г. Ессентуки |
|
04 декабря 2017 г. |
Дело N А61-2006/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Бейтуганова З.А., судей Годило Н.Н., Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовым С.С. и участии в судебном заседании представителя первого заместителя военного прокурора Южного военного округа - Хубаева Д.П. (доверенность от 10.08.2017), от Министерства обороны Российской Федерации - Волковой В.В. (доверенность от 22.12.2016), в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Джабиева Таймураза Генриховича на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.09.2017 по делу N А61-2006/2017 по иску первого заместителя военного прокурора Южного военного округа в интересах Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037700255284, ИНН 6164309751) к индивидуальному предпринимателю Джабиеву Таймуразу Генриховичу (ОГРНИП 314151224500014, ИНН 151205939430), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, - Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Администрации местного самоуправления г. Владикавказа и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (Управление Росреестра по РСО-Алания), об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с КН 15:09:0021301:8, об обязании передать его третьему лицу, об обязании демонтировать и вывезти торговый павильон за счет собственных средств,
УСТАНОВИЛ:
первый заместитель военного прокурора Южного военного округа (далее - истец, военная прокуратура) обратился в арбитражный суд в интересах Министерства обороны Российской Федерации (далее - министерство) с иском к индивидуальному предпринимателю Джабиеву Таймуразу Генриховичу (далее - ответчик, предприниматель, Джабиев Т.Г.) с требованиями об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка с КН 15:09:0021301:8, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева/З.Магкаева, незаконно используемого предпринимателем для размещения торгового павильона вблизи дома, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, военный городок N 77, ул. Куйбышева, 130, общей площадью 12кв.м.; об обязании предпринимателя передать часть земельного участка с КН 15:09:0021301:8, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, ул. Куйбышева/З.Магкаева Федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации; об обязании предпринимателя за счет собственных средств демонтировать торговый павильон и вывезти его за пределы земельного участка с КН 15:09:0021301:8 министерства.
Заявление мотивировано следующим. Спорная часть земельного участка, как и весь земельный участок, право на которое разграничено, относится к федеральной собственности, предназначен под размещение жилой застройки военнослужащих, военных организаций, учреждений, который в силу пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации относится к землям обороны, является имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации. Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации. Выводы о принадлежности земельного участка федеральной собственности подтверждены при рассмотрении аналогичного спора N А61-3738/2015 (решение от 27.01.2016, постановление апелляционным судом от 22.04.2016 и постановление суда кассационной инстанции от 17.08.2016).
Определениями суда от 04.07.2017 и от 26.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены: Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ Северо-Кавказское ТУИО"), Администрация местного самоуправления города Владикавказ (далее - администрация, АМС г. Владикавказа), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания (далее - Управление Росреестра по РСО-Алания).
Решением от 12.09.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, предприниматель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, сославшись на неправильное применение норм права. По мнению предпринимателя, суд не дал оценки актам администрации, на основании которых предприниматель пользуется земельным участком. В материалах дела отсутствуют доказательства расторжения договора аренды, заключенного между администрацией и предпринимателем. Поскольку прокурором не доказано, что земельный участок незаконно используется предпринимателем, иск не подлежал удовлетворению.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что обжалуемое решение суда подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.09.2014 между предпринимателем и администрацией на основании постановления от 26.08.2014 N 2054 заключен договор N 355 аренды земельного участка общей площадью 0,0012 га, расположенного в г. Владикавказе по ул. Куйбышева, 130, на период с 03.09.2014 по 31.12.2014 для установки торгового киоска под реализацию плодоовощной продукции (т.1, л.д.46-51). Заключен договор N 75 о предоставлении права размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования город Владикавказ (т.1, л.д.52-55).
Договор был заключен на срок с 01.01.2015 по 31.12.2015.
Согласно пункту 1.1. договора администрация предоставила предпринимателю право на размещение нестационарного торгового объекта - киоска, площадью 12 кв.м. для осуществления торговой деятельности - реализация плодоовощной продукции.
Администрация и Джабиев Т.Г. 18.02.2016 заключили договор N 70 на срок до 31.12.2016 на право размещения на вышеуказанном земельном участке торгового киоска для реализации плодоовощной продукции (т. 2, л.д. 57-61).
В ходе проведения ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" проверки законности и порядка использования находящегося в федеральной собственности земельного участка с кадастровым номером 15:09:0021301:8, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, военный городок, N 77, ул. Куйбышева/З. Магкаева, общей площадью 16,6217га, было установлено, что на части данного земельного участка площадью 12 кв.м, вблизи жилого многоквартирного дома N 130 по ул. Куйбышева, находится торговый павильон по продаже продуктов питания. Пользователем торгового павильона является Джабиев Т.Г.
Торговый павильон не является капитальной постройкой. Объект располагается на земельном участке без оформления договорных отношений с ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" (т. 1, л.д. 22).
Военная прокуратура, полагая, что предпринимателем нарушены права и законные интересы министерства по использованию земельного участка на территории военного городка, 12.08.2015 в отношении предпринимателя возбудила дело об административном производстве, а 04.09.2015 административное производство было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, так как были установлены факты осуществления предпринимателем деятельности на основании договора, заключенного с администрацией, которая после окончания срока его действия не совершала действий, свидетельствующих о намерении его расторгнуть; плата за размещение на земельном участке торгового объекта предпринимателем уплачена в полном объеме (т. 1, л.д. 62-68).
ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" 01.03.2017 направило предпринимателю претензию N 141/3/9-2824, в которой просило освободить часть незаконно занимаемого земельного участка с КН 15:09:021301:8 и привести его в первоначальное состояние (т. 1, л.д. 91-92).
