Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 марта 2018 г. N Ф07-1607/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А56-42443/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Згурской М.Л.
при ведении протокола судебного заседания: Сивцевой П.С.
при участии:
от истца (заявителя): Яковлев К.Ю. - доверенность от 27.04.2017 N СЗБ/623-Д;
от ответчика (должника): Стефогло Т.В. - доверенность от 28.12.2016 N 330;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27390/2017) ГУ Санкт-Петербургского регионального отделения ФСС РФ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2017 по делу N А56-42443/2017 (судья Соколова Н.Г.), принятое
по заявлению ПАО "Сбербанк России"
к ГУ Санкт-Петербургскому региональному отделению ФСС РФ
об оспаривании решения
установил:
Публичное акционерное общество "Сбербанк России", место нахождения: 117997, г. Москва, ул. Вавилова, д. 19, ОГРН 10277700132195 (далее - заявитель, Общество, Банк) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Санкт- Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Учреждение, Фонд) от 04.04.2017 N 38 в части доначисления 7 899,79 руб. страховых взносов на стоимость санаторно-курортных путевок, приобретенных в 2016 году; в части отказа в принятии к зачету расходов на санаторно-курортное лечение в 2016 году и доначисления недоимки в размере 2 296 080 руб., в части привлечения к ответственности в виде взыскания пени и штрафов, начисленных на данные суммы.
Решением суда от 14.09.2017 заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель Фонда поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе, а представитель Общества доводы жалобы отклонил и просит оставить без изменения решение суда первой инстанции.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена документальная выездная проверка Банка (по месту нахождения филиала ПАО "Сбербанк России" - Северо-Западный банк) по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств, по результатам которой составлен акт N 128 н/с от 28.02.2017.
Рассмотрев материалы проверки и представленные Банком возражения, Фонд 04.04.2017 принял решение N 38 о привлечении Банка к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности по статье 26.29 Закона N 125-ФЗ в виде штрафа в размере 938,18 руб. Указанным решением Банку также предложено уплатить недоимку в сумме 2 446 656,79 руб. и пени в размере 34 692.22 руб.
Основаниями для принятия данного решения послужили, в том числе следующие обстоятельства:
- в нарушение статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ Банк неправомерно не произвел начисление страховых взносов со стоимости путевок на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (доначислено 8 076,79 руб., оспорено в части доначисления; 7 899,79 руб.)
- в ходе проверки выявлено 30 случаев нахождения на лечении в санаторно-курортных учреждениях работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, в период менее 14 календарных дней, что в соответствии с пунктом 20 Приказа N 279н не может являться санаторно-курортным лечением, следовательно, данные расходы в соответствии с пунктом 14 Правил N 580Н не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов (не принято к зачету 2 296 080 руб.).
Считая решение Фонда в оспариваемой части недействительным, Банк обжаловал его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, согласившись с доводами Банка, удовлетворил его заявление в полном объеме.
Апелляционная инстанция, выслушав мнение представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний регулируются Федеральным Законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Статьей 2 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. При этом страховым тарифом признается ставка страхового взноса, исчисленная исходя из сумм выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу застрахованных по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам и включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со статьей 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Как определено в пункте 2 статьи 20.1 Закона, база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
Вместе с тем, как правильно указал суд, само по себе наличие трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, произведенные непосредственно работникам либо в их интересах иным лицам, представляют собой оплату труда.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с данным Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 названного Кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Вместе с тем выплаты социального характера, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие выплаты, исходя из их правовой природы, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в 2016 году Банком были приобретены для работников за счет собственных средств санаторно-курортные путевки на сумму 3 981 200 на основании пунктов 1.4, 2.5 коллективного договора на 2010-2013, 2014-2016 годы.
Судом установлено, что оплата стоимости путевок являлась единовременной выплатой социального характера, и не относящейся к выплатам, непосредственно связанным с выполнением работниками общества трудовых обязанностей.
Фонд не представил в материалы дела доказательства того, что указанные выплаты являлись оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорные выплаты не являлись объектом для исчисления страховых взносов, в связи с чем, Фонд не имел правовых оснований для включения соответствующих выплат проверяемого периода в расчетную базу для начисления страховых взносов.
С учетом изложенного решение Фонда по данному эпизоду правомерно признано судом недействительным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Закона N 125-ФЗ обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний является формой социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страхователь вправе финансировать предупредительные меры в том количестве и объеме, которые сочтет необходимым.
В силу пункта 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников; на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.12.2012 N 580н утверждены и с 01.01.2013 введены в действие Правила финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховые взносы), подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в текущем финансовом году.
В подпункте "д" пункта 3 Правил установлено, что финансовому обеспечению за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат расходы страхователя на санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
29.07.2016 Банк обратился в региональное отделение Фонда с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
30.09.2016 региональным отделением Фонда был издан приказ N 2805 о финансовом обеспечении предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами.
03.07.2016 вступил в законную силу Приказ Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Приказ N 279н), в соответствии с положениями которого, санаторно-курортным лечением признается получение медицинских услуг, в соответствии с рекомендацией врача, на протяжении период от 14 до 21 дня.
Основанием для отказа в принятии к зачету 2 296 080 руб., послужил вывод Фонда о нарушении Банком положений пункта 20 Приказа N 279н - продолжительность санаторно-курортного лечения в 30 выявленных случаях, составила менее 14 дней.
В соответствии с пунктом 14 Правил N 580н расходы страхователя, не подтвержденные документами либо произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, не подлежат зачету в счет уплаты страховых взносов.
Указанный пункт Правил, как обоснованно указал суд первой инстанции, не предусматривает в качестве основания отказа в зачете расходов на санаторно-курортное лечение в счет подлежащих уплате страховых взносов срок санаторно-курортного лечения менее 14 дней.
В данном случае суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, пришел к правомерному выводу, что обстоятельства дела, а именно нахождении е сотрудников Банка на санаторно-курортном лечении менее 14 дней, не свидетельствуют о нецелевом расходовании средств социального страхования.
При таких обстоятельствах решение Фонда в данной части правомерно признано судом недействительным.
Учитывая, что при рассмотрении дела суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства, всесторонне и полно исследовав представленные сторонами доказательства, не допустил нарушений норм материального права и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2017 по делу N А56-42443/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-42443/2017
Истец: ПАО "СБЕРБАНК РОССИИ", ПАО Сбербанк
Ответчик: ГУ Санкт-Петербургское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации