Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 февраля 2018 г. N Ф08-267/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
05 декабря 2017 г. |
дело N А32-31105/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Д.В. Емельянова, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колпаковым В.Н.
при участии:
от НАО "Агентство развития Краснодарского края": представитель Черемисина Ю.Г. по доверенности от 10.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Сидоренко И.А. на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2017 по делу N А32-31105/2016 об оставлении заявления без рассмотрения, вынесенного по заявлению индивидуального предпринимателя Сидоренко И.А., в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) НАО "Агентство развития Краснодарского края" (ИНН 2309092145 ОГРН 1052304947991), принятое в составе судьи Шевцова А.С.,
УСТАНОВИЛ:
ИП Сидоренко Игорь Александрович (далее также заявитель) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании НАО "Агентство развития Краснодарского края" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 21.08.2017 во введении наблюдения в отношении НАО "Агентство развития Краснодарского края", г. Краснодар, ИНН/ОГРН 2309092145/1052304947991, по заявлению ИП Сидоренко Игоря Александровича, г. Краснодар отказано. Суд определил заявление ИП Сидоренко Игоря Александровича, г. Краснодар, о признании НАО "Агентство развития Краснодарского края", г. Краснодар, ИНН/ОГРН 2309092145/1052304947991, несостоятельным (банкротом) оставить без рассмотрения. Выдать ИП Сидоренко Игорю Александровичу, г. Краснодар, справку на возврат из федерального бюджета РФ 6000 руб. госпошлины, уплаченной по п/п N 26 от 01.09.2016 г.
Судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления ООО ЧОО "ТОР", г. Краснодар, назначить на 19.10.2017 года в 14 час. 30 мин. по адресу: г. Краснодар, ул. Постовая, 32, зал N 706.
ИП Сидоренко Игорь Александрович обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просил отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от НАО "Агентство развития Краснодарского края", Министерства Экономики Краснодарского края через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель НАО "Агентство развития Краснодарского края" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил определение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав представителя участвующего в деле лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее также Закон о банкротстве) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации с особенностями, установленными настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 197 Закона о банкротстве для целей настоящего Федерального закона под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Статьей 4 Закона о естественных монополиях предусмотрено, что деятельность субъектов естественных монополий регулируется положениями Закона о естественных монополиях также и в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
При этом, материалами дела подтверждается то, что согласно приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 24.03.2008 N 269 "О решениях внеочередного общего собрания акционеров открытого акционерного общества "Инвестиционный фонд Краснодарского края" изменено фирменное наименование открытого акционерного общества "Инвестиционный фонд Краснодарского края" на открытое акционерное общество "Краснодарская дирекция "Азов-Сити".
В соответствии с протоколом N 1 от 18.04.2008 заседания Совета директоров ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" приоритетным направлением деятельности ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" - создание и обеспечение функционирования объектов инфраструктуры и иных объектов, необходимых для функционирования деятельности игорной зоны "Азов-Сити".
Приказом департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края от 07.08.2008 N 103 "Об утверждении ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" материалов предварительного согласования места размещения объектов коммунального, складского, производственного, административно-хозяйственного назначения, дорожного обслуживания и инженерной инфраструктуры в игорной зоне "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края" утверждены места размещения объектов коммунального, складского, производственного, административно-хозяйственного назначения, дорожного обслуживания и инженерной инфраструктуры на земельном участке площадью 350 000 кв.м. с адресными ориентирами: северо-восточная часть кадастрового квартала 23:36:0101000 в игорной зоне "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края. ОА "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" поручено проведение работ по формированию и постановке земельного участка площадью 350 000 кв.м. с адресными ориентирами: северо-восточная часть кадастрового квартала 23:36:0101000 в игорной зоне "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края на государственный кадастровый учёт.
В соответствии с приказом департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края от 16.10.2008 N 136 "О предоставлении ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" земельного участка для строительства и эксплуатации объектов коммунального, складского, производственного, административно-хозяйственного назначения, дорожного обслуживания и инженерной инфраструктуры в игорной зоне "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края" ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" предоставлен в аренду на 20 (двадцать) лет из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения земельный участок с кадастровым номером 23:36:0101000:468 площадью 350 000 кв.м. для строительства и эксплуатации объектов коммунального, складского, производственного, административно-хозяйственного назначения, дорожного обслуживания и инженерной инфраструктуры в игорной зоне "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края.
Приказом департамента инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края от 16.02.2009 N 21 "О предоставлении ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" земельного участка для строительства и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в игорной зоне "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновкий район Краснодарского края" Агентству предоставлен в аренду на 20 (двадцать) лет из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения земельный участок с кадастровым номером 23:36:0101000:495 площадью 442014 кв.м. для строительства и эксплуатации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, северо-восточная часть кадастрового квартала 23:36:0101000.
Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 20.07.2010 N 764 наименование ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити" изменено на ОАО "Агентство развития Краснодарского края".
Согласно разделу 1 решения Совета Шабельского сельского поселения Щербиновского района второго созыва девятнадцатой сессии от 29.10.2010 N 2 "Об утверждении инвестиционной программы ОАО "Агентство развития Краснодарского края" (до 20.07.2010 ОАО "Краснодарская дирекция (Азов-Сити") по созданию системы водоотведения ливневых вод и хозяйственно-бытовых стоков из локальных очистных сооружений после очистки и дезинфекции на территории игорной зоны "Азов-Сити" - рекреационно-туристическое образование Азов-Сити размещается на свободной от застройки территории муниципального образования Щербиновский район. В связи с тем, что строительство ведется на вновь выделяемых землях вдали населенных пунктов, все коммуникации проектируются и строятся с нуля не имея возможности подсоединения к уже существующим сетям.
Учитывая изложенное, а также приоритетные направления деятельности ОАО "Агентство развития Краснодарского края" (до 20.07.2010 ОАО "Краснодарская дирекция "Азов-Сити") - создание и обеспечение функционирования объектов инфраструктуры и иных объектов, необходимых для функционирования деятельности игорной зоны "Азов-Сити", Агентством были выполнены строительные работы по созданию системы водоотведения ливневых вод и хозяйственно-бытовых стоков из локальных очистных сооружений после очистки и дезинфекции на территории игорной зоны "Азов-Сити", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 14.12.2011 23АК N 036991, от 26.08.2010 23АИ N 068180, от 26.08.2010 23 АИ N 068177, от 26.08.2010 23АИ N 068175. (копии свидетельств имеются в материалах дела). Иных коммуникаций на территории горной зоны "Азов-Сити" не имеется, а также отсутствует возможность подсоединения к уже существующим сетям.
Таким образом, деятельность по водоотведению на территории игорной зоны "Азов-Сити" на территории муниципального образования Щербиновский район Краснодарского края осуществляется исключительно Агентством, абонентами Агентства являются два юридических лица - ЗАО "Шамбала" и ООО "Роял Тайм".
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Факт, что Агентство относится к субъектам естественных монополий подтверждается и решением Арбитражного суда Краснодарского края от 13.10.2015 по делу А32-29456/2015, оставленным без изменения Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции по проверке законности и обоснованности решений (определений) арбитражных судов, не вступивших в законную силу от 16.12.2015, в соответствии с которым Агентство признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ. Судами было установлено, что Агентство осуществляет деятельность в условиях естественной монополии, следовательно, на рынке водоснабжения и водоотведения в границах эксплуатируемой и присоединительной сети, расположенной в Шабельском сельском поселении Щербиновского района, занимает доминирующее положение с долей, равной 100% и Агентством было не правомерно отказано ЗАО "Шамабала" в выдаче технических условий для подключения к сети хозяйственно-бытового водоотведения объекта "Игорно-гостиничный комплекс. Третья очередь строительства. Казино "Нирвана", расположенного по адресу: Краснодарский край, Щербиновский район, Шабельское сельское поселение, Игорная зона", в результате чего Агентством нарушены часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Агентство обладает признаками субъекта естественных монополий, установленными статьёй 3 Закона о естественных монополиях, хотя и не включено в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль и соответственно, к нему применяется положение пункта 3 статьи 197 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Приказом Региональной энергетической комиссии департамента цен и тарифов Краснодарского края от 05.12.2016 N 46/2016-ВК "О внесение изменений в приказ региональной энергетической комиссии - департамента цен и тарифов Краснодарского края от 24.11.2015 N 46/2015-окк "Об установлении тарифов на водоотведение" Агентству установлены тарифы на водоотведение на 2017 год.
Агентство оказывает услуги по водоотведению на территории горной зоны "Азов-Сити", а именно отведение хозяйственно-бытовых сточных вод от зданий и сооружений игорной зоны "Азов-Сити" осуществляется в локальные очистные сооружения (ЛОС) хозяйственно - бытовых стоков, располагающихся непосредственно на арендованных земельных участках. После очистки и дезинфекции условно чистая вода из ЛОС, а также ливневые стоки территорий с твердым покрытием попадают в канализационный коллектор ливневых стоков. Из ливневого коллектора при помощи канализационных насосных станций сточные воды закачиваются в накопительную емкость, откуда самотеком попадают в очистные сооружения типа "Дамба", затем очищенная вода сбрасывается в пруд-испаритель, из которого дальнейший сброс не производится.
