Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2018 г. N Ф07-1042/18 настоящее постановление отменено
г. Санкт-Петербург |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А56-21906/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Семиглазова В.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Петрук О.В.
при участии:
от истца: Михайловская Е.Б., Набережная Ю.Б., Васильев С.В. по доверенности от 29.05.2017, Сударикова А.В. по доверенности от 10.02.2017
от ответчика: 1) Славин О.Г. по доверенности от 05.06.2017 N 34/17, 2,3) Яковлева Н.Н. по доверенности от 26.12.2016
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-25842/2017, 13АП-25843/2017) 1)Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и 2)Правительства Ленинградской области в лице Комитета правового обеспечения Ленинградской области
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2017 по делу N А56-21906/2017 (судья Ресовская Т.М.), принятое
по заявлению ЗАО "Интернешнл Пейпер"
заинтересованные лица: 1)Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, 2)Правительство Ленинградской области, 3)Субъект Российской Федерации Ленинградская область
о признании незаконным решения,
установил:
Закрытое акционерное общество "Интернешнл Пейпер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Комитету экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Правительству Ленинградской области, субъекту Российской Федерации - Ленинградской области о признании незаконным решения Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области об отказе в выплате Обществу субсидий из областного бюджета Ленинградской области за 3 квартал 2016 года в общей сумме 144057042 руб., просил взыскать с ответчиков солидарно в пользу заявителя невыплаченную за 3 квартал 2016 субсидию в общей сумме 144057042,00 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2017 заявление удовлетворено, признано незаконным решение Комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области об отказе в выплате ЗАО "Интернешнл Пейпер" субсидий из областного бюджета Ленинградской области за 3 квартал 2016 в общей сумме 144057042 руб. Суд обязал Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области устранить нарушение прав и законных интересов ЗАО "Интернешнл Пейпер" и осуществить действия по выплате заявителю субсидий за 3 квартал 2016 года в сумме 144057042 руб. за счет бюджета Ленинградской области. Суд первой инстанции указал на то, что, при обращении за субсидией, одновременно с заявлением Общество представило иные предусмотренные законодательством Ленинградской области документы, в том числе две справки Фонда социального страхования Российской Федерации о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам: от 10.11.2016 по состоянию на 01.11.2016 и от 15.11.2016 по состоянию на 15.11.2016. Согласно Порядку предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области", утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 04.04.2016 N 88 (далее - Порядок N 88), для целей получения субсидий Общество должно представить справку ФСС об отсутствии задолженности по взносам в ФСС. Термин "задолженность" не определен ни в Порядке N 88, ни в иных нормативно-правовых актах Ленинградской области, ни в федеральном законодательстве. Конституционно-правовое толкование понятия "задолженность" сводится к наличию фактических потерь бюджета, причинению ущерба государству в результате недополучения налоговых сумм (обязательных платежей) в срок в случае задержки. Данная позиция выражена, в частности, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П, Определении Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 257-0, от 04.07.2002 N 202-0 и иных судебных актах). Помимо возмещения причиненного ущерба, государство вправе претендовать на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налогов и сборов во внебюджетные фонды в срок. Таким образом, при установлении факта наличия или отсутствия задолженности необходимо исходить из правовой природы задолженности как реальной потери бюджета и учитывать, приводит ли выявленная сумма недоимки к реальным потерям со стороны государства. У бюджета отсутствуют потери в том случае, если в бюджете имеется сформированный (сбереженный) за счет плательщика избыточный денежный ресурс (обязанность по возврату которого плательщику несет бюджет). Аналогичная правовая позиция содержится в судебных актах, в частности, в Определении ВАС РФ от 02.05.2012 N ВАС-5065/12 по делу