Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 марта 2018 г. N Ф08-847/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
07 декабря 2017 г. |
дело N А32-39832/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.,
судей Стрекачёва А.Н., Сулименко Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания Бабаян В.Г.,
при участии:
от Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю: представитель Тихоненко С.А. по доверенности от 30.03.2017 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 10.05.2017 по делу N А32-39832/2015 о разрешении разногласий
по заявлению представителя работников МУП "ТУ ЖКХ" Кожемякиной Елены Николаевны
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" (ИНН 2352040305, ОГРН 1062352024723),
принятое в составе судьи Шевцова А.С.,
УСТАНОВИЛ:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" представитель работников МУП "ТУ ЖКХ" Кожемякина Елена Николаевна обратилась в суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и работниками по вопросу индексации месячных тарифных ставок (окладов).
Определением суда от 10.05.2017 заявление представителя работников МУП "ТУ ЖКХ" Кожемякиной Елены Николаевны в рамках дела о признании МУП Темрюкского городского поселения Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" несостоятельным (банкротом) о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и работниками по вопросу индексации месячных тарифных ставок (окладов) удовлетворено. Суд разрешил разногласия, определив минимальную месячную тарифную ставку (оклад) работников МУП "ЖКХ" в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы.
Определение мотивировано тем, что МУП "ТУ ЖКХ" не соблюдает требования действующего отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2017-2019 гг., п.3.1 Положения "О порядке и условиях оплаты труда директора, руководителей подразделений, специалистов, служащих и рабочих МУП "ТУ ЖКХ".
Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю обжаловало определение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило определение отменить.
Податель жалобы указал, что судебный акт фактически обязывает МУП "ТУ ЖКХ" произвести индексацию заработной платы работников предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), исполнение судебного акта фактически увеличивает текущие обязательства должника, что противоречит нормам Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Индексация ставок (окладов) работников МУП "ЖКХ" в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы приведет к существенному увеличению заработной платы работников предприятия, соответственно к увеличению текущих обязательств предприятия, в том числе по выплате заработной плате, по уплате налогов и страховых взносов, относящихся ко второй очереди текущих платежей. МУП "ТУ ЖКХ" является коммерческим предприятием и не относится к органам и учреждениям, указанным в ст. 134 ТК РФ. Закон не обязывает применять при расчете заработной платы работникам МУПов Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель работников МУП "ТУ ЖКХ" Кожемякина Елена Николаевна просила определение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.01.2016 г. в отношении должника ведена процедура наблюдения, временным управляющим утверждена Лозанова Е.Ю.
Решением суда от 04.10.2016 г. МУП Темрюкского городского поселения
Темрюкского района "Темрюкское управление жилищно-коммунальным хозяйством" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства, конкурсным управляющим утверждена Лозанова Е.Ю.
Представитель работников МУП "ТУ ЖКХ" Кожемякина Елена Николаевна обратилась в суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и работниками по вопросу индексации месячных тарифных ставок (окладов),
В обоснование заявления указано, что по состоянию на 01.01.2017 г. в МУП "ТУ ЖКХ" при расчете месячных тарифных ставок и окладов применяется:
- для инженерно-технических работников (ИТР) - минимальная месячная ставка рабочих 1 разряда в размере 6 637,93 рублей, установленная с 01.01.2013 года в соответствии с письмом N 01/57-В от 27.02.2012 года "Об индексации базовой месячной тарифной ставки рабочих первого разряда на 2013 год", применяемая в МУП "ТУ ЖКХ" с 01.06.2014 г.
- для рабочих минимальная месячная ставка рабочих 1 разряда в размере 7 056,00 рублей, установленная на 01.01.2014 года, соглашением о внесении изменения в раздел "Оплата труда" Отраслевого соглашения в ЖКХ РФ на 2011-2013 г.г. и продлении срока действия Соглашения на 2014-2016 гг. от 08.10.2013 г. и применяемая в МУП "ТУ ЖКХ" с 01.07.2013 года.
С 01.01.2017 года отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы установлена минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в организациях коммунального водоснабжения и водоотведения не ниже - 8 435,30 руб.
В настоящее время работодатель не соблюдает требования действующего отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2017-2019 гг., п.3.1 Положения "О порядке и условиях оплаты труда директора, руководителей подразделений, специалистов, служащих и рабочих МУП "ТУ ЖКХ".
Представителем работников в адрес конкурсного управляющего было направлено заявление об индексации заработной платы и приведения тарифной ставки в соответствии с минимальной месячной тарифной ставкой, действующей с 01.01.2017 года.
Согласно ответу конкурсного управляющего N 5/1 от 20.01.2017 года, не представляется возможным проиндексировать заработную плату в связи с тем, что индексация приведет к увеличению текущих расходов предприятия, в том числе на уплату налогов и взносов, что не соответствует целям конкурсного производствам и нарушает интересы должника МУП "ТУ ЖКХ", права конкурсных кредиторов.
В связи с чем, представитель работников МУП "ТУ ЖКХ" Кожемякина Елена Николаевна обратилась в суд с заявлением о разрешении разногласий между конкурсным управляющим и работниками по вопросу индексации месячных тарифных ставок (окладов).
В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
В соответствии со ст. 60 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" заявления и ходатайства арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, между ним и должником, жалобы кредиторов на нарушение их прав и законных интересов рассматриваются в заседании арбитражного суда не позднее чем через один месяц с даты получения указанных заявлений, ходатайств и жалоб, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В силу ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (ст.133.1 ТК РФ).
Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2010 года N 913- О-О).
Предусмотренное статьей 134 Трудового кодекса Российской Федерации правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года N 1707-О).
Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Краснодарском крае (решение Краснодарской краевой трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2014 N 5-4) определено, что в Краснодарском крае минимальная заработная плата устанавливается в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в месяц. Индексация размера минимальной заработной платы в крае производится с учетом роста величины прожиточного минимума для трудоспособного населения с первого числа месяца, следующего за месяцем вступления в силу приказа департамента труда и занятости населения Краснодарского края, устанавливающего величину прожиточного минимума.
В п. 27 постановления Правительства РФ от 14.07.2008 г. N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса" определено, что для определения расходов, составляющих затраты на оплату труда, органы регулирования руководствуются федеральными, региональными и территориальными отраслевыми тарифными соглашениями, а также фактическим объемом фонда оплаты труда организации коммунального комплекса, в отношении которой осуществляется регулирование тарифов и надбавок, в последнем периоде регулирования и показателями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.
С 01.01.2017 года в Краснодарском крае действует "Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы" (утв. Министерством ТЭК и ЖКХ Краснодарского края, Ассоциацией "Объединение работодателей Краснодарского края", Краснодарской краевой организацией Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения).
Установлено, что МУП "ТУ ЖКХ" не соблюдает требования действующего отраслевого соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве и топливно-энергетическом комплексе Краснодарского края на 2017-2019 гг., п.3.1 Положения "О порядке и условиях оплаты труда директора, руководителей подразделений, специалистов, служащих и рабочих МУП "ТУ ЖКХ".
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно определил минимальную месячную тарифную ставку (оклад) работников МУП "ЖКХ" в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы.
Ссылки на то, что МУП "ТУ ЖКХ" не относится к организациям, указанным в ст. 134 ТК РФ, несостоятельны.
Доводы о том, что закон не обязывает применять при расчете заработной платы работникам МУПов Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы, подлежат отклонению.
В Отраслевом соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017 - 2019 годы отмечено, что данное Соглашение является правовым актом, регулирующим взаимоотношения между органами исполнительной власти, объединением работодателей, организациями жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, наземного городского электротранспорта, организациями сферы бытового обслуживания населения и другими организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере жизнеобеспечения населения края, работниками названных организаций и устанавливает условия и размеры оплаты труда, социально-трудовые гарантии для работников.
Сторонами соглашения являются:
- работники организаций жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, наземного городского электротранспорта, организаций сферы бытового обслуживания населения и других организаций в лице их представителя - краевой организации Общероссийского профсоюза работников жизнеобеспечения (в дальнейшем - Крайком профсоюза);
- работодатели, в лице их представителя - Ассоциации "Объединение работодателей Краснодарского края";
- профильные органы исполнительной власти Администрации края; заместитель главы администрации Краснодарского края.
Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.
Доводы подателя жалобы о том, исполнение судебного акта фактически увеличивает текущие обязательства должника, что противоречит нормам Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", не могут быть приняты во внимание.
Тот факт, что индексация ставок (окладов) работников МУП "ЖКХ" в соответствии с отраслевым соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве, топливно-энергетическом комплексе и сфере бытового обслуживания населения Краснодарского края на 2017-2019 годы приведет к увеличению заработной платы работников предприятия, соответственно к увеличению текущих обязательств предприятия, в том числе по выплате заработной плате, по уплате налогов и страховых взносов, относящихся ко второй очереди текущих платежей, не свидетельствует о нарушении Закона о банкротстве. Закон о банкротстве не исключает возможности учета социальных интересов работников должника. Суд вправе с учетом обстоятельств дела, рассмотреть разногласия между кредиторами 2 очереди о календарной очередности погашения требований.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.05.2017 по делу N А32-39832/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном статьей 188 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
А.Н. Стрекачёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39832/2015
Должник: МУП "Темрюкское управление жилищно-коммунального хозяйства", МУП ТЕМРЮКСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ ТЕМРЮКСКОГО РАЙОНА "ТЕМРЮКСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ"
Кредитор: АО "НЭСК" электросети, ГКУ КК "Агенство ТЭК", Краснодарская краевая организация общественной организации общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения, МУП Представитель работников "ТЕМРЮКСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ" Кожемякина Е.Н., МУП Темрюкского городского поселения Чистый город, Новоторов Иван Алексеевич, ОАО "Краснодарский краевой инвестиционный банк", ОАО "НЭСК" филиал "Темрюкэнергосбыт", ОАО "НЭСК-электросети", ООО "БиРич", ООО "ОП "Защита", ПАО "Краснодарский краевой инвестиционный Банк", РМУП Тепловые сети Темрюкского района, Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Конкурсный управляющий Лозанова Екатерина Юрьевна, УФРС по Краснодарскому краю, ИФНС РФ по Темрюкскому району, Лозанова Е Ю, НП Единство, УФНС по Кк /уп. орган-основной адрес/
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6700/2021
05.05.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5510/2021
25.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2221/2021
28.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13124/20
28.08.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6499/20
18.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22228/19
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2024/20
01.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5718/20
30.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22086/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
21.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
27.05.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
22.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20225/18
28.03.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3170/18
13.03.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-847/18
07.12.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19052/17
19.01.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
04.10.2016 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15
15.01.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-39832/15