля 2016 года, адрес сайта - http://help.dnevnik.ru/hc/ru/articles/215999437. Указанный правообладатель внесён в Реестр по Приказу Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 04.04.2016 N 138 "О включении сведений о программной обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных".
Согласно информации об исключительном праве на АИС "Контингент" (http://reestr-minsvyaz.ru), программном обеспечение в соответствии со статьёй 1295 Гражданского кодекса РФ является служебным произведением, исключительное право на которое принадлежит работодателю.
По сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещённым на сайте Федеральной налоговой службы учредителем ООО "Эдьюкейшн Революшен Рисчер Энд Девелопмент" (ИНН: 7813527773) и ООО "Дневник.ру" (ИНН 7814431841) является И.АР.ЭЙЧ. ЭДУ РЕВОЛЮШН ХОЛДИНГЗ ЛТД, место регистрации: Кипр, Никосия, 1066, Трипиотис, ул. Евагору, 27 "ИРЕН БИЛЛДИНГ", кв./офис 44., со 100% долей участия в уставном капитале.
Место регистрации ООО "Эдьюкейшн Революшен Рисчер Энд Девелопмент" и ООО "Дневник.ру" совпадают: 197046, г. Санкт-Петербург, набережная Петроградская, д. 36А, оф. 309. Генеральным директором обеих обществ является одно и тоже лицо.
В соответствии информацией Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором ООО "Эдьюкейшн Революшен Рисчер Энд Девелопмент" (ИНН 7813527773) является Леви Гавриил Давидович. Генеральным директором ООО "Дневник.ру" (ИНН 7814431841) также является Леви Гавриил Давидович. Таким образом, указанные лица в соответствии со статьёй 9 Закона о защите конкуренции образуют одну группу лиц и на их действия распространяются установленные конкурентным законодательством запреты.
ООО "Эдьюкейшн Революшен Рисчер Энд Девелопмент" и ООО "Дневник.ру" являются компаниями со 100% долей иностранного участия.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", ООО "Дневник.ру" с 01.01.2016 не могло участвовать в закупке программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, на основании изложенного, в соответствии с подпунктом 9 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган сделал обоснованный вывод, что Министерство образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру", имели конкретную цель - ограничение конкуренции, предоставление преимуществ определённому хозяйствующему субъекту - ООО "Дневник.ру", а также перечисление бюджетных средств в иностранную организацию - И.АР.ЭЙЧ. ЭДУ РЕВОЛЮШН ХОЛДИНГЗ ЛТД. В обоснование указанного вывода Саратовским УФАС России представлены исчерпывающие доказательства.
ООО "Дневник.ру" считает неправомерным вывод Саратовского УФАС России о невозможности участия общества в закупке программного обеспечения для обеспечения государственных и муниципальных нужд и не соответствующим обстоятельствам дела.
По мнению ООО "Дневник.ру" ссылка антимонопольного органа на указанное ограничение не состоятельна, поскольку его учредителем является И.АР.ЭЙЧ. ЭДУ РЕВОЛЮШН ХОЛДИНГЗ ЛТД, более 50% компании принадлежат гражданину Российской Федерации Леви Гавриилу Давидовичу. Кроме того, отмечает, что Приказом МинфинаРоссии от 21.08.2012 N 115н Республика Кипр исключена из перечня оффшорных зон.
Указанный довод не опровергает вывода антимонопольного органа, поскольку в случае объявления после 01.01.2016 конкурсных процедур на поставку программного обеспечения, а не оказание услуг по модернизации программного обеспечения ООО "Дневник.ру" не могло бы участвовать в торгах на поставку программного обеспечения без предъявления требований о соответствии закупаемого программного обеспечения требованиям, указанным в Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236.
Довод ПАО "Ростелеком", что Арбитражным судом Саратовской области действительность договора от 15.12.2014 N 65 была проверена при рассмотрении арбитражного дела N А57-26301/2015, в том числе была проверена правомерность передачи любых прав по договору, порядок и способ его исполнения, не опровергает выводов антимонопольного органа о наличии антиконкурентного соглашения в рассматриваемом случае. Поскольку в рамках спора о взыскании задолженности за оказанные услуги, учитывая, что ответчик-министерство уклонился от участия в споре и не воспользовался правом на защиту, не обжаловал судебный акт, судом оценка обстоятельствам, входящим в пределы доказывания по настоящему делу, не давалась. Судом также прямо указано в акте, что учитывая отсутствие возражений, он основывается на позиции истца. В решении суда от 11.01.2016 по делу N А57-26301/2015 выводов касательно правомерности передачи прав по договору от 15.12.2014 N 65, порядка и способа его исполнения не содержится.
