г. Москва |
|
08 августа 2018 г. |
Дело N А41-106845/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 августа 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Коновалова С.А., Боровиковой С.В.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Министерства обороны Российской Федерации: Мастеренко М.А., представитель по доверенности от 31.10.2017,
от Комитета лесного хозяйства Московской области: Лилиткина В.А., представитель по доверенности от 14.12.2017,
от Федерального агентства лесного хозяйства: Солодовников Р.А., представитель по доверенности от 09.01.2018,
от Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом: представитель не явился, извещен надлежащим образом, от ФГКУ "Управление лесного хозяйства: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Московской области от 11.05.2018, принятое судьей Гриневой А.В. по делу N А41-106845/17 по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263,
третьи лица: Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, ГКУ Московской области "Мособллес" Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Комитету лесного хозяйства Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об обязании Комитета лесного хозяйства Московской области внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское, в кварталах 41, 50 Московской области, Одинцовского муниципального района, Звенигородское лесничество, Шараповское участковое лесничество.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Государственное казенное учреждение Московской области "Мособллес", Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.05.2018 в удовлетворении исковых требований оказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обороны Российской Федерации подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и удовлетворить иск.
ФГКУ "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации представило письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ, в которых поддерживает апелляционную жалобу Минобороны.
Федеральное агентство лесного хозяйства представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей, Государственного казенного учреждения Московской области "Мособллес", Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в дела лиц, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 23.07.1958 N 155 военной базе N 907 Министерства обороны СССР предоставлен земельный участок общей площадью 339,56 га.
На основании государственного акта указанный земельный участок внесен в ЕГРН с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0000000:99 площадью 3 395 600 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское.
Право собственности Российской Федерации и право постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на данный земельный участок зарегистрированы в установленном порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.10.2017 N 50/020/004/2017-8304.
В 2016 году путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:99 образован земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское, в отношении которого зарегистрировано право собственности Минобороны России, что подтверждается выпиской ЕГРН от 05.10.2016 N 50/020/004/2017-8303.
В обоснование исковых требований истец указал, что согласно полученной выписке из государственного лесного реестра о лесных кварталах и о лесотаксационных выделах от 29.09.2017 N 1777-09-2017 в состав земель лесного фонда с целевым назначением - защитные леса включен земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенный в кварталах 41,50 Московская область, Одинцовский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Шараповское участковое лесничество.
В связи с чем, Министерство обороны России направило обращение в Комитет лесного хозяйства Московской области от 17.08.2017 N 141/26556 с просьбой внести изменения в материалы лесоустройства в части исключения земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 из состава лесов лесного фонда.
Поскольку указанное обращение оставлено без удовлетворения, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции посчитал, что истцом избран ненадлежащий способ защиты своего нарушенного права, поскольку требования об исключении из государственного лесного реестра сведений о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 фактически направлены на оспаривание права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что при разрешении настоящего спора судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Пункт 1 статьи 8.1 ГК РФ определяет, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. При этом права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о государственной регистрации прав) представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав на основании пункта 4 статьи 1 Закона о государственной регистрации осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с Государственным актом на право пользования землей от 23.07.1958 N 155 военной базе N 907 Министерства обороны СССР предоставлен земельный участок общей площадью 339,56 га.
На основании Государственного акта указанный земельный участок внесен в Единый государственный реестр недвижимости с присвоением ему кадастрового номера 50:20:0000000:99 площадью 3 395 600 кв. м, расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовским р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское.
Права собственности Российской Федерации и постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на данный земельный участок зарегистрированы в установленном порядке (выписка из ЕГРН от 05.10.2017 N 50/020/004/2017-8304 прилагается).
В 2016 году путем раздела земельного участка с кадастровым номером 50-20:0000000:99 образован земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м. кв. м., расположенный по адресу: Московская обл., Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в р-н пос. Покровское, в отношении которого зарегистрированы права собственности Минобороны России (выписка из ЕГРН от 05.10.2017 N 50/020/004/20178303).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 05.10.2017 N 50/020/004/2017-8303 в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 зарегистрировано право собственности Минобороны России.
