г. Саратов |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А12-24305/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2017 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Храмовой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2017 года по делу N А12-24305/2017 (судья Селезнев И.В.)
по заявлению открытого акционерного общества "ЛК-ТРАНС-АВТО" (ОГРН 1023404356095, ИНН 3448005991, 400080, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, д. 94)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда (ОГРН 1023404359802, ИНН 3448025772, 400031, г. Волгоград, ул. Российская, 2)
о признании недействительным ненормативных актов,
при участии в судебном заседании представителей:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "ЛК-ТРАНС-АВТО" (далее - заявитель, ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО", Общество, страхователь) с заявлениями о признании недействительными решений Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе города Волгограда (далее - УПФР в Красноармейском районе города Волгограда) от 13.04.2017 N 044S19170005383, N 044S19170005384 и от 30.05.2017 N 044S19170008241 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.09.2017 по делу N А12-24305/2017 в соответствии с частью 2.1 статьи 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение данных заявлений объединено в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением от 06 октября 2017 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 08.11.2017, Арбитражный суд Волгоградской области заявленные требования ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" удовлетворил.
Суд признал недействительными решения УПФР в Красноармейском районе г. Волгограда о применении к страхователю финансовых санкций за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования N 044S19170005384 от 13.04.2017, N 044S19170005383 от 13.04.2017 и N 044S19170008241 от 30.05.2017.
Суд также обязал УПФР в Красноармейском районе г.Волгограда устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" путём уменьшения размера штрафа на общую сумму 12000 руб., доначисление которого судом признано незаконным.
Кроме того, суд взыскал с УПФР в Красноармейском районе г.Волгограда пользу ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО" судебные расходы в размере 9000 руб., понесённые заявителем при оплате государственной пошлины.
УПФР в Красноармейском районе города Волгограда не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили.
УПФР в Красноармейском районе города Волгограда заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы без участия представителя Управления. Судом заявленное ходатайство удовлетворено.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.11.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 06.09.2016 по электронным каналам связи Общество представило в УПФ исходную форму СЗВ-М за август 2016 года в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Впоследствии, Общество, установив, что в исходных формах СЗВ-М за август 2016 года, отсутствовали сведения о десяти застрахованных лицах, 13.02.2017 представило дополняющие формы СЗВ-М за август 2016 год на застрахованных лиц.
Органом контроля вынесен акт от 02.03.2017 N 044S18170000 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по представленной отчетности по форме СЗВ-М за август 2016 год, согласно которому в исходной форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за август 2016 года, представленной Обществом 06.09.2016, отсутствовали сведения о десяти застрахованных лицах. 13.02.2017 заявителем на застрахованных лиц представлена дополняющие формы СЗВ-М за август 2016 года.
Решением УПФР в Красноармейском районе города Волгограда от 13.04.2017 N 044S19170005384 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Кроме того, 04.10.2016 по электронным каналам связи Общество представило в УПФ исходную форму СЗВ-М за сентябрь 2016 года в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Впоследствии, Общество, установив, что в исходных формах СЗВ-М за сентябрь 2016 года, отсутствовали сведения о тринадцати застрахованных лицах, 13.02.2017 представило дополняющие формы СЗВ-М за сентябрь 2016 год на застрахованных лиц.
Органом контроля вынесен акт от 02.03.2017 N 044S181700003951 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по представленной отчетности по форме СЗВ-М за сентябрь 2016 год, согласно которому в исходной форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за сентябрь 2016 года, представленной Обществом 04.10.2016, отсутствовали сведения о тринадцати застрахованных лицах. 13.02.2017 заявителем на застрахованных лиц представлена дополняющие формы СЗВ-М за сентябрь 2016 года.
Решением УПФР в Красноармейском районе города Волгограда от 13.04.2017 N 044S19170005383 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
07 ноября 2016 года по электронным каналам связи Общество представило в УПФ исходную форму СЗВ-М за октябрь 2016 года в сроки, установленные п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Впоследствии, Общество, установив, что в исходных формах СЗВ-М за октябрь 2016 года, отсутствовали сведения об одном застрахованном лице, 13.02.2017 представило дополняющие формы СЗВ-М за октябрь 2016 год на застрахованное лицо.
Органом контроля вынесен акт от 25.04.2017 N 044S18170003952 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования по представленной отчетности по форме СЗВ-М за октябрь 2016 год, согласно которому в исходной форме СЗВ-М "Сведения о застрахованных лицах" за октябрь 2016 года, представленной Обществом 07.11.2016, отсутствовали сведения об одном застрахованном лице. 13.02.2017 заявителем на застрахованное лицо представлена дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2016 года.
Решением УПФР в Красноармейском районе города Волгограда от 30.05.2017 N 044S19170008241 Общество привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ.
Общество, не согласившись с указанными решениями, обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что оснований для привлечения Общества к ответственности за представление дополнительных сведений у УПФ не имелось.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании", и исходя из обстоятельств дела, заявитель в рассматриваемом периоде являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу пункта 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ сведения о застрахованных лицах представляются страхователями. Страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Документы, содержащие указанные сведения, могут быть представлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Пунктом 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определено, что сведения, предусмотренные пунктами 2 - 2.2 настоящей статьи, представляются по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации. Копия сведений о каждом застрахованном лице передается указанному лицу страхователем в этот же срок.
Сведения по форме СЗВ-М за август 2016 года подлежали представлению в орган пенсионного фонда не позднее 10.09.2016, сведения за сентябрь 2016 года - не позднее 10.10.2016, сведения за октябрь 2016 года - не позднее 10.11.2016.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (статья 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Общество представило в УПФ исходные формы СЗВ-М за август 2016 года - 06.09.2016, за сентябрь - 04.10.2016, за октябрь - 07.11.2016, т.е. в сроки, установленные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
Впоследствии, Общество, установив, что в исходных формах СЗВ-М за август, сентябрь и октябрь 2016 года, отсутствовали сведения о застрахованных лицах, 13.02.2017 представило дополняющие формы СЗВ-М за август 2016 год, за сентябрь 2016 года и октябрь 2016 года на отсутствующих застрахованных лиц.
Как следует из оспариваемых решений, УПФР в Красноармейском районе города Волгограда признало данное обстоятельство несвоевременным представлением страхователем плательщиком сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, и пришло к выводу о наличии в действиях последнего состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 приведенного Закона.
Объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем третьим статьи 17 Закона N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставление неполных и (или) недостоверных сведений.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Законом.
Между тем, этой же нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Постановлением Правления ПФ РФ N 83п от 01.02.2016 в соответствии с пунктами 2.2 и 4 статьи 11 Закона N 27-ФЗ с 01 апреля 2016 года утверждена форма "Сведения о застрахованных лицах" (СЗВ-М).
В разделе 2 сведений указывается отчетный период, которым, в силу пункта 2.2. статьи 11 Закона N 27-ФЗ признается месяц, а в их разделе 3 указывается тип формы.
Всего предусмотрено три типа:
1) исходная форма - впервые подается страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;
2) дополняющая - подается с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
3) отменяющая - подается с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
С 01.01.2017 частью 5 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, т.е. на момент составления актов и вынесения оспариваемых решений, предусмотрено, что при обнаружении в представленных страхователем сведениях ошибок и (или) несоответствий между представленными сведениями и сведениями, имеющимися у ПФР, уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся расхождений вручается страхователю лично под расписку, направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления уведомления по почте заказным письмом датой вручения этого уведомления считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В соответствии с пунктами 34, 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н, приложением N 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N 192п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению" была предусмотрена возможность представления организациями корректирующих сведений в случае самостоятельного обнаружения ошибки либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом пенсионного фонда.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самой организацией либо со дня получения уведомления территориального органа пенсионного фонда об устранении имеющихся расхождений.
При этом действующее пенсионное законодательство не предусматривает для организаций ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Аналогичное указание о возможности неприменения финансовых санкций в случае исправления ошибки страхователем до момента ее обнаружения пенсионным фондом установлено приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н "Об утверждении Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.02.2017, регистрационный N 45549).
Так, согласно пункту 37 указанной Инструкции N 766н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
В соответствии с пунктом 39 Инструкции N 766н за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
В силу императивного требования пункта 39 Инструкции N 766н, имеющей нормативный характер, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются
Таким образом, нормативными актами, действующими на момент вынесения оспариваемого решения, было предусмотрено освобождение страхователя от ответственности в случае предоставления им в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в орган Пенсионного фонда.
Аналогичная позиция отражена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ", где указано, что Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки.
Названное письмо является действующим, не отменено, не изменено и по своей сути является указанием вышестоящего органа нижестоящему контролирующему органу.
Учитывая, что в рассматриваемом случае страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, до обнаружения указанной ошибки и направления соответствующего уведомления Пенсионным фондом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у УПФР в Красноармейском районе города Волгограда правовых оснований для привлечения заявителя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В апелляционной жалобе УПФР в Красноармейском районе города Волгограда указывает, что в данном случае предоставленные Обществом дополняющие сведения нельзя признать исправлением ошибки, поскольку ранее в первоначальных сведениях сведения о конкретных застрахованных лицах отсутствовали, следовательно, спорные сведения представлены впервые и с нарушением срока.
Суд апелляционной инстанции отклоняет данный довод УПФР в Красноармейском районе города Волгограда в силу следующего.
Как указано выше, нормой Закона N 27-ФЗ закреплено и право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах.
Обществом в установленный срок представлены сведения о застрахованных лицах по установленной форме за август 2016 год, за сентябрь 2016 года и октябрь 2016 года.
Однако Общество самостоятельно установило неполноту данных сведений и отсутствие в них сведений о застрахованных лицах.
Общество исправило данную ошибку и направило в орган Пенсионного Фонда дополняющие сведения за указанные периоды.
Из анализа действующего налогового и пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных плательщиков и освобождения их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Данный подход направлен на стимулирование плательщиков налогов, сборов и иных платежей на самостоятельное исправление допущенных ошибок при предоставлении установленной нормативными актами отчетности.
Указанный УПФР в Красноармейском районе города Волгограда в апелляционной жалобе подход по сути лишает страхователя возможности без штрафной санкции в случае предоставления неполных сведений о количестве застрахованных лиц за определенный период исправить ошибку и представить дополнительные сведения в отношении не вошедших в первоначальные сведения застрахованных лицах, что нельзя признать правомерным.
При таких обстоятельствах, выводы суда о неправомерности оспариваемых решений УПФР в Красноармейском районе города Волгограда является верными.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции в решении неправомерно сослался на Инструкцию N 766н, так как Инструкция вступила в силу 19.02.2017, также отклонен судебной коллегией, поскольку на момент составления актов и вынесения оспариваемых решений, уже действовал предусмотренный названной инструкцией порядок предоставления уточненных (исправленных) сведений о застрахованных лицах за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, в связи с чем у Управления отсутствовали основания для применения к Обществу финансовых санкций.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба УПФР в Красноармейском районе города Волгограда удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 октября 2017 года по делу N А12-24305/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-24305/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф06-31351/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "ЛК-ТРАНС-АВТО"
Ответчик: ГУ - УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КРАСНОАРМЕЙСКОМ РАЙОНЕ Г. ВОЛГОГРАДА