N А19-7489/2011, постановлении Четырнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.03.2017 по делу N А19-7774/2016. Указанные в справке на 01.11.2016 страховые взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве формируют единый консолидированный бюджет ФСС. Этот вывод напрямую следует из статьи 146 Бюджетного кодекса РФ. Оба указанных вида взносов уплачиваются на один и тот же счет федерального казначейства. Соответственно, по состоянию на 01.11.2016 года в бюджете ФСС имелись денежные средства Общества, значительно превышающие указанную в справке на 01.11.2016 недоимку (20641,94 руб.). С учетом вышеизложенного справка по состоянию на 01.11.2016 свидетельствует об отсутствии у Общества задолженности в консолидированный бюджет ФСС на требуемую дату - 01.11.2016, следовательно, Обществом выполнены условия, предусмотренные Порядком N 88. Кроме того, Обществом в Комитет представлена справка ФСС о расчетах по состоянию на 15.11.2016, которой подтверждается отсутствие задолженности перед Фондом на указанную дату. Справка подтверждает исполнение Обществом условий для получения субсидии. Суд также полагает, что предполагаемое нарушение, на которые ссылаются ответчики, относится к порядку (механизму), а не к условиям получения субсидий и не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий ни договором, ни применимыми нормативно-правовыми актами. Нарушение порядка получения субсидий не может служить достаточным основанием для утраты материального права на субсидии. Порядок N 88 разграничивает условия предоставления субсидий (пункт 2) и порядок предоставления субсидий (пункт 3). В качестве одного из условий субсидирования подпункт "ж" пункта 2.1 Порядка N88 закрепляет отсутствие у получателя субсидий задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и государственные внебюджетные фонды как таковой. Отсутствие такой задолженности в полной мере подтверждено справкой на 15.11.2016, которая была подана Обществом вместе с заявлением. В свою очередь, порядок предоставления субсидий сводится в пункте 3 Порядка N88 к определению перечня документов, подтверждающих наличие необходимых для субсидирования оснований и условий. В частности, подпункт "е" пункта 3.1 Порядка N88 относит к числу необходимых документов справку налогового органа и органа управления государственным внебюджетным фондом, подтверждающую отсутствие задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Ленинградской области и взносам в Пенсионный фонд РФ и ФСС, по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении субсидии. Учитывая отсутствие в приведенных нормах строгой формальной согласованности между определением рассматриваемого условия субсидирования и порядком его документального подтверждения, следует исходить из взаимосвязанного толкования соответствующих нормативных положений с учетом заявленных целей субсидирования. В Приказе комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области от 19.04.2016 N16 "О мерах по реализации постановления Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2016 года N88 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета субсидий юридическим лицам -производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области" не содержится такого основания для отказа в выплате субсидии, как нарушение порядка предоставления субсидий. Принимая во внимание, что вменяемое Обществу нарушение порядка предоставления субсидий не установлено в качестве основания для отказа в выплате субсидий ни в федеральном, ни в региональном законодательстве, ни в договоре, отказ Комитета в выплате субсидии неправомерен. Единственным основанием для отказа в предоставлении субсидий и для прекращения соответствующего имущественного расходного обязательства Ленинградской области могли бы быть механизмы, предусмотренные договором, в частности, приостановление действия договора (п.2.1.5 договора) или его прекращение (п.7.3 договора). Иных оснований для приостановления предоставления субсидий ни договор ни применимое законодательство не содержат. При этом договор был заключен в рамках Закона Ленинградской области от 22.07.1997 N24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (далее Закон N24-оз) в полном соответствии с законодательством. Из изложенного можно сделать вывод о том, что Обществом выполнены все инвестиционные обязательства по договору, равно как и все иные условия предоставления субсидий, предусмотренные Законом 24-оз, договором, Порядком N88 и