Согласно статье 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были связаны с лишением владения.
Как указано в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", применяя статью 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам необходимо учитывать, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Поскольку Министерство обороны Российской Федерации является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:301263, а действия ответчика по включению данного земельного участка в государственный лесной реестр нарушают данное право, апелляционный суд пришел к выводу об избрании истцом надлежащего способа защиты нарушенного права.
В соответствии с положениями Лесного кодекса Российской Федерации все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
Границы лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий (статья 7 Лесного кодекса 1997 года).
В соответствии со статьей 10 Лесного кодекса в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях обороны.
Лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности (ст. 19 Лесного кодекса).
Согласно статье 132 Лесного кодекса леса, расположенные на землях обороны, предназначены для обеспечения нужд обороны и закрепляются за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
Таким образом, согласно ранее действовавшему законодательству, лесные насаждения, находящиеся на землях обороны, не подлежали включению в состав лесного фонда и подлежали закреплению за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" (далее - Закон Об обороне") и статей 17 и 25 Земельного кодекса Российской Федерации имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в том числе земли и другие природные ресурсы, является федеральной собственностью.
В соответствии со статьей 5 Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
Частью 1 статьи 6 Лесного кодекса предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.02.1998 N 135 (далее Постановление правительства N 135) утвержден Порядок закрепления лесов, расположенных на землях обороны, за федеральным органом исполнительной власти по вопросам обороны, в соответствии с которым на Минобороны России возлагается организация ведения лесного хозяйства в закрепленных за ним лесах, обеспечение рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства этих лесов, осуществление мероприятий по их лесоустройству и государственному учету.
Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которой устанавливаются правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности, а также землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Частью IX Лесоустроительной инструкции установлены особенности лесоустройства лесов, расположенных на землях обороны и безопасности.
В соответствии с пунктом 180 Лесоустроительной инструкции объектами лесоустройства в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, являются военные лесничества (лесопарки), закрепленные в установленном порядке за федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны, безопасности, и лесные участки в границах этих лесничеств (лесопарков).
В силу пункта 4 указанной инструкции объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
В нарушение положений Лесного кодекса, положений постановления Правительства N 135, а также пункта 180 Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Рослесхоза от 12.12.2011 N 516, на земельном участке 50:20:0000000:301263 объектом лесоустройства является не военные лесничество, а Звенигородское лесничество и Шараповское участковое лесничество.
В соответствии с пунктом 6 статьи 5 Федерального закона N 280 от 29.07.2017 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из государственного лесного реестра органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
1) сведения об этих лесных участках не внесены в Единый государственный реестр недвижимости;
2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Как следует из материалов дела, сведения о спорном лесном участке не внесены в Единый государственный реестр недвижимости, границы данного участка пересекают земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263, в связи с чем сведения подлежат исключению из государственного лесного реестра.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
При таких обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 неправомерно внесен в государственный лесной реестр в составе земель лесного фонда и не исключен до настоящего времени, что препятствует Минобороны России в полной мере осуществлять свои права по содержанию, использованию и распоряжению им.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.05.2018 по делу N А41-106845/17 отменить.
Обязать Комитет лесного хозяйства Московской области внести запись об исключении из государственного лесного реестра сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0000000:301263 площадью 549 745 кв.м., расположенном по адресу: Московская область, Одинцовский р-н, с/о Часцовский, в районе пос. Покровское, в кварталах 41, 50 Московской области, Одинцовского муниципального района, Звенигородское лесничество, Шараповское участковое лесничество.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-106845/2017
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ответчик: КОМИТЕТ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Федеральное агентство лесного хозяйства
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСОБЛЛЕС", ФГКУ "Территориальное управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны России"
Хронология рассмотрения дела:
06.09.2022 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-15122/2022
20.11.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18953/18
03.09.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10734/18
08.08.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-10734/18
11.05.2018 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-106845/17