Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2018 г. N Ф08-1611/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2017 г. |
дело N А32-22554/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 по делу N А32-22554/2017, принятое судьей Погореловым И.А., по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея к обществу с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" (далее - ответчик, ООО "ЭкоРесурс", общество) ущерба, причиненного окружающей среде в размере 28 026 900 рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.07.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, общество с ограниченной ответственностью "ЭкоРесурс" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просит отменить решение суда и вынести по делу судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Общество полагает, что нет надлежащих доказательств, того, что именно ООО "ЭкоРесурс" перекрыло отходами почву площадью 3 1141 м2 на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:427- земли лесного фонда. Судом не установлена причинная связь между наступившими последствиями и действиями ООО "Экоресурс".
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В канцелярию Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя.
Суд удовлетворил ходатайство Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
В судебном заседании Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и ООО "Экоресурс" представителей не направили, о месте его и времени извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением была проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с Прокуратурой Краснодарского края по вопросу соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
С выездом на место по адресу Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский 9 км автодороги п. Афипский-х. Коваленко установлен факт размещения несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:427.
Земельный участок площадью около 3 га, несанкционированно используемый для размещения отходов, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:427, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером 23:26:0201000:393 и относящимся к категории земель лесного фонда.
В соответствии с предоставленным администрацией МО Северский район, свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2014 N 23-АМ 418360 и кадастровой выпиской о земельном участке, земельный участок, расположенный по адресу Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский, 9 км автодороги п. Афипский -х. Коваленко с кадастровым номером 23:26:0201000:393 имеет разрешенное использование под объект размещения отходов потребления, под мусоросвалку. Площадь отведенного под мусоросвалку участка составляет 10 010 м2 (1 га).
Проверкой установлено, что "тело свалки" выходит за пределы предоставленного под мусоросвалку земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:393.
В ходе проведения проверки был произведен замер фактической площади тела свалки отходов с помощью GPS-навигатора Garmin GPSMAP 78, зав.
N WQ017582, сертификат о калибровке N 750, выданный ФБУ "Краснодарский ЦСМ", сроком действия до 04.05.2017.
По результатам измерений, площадь свалки отходов составила 41 151 м2, что превышает площадь выделенного участка на 31 141 м2.
Специалистом управления был рассчитан размер вреда, причиненного вследствие несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на сумму 28 026 900 рублей.
Поскольку общество сумму вреда в добровольном порядке не оплатило, управление обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9), владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2 статьи 36).
В соответствии с частью 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях или за их счет.
Согласно Положению о государственном земельном надзоре, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда; определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, а при их отсутствии - в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Управлением была проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с Прокуратурой Краснодарского края по вопросу соблюдения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
С выездом на место по адресу Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский 9 км автодороги п. Афипский-х. Коваленко установлен факт размещения несанкционированной свалки отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:427.
Земельный участок площадью около 3 га, несанкционированно используемый для размещения отходов, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:427, примыкающего к земельному участку с кадастровым номером 23:26:0201000:393 и относящимся к категории земель лесного фонда.
В соответствии с предоставленным администрацией МО Северский район, свидетельством о государственной регистрации права от 18.02.2014 N 23-АМ 418360 и кадастровой выпиской о земельном участке, земельный участок, расположенный по адресу Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский, 9 км автодороги п. Афипский -х. Коваленко с кадастровым номером 23:26:0201000:393 имеет разрешенное использование под объект размещения отходов потребления, под мусоросвалку. Площадь отведенного под мусоросвалку участка составляет 10 010 м2 (1 га).
Проверкой установлено, что "тело свалки" выходит за пределы предоставленного под мусоросвалку земельного участка с кадастровым номером 23:26:0201000:393.
В ходе проведения проверки был произведен замер фактической площади тела свалки отходов с помощью GPS-навигатора Garmin GPSMAP 78, зав.
N WQ017582, сертификат о калибровке N 750, выданный ФБУ "Краснодарский ЦСМ", сроком действия до 04.05.2017.
По результатам измерений, площадь свалки отходов составила 41 151 м2, что превышает площадь выделенного участка на 31 141 м2.
Апелляционной коллегией отклоняется довод общества о том, что оно не имеет отношения к указанной несанкционированной свалке, в виду следующего.
Между Администрацией Афипского городского поселения и ООО "Экоресурс" заключено соглашение от 01.10.2012 N 200/1 об осуществлении ООО "Экоресурс" санитарной очистки и обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Афипского городского поселения.
В соответствии с соглашением от 01.10.2012 N 200/1 ООО "Экоресурс" принимает на себя выполнение следующих обязательств:
* производить санитарную очистку и обращение с твердыми бытовыми отходами на территории Афипского городского поселения на основании заключенных договоров с юридическими и физическими лицами;
* обеспечивать доставку мусора и твердых бытовых отходов на территорию полигона ТБО Афипского городского поселения;
* осуществлять охрану территории полигона.
Указанное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, если ни одна из сторон письменно не заявит о расторжении соглашения за один месяц до его окончания, то соглашение продлевается на каждый последующий календарный год.