иными нормативными актами Ленинградской области. Согласно Закону 24-оз и пункту 1.1. Договора цель предоставления субсидий из бюджета Ленинградской области состоит в развитии инвестиционной деятельности на территории Ленинградской области и привлечении инвестиций в экономику региона. По факту реализации инвестиционного проекта, Общество получало прибыль и уплачивало в бюджет Ленинградской области налог на прибыль в размере 1336487482 руб., что более чем в 2,5 раза превышает сумму субсидий. Таким образом, ключевая цель предоставления субсидий из бюджета Ленинградской области - привлечение инвестиций на территорию региона, достигнута. Выполнение Обществом инвестиционных обязательств по договору Ответчиками не оспаривается. Общество полностью выполнило условия получения субсидий, предусмотренные Договором, Законом 24-оз, Порядком N88, а также иными нормативными актами Ленинградской области, в частности: договор является действующим; факт уплаты в полном объеме налога на прибыль, подлежащего зачислению в областной бюджет Ленинградской области в размере не менее причитающейся Субсидии документально подтвержден; все подлежащие представлению документы представлены Обществом в Комитет в полном объеме; копии заявления, направленного согласно статье 102 НК РФ в УФНС по Ленинградской области о согласии на передачу налоговыми органами в Комитет информации о суммах начисленного и уплаченного в областной бюджет Ленинградской области налога на прибыль организаций в целях обеспечения контроля обоснованности получения субсидий, были представлены в составе пакета документов на предоставление субсидий; между Обществом и "БНП ПАРИБА Банк" действует соглашение, предусматривающее предоставление Комитету права бесспорного списания с банковского счета Общества денежных средств в сумме предоставленных субсидий; надлежаще оформленное гарантийное письмо о нерасторжении соглашения Общества с банком представлено в Комитет; отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и государственные внебюджетные фонды подтверждается представленными документами (т. 1, л. 20-23); отсутствие задолженности по выплате заработной платы работникам. Дополнительно выполнение Обществом условий получения субсидий подтверждается заключениями аккредитованной при Правительстве Ленинградской области консалтинговой компанией - некоммерческим партнерством "Центр Бизнес Планирования и Управления", которая указала, в частности, что по состоянию на 31.12.2016 Общество выполнило план по вложению инвестиций в проект, подтверждены обоснованность расчетов прибыли, полученной в результате вложения средств в соответствии с бизнес-планом, и расчетов сумм субсидий за 2016 год. Восстановлением прав и законных интересов заявителя в данном случае будет принятие Комитетом соответствующих мер по выплате Обществу субсидии за рассматриваемый период.
На решение суда первой инстанции Комитетом экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области подана апелляционная жалоба, в которой он просит отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что право на получение субсидий не является безусловным, зависящим только от соблюдения условий договора инвестирования. В указанном судом Постановлении Конституционного суда Российской Федерации толкование понятия "задолженность" не производилось, признак "фактических потерь бюджета" по тексту постановления не встречается. Вывод суда об отсутствии потерь бюджета не подтверждается той судебной практикой, на которую сослался суд. Указанные позиции не могут применяться к разным видам страхования. Обязанность и полномочия по проведению зачета относятся к органу контроля (соответствующий территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации), лишь по заявлению плательщика. Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области органом контроля не является. Консалтинговые организации не имеют полномочий устанавливать и заверять соблюдение условий предоставления субсидий, выполнение условий получения субсидий не может быть подтверждено заключением консалтинговой организации. Заключение консалтинговой организации подтверждает лишь обоснованность расчеты суммы прибыли и суммы субсидий, такое заключение предоставляется по итогам 2016 года, а не за 3 квартал 2016. Справка Фонда социального страхования, в которой указана недоимка по страховым взносам, должна рассматриваться в качестве документа, отражающего невозможность соблюдения заявителем условий предоставления субсидии.