Таким образом, система водоотведения ливневых вод и хозяйственно-бытовых стоков, принадлежащая Агентству, представляет собой совокупность взаимосвязанных сооружений, предназначенных для сбора, транспортировки, очистки сточных вод и сброса очищенных сточных вод в водоем-приемник. Включает в себя канализационные сети, насосные станции и очистные сооружения. Что соответствует СНиП 2.04.03-85, утвержденному приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 635/11.
В силу пункта 1 статьи 4 Закон о естественных монополиях оказание услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Учитывая изложенное, к сфере деятельности субъектов естественных монополий относится водоотведение не только с использованием центральных систем, но и систем коммунальной инфраструктуры.
Согласно пункту 24 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ - система коммунальной инфраструктуры - это комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Таким образом, система водоотведения ливневых вод и хозяйственно-бытовых стоков, принадлежащая Агентству относится к системе коммунальной инфраструктуры и, соответственно, относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно пункту 3 статьи 197 Закона о банкротстве, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и об уплате обязательных платежей к должнику -субъекту естественной монополии в совокупности составляют не менее чем один миллион рублей.
Указанные требования должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество должника, указанное в пунктах 1 -3 части 1 статьи 94 Федерального закона от 2 октября 2007 года Ж229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно материалам дела, на дату судебного заседания суда первой инстанции сумма задолженности должника перед кредитором составляет 689 800 руб. и составляет менее одного миллиона рублей, доказательства завершения исполнительного производства по исполнительному листу, выданному по решению Арбитражного суда Краснодарского края от 29.06.2016 г. по делу N А32-11051/16 в материалах дела отсутствуют.
Общая остаточная стоимость имущества Агентства по состоянию на 31.12.2016 составляет 449 254 тыс. руб. Остаточная стоимость имущества без учета имущества, задействованного в производственной деятельности (водоотведение), составляет 218 005 тыс. руб. Также у должника имеется дебиторская задолженность 8 609 тыс. руб. Службой судебных приставов на дебиторскую задолженность может быть также произведено принудительное взыскание в целях удовлетворения требований кредиторов, в т.ч. и уполномоченного органа.
Исходя из вышеизложенного, учитывая сумму заявленных требований кредитора, а также наличие активов у должника, за счет которых возможно погашение указанной задолженности перед кредитором, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявителем не представлены документы, подтверждающие наличие обстоятельств, указанных в пункте 3 статьи 197 Закона о банкротстве, т.е. не использованы все возможности для удовлетворения своих требований.
Суд первой инстанции правомерно указал, что у должника имеется имущество, не вовлеченное в производственную деятельность, за счет которого возможно погашение задолженности перед заявителем.
Статьей 48 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" N 127-ФЗ определено, что по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:
о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;
об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;
об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 48 Закона о банкротстве, в случае, если в заседании арбитражного суда требование лица, обратившегося с заявлением о признании должника банкротом, признано необоснованным или установлено отсутствие хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, при условии, что имеется иное заявление о признании должника банкротом, судом выносится определение об отказе во введении наблюдения и оставлении заявления о признании должника банкротом без рассмотрения.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на дату судебного заседания отсутствуют основания для введения процедуры наблюдения в отношении должника по заявлению по заявлению ИП Сидоренко Игоря Александровича.
Установив, что имеется заявление ООО ЧОО "ТОР", г. Краснодар, о признании НАО "Агентство развития Краснодарского края", г. Краснодар, ИНН/ОГРН 2309092145/1052304947991, несостоятельным (банкротом), суд правомерно оставил без рассмотрения заявление ИП Сидоренко Игоря Александровича, г. Краснодар.
В целом доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого определения.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.08.2017 по делу N А32-31105/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-31105/2016
Должник: НАО "Агентство развития Краснодарского края"
Кредитор: Инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по г. Краснодару, ИП Ип Сидоренко И А, ООО Частная организация "ТОР"
Третье лицо: Ассоциация "КМ СРО АУ "Единство", Ассоциация арбитражных управляющих "ГАРАНТИЯ", Ассоциация АУ "Гарантия", ИП Сидоренко И.А., Министерство экономики Краснодарского края, УФНС по КК, УФРС по КК, Шиирин Максим Максимович, ИФНС N 3 по г. Краснодар
Хронология рассмотрения дела:
27.09.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31105/16
24.08.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13314/18
11.07.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5729/18
27.06.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5792/18
15.05.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8001/18
04.04.2018 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31105/16
05.02.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-267/18
05.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18482/17
21.08.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31105/16
05.07.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-8351/17
03.04.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-31105/16