На момент проведения проверки соглашение не было расторгнуто, ООО "Экоресурс" осуществляет обязательства по нему, что подтверждается письмом Администрации муниципального образования Северский район от 15.12.2016 N 01-17/7881. Письменное подтверждение заявления одной из сторон о намерении расторжения Соглашения, в ходе проверки представлено не было. Таким образом, на момент проверки эксплуатацию свалки осуществляет юридическое лицо ООО "Экоресурс".
Въезд на свалку оборудован воротами и постом охраны. При проведении проверки установлено, что на проходные свалки ТБО охрану объекта осуществляют сотрудники ООО "Экоресур".
В рамках проведенной проверки с привлеченными специалистами ФБУ ЦЛАТИ по ЮФО был произведен отбор проб почвы Протокол отбора проб от 12.01.2017 в непосредственной близости от мест несанкционированного размещения отходов на земельном участке с кадастровым номером 23:26:0201000:427, а также фоновых образцов проб почвы на том же земельном участке, но на достаточном удалении от мест несанкционированного размещения отходов:
* точка отбора пробы N 9 - ПП-1 (ФОН) пробная площадка полигона ТБО методом конверта, объединения из 5-ти точечных, глубина отбора 0- 0,05 м;
* точка отбора пробы N 10 -ПП-1 (ФОН) пробная площадка полигона ТБО методом конверта, контроля, объединенная из 5-ти точечных, глубина отбора 0,05-0,20 м;
- точка отбора пробы N 11 - ПП-2 пробная площадка полигона ТБО по координатной сетке, отбора объединенная из 10-ти точечных, глубина отбора 0,-0,05 м;
-точка отбора пробы N 12 - ПП-2 пробная площадка полигона ТБО по координатной сетке, объединенная из 10-ти точечных, глубина отбора 0,05-0,020 м.
В соответствии с Протоколом испытаний (измерений) проб почвы от 18.01.2017 N 3 и экспертным заключением от 20.01.2017 N 5, по результатам лабораторных исследований отобранных образцов установлено, что:
* концентрация цинка в пробе 11 превышает фоновый показатель (проба 9) в 2 раза и не превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511 -09;
* концентрация цинка в пробе 11 превышает фоновый показатель (проба 9) в 2,1 раза и не превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.25110-09;
* концентрация свинца в пробе 11 превышает фоновый показатель (проба 9) в 26 раз, и превышает ПДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2041-06, в 12,8 раз, ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511 -09 в 3,7 раза;
* концентрация свинца в пробе 12 превышает фоновый показатель (проба 10) в 30 раз и превышает ПДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2041-06 в 15 раз, ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511-09 в 3,2 раза;
* концентрация меди в пробе 12 превышает фоновый показатель (проба 10) в 13,9 раз и превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511 -09 в 2,2 раза;
* концентрация никеля в пробе 11 превышает фоновый показатель (проба 9) в 1,9 раз и не превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511-09;
* концентрация никеля в пробе 12 превышает фоновый показатель (проба 10) в 2,9 раз и не превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511-09;
* концентрация кадмия в пробе 11 превышает фоновый показатель (проба 9) в 79 раз и превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511 -09 в 28 раз;
* концентрация кадмия в пробе 12 превышает фоновый показатель (проба 10) в 82,5 раз и превышает ОДК, установленную гигиеническим нормативом ГН 2.1.7.2511-09 в 33 раза;
* концентрация нефтепродуктов в пробе N 11 превышает фоновый показатель (проба N 9,10) в 9,5 раз;
* концентрация нефтепродуктов в пробе N 12 превышает фоновый показатель (проба N 9, 10) в 6,4 раз.
Специалистом управления был рассчитан размер вреда, причиненного вследствие несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов на сумму 28 026 900 рублей.
Расчет выполнен на основании Приказа Минпроироды РФ от 08.07.2010 N 238 "Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды".
Сумма размера вреда, причиненного почве, как объекту охраны окружающей среды, ООО "Экоресурс" в результате несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на земельном участке по адресу: Краснодарский край, Северский район, пгт. Афипский, 9 км автодороги п. Афипский - х. Коваленко составила 28 026 900 рублей. Обществом расчет суммы размера вреда не оспаривается, контррасчет не представлен.
Согласно статей 1064, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации ответственность в виде возмещения ущерба за причиненный вред наступает только при наличии одновременно следующих условий: наличие вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда и наступившими последствиями.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия пришла к выводу что, Управление представило в материалы доказательства факта причинения ООО "ЭкоРесурс" вреда, противоправности и виновности причинителя вреда и наличия причинно-следственной связи между данными противоправными действиями ООО "ЭкоРесурс" и наступившими вредными последствиями.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что требования истца о возмещении ущерба в размере 28 026 900 рублей являются законными и подлежащими удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию общества, изложенную в суде первой инстанции. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку. Иная, чем у суда первой инстанции трактовка тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергает правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не может служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта. Оснований к переоценке указанных выводов суда первой инстанции апелляционным судом не установлено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.09.2017 по делу N А32-22554/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22554/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 марта 2018 г. N Ф08-1611/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Управление Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, УФС по надзору в сфере природопользования по КК и РА
Ответчик: ООО "ЭкоРесурс"
Третье лицо: Администрация Афипского городского поселения Северского района