Решение суда обжаловано, в свою очередь, Комитетом правового обеспечения Ленинградской области, который просил отменить обжалуемое решение, в удовлетворении заявления отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что условия, порядок предоставления субсидий, указанных в пункте 1.3 договора, не являются предметом регулирования договора о предоставлении мер государственной поддержки от 21.04.2011. Порядок предоставления субсидий из областного бюджета регулируется исключительно Бюджетным кодексом РФ, областным законом о бюджета Ленинградской области на очередной финансовый год и принимаемым в соответствии с ними нормативными правовыми актами. При несоблюдении условий, предусмотренных пунктом 2.1 Порядка N 88, субсидии не предоставляются. Наличие договора о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области не является безусловным основанием для получения субсидии, предусмотренной договором. Отсутствие задолженности по платежам в бюджеты всех уровней подтверждается определенным документом по состоянию на отчетную дату. Предоставление документов согласно перечню, установленному пунктом 3.1 Порядка N 88, является самостоятельным условием предоставления субсидии, несоблюдение которого влечет непредоставление субсидии. Наличие задолженности по состоянию на отчетную дату, предоставление документов, не соответствующих по комплектности, форме и содержанию требованиям, установленным действующим законодательством, является нарушением условий предоставления субсидии и основанием для непредоставления субсидии. В нарушение условий предоставления субсидий у Общества имелась задолженность по обязательным платежам в государственный внебюджетный фонд по состоянию на отчетную дату. Наличие переплаты по иному виду страхования не погашает недоимку. Погашение недоимки произведено за пределами установленного срока путем внесения платежей, что подтверждается представленной справкой об отсутствии задолженности по состоянию на 15.11.2016, доказательств исполнения обязанности по уплате страховых взносов в порядке, предусмотренному статьей 26.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ в материалы дела не представлено. Суд неправомерно сослался на судебную практику относительно проведения зачета переплаты, так как споры в указанных случаях возникли в рамках иных правоотношений. Понятие "единый консолидированный бюджет ФСС" отсутствует в законодательстве. Обществом нарушены условия предоставления субсидии.
В отзыве на апелляционные жалобы ЗАО "Интернешнл Пейпер" возражало против их удовлетворения, ссылаясь на то, что Обществом выполнены как все инвестиционные обязательства по договору, так и все иные обязательные условия получения субсидий. Цель предоставления субсидии исполнена. Представленные справки подтверждают отсутствие задолженности по состоянию на 01.11.2016. Страховые взносы по страхованию на случай временной нетрудоспособности и с связи с материнством и страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве формируют единый консолидированный бюджет ФСС, что следует из положений статьи 146 Бюджетного кодекса РФ. По состоянию на 01.11.2016 в бюджете ФСС имелись средства, в 50 раз превышающие размер недоимки. Потерь консолидированного бюджета по состоянию на 01.11.2016 не было. Термин "недоимка" не равнозначен понятию "задолженность". При отсутствии нормативно-закрепленного понятия "задолженность", конституционно-правовое толкование может служить достаточным и подлежащим применению. Судебные акты Конституционного суда РФ являются источником права. "Задолженность" представляет собой фактически возникшие потери бюджета. У бюджета отсутствуют потери, если в нем имеется сформированный (сбереженный) за счет плательщика избыточный денежный ресурс, в отношении которого возникла обязанность по его возврату. Комитетом неправомерно не принята во внимание справка от 15.11.2016, которой подтверждается отсутствие задолженности перед ФСС на указанную дату, задолженность, отраженная в справке от 01.11.2016 погашена заявителем. Предполагаемое нарушение относится к порядку (механизму), а не к условиям получения субсидий и не предусмотрено в качестве основания для отказа в предоставлении субсидий ни договоров, ни нормативно-правовыми актами. Соответствующий вывод сделан в определении Верховного Суда РФ от 16.12.2009 N 67-Г09-16. Выполнение Обществом условий получения субсидий дополнительно подтверждается заключениями аккредитованной при Правительстве Ленинградской области консалтинговой компании.
В судебном заседании представители ответчиков поддержали доводы апелляционных жалоб. Представители истца против удовлетворения апелляционных жалоб возражали по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "Интернешнл Пейпер" и субъектом Российской Федерации - Ленинградской областью заключен Договор о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области от 21.04.2011, со ссылкой на положения закона Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" (с изменениями) (далее - Закон 24-оз).
Согласно пункту 1.2 договора инвестор за счет собственных ресурсов осуществляет инвестирование на территории Ленинградской области в развитие обрабатывающего производства (код ОКВЭД 21.1 "Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги и картона") в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта "Расширение производственных мощностей ЗАО "Интернешнл Пейпер" б/н от сентября 2010, являющимся неотъемлемой частью договора.
Сумма инвестиционных затрат, предусмотренная пунктом 1.2.2 договора, составила 9565417400,00 руб.