Довод ПАО "Ростелеком" о том, что факт сохранения исключительных прав у разработчика, не опровергает выводов антимонопольного органа о наличии признаков антиконкурентного соглашения в его действиях, противоречит нормам гражданского права.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 1295 Гражданского кодекса РФ, последующая модернизация АИС "Контингент-регион" не может осуществляться любым субъектом, поскольку нарушит авторские и исключительные права на АИС "Контингент-регион". Действия по модернизации АИС "Контингент-регион" могут осуществляться только теми субъектами, которым предоставлено указанное право в установленном порядке.
Оплата работ по Государственным контрактам после взыскания задолженности в судебном порядке, также не опровергает установленного антимонопольным органом факта наличия в действиях Министерства образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" антиконкурентного соглашения, поскольку оно заключалось именно с целью её получения.
Доводы ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру", что работы и услуги, исполненные до 29.12.2015 по договору N 2015.496738 приняты заказчиком 29.12.2015, позже эти работы и услуги не выполнялись, а лишь документально оформлялось принятие оказанных ранее работ и услуг, опровергаются материалами дела.
Представленные Министерством образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" документы, свидетельствуют об обратном, а именно о том, что работы по Государственному контракту N 2015.496738 были сданы ПАО "Ростелеком" 29.12.2015, а работы по договору N 0611/25/877-15 были сданы ООО "Дневник.ру" 30.12.2015, т.е. после фактической модернизации комплексной автоматизированной информационной системы "Контингент-регион", при том, что техническое задание Государственного контракта идентично техническому заданию указанного договора.
В рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Саратовским УФАС России проведён анализ состояния конкуренции в необходимом объёме, в результате которого было установлено, что рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем является конкурентным. Временные границы исследования определены периодом с 10 ноября 2014 года по 05 августа 2016 года, географические границы - территория России.
Таким образом, антимонопольный орган представил доказательства наличия между Министерством образования Саратовской области, ПАО "Ростелеком" и ООО "Дневник.ру" антиконкурентного соглашения, заключение и участие в котором привело к ограничению конкуренции, а в частности к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на товарный рынок разработки, модернизации и реализации комплексных автоматизированных систем.
Оспоренное решение антимонопольного органа соответствует нормам закона, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для признания его недействительным.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционная коллегия считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать заявителям в удовлетворении требований.
Распределяя судебные расходы в соответствии со статьёй 110 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, судебные расходы ООО ЦИТ "Аверс" в виде оплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1500 руб. в связи с удовлетворением апелляционной жалобы общества подлежат взысканию с заявителей по делу, по 500 руб. с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 03 мая 2018 года по делу N А57-26901/2017 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать в удовлетворении требований Министерству образования Саратовской области, публичному акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком", обществу с ограниченной ответственностью "Дневник.ру".
Взыскать с Министерства образования Саратовской области (ОГРН 1056405028591, ИНН 6450608375) в пользу общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" (ОГРН 1027700261380, ИНН 7709287765) судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Взыскать с публичного акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ОГРН 1027700198767, ИНН 7707049388) в пользу общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" (ОГРН 1027700261380, ИНН 7709287765) судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Дневник.ру" (ОГРН 1097847050223, ИНН 7814431841) в пользу общества с ограниченной ответственностью Центр информационных технологий "Аверс" (ОГРН 1027700261380, ИНН 7709287765) судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 500 (пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
И.А. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-26901/2017
Истец: ООО "Дневник.ру"
Ответчик: Управление ФАС по СО
Третье лицо: ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок", Министерство образования Саратовской области, Министерство экономического развития Саратовской области, ООО "Современные технологии", ООО "АВЕРС", ООО ЦИТ "Аверс", ПАО "Ростелеком", ООО "ЦИТ "Аверс"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-8529/19
03.12.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-40159/18
09.08.2018 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7201/18
03.05.2018 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-26901/17