Поскольку земельный участок предпринимателем не освобожден, военная прокуратура на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратилась в суд с исковым заявлением об истребовании части земельного участка с КН 15:09:02:1301:0008 и об устранении препятствий в его пользовании.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующих установленных обстоятельств и норм действующего законодательства.
В соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации от 25.04.1991 N 1103-1 изъятие, предоставление и передача земельных участков в собственность и аренду относилась к исключительной компетенции Советов народных депутатов.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2287 "О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации" вышеназванные полномочия Советов народных депутатов отнесены к ведению соответствующих местных администраций.
До вступления в законную силу 21.01.2002 Федерального закона от 17.07.2001 N 101 -ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", на территории Российской Федерации не осуществлялось разграничение прав на землю между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями.
Согласно статьей 2 указанного закона право собственности на земельные участки у РФ, субъектов РФ и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством РФ.
Основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки РФ, субъектов РФ и муниципальных образований являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые, соответственно, у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения.
В Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" введена статья 3.1, согласно которой к федеральной собственности, в том числе, относятся земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Решением Совета Министров СССР N 405 от 11.09.1990 Владикавказской КЭЧ района Министерства обороны СССР предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок общей площадью 18,26 га, для строительства жилого микрорайона воинской части г-77, о чем Владикавказским городским Советом народных депутатов в 1993 году выдан соответствующий Государственный акт N Сев-Ос-01-004.
Согласно кадастровому плану от 17.12.2003 земельному участку площадью 16,6217 га, категория: "земли поселений (земли населенных пунктов)", разрешенное использование - для объектов жилой застройки, по документам - для строительства жилого микрорайона, на котором расположен военный городок, присвоен кадастровый номер 15:09:021301:0008.
Таким образом, на основании указанных норм права суд первой инстанции пришел к выводу, что в настоящее время право собственности на земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021301:8, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, военный городок, N 77, ул. Куйбышева/З. Магкаева, общей площадью 16,6217 га, разграничено, земельный участок относится к федеральной собственности, как предоставленный Владикавказской КЭЧ района (ФГУ "Владикавказская КЭЧ района" МО РФ) для размещения военного городка.
Приказом Министерства Обороны РФ от 05.07.2010 N 756 ФГУ "Владикавказская КЭЧ района" МО РФ переименовано в ФГУ, а приказом от 17.12.2010 N 1871 реорганизовано путем присоединения к федеральному государственному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
По передаточному акту от 01.04.2011, утвержденному Минобороны РФ 26.05.2011, земельный участок в составе иного имущества основных средств передан ФГУ "Северо-Кавказское ТУИО".
Распоряжением Правительства РФ от 29.03.2012 N 422-р создано федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения с сохранением основных целей деятельности федерального государственного учреждения "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 15:09:0021301:8, расположенного по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, военный городок, N 77, ул. Куйбышева/З. Магкаева, общей площадью 16,6217 га, ФГКУ "Северо-Кавказское ТУИО" не оформило.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела, что используемый предпринимателем земельный участок расположен в границах земельного участка общей площадью 16,6217 га с кадастровым номером 15:09:0021301:8, по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, военный городок, N 77, ул. Куйбышева/З. Магкаева.
В соответствии со статьей 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Согласно статье 305 Гражданского кодекса РФ права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со статьей 7, частями 1, 5 статьи 87 ЗК РФ земли обороны и безопасности рассматриваются в качестве самостоятельного вида земель из состава категории земель промышленности и иного специального назначения.
Статья 93 Земельного кодекса РФ закрепляет, что землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом и федеральными законами.
Согласно частям 10, 11 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.
С учетом установленных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок, на котором расположен торговый павильон предпринимателя, является федеральной собственностью, что подтверждается Государственным актом на право собственности на землю N Сев-Ос-01-004 от 1993 года.
Постановлением Правительства РФ от 31.03.2006 N 176 "Об утверждении Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйственного и иного использования" (далее - Правила) регламентируются условия и порядок передачи из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, юридическим лицам и гражданам в аренду и безвозмездное срочное пользование для использования, не связанного со строительством, без изменения целевого назначения.
Следовательно, согласно указанным Правилам юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка, направляют в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
В свою очередь, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (его территориальный орган) принимает решение о предоставлении участка заявителю или об отказе в его предоставлении.
Доказательств, подтверждающих предоставление предпринимателю земельного участка для установки павильона на территории военного городка в соответствии с земельным и гражданским законодательством ни предпринимателем, ни администрацией г. Владикавказа, в материалы дела не представлено.
Администрацией г. Владикавказа не представлены доказательства того, что земельный участок, на котором расположен павильон предпринимателя, находится в муниципальной собственности.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимосвязи, пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, на котором расположен принадлежащий предпринимателю павильон, относится к землям обороны и является федеральной собственностью в силу прямого указания закона, а поэтому при отсутствии правовых оснований для занятия земельного участка предприниматель обязан освободить его и передать федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений".
Довод апелляционной жалобы о том, что судебный акт по делу N А61-95/2016 имеет преюдициальное значение в рамках настоящего спора не состоятелен, поскольку предметом спора по делу N А61-95/2016 являлся иной земельный участок с кадастровым номером 15:09:0021201:8, расположенный по адресу: Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ, пгт. Спутник.
Поскольку доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и опровергали выводы суда первой инстанции, признаются апелляционным судом несостоятельными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 179, 268, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 12.09.2017 по делу N А61-2006/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
Н.Н. Годило |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А61-2006/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф08-1918/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА ЮЖНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА, МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Первый заместитель военного прокурора Южного военного округа
Ответчик: Джабиев Таймураз Генрихович
Третье лицо: ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны РФ", Администрация местного самоуправления г. Владикавказ, Газданова Элина Руслановна, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Северная Осетия-Алания