По условиям пункта 1.3 договора Ленинградская область предоставляет инвестору режим наибольшего благоприятствования, в рамках которого инвестор вправе воспользоваться налоговыми льготами и субсидиями, предусмотренными областным законодательством, в том числе инвестор освобождается от уплаты налога на имущество организаций, зачисляемого в областной бюджет Ленинградской области (п.1.3.1); инвестору понижается ставка налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Ленинградской области (п.1.3.2); инвестору в целях возмещения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг предоставляются субсидии в размере 100 процентов подлежащей уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет Ленинградской области, исчисленной применительно к прибыли, полученной в результате вложения средств в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта и являющейся дополнительной по отношению к прибыли до начала вложения средств (в случае вложения средств в расширение существующих производственных мощностей).
Субсидии в виде 100% подлежащей уплате суммы налога на прибыль организаций предоставляются на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта) и на двухлетний срок после окупаемости затрат, при объеме инвестиционных затрат, превышающем (в рублевом эквиваленте) 10 миллионов долларов США.
Меры государственной поддержки начинают действовать с момента ввода производственных мощностей в эксплуатацию в установленном порядке, но не ранее заключения договора.
Общество 24.11.2016 направило в Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности (далее - Комитет) заявление о предоставлении из областного бюджета Ленинградской области субсидии за 3 квартал 2016 года в сумме 144057042 руб.
Письмом от 21.12.2016 N 14и-3940/16, полученным ЗАО "Интернешнл Пейпер" 29.12.2016, Комитет уведомил Общество о принятии решения не осуществлять выплату субсидии (письмо от 21.12.2016 N 14и-3940/16) со ссылкой на то, что в комплекте документов Обществом представлена справка Фонда социального страхования Российской Федерации, в соответствии с которой задолженность по страховым взносам за ЗАО "Интернейшнл Пейпер" по состоянию на 01.11.2016 составляет 20641,94 руб. Также Комитет отметил наличие в документах справки Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.11.2016, в которой отмечено, что задолженность по страховым взносам у Общества отсутствует, при этом, справки, подтверждающие отсутствие задолженности в бюджеты всех уровней, должны быть представлены по состоянию на 01.11.2016.
В силу положений статьи 198 АПК РФ, основанием для признания недействительным ненормативного акта является несоответствие его закону и нарушение прав заявителя в области предпринимательской деятельности.
Согласно положениям статьи 69 Бюджетного кодекса РФ, предоставление субсидий юридическим лицам представляет собой бюджетное ассигнование, которое осуществляется на условиях статьи 78 БК РФ.
В силу положений статьи 78 БК РФ в редакции, действовавшей на момент заключения договора о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в Ленинградской области с заявителем, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Областным законом Ленинградской области от 22.07.1997 N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области" в редакции, действовавшей на момент заключения договора с Обществом о предоставлении мер государственной поддержки, а именно статьей 3 указанного закона предусмотрен режим наибольшего благоприятствования, который включает в себя следующие меры государственной поддержки:
1) установление ставок налога на имущество организаций и налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Ленинградской области, в минимальном размере, установленном в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации;
2) предоставление бюджетных средств в соответствии с областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области;
Статьей 4 Закона N 24-оз установлено, что бюджетные средства предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных областным законом об областном бюджете Ленинградской области на соответствующий период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области. Бюджетные средства предоставляются в следующих размерах:
а) на срок фактической (с учетом предоставляемых льгот) окупаемости инвестиционных затрат (но не превышающий прогнозный срок окупаемости инвестиционных затрат, предусмотренный бизнес-планом инвестиционного проекта) - в размере 100 процентов подлежащей уплате суммы налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет Ленинградской области, исчисленной применительно к прибыли, полученной в результате вложения средств в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта и являющейся дополнительной по отношению к прибыли до начала вложения средств (в случае вложения средств в расширение существующих производственных мощностей);
б) на двухлетний период после наступления срока фактической окупаемости инвестиционных затрат:
По условиям статьи 5 Закона N 24-оз, предоставление мер государственной поддержки оформляется соответствующим договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона Ленинградской области от 29.12.2012 N 113-оз "О режиме государственной поддержки организаций, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области, и внесении изменений в отдельные законодательные акты Ленинградской области" (с последующими изменениями) режим наибольшего благоприятствования, предоставленный организациям, с которыми до 1 января 2014 года заключены договоры о предоставлении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности, сохраняется до прекращения действия таких договоров и действует в объёме, предусмотренном заключёнными договорами.
Подпунктом "р" пункта 3 части 7 статьи 6 Областного закона от 23.12.2015 N 139-оз "Об областном бюджете Ленинградской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов", субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим инвестиционную деятельность, предоставляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами Правительства Ленинградской области.
Такой порядок установлен Постановление Правительства Ленинградской области от 04.04.2016 N 88 "Об утверждении порядка предоставления из областного бюджета Ленинградской области субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области".
В силу пункта 1 Порядка N 88 он определяет цели, условия и порядок предоставления субсидий из областного бюджета Ленинградской области юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ленинградской области (далее - субсидии) в рамках подпрограммы "Обеспечение благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области" государственной программы Ленинградской области "Стимулирование экономической активности Ленинградской области", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 94.
В качестве условий предоставления субсидий, пунктом 2.1 Порядка N 88 предусмотрено
а) наличие действующего договора о предоставлении мер государственной поддержки (далее - договор), заключенного до 1 января 2013 года в соответствии с областным законом от 22 июля 1997 года N 24-оз "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Ленинградской области";
б) подтверждение факта уплаты в полном объеме налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет Ленинградской области, исчисленного в соответствии с налоговой декларацией (в размере не менее причитающейся субсидии);
в) представление документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Порядка;
г) представление копии заявления, направленного согласно статье 102 Налогового кодекса Российской Федерации в Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области (по месту постановки на учет), о согласии на передачу налоговыми органами в Комитет информации о суммах начисленного и уплаченного в областной бюджет Ленинградской области налога на прибыль организаций в целях обеспечения контроля обоснованности получения субсидий - при первичном обращении;
д) наличие действующего договора (соглашения) между организацией и банком, предусматривающего предоставление Комитету права бесспорного списания с банковского счета организации денежных средств в сумме предоставленных субсидий;
е) наличие гарантийного письма на период действия договора о нерасторжении договора (соглашения) между организацией и банком, предусматривающего предоставление Комитету права бесспорного списания с банковского счета организации денежных средств в сумме предоставленных субсидий, заверенного подписями руководителя и главного бухгалтера организации и печатью организации;
ж) отсутствие задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
з) отсутствие задолженности организации по выплате заработной платы работникам.
Пунктом 3.1 Порядка N 88 определен порядок предоставления субсидий, согласно которому организации ежеквартально представляют в Комитет следующие документы:
а) заявление на имя заместителя Председателя Правительства Ленинградской области - председателя комитета экономического развития и инвестиционной деятельности о предоставлении субсидий, заверенное подписью руководителя организации и печатью организации.
Заявление представляется:
при обращении о предоставлении субсидий за первый, второй или третий квартал отчетного года - в течение 30 дней после срока, установленного в соответствии с федеральным законодательством для представления квартальной отчетности в налоговый орган по месту нахождения организации,
при обращении о предоставлении субсидий за четвертый квартал отчетного года-до 1 июня года, следующего за отчетным;
б) расчет суммы субсидии нарастающим итогом за отчетный (налоговый) период (с разбивкой по кварталам), заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера организации и печатью организации;
в) копию налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий отчетный (налоговый) период с отметкой налогового органа, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера организации и печатью организации.
В случае непредставления по собственной инициативе получателем субсидий копии налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий отчетный (налоговый) период Комитет в рамках межведомственного взаимодействия самостоятельно запрашивает налоговую декларации по налогу на прибыль организаций за соответствующий отчетный (налоговый) период;
г) справку, подтверждающую, что понесенные организацией в отчетном периоде затраты больше или равны испрашиваемой сумме субсидий, заверенную подписями руководителя и главного бухгалтера организации и печатью организации;
д) документы, подтверждающие использование полученных за предыдущий период субсидий на осуществление расходов, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг в соответствии с бизнес-планом инвестиционного проекта в текущем периоде (отчеты, "оборотно-сальдовая ведомость по счету" и "карточка счета" по счетам учета поступлений и расходования средств субсидий), заверенные подписями руководителя и главного бухгалтера организации и печатью организации;
е) справку налогового органа и органа управления государственным внебюджетным фондом, подтверждающую отсутствие задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Ленинградской области и взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации, по состоянию на первое число месяца подачи заявления о предоставлении субсидии.
Исходя из изложенного выше, основанием для возникновения у юридического лица права на предоставление субсидии является осуществления заявителем деятельности, оговоренной в договоре о предоставлении мер государственной поддержки. Осуществление такого рода деятельности заявителем подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиками. Следовательно, право Общества на получение субсидии не может быть ограничено иначе как по основаниям, предусмотренным законом или иными нормативными актами.
Отсутствие задолженности по уплате взносов во внебюджетные фонды относится, как следует из изложенного выше, к условиям выплаты субсидии за определенный квартал. Из буквальной формулировки данного условия не следует, что отсутствие задолженности должно иметь место на какой-либо определенный период.
Представленными с заявлениями справками Государственного учреждения - Ленинградское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации подтверждено, что, на момент обращения задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование в размере 20641,94 руб., отраженная в справке от 10.11.2016 погашена, что подтверждается справкой от 15.11.2016. Таким образом, на момент принятия решения о предоставлении субсидии задолженности перед внебюджетным фондом не имелось.
Требование о предоставлении справки об отсутствии задолженности, в том числе по платежам во внебюджетные фонды, относится к порядку предоставления субсидии, а не условиям ее предоставления, следовательно, неверное указание даты в справке не может быть положено в основание отказа в предоставлении субсидии, если факт отсутствия задолженности по уплате взносов достоверно подтвержден. Иной подход влечет формальный отказ в предоставлении субсидии при наличии реального права на ее получение, что следует расценить как злоупотребление правом, которое, в силу положений статьи 10 ГК РФ, не допускается.
Следует отметить, что справка о расчетах по страховым взносам на обязательное социальное страхование на дату, предусмотренную Порядком N 88, также была представлена заявителем. В указанной справке, при наличии указания на недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 20641,94 руб. также указано на наличие переплаты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 1191796,33 руб. При этом следует учитывать, что страховые взносы по обоим указанным видам страхования подлежат зачислению во внебюджетный фонд социального страхования, таким образом, разные основания начисления взносов не исключают их квалификации как дохода одного внебюджетного фонда. Поскольку плательщиком взносы во внебюджетный фонд перечислены в размере, превышающем его общую обязанность по зачислению указанных взносов, даже при отсутствии проведения зачета уплаченных взносов согласно основаниям их уплаты, суд первой инстанции верно указал на то, что вывод о наличии задолженности по платежам во внебюджетный фонд социального страхования не может быть сделан.
Указанный вывод соответствует правой позиции, изложенной в определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.05.2012 N ВАС-5065/12 применительно к начислению пени на недоимку по уплате взносов в Фонд социального страхования. Поскольку в обоих случаях речь идет об установлении задолженности во внебюджетный фонд, указанная правовая позиция может быть применена и в данном случае.
Иных оснований для отказа в предоставлении субсидии ответчики не указали.
Как верно отметил суд первой инстанции, все условия, предусмотренные статьей 78 БК РФ, договором о предоставлении мер государственной поддержки, законами Ленинградской области, Порядком N 88 выполнены заявителем надлежащим образом, и порядок предоставления субсидии соблюден.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.08.2017 по делу N А56-21906/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-21906/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 апреля 2018 г. N Ф07-1042/18 настоящее постановление отменено
Истец: ЗАО "ИНТЕРНЕШНЛ ПЕЙПЕР"
Ответчик: Комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области, Ленинградская область, Правительство Ленинградской области